2.4. Методические положения по экономической оценке лесных земель
Вопросы экономической оценки природных ресурсов достаточно изучены, и на сегодняшний день есть немало методических решений, но наибольшее распространение, поддержку и признание в научных кругах получили следующие подходы к оценке лесных земель:
Проблема экономической оценки такого природного ресурса, как земля, является очень не простой, прежде всего, из-за сложности самой земли как объекта оценки. Так, например, объектами экономической оценки земель лесного фонда являются участки лесного фонда, которые имеют фиксированные границы и характеризуются определенным местоположением, природными условиями, физическими параметрами, правовым и хозяйственным режимом пользования. При этом самостоятельными объектами оценки выступают:
- лесные земли (покрытые и непокрытые лесом земли, включая земли, занятые гарями, прогалинами, рединами, вырубками, погибшими насаждениями) и нелесные земли, входящие в состав земель лесного фонда;
- древостои, имеющие преимущественно эксплуатационное значение (достигшие возраста спелости и не достигшие возраста спелости), а также насаждения специального назначения (лесосеменные участки, лесосеменные плантации и т. п.), которые в момент оценки находятся на оцениваемом участке лесного фонда;
- наличные запасы иных лесных ресурсов: второстепенных лесных ресурсов, ресурсов побочного пользования и ресурсов других видов лесных пользований.
Ниже в качестве примера приводится методика кадастровой оценки лесных земель основанная на сумме капитализированных рентных доходов от использования всей совокупности лесных ресурсов в эталонных насаждениях.
Метод капитализации рентных доходов подразумевает оценку потенциальной производительности земли и приведение будущих доходов и расходов к единой стоимости.
Под потенциальной производительностью понимается продуктивность древостоев, которые наиболее полно соответствуют данным лесорастительным условиям и целям ведения лесного хозяйства. Такие насаждения, обладающие высокой устойчивостью к неблагоприятным факторам и обеспечивающие в данных лесорастительных условиях максимальное продуцирование древесного запаса и других полезных свойств и функций, принято называть эталонными древостоями (или коренными, иногда аборигенными).
Таким образом, капитализированная оценка лесных земель представляет собой сумму всей ожидаемой максимальной (потенциальной) продукции, которая может быть получена на этой земле в эталонных древостоях за неограниченный срок использования земли с учетом фактора времени.
Необходимость учета фактора времени вызвана различиями в получении доходов от разных видов ресурсов в составе оценки лесных земель. Так, например, древесина по главному пользованию реализуется один раз за оборот рубки, живица – в течение 10–15 сезонов за оборот, а ресурсы побочного пользования, лесных семян и охотничьего промысла – ежегодно при бесконечном использовании земли. Учет фактора времени осуществляется через дисконтирование, т. е. приведение будущих доходов и расходов к настоящему времени по методу сложных процентов.
Формула для экономической оценки лесной земли может быть представлена в виде
где Оз – оценка лесной земли, руб./га; – капитальная оценка ресурсов древесины в спелом эталонном древостое при главном пользовании лесом, руб./га; Кср – коэффициент, учитывающий средозащитные и рекреационные функции леса при оценке земли; – капитальная оценка ресурсов прижизненного пользования древостоем в эталонном насаждении (живица, соки), руб./га; – капитальная оценка ресурсов побочного пользования лесом (грибы, ягоды, лекарственное и техническое сырье из лесных растений), руб./га; – капитальная оценка ресурсов охотничьего промысла в эталонных насаждениях.
Для определения капитальной оценки древесных ресурсов в составе оценки лесных земель используется коэффициент капитализации, который рассчитывается по формуле
где Кз – коэффициент капитализации оценки земли; – норматив приведения по фактору времени (0,02); Тэт – оборот рубки эталонного древостоя, лет.
Тогда формула капитальной рентной оценки ресурсов древесины в спелом эталонном древостое при главном пользовании лесом имеет вид
где – рента от использования древесины в спелых эталонных насаждениях, руб./м 3 ; – запас древесины в эталонном насаждении в возрасте главной рубки, м 3 /га.
Капитальная рентная оценка ресурсов прижизненного пользования древостоями (подсочка леса) в составе оценки конкретного участка лесной земли определяется по формуле
где – рента, получаемая при заготовке ресурсов живицы в эталонных насаждениях, руб./т; – объем заготовки живицы за период подсочки (а – лет), т; а – период подсочки, лет; Т – оборот рубки эталонного древостоя, лет.
Формула для капитальной рентной оценки каждого вида ресурсов побочного пользования лесом отдельно (грибы, ягоды и др.) в составе оценки земли конкретного участка может быть представлена в виде
где – рента, получаемая при заготовке ресурсов побочного пользования i—го вида в эталонных насаждениях, руб./кг; – среднегодовая многолетняя продуктивность i—го вида ресурса побочного пользования с учетом среднего процента плодоносящей площади угодья данной категории, кг/га.
Капитальная рентная оценка ресурсов охотничьего промысла в составе оценки земли осуществляется аналогично.
Учет средозащитных и рекреационных функций осуществляется с помощью поправочных коэффициентов к оценке древесины Кср, дифференцированных по группам лесов и категориям защитности лесов первой группы. Значения этих коэффициентов приведены в табл. 2.1.
Расчет величины ренты от использования древесины ; ренты, получаемой при заготовке ресурсов живицы ; ренты, получаемой при заготовке ресурсов побочного пользования и других оцениваемых ресурсов в данной методике рекомендуется производить по формуле Э.И. Шенрока.
