- Урок окружающего мира во 2-м классе по системе Занкова «Рельеф. Ландшафт»
- Ход урока
- 1-й этап. Организационный момент
- 2-й этап. Актуализация опорных знаний
- 3-й этап. Моделирование рельефа
- 4. Физкультминутка
- 5. Исследование карты
- 6. Продолжение изучения темы. Формирование понятия ландшафт
- 7. Физкультминутка “Солнышко”
- 8. Рефлексия
- 9. Домашнее задание
- Урок окружающего мира во 2-м классе на тему «Рельеф. Ландшафт»
- 2.3 Рельеф и геологическое строение как компоненты ландшафта
Урок окружающего мира во 2-м классе по системе Занкова «Рельеф. Ландшафт»
Цель: сформировать первоначальное представление о рельефе и ландшафте.
Образовательные:
- Сформировать знания на уровне:
- понятий (рельеф, ландшафт, горы, равнины);
- представлений (моделирование рельефа и ландшафта);
- причинно-следственных связей (от ландшафта зависит жизнь и деятельность человека).
- Сформировать умения (работы с картой, видеть причины явлений, проводить практическую работу).
- Сформировать навыки наблюдений.
Способствовать формированию активной жизненной позиции, чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности каждого за конечный результат.
Тип урока: формирование новых знаний.
Форма урока: урок-исследование.
Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Термины и понятия: рельеф, ландшафт, горы, равнины.
Оборудование:
- мультимедийный проектор, экран, компьютер.
- физическая карта России.
- глобус.
- пластилин.
- подкладка для пластилина.
- основа для макета.
Дидактические материалы:
- презентация учителя;
- атлас;
- кроссворд;
- иллюстрации с изображением животных и растений;
- таблички “Формы рельефа”, “Горы”, “Равнина”, “Ландшафт”.
Ход урока
1-й этап. Организационный момент
Учитель:
Приветствовать рада я вас,
Как в классе светло от сияющих глаз!
Давайте урок поскорее начнём,
Чтобы исследовать мир, в котором живём!
2-й этап. Актуализация опорных знаний
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица
Знают все и млад и стар,
Что она большущий шар.
(Планета Земля)
– Посмотрите, как красива наша планета! Вы знаете, сколько разных знаний надо было накопить человеку, чтобы он мог увидеть всю планету целиком со стороны. Послушайте, как описывал нашу планету первый космонавт:
“Отчётливо видны горные хребты, крупные реки, большие леса, пятна островов, береговая крошка морей”.
– Скажите, какие изобретения человека помогают нам увидеть нашу планету? (глобус и карта)
– Для чего нужны глобус и карта?
– Сегодня мы будем с вами готовиться к путешествию. Удобно ли путешествовать с глобусом? А с картой?
– О чём они нам, как путешественникам, смогут рассказать?
– Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны узнать главное слово урока. Помогут нам в этом наши знания.
– Нужно разгадать кроссворд, выполнить задания на листочках, поработать со мной.
– Перед вами карточки. С их помощью вы подтверждаете утверждение –красная карточка или не соглашаетесь с ним– синяя карточка.
- Глобус – это модель Земли. (да)
- Горизонтальная линия, которая пересекает глобус посередине – это южный полюс (экватор)
- У Земли два полюса: северный и южный. (да)
- Земля имеет форму овала. (да)
- Я в Земле, а невидима, вы кружитесь вокруг меня, но не чувствуете, я смотрю в космос на Полярную звезду – это земная ось. (да)
- Две пунктирные жирные линии, которые находятся ближе к полюсам, называются Северным и Южным тропиками (полярными кругами)
- Если вы встанете точно на Северный полюс, то по всем сторонам направление будет юг. (да)
- Земную ось можно пощупать (нет)
- Экватор есть на Земле, но его на поверхности земли не найти. (да)
- К северу и югу от экватора проходят две ближайшие пары пунктирных жирных линий – это полярные круги (Северный и Южный тропик)
– Закончили? Давайте посмотрим, что у вас получилось.
(Результаты на доску.)
– Какое же слово для нас сегодня на уроке главное?
