Эстетическая оценка ландшафтов
Эстетические свойства ландшафтов изучает особое прикладное направление ландшафтоведения. Известный исследователь эстетики ландшафта профессор МГУ В.А. Николаев дает следующее определение этому направлению: «Эстетика ландшафта – особое направление ландшафтоведения, изучающее красоту, живописность природных и природно-антропогенных ландшафтов, особенности их эстетического восприятия».
Эстетикой ландшафта издавна занимались ландшафтные архитекторы при проектировании дворцовых пейзажных парков. Сложились целые школы ландшафтного дизайна: китайская, японская, французская, английская и др. В настоящее время эстетика ландшафтов вынесена за пределы парков, и теперь уже в туризме большую роль начала играть эстетика природных ландшафтов, с которой знакомятся туристы во время своих путешествий. Это потребовало более углубленных исследований в изучении эстетики природных ландшафтов и ее психо-эмоционального воздействия на человека. Этому феномену были посвящены работы американских, литовских и других исследователей. В России проблемами эстетики ландшафта в последние годы активно занимались Серебряный Л.Р., Фролова М.Ю., Тимофеев Д.А., Лихачева Э.И. и, конечно, Николаев В.А., учебное пособие которого «Ландшафтоведение. Эстетика и дизайн» положено в основу данного параграфа учебника.
Пейзаж. Эстетическое восприятие ландшафта определяется его внешним обликом, называемым пейзажем.
Пейзаж – это вид местности, воспринимаемый наблюдателем. В.А. Николаев предлагает подходить к эстетической оценке ландшафта с философских позиций, рассматривая ландшафт как сущностную категорию, для понимания которой необходим научный аналитический подход, а пейзаж – как явление, обусловленное чувственным восприятием ландшафта. В пейзаже открываются многие внутренние свойства ландшафта, которые невозможно постичь, игнорируя пейзаж. Поэтому пейзаж как явление представляет феномен эстетики ландшафта. Отсюда неразрывность понятий «пейзаж» и «ландшафт». Структура пейзажа определяется сочетанием композиционных элементов, которым свойственна динамическая смена их состояний, зависящая от освещенности, времени суток, сезона года. Пейзажная композиция формируется из отдельных элементов, образующих пейзажные сюжеты.
— пейзаж – это композиционное объединение в общую картину местности взаимосвязанных пейзажных сюжетов. Общая пейзажная композиция делится на следующие составляющие:
— элементы пейзажа – простейшие ячейки: река, дорога, дерево, храм и т.д.;
— пейзажные сюжеты – локальные совокупности пейзажных элементов, которые могут формировать одно, двух сюжетные и более композиции;
— комплексы пейзажей – многосюжетные пейзажи, которые называют панорамными при наличии единой точки обзора.
Многочисленные элементы пейзажа формируют как его композиционные узлы, привлекающие главное внимание наблюдателя, так и второстепенные, образующие пейзажный фон. В качестве композиционных явлений выступают природные доминанты (горные вершины, водопады) или антропогенные (храмы, замки, дворцы). Композиционные узлы могут размещаться как в центре пейзажа, так и на его периферии. В сложных пейзажных композициях встречается несколько фокальных (узловых) элементов. Пейзажные композиции часто пронизываются сквозной осью (река, горная гряда, ущелье), которая выступает визуальным фокусом, организующим внимание наблюдателя.
Присутствие в пейзаже композиционных осей и узлов эстетически организует пейзаж и обогащает его эстетическое восприятие, что надо учитывать при прокладке терренкуров вокруг курорта и маршрутов спортивного и экологического туризма. Композиционная выразительность пейзажа усиливается благодаря глубине видовой перспективы. Различают:
— фронтальную композицию, характерную для однопланового пейзажа без глубины перспективы (например, лесная поляна, окруженная густым древостоем);
— объемная композиция, включающая несколько структурных планов (поля, перелески, река);
— глубинно-пространственная композиция с дальней перспективой, типичная для пейзажей, где с высокой точки есть панорамный обзор или с предгорной равнины открывается вид на разновысотные хребты.