Источник
XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2022
Оценка лесных участков и оценка имущественных прав, возникающих при использовании лесов
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Правовой режим земель лесного фонда – это система правил об использовании и охране таких земель. Лесные участки в составе земель лесного фонда принадлежат государству. Однако есть лесные участки, которые относятся к другим категориям, кроме того, закон допускает перевод земель лесного фонда в другую категорию.
Земли лесного фонда – это не только леса и лесополосы, охраняемые государством, но и земельные участки, которые предназначены для восстановления лесов, а также участки, которые предназначаются для целей по осуществлению лесохозяйственной деятельности. Находятся земли лесного фонда под юрисдикцией, как Земельного кодекса, так и Лесного кодекса РФ.
Земли лесного фонда включают в себя следующие типы земельных участков и лесов:
• иные земельные участки, предназначенные для лесов, которые определяются как защитные территории;
• другие категории любых земель, которые могут быть использованы для лесного фонда.
Понятие и состав земель лесного фонда подразумевают использование земельных участков исключительно с первоначальным целевым назначением.
Правовой режим лесного фонда прописан и четко указан не только в земельном и лесном законодательстве, но и в других нормативно-правовых актах, которые предписывают использование земельных участков под леса и лесные территории.
В частности, это касается Постановления Правительства РФ № 48, где прописаны все аспекты и особенности документов, касающихся перевода земель из категории лесного фонда в любую другую и наоборот. [4]
Правовой режим лесного земельного фонда подразумевает использование участков только для осуществления лесохозяйственной деятельности или под леса. К примеру, эксплуатационные леса – это те лесные земельные участки, которые эксплуатируются для проведения этой самой деятельности: вырубка леса, переработка лесопродуктов и прочая деятельность.
Согласно статье 5 Лесного кодекса РФ вся деятельность, касающаяся лесных земельных участков, должна осуществляться исходя из понятия леса как целой экологической системы, которая нуждается в защите и безопасности. [9]
Использование земель лесного фонда, согласно действующему законодательству, происходит исключительно в рамках нормативно-правовых актов, непосредственно касающихся этих самых земель. Так, все лесные земельные участки находятся или в федеральной собственности, или предоставляются федеральными органами власти на правах собственности иным участникам земельных отношений в рамках земельного законодательства.
Подразумевается в данном случае следующие формы собственности:
• собственность субъектов федерации.
Лесной земельный фонд не может находиться в собственности у физических или юридических лиц, однако последние вправе их использовать или эксплуатировать на правах бессрочного или срочного пользования, на правах аренды и сервитута, если это предусмотрено и разрешено федеральными органами власти. Земли лесного фонда не могут быть использованы ни для какого иного назначения, кроме того, которое
предусмотрено Лесным кодексом РФ.
Кадастровая оценка земель лесного фонда происходит на общих основания, предусмотренных в Федеральном законе РФ № 221. [1]
Список использованных источников
1. Конституция Российской федерации.
2. Федеральный Закон №135-Ф3 от 29.07.1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2021г.).
3. Земельный кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2020.-187 с.
4. Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2000 г.№ 316-ФЗ «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» (с изменениями и дополнениями от: 11 апреля, 14 декабря 2006 г., 17 сентября 2007 г.).
5. Методика государственной кадастровой оценки земель лесного фонда РФ. Андрианов Ю. В. — 2-е изд., испр. — М.: Дело, 2019 г. — 488 с.
6. Государственная кадастровая оценка земель лесного фонда. Федеральная служба земельного кадастра России. М.:2019.
7. Официальный сайт Федерального агентства земельного кадастра России [Электронный ресурс] URL: https://kadastr.ru/map.php (дата обращения 12.02.2022).
8. Водный Кодекс РФ от 3 июня 2006 года №74-ФЗ. Редакция от 30.12.2021 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022). [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60683/
9. Лесной Кодекс РФ от 4 декабря 2006 года №200-ФЗ. (ред. 02.07.2021) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64299/
10. Об использовании участков лесного фонда на основании разрешения органов государственной власти: Письмо Рослесхоза от 2 февраля 2019 года №МГ-03-54/703. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_66512/
11. Алиев О.К. Право собственности на природные ресурсы / О.К.Алиев // Юрист. — 2019.-№3.
12. Блинников Р.В. Понятие и состав земель лесного фонда / Р.В.Блинников // Правовые вопросы недвижимости. — 2020.-№2.
13. Дегтев А.В. Земля – объект земельных и гражданских правоотношений / А.В.Дегтев // Право и экономика — 2019.-№8.
14. Кожедубова И.И. Арендная плата за пользование лесным фондом /И.И.Кожедубова // Налоги. — 2019.-№39.
15. Крассов О.И. Юридическое понятие «земельный участок» /О.И.Красов // Экологическое право — 2019.-№2.
16. Кречетов Д. Законность лесопользования /Д.Кречетов // Законность №5, 2019.-№5.
17. Наумова Ю. Использование лесного законодательства /Ю.Наумова // Законность — 2020.-№8.
18. Петров В.И. Оценка стоимости земельных участков: учеб.пособие / В.И. Петров; под ред. Д-ра экон. Наук, проф. М.А.Федотовой. – М.: КНОРУС, 2020. – 208 с.
19. Седов А.А. Правовые проблемы лесопользования А.А.Седов // Право и политика. — 2019.-№11.
Источник