– Почему вам как будущим путешественникам важно знать значение этого слова? (ответы детей)
– Выяснить значение этого слова нам поможет исследование (взять глобус)
3-й этап. Моделирование рельефа
– Что такое глобус? (модель Земли) Другими словами точная копия.
– Что изображено на глобусе?
– Собираясь в путь, мы смоделируем поверхность земли.
– В чём разница между поверхностью земли и поверхностью глобуса?
– Изобразите поверхность Земли с помощью пластилина и картона.
Возьмите подложку и не забывайте о технике безопасности.
(Творческая работа детей.)
– Опишите поверхность модели.
– Как вы думаете, как, одним словом называется неровная поверхность?
– Почему вы решили, что это рельеф?
– Вы слышали это слово раньше?
– Зачем нам как будущим путешественникам важно его знать?
(Мы должны знать, по какой местности нам идти.)
Соедините свои модели на кусочках пенопласта. Вытрите руки и наведите порядок на рабочем месте.
Вывод – Вы сказали, что рельеф-это неровная поверхность. Откройте учебник на странице 80, прочтите о рельефе.
– Что вы ещё о нём узнали?
(существует две главные формы рельефа гора и равнина) показ слайда.
– Что такое гора? (дети предлагают своё определение и зачитывают со слайда)
– Что такое равнина?( дети предлагают своё определение и зачитывают со слайда)
4. Физкультминутка
Немножко отдохнём. Поднимите глазки, найдите на стене картинку № 1
( поворачиваются к ней), 2, 3, 4.
– Что вы увидели? (формы рельефа)
– Под каким номером картинка лишняя? Почему? (город не форма рельефа)
5. Исследование карты
– Продолжаем готовиться к путешествию.
– Что такое рельеф?
– Можем ли мы взять с собой в путешествие наш макет?
– А что мы должны взять?
– Возьмите, пожалуйста, карту, исследуйте её.
(Самостоятельная работа детей.)
– Что нам помогает изучить карту?
– Почему на карте цвет разный? (равнины, горы, водные пространства)
– Как узнать высоту горы, глубину моря? (шкала высот и глубин)
– Почему каждый цвет имеет несколько оттенков?
( чем выше горы, глубже море, цвет темнее)
– Посмотрите на свои макеты, сравните их с физической картой и скажите, рельеф какой поверхности вы изобразили?
(суша: горы и равнина, водные пространства)
– А рельеф дна водных пространств синий? (нет, он просто заполнен водой)
– Посмотрите на карту и, используя шкалу высот и глубин найдите самые высокие горы (Кавказские), большие равнины (Восточно-Европейская, Западно-Сибирская), самые глубокие моря (Японское, Берингово)
– Покажите на карте. Молодцы!
6. Продолжение изучения темы. Формирование понятия ландшафт
– Вернёмся к нашим макетам. Посмотрите на макет рельефа, который вы создали.
– Вам не кажется, что он какой-то безжизненный?
– Что мы можем сделать, чтобы его оживить?
– На столах конверты с изображением разных растений и животных.
Заселите ими свой макет.
– Выйдите и покажите, что у вас получилось.
– Давайте, соединим ваши макеты.
7. Физкультминутка “Солнышко”
- Спит солнышко, видит во сне чудесные сны, оно улыбается. (лежат на парте, улыбаются)
- Наступает утро. Солнышко просыпается и дарит людям свет и тепло (потянуться, пошевелить пальчиками)
- По солнышку, по солнышку, дорожкой луговой (шагают)
- Идём по мягкой травушке мы летнею порой (идут, на месте присев)
- Щебечут птички звонкие (руки вверх)
- Порхают мотыльки (махи руками)
- Желтеют одуванчики (наклоны)
- Синеют васильки (руки в боки и покрутиться)
– Вспомните, каким был макет вначале (безжизненным)
– Что вы видите сейчас? (заселили на него растения и животных)
– Если на равнинном рельефе раскинуться поля, леса и озёра, в горном рельефе по ущелью течёт река с водопадом, все склоны покрыты растительностью, то рельеф уже называется ландшафтом. ( показ слайда)
– Кого не хватает на ландшафте?
