Логопедическое занятие. Тема: «Фрукты-овощи»
Цель: закрепление знаний по лексическим темам «Фрукты и овощи».
Коррекционно- образовательные :
· закрепить знания об овощах и фруктах, местах их произрастания;
· уточнить и расширить знания о витаминах, их пользе для организма;
· закрепить знания детей основных характеристик овощей и фруктов (цвет, формы, ощущения, что из них можно приготовить) .
· учить составлять описательный рассказ о фруктах по предложенной схеме.
Коррекционно- воспитательные :
· развивать культуру речевого общения детей друг с другом, педагогом.
Коррекционно-развивающие :
· закрепление умения образовывать относительные прилагательные;
· развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления, воображения;
· развитие фонематического слуха;
· развитие мелкой моторики, координации речи с движением;
· развитие тактильных ощущений;
· развитие плавного речевого выдоха.
Оборудование : Картинки с изображением овощей (помидор, огурец, репа, свекла, картофель, редис, капуста, морковь, тыква, кабачок, баклажан, горох, лук, чеснок), фруктов (яблоко, груша, слива, персик, банан, апельсин, мандарин, лимон, ананас, киви, арбуз). Муляжи овощей и фруктов. Две корзины. Ноутбук. Альбом на липучках. Пластилин. «Логомер-2».
I. Организационный момент
Логопед: Здравствуйте, дети! Каждый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте с вами поздороваемся.
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Нам здороваться не лень!
Руки над головой, пальцы раздвинуты в виде лучей.
Показать ветерок (машем руками влево — вправо)
Руки к груди, затем развести в стороны.
Логопед: Ребята, посмотрите, у нас в гостях кто-то был. Все переставил, пошалил. Кто же это мог быть? (ответы детей)
— Смотрите тут записка: « Выполняйте все мои задания, и вы узнаете, кто я. Ваша …..» Кто же это может быть. Вам интересно узнать кто это? (ответы детей)
— Тогда вперед выполнять задания.
(Игровое упражнение «Узнай, какой овощ — фрукт спрятан»)
Овощи-фрукты накрыты цветной бумагой.
Логопед: Подуем на кусочек цветной бумаги и узнаем, какой овощ или фрукт там спрятался (Дети выполняют).
Логопед: А тут лежат зеркала, что же с ними делать? (ответы детей)
— Правильно, надо сделать гимнастику для язычка, губ и щек.
-«Щёчки яблочки», Ваши щечки круглые как яблочки, надуем щечки.
-«Спрячь сливу за щеку». Кончиком языка упираемся то в одну, то в другую щёчку.
-«Круглая виноградинка». Вытянуть губки трубочкой, удержав «одну виноградинку».
-«Язычок пролезает через щель в заборе в сад» Широкий язычок протискивается между зубами.
-«Колья забора острые» Покажем острый язычок.
-«Лопатка» — «Колышек». Язычок «лопаткой» положи и спокойно подержи. Язык «колышком» потом потянем тонким острием.
-«Листок прикрыл яблочка бочок». Поднимем язычок вверх закроем сначала верхнюю губу, опустим, закроем нижнюю губу.
Упражнение для жевательно — артикуляционных мышц «Жуем твердую грушу».
(Развитие слухового внимания, логического мышления)
Ребята, давайте вспомним, что вы о них знаете.
-Где растут фрукты? (В саду на деревьях) .
-Где растут овощи ? (В огороде на грядках) .
Чтобы вы вспомнили овощи и фрукты , я буду загадывать вам загадки, а вы внимательно слушайте и отвечайте!
1. Собираем мы в лукошко очень крупную …
2. Весной на грядках было пусто, потом выросла …
3. Из земли за чуб плутовку тянем сочную …
4. От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).
5. Для Андрюши и Катюши соберем в корзину …
6. Никого не огорчаю, а всех плакать заставляю (лук)
Молодцы! А теперь дам вам задачу потруднее :
Назовите фрукты по размеру больше сливы, но меньше ананаса. (Яблоко, груша, апельсин…) .