Живописность пейзажа усиливают пейзажные кулисы, устремляющие взгляд наблюдателя в определенном направлении. Кулисы обрамляют пейзаж, создавая его фланги, которые могут быть представлены неровностями рельефа (хребтами, холмистыми грядами), растительностью (отдельными лесными массивами) или архитектурными сооружениями (боковыми фронтальными колоннадами в усадебном или дворцовом ансамбле). Кулисы подчеркивают глубину пейзажной перспективы. Если они пространственно эшелонированы, то в пейзаже присутствуют несколько уходящих планов. Кулисы направляют взгляд наблюдателя к фокальным точкам, повышая аттрактивность пейзажных доминант. Казалось бы, выразительность пейзажа пропорциональна количеству пейзажных доминант (узлов и осей), однако – чрезмерная насыщенность пейзажа визуальными акцентами может разрушить его эстетическую целостность и утомить наблюдателя. Его восприятие притупляется. Поэтому существует правило предельного насыщения пейзажа композиционными акцентами. Оптимальное количество композиционных узлов должно составлять 5-6 по мнению американского ученого Дж. Миллера и не превышать семи. Литовские ученые для круговых панорамных пейзажных комплексов повышают число визуальных аттракторов местности до 11-13 элементов.
Визуальное восприятие пейзажа зависит от точки обзора, которая требует определенной дистанции между наблюдателем и пейзажем. Пейзаж и точка его обзора взаимосвязаны: восприятие пейзажа меняется в зависимости от расположения точки обзора, которая определяет перспективу самого пейзажа и визуальные акценты, видимые с разных позиций. У каждой видовой точки своя пейзажная композиция, что надо учитывать при прокладке туристских маршрутов, в которых должны быть обозначены стационарные точки обзора, где туристы специально останавливаются, чтобы обозреть пейзаж и меняющиеся видовые точки по мере продвижения по маршруту.
Исследователи эстетики ландшафта предложили несколько вариантов типологии видов точек:
1. по широте угла пейзажного обзора:
— точки узкого (щелевого) обзора с углом менее 30°;
— точки секторного обзора с углами 30°-115°;
— точки панорамного обзора с углами 120°-240°;
— точки кругового обзора (циркорамные) с углами более 240°.
2. по глубине пейзажной перспективы:
— точки ближайшей перспективы – виды в пределах десяткой метров;
— точки средней перспективы с обзором на сотню метров;
— точки дальней перспективы с обзором нескольких километров.
Глубина перспективы зависит от рельефа местности и от выбора на нем точки обзора. При разработке дизайна (эстетического обустройства) курортных зон, районов экологического, спортивного и познавательного туризма производится ландшафтно-эстетическое планирование территории с обустройством площадок пейзажного обзора и прокладкой видовых маршрутов. В природных парках (национальных, региональных) с помощью ландшафтного эстетического планирования формируется каркас эстетического восприятия ландшафта, в котором обязательно предусматриваются парквей (парковая дорога), знакомящая туристов со знаменательными природными объектами, в том числе и пейзажными. При этом необходимо пейзаж оценивать в экологическом отношении: пейзажи должны быть доступны для посещения туристами и комфорты во время пребывания в них туристов. Большая часть высокогорных пейзажей недоступны для обозрения массовых туристов, кроме профессиональных альпинистов. Многие северные пейзажи невозможно обозревать из-за низких температур и ураганных ветров, снижающих теплоощущение человека на Чукотке до сверх экстремальных значений (-60°С или -70°С). Поэтому точки пейзажного обзора оцениваются комплексно в позиционном, эстетическом и экологическом отношении.
Методы оценки эстетики природного комплекса.
Пейзажные эстетические исследования состоят из камеральных и полевых исследований. В процессе камеральных исследований выявляются территории, которые по совокупной оценке, морфологии, обводненности и растительному покрову могут иметь высокие пейзажные характеристики. Истинную живописность пейзажей позволяют выявить только натурные обследования территории, при которых может проявляться эмоциональное воздействие пейзажа. При полевых маршрутных исследованиях применяется пространственно-временная структура пейзажей, разработанная В.А. Николаевым, состоящая из выявлений элементов пейзажей, пейзажных сюжетов, оценки конкретных пейзажей и общего комплекса пейзажей по маршруту.
Описание пейзажа по маршруту включает:
— фиксирование точек пейзажного обзора: каждую точку на маршруте необходимо зафиксировать на плане или на крупномасштабной карте с указанием ее широты, долготы, высоты над уровнем моря и относительного превышения над местностью, удаленности от населенных пунктов и дорог и охарактеризовать степень доступности для посещения;
— описание морфологии рельефа с особенностями поверхностных горных пород, скальных обнажений;
— оценка состояния почвенного покрова (с точки зрения проходимости маршрута);
— оценка растительного покрова: видового состава древесной, кустарниковой и травяной растительности, цветовая гамма, ярусность;
— оценка степени визуальной открытости окружающей местности с определением угла кругозора и его ориентации по странам света, сочетание открытых и закрытых пространств, наличие аттрактивных элементов в ландшафте;
— наличие видовых панорам;
— определение пейзажных осей, выявление пейзажных кулис;
— установление глубины пейзажной перспективы.