– Как вы думаете, почему мы не поместили на ландшафт человека?
(Он не является частью ландшафта. Он смотрит на ландшафт и решает, где ему поселиться).
– Подумайте! Может ли измениться ландшафт?
– Кто его изменяет?
– Послушайте стихотворение и скажите, за что человек придёт просить прощенье у природы? ( видео сюжет)
Кромсая лёд, меняем рек теченье
Твердим о том, что дел невпроворот
Но мы ещё придём просить прощенье
У этих рек, барханов и болот.
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька
Пока об этом думать не охота
Сейчас нам не до этого пока….
– За что мы будем просить прощенье у природы?
– Вы – будущие путешественники. Как должны вести себя в природе, чтобы не изменить ландшафт?
– Ребята, вы правильно сказали, что в результате деятельности человека исчезают некоторые растения и животные. Чтобы сберечь их, люди создали Красную книгу, куда заносят все редкие и исчезающие виды животных и растений.
– На уроке “Омское Прииртышье” вы рисовали растения и животные, которые находятся под охраной в нашей Омской области. Давайте посмотрим. (Приложение 2)
8. Рефлексия
– Наша подготовка к путешествию подходит к концу. И мне очень хочется знать, готовы ли вы к путешествию? Показать, насколько вы готовы, вы можете с помощью флажков, которые нужно разместить на этой горе. Это очень важно. Если вы считаете, что готовы к путешествию, знаете, зачем человеку нужна карта, то разместите свой флажок на вершине горы. Если вам что-то было не понятно – поместите свой флажок на склоне горы. А если вы, по – вашему мнению, совсем не готовы к путешествию, то прикрепите флажок у подножия горы.
– Какие молодцы! Я вижу, с вами можно смело идти в путь. Вы разобрались со всеми вопросами. Я вручаю вам значки “Юный путешественник”. Мне очень хочется отметить. За отличную работу и поставить “5”
9. Домашнее задание
Дома предлагаю выполнить творческое задание, которое вы найдёте в тетради на странице 15, в учебнике стр. 80–83.
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/549223
Урок окружающего мира во 2-м классе на тему «Рельеф. Ландшафт»
Цель урока:
- формировать представления учащихся о поверхности Земли;
- показать роль человека в изменении рельефа, ландшафта.
Обучающая:
- формирование первоначального представления о рельефе Земли;
- раскрытие понятий «рельеф», «ландшафт».
Развивающая: развитие социально-коммуникативной компетенции.
Воспитательная: привитие бережного отношения к природе.
Форма проведения: групповая поисково-исследовательская работа.
Оборудование: учебник «Мы и окружающий мир. 2 класс» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, шарик, пластилин, листы-заготовки для составления кластера (схемы) в группах, комплект мультимедиа, программа PowerPoint
I. Организационный момент. (Слайд 1)
Класс делится на группы по 4-5 человек.
II. Постановка учебной задачи.
Каждая исследовательская группа будет работать в своей лаборатории. Представитель каждой лаборатории выбирает вопрос для своей группы. Обсудить. Дать правильный ответ.
1. Что такое Земля?
2. Назовите спутник Земли.
3. Где находится Земля?
4. В какой галактике мы с вами живём?
5. В далёкой галактике обнаружена новая планета. Её нужно исследовать.
III. Совместное открытие знаний.
1. Работа над понятием «рельеф»
Вообразите, что шарик — это ваша планета. Подберите подходящий цвет пластилина и изобразите кору вашей планеты.
Во время творческой работы обращать внимание на поверхность «планеты»
Поверхность коры вся измята в складки. Есть слово, которым называют все неровности планеты. Это слово — рельеф. Найдите в учебнике определение, что такое рельеф. Узнайте, какие формы рельефа выделяют. Заполните схему.
Какие слова вписали?
Сравнение полученной схемы со схемой в презентации (Слайд 2)
Какое новое слово на схеме вы увидели?
Просмотр анимации «Образование форм рельефа» (Слайд 3)
Слайд 3 (с анимацией)
ФИЗМИНУТКА «Путешествие по планете»
Используются понятия «равнина», «гора», «впадина»
Совместно с детьми определить движения, характерные понятиям.