У каких овощей красный нос ? ( редиска, свекла) .
У какого овоща есть глазки ? (картошка).
Ребята кто это к нам пришел? ( в кабинет заходит «Витаминка»)
Чтоб здоровым, сильным быть,
В той стране едят продукты –
Это письмо вам прислали из волшебной страны « Овощей и Фруктов»
. Витаминки вам напомнили о том, как они для вас важны. А для чего нам всем нужны витамины? (Для того, чтобы питался наш организм, и дети росли сильными и здоровыми).
Ребята, хотите отправиться к Витаминкам в волшебную страну Овощей и Фруктов ?
Логопед: Попасть в страну Овощей и Фруктов не легко . Но я вам открою один секрет :
В той стране нужны билеты – Разноцветные береты (Одеваю детям береты ).
Это не простые береты, а волшебные!
Всем на свете могут стать!
Вокруг себя повернитесь,
Быстро,в фрукт или овощ превратись!
Скажите, ребята, каким кем вы стали?
(Дети называют фрукт или овощ, подбирают несколько признаков) .
Упражнение на координацию движений и равновесие «Деревце» .
2. Покачаться корпусом вперед – назад, сохраняя равновесие.
3. Приподняться на носки и снова покачаться влево – вправо, как деревце на ветру
Я буду называть овощи . Если овощ растет на земле , вы должны будите подпрыгнуть вверх, а если под землей растет овощ , вы должны присесть. (Морковка, капуста, картошка, свекла, огурцы, помидоры) .
Молодцы, вы хорошо знаете и овощи и фрукты ! Ребята, Витаминки немного загрустили. Когда они пригласили вас в гости, то решили приготовить что-нибудь вкусное. Витаминки пошли собирать урожай, но неожиданно пошел дождь и пришлось спешить, и все овощи и фрукты смешались .
-Помогите разложить отдельно овощи и фрукты.
Овощи и фрукты лежат в одной корзине. Дети берут по одному овощу или фрукту и кладут в соответствующую корзину.
Молодцы! Хоть немножко и устали, урожай вы весь собрали!
Интерактивная игра «Соотнеси»
III . Подведение итогов.
-Вам понравилось наше путешествие в волшебную страну « Овощей и Фруктов ?» (ответы).
-Теперь вы знаете, что все овощи и фрукты очень полезные и необходимые для вас.
Чтоб здоровым, сильным быть,
А теперь нам пора возвращаться. Вы очень понравились жителям этой страны. Они решили подарить на память волшебный пластилин. Вот он. Мы с можем дома из него вылепить фрукты и овощи.
-Вы большие молодцы! Спасибо за урок!
Источник
Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: «Овощи, фрукты» (подготовительная к школе группа)
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)
Тема: «ОВОЩИ. ФРУКТЫ. ТРУД ВЗРОСЛЫХ НА ПОЛЯХ, В ОГОРОДАХ И САДАХ».
(подготовительная к школе группа)
1. Словарь и словообразование
1. Предметный словарь : овощи, капуста, картошка, свекла, редиска, лук, чеснок, горох, фасоль, перец, баклажан, кабачок, морковь, огурец, помидор; грядка, рассада, теплица, посадка, борщ, салат, рагу, урожай, огород, огородник, стручок, качан, овощерезка; фрукты, абрикос, персик, банан, яблоко, груша, слива, хурма, киви, гранат; сад, кисть, лоза, дерево, кожура, косточка; варенье, мармелад, джем, повидло, компот, сок, желе; садовник, посадка; витамины, здоровье, ломтик, кусок, вкус, начинка, долька, сухофрукты, изюм.
2. Глагольный словарь : вырастить, сорвать, выдернуть, выкопать, срезать, натереть, сажать, шинковать, грузить, созревать, цвести, собирать, солить, квасить, полоть, мыть; расти, созревать, снять, сорвать, варить, сажать, резать, чистить, цвести, ухаживать, собирать, мыть, есть.