В заключении описывается сам пейзаж с учетом погодных условий. Маршрут фиксируется на фотоснимках и, желательно, на видеокамеру.
Могут быть использованы и другие методики оценки пейзажного разнообразия (Эрингис, Будрюкас 1975 г., Мухина 1973 г., Фролова 1994 г., Бугацкая 2002г.).
Интерес представляет комплексная методика, примененная для эстетической оценки астраханских ландшафтов, в которой выделены признаки внутреннего и внешнего пейзажного разнообразии и дана оценка эстетичности пейзажей с учетом разработанного автором коэффициента эстетической ценности. В соответствии с методикой Занозина территорию региона рекомендуется разделить на зоны различной пейзажной, привлекательности – кластеры, что необходимо учитывать при рекреационном ландшафтном зонировании.
При оценке пейзажной привлекательности ландшафтов важное значение приобретает соседство различных по пейзажной выразительности местностей. На фоне бедленда или монотонного маловыразительного ландшафта даже пейзаж средних эстетических качеств, производит по контрасту благоприятное впечатление. Это позволяет среди малоблагоприятных для рекреационного освоения ландшафтов выявлять пейзажные «оазисы», которые в случае необходимости могут быть использованы для рекреационного освоения.
Источник статьи: http://lektsii.org/11-9626.html
Методические основы оценки эстетичности ландшафтов
(по О.В. Калашниковой)
В настоящее время не стоит задача дать абсолютную оценку эстетических качеств ландшафта. Оценка имеет, как правило, прикладную направленность (главным образом для целей рекреации), и основана на сравнении природных территорий по степени привлекательности. Тем не менее, вопрос о реальности и необходимости оценки, остается открытым и сейчас. Красота природы объективна и независима от чьих либо вкусов, следовательно, способна вызывать одинаковые ощущения у различных субъектов. Поэтому попытки унифицировать системы и критерии оценки представляются вполне корректными. При этом эстетичность рассматривается как степень эмоциональной привлекательности той или иной территории. В современное время, в соответствии со способами решения проблемы, методики оценки развиваются по трем направлениям.
Классическими можно считать методики оценки, в основу которых положено качественное описания эстетических свойств ландшафта. Эти системы оценки основаны на утверждении того, что невозможно определить эстетические характеристики природных комплексов с помощью количественных показателей. Но подобный подход не имеет практической реализации, поскольку некорректно анализировать свойства природных комплексов и сравнивать привлекательность территорий на основе эмоциональных эпитетов. Несмотря на однозначно субъективный подход, позитивная оценка качества пейзажей имеет широкое утилитарное применение в современной индустрии рекламы для подсознательного привлечения потребителей. Причем, рекламируемые товары или услуги не обязательно напрямую связаны с демонстрируемыми видами природы, чаще используются положительно-эмоциональные ассоциации, отражающие свойства пейзажей.
Социологический опрос считается наиболее объективным и надежным методом оценки. Однако из-за некомпетентности респондентов опрос, как правило, сводится к выявлению предпочтений различных категорий рекреантов относительно способов или мест отдыха. Объективность этого метода при выявлении показателей привлекательности ландшафта спорна, поскольку составлением опросников занимаются специалисты. Проблематичность реализации этого метода заключается в его трудоемкости и больших финансовых затратах.
Разработка и совершенствование методов экспертных оценок в настоящее время является наиболее актуальным направлением. Предпринимаются попытки найти совокупность объективных критериев оценки. При достижении этой цели можно было бы с большей определенностью, чем на основе индивидуального вкуса, квалифицировать пейзаж как более или менее привлекательный. Большинство этих методик предполагает количественную оценку эстетических качеств ландшафтов. Здесь особенно широкое распространение получил метод балльной оценки частных рекреационных свойств ландшафта и особенностей их сочетания. Применение математических методов призвано свести к минимуму, насколько это возможно, элемент субъективности в оценке.