Например: «равнина» — руки в стороны, «гора» — руки вверх, «впадина» — присесть.
2. Работа над понятием «ландшафт»
- Посмотрите на свою планету, что вы изобразили на ней?
- Что такое рельеф?
- Но на вашей планете рельеф какой-то безжизненный.
- Чего-то на нём не хватает.
- Посмотрите на карту, глобус. Какие цвета нанесены? Что они обозначают?
- Подберите необходимые цвета пластилина и дополните рельеф.
- Расскажите о своей планете. Что на ней появилось? Дайте ей название.
- Вы создали ландшафт.
Каждая лаборатория исследует, что такое ландшафт и заполняет схему. Проверка заполнения схемы.
Работа со слайдом 4 для самоконтроля
Слайд 4 (с анимацией)
Игра «Что рельеф? Что ландшафт?»
Слайд-шоу по гиперссылкам: работа над понятиями «рельеф», «ландшафт» (Слайды. 5-13)
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/575153
2.3 Рельеф и геологическое строение как компоненты ландшафта
В качестве особых географических компонентов обычно различают рельеф и климат. Рельеф и климат играют столь важную роль в формировании и функционировании ландшафта, что за ними сохраняются права самостоятельных географических компонентов.
Верхняя твердая (каменная) оболочка Земли образует земную кору, толщина которой под равнинами составляет 30–35 км, в области горных стран – до 50–70 км, а в пределах впадин морей и океанов она колеблется от 5 до 10 км.
Верхняя часть земной коры состоит из осадочных горных род, которые залегают в форме слоев или пластов. Горные породы подразделяются на обломочные (пески, супесь, глины и др.); химические осадки (соли, гипсы); органогенные (уголь, бокситы, известняки, сланцы).
Средняя – гранитная часть земной коры – выражена в пределах только континентов и представлена глубинной изверженной горной породой – гранитом, состоящим из кварца, полевого шпата, слюды.
Совокупность неровностей земной поверхности составляет рельеф, который в данном случае рассматривается как один из компонентов природного ландшафта во взаимосвязи и взаимообусловленности с другими компонентами природной среды.
Формы рельефа могут быть самыми различными по величине:
а) планетарные формы рельефа (материки, геосинклинальные пояса, ложе океана, средино-океанические хребты);
б) мегаформы – площади порядка сотен или десятков квадратных километров;
в) макроформы – площади, измеряемые сотнями или миллионами квадратных километров;
г) мезоформы – измеряются обычно несколькими квадратными километрами;
д) микроформы – неровности (карстовые воронки, эрозионные равнины);
е) формами нанорельефа называют очень мелкие неровности (кочки, сурчины, мелкие эрозионные борозды).
Средняя высота поверхности Земли равна 2450 м, и следует, что для Земли в целом более характерны отрицательные гипсометрические характеристики.
Высшая точка Земли – вершина горы Джомолунгма (в Гималаях) – расположена на высоте 8848 метров, самая большая глубина в Тихом океане равна 11034 метра, т. е. максимальный размах высот на поверхности земного шара достигает почти 20 километров.
По степени возвышения поверхности суши над уровнем океана выделяют низменный (0–200 м) и возвышенный рельефы, которые, в свою очередь, подразделяются на высокие равнины, возвышенности, плоскогорья и горный рельефы. Горный рельеф подразделяется на низкогорный (до 1000 м), среднегорный (1000– 3000 м) и высокогорный (свыше 3000 м). Равнины занимают 55 % суши, а остальная часть (45 %) приходится на горный рельеф.
Рельеф земной поверхности является результатом длительного, исторически развивающегося взаимодействия эндогенных (в целом создающих) и экзогенных (в целом разрушающих, сглаживающих неровности поверхности Земли) процессов.
Эндогенные процессы обусловливают различные типы тектонических движений и связанные с ними деформации земной коры. Они являются причиной землетрясений, процессов магнетизма, способствуют возникновению разнообразных по морфологии и размерам форм рельефа. Образование наиболее крупных форм рельефа, обусловленных движением земной коры, началось свыше 150 млн. лет назад. Но особенно существенное значение имели новейшие движения земной коры, происходившие в течение последних 20–25 млн. лет, когда были сформированы многие современные горные области: Тянь-Шань, Кавказ, Альпы и другие. В рельефообразовании ведущую роль играют эндогенные процессы, но с переходом на более низкие уровни возрастает роль экзогенных процессов.
