Овощи_фрукты_задания_логопеда

Логопедическое занятие. Тема: «Фрукты-овощи»

Цель: закрепление знаний по лексическим темам «Фрукты и овощи».

Коррекционно- образовательные :

· закрепить знания об овощах и фруктах, местах их произрастания;

· уточнить и расширить знания о витаминах, их пользе для организма;

· закрепить знания детей основных характеристик овощей и фруктов (цвет, формы, ощущения, что из них можно приготовить) .

· учить составлять описательный рассказ о фруктах по предложенной схеме.

Коррекционно- воспитательные :

· развивать культуру речевого общения детей друг с другом, педагогом.

Коррекционно-развивающие :

· закрепление умения образовывать относительные прилагательные;

· развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления, воображения;

· развитие фонематического слуха;

· развитие мелкой моторики, координации речи с движением;

· развитие тактильных ощущений;

· развитие плавного речевого выдоха.

Оборудование : Картинки с изображением овощей (помидор, огурец, репа, свекла, картофель, редис, ка­пуста, морковь, тыква, кабачок, баклажан, горох, лук, чес­нок), фруктов (яблоко, груша, слива, персик, банан, апель­син, мандарин, лимон, ананас, киви, арбуз). Муляжи овощей и фруктов. Две корзины. Ноутбук. Альбом на липучках. Пластилин. «Логомер-2».

I. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, дети! Каждый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте с вами поздороваемся.

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Нам здороваться не лень!

Руки над головой, пальцы раздвинуты в виде лучей.

Показать ветерок (машем руками влево — вправо)

Руки к груди, затем развести в стороны.

Логопед: Ребята, посмотрите, у нас в гостях кто-то был. Все переставил, пошалил. Кто же это мог быть? (ответы детей)

— Смотрите тут записка: « Выполняйте все мои задания, и вы узнаете, кто я. Ваша …..» Кто же это может быть. Вам интересно узнать кто это? (ответы детей)

— Тогда вперед выполнять задания.

(Игровое упражнение «Узнай, какой овощ — фрукт спрятан»)

Овощи-фрукты накрыты цветной бумагой.

Логопед: Подуем на кусочек цветной бумаги и узнаем, какой овощ или фрукт там спрятался (Дети выполняют).

Логопед: А тут лежат зеркала, что же с ними делать? (ответы детей)

— Правильно, надо сделать гимнастику для язычка, губ и щек.

-«Щёчки яблочки», Ваши щечки круглые как яблочки, надуем щечки.

-«Спрячь сливу за щеку». Кончиком языка упираемся то в одну, то в другую щёчку.

-«Круглая виноградинка». Вытянуть губки трубочкой, удержав «одну виноградинку».

-«Язычок пролезает через щель в заборе в сад» Широкий язычок протискивается между зубами.

-«Колья забора острые» Покажем острый язычок.

-«Лопатка» — «Колышек». Язычок «лопаткой» положи и спокойно подержи. Язык «колышком» потом потянем тонким острием.

-«Листок прикрыл яблочка бочок». Поднимем язычок вверх закроем сначала верхнюю губу, опустим, закроем нижнюю губу.

Читайте также:  Фруктовый_чай_полезные_свойства

Упражнение для жевательно — артикуляционных мышц «Жуем твердую грушу».

(Развитие слухового внимания, логического мышления)

Ребята, давайте вспомним, что вы о них знаете.

-Где растут фрукты? (В саду на деревьях) .

-Где растут овощи ? (В огороде на грядках) .

Чтобы вы вспомнили овощи и фрукты , я буду загадывать вам загадки, а вы внимательно слушайте и отвечайте!

1. Собираем мы в лукошко очень крупную …

2. Весной на грядках было пусто, потом выросла …

3. Из земли за чуб плутовку тянем сочную …

4. От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).

5. Для Андрюши и Катюши соберем в корзину …

6. Никого не огорчаю, а всех плакать заставляю (лук)

Молодцы! А теперь дам вам задачу потруднее :

Назовите фрукты по размеру больше сливы, но меньше ананаса. (Яблоко, груша, апельсин…) .

У каких овощей красный нос ? ( редиска, свекла) .