Все множество подобных методик отражает два подхода к решению проблемы:
1) методики, предполагающие оценку одного из компонентов природного комплекса, как основного выражения физиономичности ландшафта (в большинстве случаев это растительность). При этом оценка по существу сводится лишь к определению бонитета леса;
2) комплексные системы оценки эстетичности природно-территориального комплекса. Эти методики предполагают покомпонентный анализ эстетических свойств пейзажа (ландшафта) по нескольким параметрам и особенностям сочетания компонентов.
Некоторые методики предусматривают синтез методов социологического опроса и экспертных оценок. Наиболее оригинальный и вместе с тем трудоемкий способ оценки предлагают китайские исследователи. Здесь оценка территории предполагает сочетание методов качественного описания, социологического опроса и экспертной количественной оценки.
Требования практики на современном этапе заставляют уйти от конкретизации и детализации целей эстетической оценки. Необходимо оценить эстетичность природных комплексов в целом, и уже на основе результатов обсуждать виды природопользования той либо иной территории. Пейзаж можно рассматривать как физиономическое выражение ландшафта (природно-территориального комплекса), именно эта категория является объектом исследования при природно-эстетическом анализе. В данном случае пейзаж отражает не только структурную целостность, но и художественно-образную завершенность природного комплекса, насыщает его дополнительной смысловой и информационной нагрузкой.
Основные свойства пейзажа зависят от сочетания ограниченного набора компонентов ландшафта (рельефа, растительности и водных объектов), но в данном случае идет речь не о компонентах геосистемы в общих формах, а об их конкретных свойствах, обуславливающих степень эстетичности. Проявление этих сочетаний определяется закономерностями ландшафтной оболочки в целом. Для дифференциации этих проявлений можно использовать оправданные ландшафтоведческие подходы – типологический или территориальный. Однако на наш взгляд, учитывая специфику объекта и предмета исследования, наиболее рационально все пейзажное разнообразие рассматривать в рамках основных морфогенетических типов: пейзажи равнин, горные пейзажи и пейзажи побережий. Именно в пределах этих групп возможны адекватная оценка эстетичности пейзажей и их сравнение. Сравнение эстетических характеристик возможно лишь для ландшафтов одного ранга.
Группировка пейзажей в соответствии с выделенными морфогенетическими группами ландшафтов подтверждает несостоятельность попыток разработки единой унифицированной методики оценки их эстетичности, но оправдывает создание частных методик для пейзажей каждой выделенной группы. Причем, набор формальных признаков, критерии и количественные показатели оценки в пределах групп могут оставаться одинаковыми для подтверждения единства методического подхода. Таким образом, достигается оценка эстетичности конкретного ландшафта (пейзажа) в количественном выражении, но при сравнении с другими одноранговыми единицами оценка приобретает качественные характеристики.
Системный подход к оценке эстетичности природных комплексов предполагает единство принципов разработки методик. Основными могут быть следующие принципами:
· все природные комплексы эстетичны, что может быть оценено;
· рассматриваются универсальные показатели, присущие всем ландшафтам данной группы;
· характеристики эстетичности ландшафта рассматриваются не только при его обзоре “извне”, но и подтверждаются наблюдениями внутренних структурных особенностей;
· оправдано применение частных и интеграционной балльных шкал, преимущества которых, по сравнению с качественной оценкой, определенны;
· значимость отдельных компонентов в значительной мере определена их взаимосвязью, поэтому на практике каждый показатель оценивается индивидуально, после чего производится суммарная оценка на основе обобщения всех частных показателей;
· сумма баллов, полученная при оценке, не является конечной целью оценки, а мерой качества.
Разработка и применение методик оценки эстетичности может столкнуться с рядом трудностей. Прежде всего, это относится к использованию балльных шкал. Как показала практика, балльный подход приемлем для оценки низкоранговых природных комплексов и небольших территорий. Точность и корректность результатов подобной оценки обратно пропорциональна размерам территории ландшафта.
Результатом оценки эстетических характеристик ландшафтов какой-либо территории должна стать систематическая карта. Кроме иллюстративной функции, ценность такой карты состоит в том, что она позволит передать обобщенные выводы, не прибегая к сложному и трудоемкому сопоставлению и совместному анализу карт с результатом оценки отдельных элементов. Картографическое представление результатов оценки эстетичности ландшафтов представляет основу для выявления оптимального сочетания предпочтительных видов природопользования на рассматриваемой территории.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник статьи: http://studopedia.su/11_44695_metodicheskie-osnovi-otsenki-estetichnosti-landshaftov.html