3. Словарь признаков : овощной, красный, зеленый, желтый, фиолетовый, бордовый, крупный, мелкий, гладкий, шершавый, горький, сладкий, соленый, кислый, толстый, крепкий, зрелый; румяный, душистый, ароматный, кислый, сладкий, крупный, мелкий, гладкий, шероховатый; полезный, вкусный, красный, зеленый, фиолетовый.
4. Словарь наречий : рано, поздно, мелко, крупно; вкусно, кисло, сладко, много, мало.
5. Антонимы : крупный — мелкий, рано — поздно, кислый — сладкий, гладкий
— шершавый, сажать – собирать; крупный — мелкий, большой — маленький, зрелый — зеленый, сладкий — кислый, гладкий — шероховатый.
1) приставочных глаголов (выкопать, перекопать. );
2) относительных прилагательных:
- пюре из картофеля — картофельное ;
- суп из овощей – овощной;
- салат из капусты – капустный;
- сок из фруктов – фруктовый;
- компот из груши – грушевый;
- сок из яблок – яблочный;
- икра из кабачков – кабачковая;
- салат из огурцов – огуречный;
- салат из моркови – морковный;
- салат из свеклы – свекольный;
3) существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
- горох – горошек;
- огурец – огурчик;
- абрикос – абрикосик;
- яблоко – яблочко;
- морковь – морковочка;
- капуста — капусточка;
- лук – лучок;
- чеснок – чесночок;
- перец – перчик;
- картошка – картошечка;
4) сложных слов (овощерезка, картофелечистка);
5) приставочных глаголов (срезать, порезать, обрезать);
7. Подбор родственных слов : овощи, огород; яблоко, сад.
8. Многозначность : салат, лук; косточка, кисть.
1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку .
Согласование прилагательных с существительными:
2. Образование множественного числа существительных.
- кабачок – кабачки;
- яблоко – яблоки;
- баклажан – баклажаны;
- помидор – помидоры;
- огурец – огурцы;
- яблоко – яблоки;
- груша – груши;
- свекла – свёклы;
- абрикос – абрикосы;
- слива – сливы;
- фрукт – фрукты;
- овощ – овощи;
3. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один огурец, много кабачков, моя морковка. Один гранат, мое яблоко, много груш.
4. Предложно-падежное управление.
(Родительный, Творительный, Предложный падежи.)
— Из чего сделан салат? (предлог «из»).
— Корзинка с чем? (предлог «с», «со»)
— Куда сложим урожай? (предлог «в»)
— «Угощайся» — съешь ломтик яблока, груши.
— Бабушкина кладовая (предлог «из»: сок из яблок, варенье из винограда, начинка из абрикосов).
— Что можно приготовить?» (Можно приготовить варенье, джем. ).
— У меня есть, у меня нет. » (работа с картинками).
— Предлоги; «в», «из», «с» (в банке, из банки, корзинка с персиками. ).
3. Развитие психических функций
2. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»).
3. Классификация : зеленые овощи, красные, круглые, треугольные; крупные фрукты, красные, зеленые, сладкие, кислые, большие — маленькие.
4. Игры на восприятие цвета, формы, размера:
— Узнай изображения по контуру.
— Что похоже на мышку? На мячик?
— Узнай изображения по трафарету.
— Что внутри? (Косточки, семечки).
— Как надолго сохранить овощи?
— Почему так называют: теплица, огородник, овощерезка, картофелечистка?
— Как надолго сохранить фрукты?
— Почему так называют: садовод, сухофрукты?
— овальные овощи — треугольные;
— сладкие фрукты — кислые фрукты;
— тропические фрукты — фрукты нашей страны.
7. Объясни значение выражений:
1 . Загадки-описания, сравнительно — описательные рассказы.
— Что можно приготовить из овощей?
— Путь картошки от посадки до кастрюли.
— Кто и как ухаживает за садом?
— Путь яблочного семечка до яблока.
— Рассказ о приготовлении варенья из яблок.
5. Развитие графических навыков
Обведение кругов; выполнение штриховки, раскрашивание предметов, обведение предметов по контуру, рисование по клеточкам и т.д.
Посмотреть, как все растет,
Как подсолнухи в картошке
Источник