У какого овоща есть глазки ? (картошка).

Ребята кто это к нам пришел? ( в кабинет заходит «Витаминка»)

Чтоб здоровым, сильным быть,

В той стране едят продукты –

Это письмо вам прислали из волшебной страны « Овощей и Фруктов»

. Витаминки вам напомнили о том, как они для вас важны. А для чего нам всем нужны витамины? (Для того, чтобы питался наш организм, и дети росли сильными и здоровыми).

Ребята, хотите отправиться к Витаминкам в волшебную страну Овощей и Фруктов ?

Логопед: Попасть в страну Овощей и Фруктов не легко . Но я вам открою один секрет :

В той стране нужны билеты – Разноцветные береты (Одеваю детям береты ).

Это не простые береты, а волшебные!

Всем на свете могут стать!

Вокруг себя повернитесь,

Быстро,в фрукт или овощ превратись!

Скажите, ребята, каким кем вы стали?

(Дети называют фрукт или овощ, подбирают несколько признаков) .

Упражнение на координацию движений и равновесие «Деревце» .

2. Покачаться корпусом вперед – назад, сохраняя равновесие.

3. Приподняться на носки и снова покачаться влево – вправо, как деревце на ветру

Я буду называть овощи . Если овощ растет на земле , вы должны будите подпрыгнуть вверх, а если под землей растет овощ , вы должны присесть. (Морковка, капуста, картошка, свекла, огурцы, помидоры) .

Молодцы, вы хорошо знаете и овощи и фрукты ! Ребята, Витаминки немного загрустили. Когда они пригласили вас в гости, то решили приготовить что-нибудь вкусное. Витаминки пошли собирать урожай, но неожиданно пошел дождь и пришлось спешить, и все овощи и фрукты смешались .

-Помогите разложить отдельно овощи и фрукты.

Читайте также:  Какие_овощи_и_фрукты_опасные

Овощи и фрукты лежат в одной корзине. Дети берут по одному овощу или фрукту и кладут в соответствующую корзину.

Молодцы! Хоть немножко и устали, урожай вы весь собрали!

Интерактивная игра «Соотнеси»

III . Подведение итогов.

-Вам понравилось наше путешествие в волшебную страну « Овощей и Фруктов ?» (ответы).

-Теперь вы знаете, что все овощи и фрукты очень полезные и необходимые для вас.

Чтоб здоровым, сильным быть,

А теперь нам пора возвращаться. Вы очень понравились жителям этой страны. Они решили подарить на память волшебный пластилин. Вот он. Мы с можем дома из него вылепить фрукты и овощи.

-Вы большие молодцы! Спасибо за урок!

Источник

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: «Овощи, фрукты» (подготовительная к школе группа)
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Тема: «ОВОЩИ. ФРУКТЫ. ТРУД ВЗРОСЛЫХ НА ПОЛЯХ, В ОГОРОДАХ И САДАХ».

(подготовительная к школе группа)

1. Словарь и словообразование

1. Предметный словарь : овощи, капуста, картошка, свекла, редиска, лук, чеснок, горох, фасоль, перец, баклажан, кабачок, морковь, огурец, помидор; грядка, рассада, теплица, посадка, борщ, салат, рагу, урожай, огород, огородник, стручок, качан, овощерезка; фрукты, абрикос, персик, банан, яблоко, груша, слива, хурма, киви, гранат; сад, кисть, лоза, дерево, кожура, косточка; варенье, мармелад, джем, повидло, компот, сок, желе; садовник, посадка; витамины, здоровье, ломтик, кусок, вкус, начинка, долька, сухофрукты, изюм.

2. Глагольный словарь : вырастить, сорвать, выдернуть, выкопать, срезать, натереть, сажать, шинковать, грузить, созревать, цвести, собирать, солить, квасить, полоть, мыть; расти, созревать, снять, сорвать, варить, сажать, резать, чистить, цвести, ухаживать, собирать, мыть, есть.

3. Словарь признаков : овощной, красный, зеленый, желтый, фиолетовый, бордовый, крупный, мелкий, гладкий, шершавый, горький, сладкий, соленый, кислый, толстый, крепкий, зрелый; румяный, душистый, ароматный, кислый, сладкий, крупный, мелкий, гладкий, шероховатый; полезный, вкусный, красный, зеленый, фиолетовый.

4. Словарь наречий : рано, поздно, мелко, крупно; вкусно, кисло, сладко, много, мало.

5. Антонимы : крупный — мелкий, рано — поздно, кислый — сладкий, гладкий

— шершавый, сажать – собирать; крупный — мелкий, большой — маленький, зрелый — зеленый, сладкий — кислый, гладкий — шероховатый.

1) приставочных глаголов (выкопать, перекопать. );

2) относительных прилагательных:

  • пюре из картофеля — картофельное ;
  • суп из овощей – овощной;
  • салат из капусты – капустный;
  • сок из фруктов – фруктовый;
  • компот из груши – грушевый;
  • сок из яблок – яблочный;
  • икра из кабачков – кабачковая;
  • салат из огурцов – огуречный;
  • салат из моркови – морковный;
  • салат из свеклы – свекольный;

3) существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

  • горох – горошек;
  • огурец – огурчик;
  • абрикос – абрикосик;
  • яблоко – яблочко;
  • морковь – морковочка;
  • капуста — капусточка;
  • лук – лучок;
  • чеснок – чесночок;
  • перец – перчик;
  • картошка – картошечка;
Читайте также:  Какие_фрукты_едят_во_время_диеты

4) сложных слов (овощерезка, картофелечистка);

5) приставочных глаголов (срезать, порезать, обрезать);

7. Подбор родственных слов : овощи, огород; яблоко, сад.

8. Многозначность : салат, лук; косточка, кисть.

1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку .

Согласование прилагательных с существительными:

2. Образование множественного числа существительных.

  • кабачок – кабачки;
  • яблоко – яблоки;
  • баклажан – баклажаны;
  • помидор – помидоры;
  • огурец – огурцы;
  • яблоко – яблоки;
  • груша – груши;
  • свекла – свёклы;
  • абрикос – абрикосы;
  • слива – сливы;
  • фрукт – фрукты;
  • овощ – овощи;

3. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один огурец, много кабачков, моя морковка. Один гранат, мое яблоко, много груш.

4. Предложно-падежное управление.

(Родительный, Творительный, Предложный падежи.)

— Из чего сделан салат? (предлог «из»).

— Корзинка с чем? (предлог «с», «со»)

— Куда сложим урожай? (предлог «в»)

— «Угощайся» — съешь ломтик яблока, груши.

— Бабушкина кладовая (предлог «из»: сок из яблок, варенье из винограда, начинка из абрикосов).

— Что можно приготовить?» (Можно приготовить варенье, джем. ).

— У меня есть, у меня нет. » (работа с картинками).

— Предлоги; «в», «из», «с» (в банке, из банки, корзинка с персиками. ).

3. Развитие психических функций

2. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»).

3. Классификация : зеленые овощи, красные, круглые, треугольные; крупные фрукты, красные, зеленые, сладкие, кислые, большие — маленькие.

4. Игры на восприятие цвета, формы, размера:

— Узнай изображения по контуру.

— Что похоже на мышку? На мячик?

— Узнай изображения по трафарету.

— Что внутри? (Косточки, семечки).

— Как надолго сохранить овощи?

— Почему так называют: теплица, огородник, овощерезка, картофелечистка?

— Как надолго сохранить фрукты?

— Почему так называют: садовод, сухофрукты?

— овальные овощи — треугольные;

— сладкие фрукты — кислые фрукты;

— тропические фрукты — фрукты нашей страны.

7. Объясни значение выражений:

1 . Загадки-описания, сравнительно — описательные рассказы.

— Что можно приготовить из овощей?

— Путь картошки от посадки до кастрюли.

— Кто и как ухаживает за садом?

— Путь яблочного семечка до яблока.

— Рассказ о приготовлении варенья из яблок.

5. Развитие графических навыков

Обведение кругов; выполнение штриховки, раскрашивание предметов, обведение предметов по контуру, рисование по клеточкам и т.д.

Посмотреть, как все растет,

Как подсолнухи в картошке

Источник

Оцените статью