К экзогенным процессам относятся различные виды эрозии, деятельность ледников, надземных и подземных вод, приводящих к формированию сравнительно мелких форм рельефа. Большую роль в образовании мелких форм рельефа играет выветривание – процесс физического разрушения и химического изменения горных пород под влиянием климата, воды и организмов.
В зависимости от факторов, воздействующих на горные породы, процессы выветривания подразделяются на два типа – физическое и химическое выветривание. Иногда выделяют ещё один тип – биологическое выветривание, связанное с воздействием на горные породы растительных и животных организмов. Все типы выветривания тесно связаны друг с другом, действуют совместно, и только интенсивность проявления каждого из них, обусловленная климатом, составом пород, рельефом, в разных местах неодинакова.
Физическое выветривание – процесс механического разрушения горных пород, в котором главную роль играют колебания температуры, замерзание воды в природе, рост кристаллов.
При замерзании воды в трещинах и порах горных пород возникает огромное давление, в результате которого порода распадается на обломки. Раздробляющее действие кристаллизующих солей заметно наблюдается в условиях жаркого, сухого климата. Днем при сильном нагревании солнцем влага, находящаяся в капиллярных трещинах, подтягивается к поверхности, и соли, содержащиеся в ней, кристаллизуются. Под влиянием растущих кристаллов трещины расширяются, что приводит к разрушению горных пород.
Химическое выветривание есть результат взаимодействия горных пород наружной части литосферы с химически активными элементами атмосферы, гидросферы и биосферы.
Haибольшей химической активностью обладают, как известно, кислород, углекислый газ, вода, органические кислоты. Сущность химического выветривания заключается в коренном изменении минералов и горных пород и образовании новых минералов и пород, их разрушении и разрыхлении.
Продукты выветривания в одних случаях могут быстро удаляться с поверхности породы по мере их образования, в других – накапливаться на поверхности, а затем, уже накопившиеся, могут быть удалены в последующей стадии развития территории.
Совокупность остаточных (несмещённых) продуктов выветривания называют корой выветривания. Большинство исследователей выделяют следующие типы коры: а) обломочная – неизмененные обломки исходных пород; б) гидрослюдистая – содержащая глинистые минералы – гидрослюды; в) монтмориллонитовая – отличающаяся глубокими химическими изменениями; г) каолионитовая; д) красноземная; е) латеритная. Последние два типа коры представляют собой результат длительного и интенсивного выветривания с полным изменением первичного состава исходных пород. Каждый из выделенных выше типов коры выветривания имеет зональный характер.
Само выветривание не образует каких-либо специфических форм рельефа, а лишь готовит рыхлый материал, который перемещается другими экзогенными агентами. В этом и заключается роль выветривания как фактора рельефообразования.
Одним из главных рельефообразующих факторов на поверхности суши являются процессы перемещения вещества под действием сил тяжести и воды со склонов.
На долю склонов крутизной более 2 ° приходится более 80 % всей поверхности суши. Процессы, протекающие на склонах, ведут к перемещению и к накоплению продуктов выветривания, т. е. к образованию как выработанных, так и аккумулятивных форм рельефа. Склоновая денудация является одним из основных экзогенных факторов формирования рельефа.
По крутизне склоны делят: на крутые (i >35); склоны средней крутизны (i = 35–15); отлогие (i = 15–5); очень пологие (i = 5–2 ° ).
Такое деление имеет генетический смысл и дает возможность судить о характере и интенсивности современных склоновых процессов.
По длине склоны делят на длинные (l > 500 м), склоны средней длины (l = 500–50 м), короткие (l ° – обломки выветривания под действием силы тяжести скатываются к подножью склонов. К ним относятся обвальные, осыпные, а также лавинные склоны;
2. Склоны блоковых движений крутизной от 20 до 40 ° . Смещению блоков горных пород способствуют подземные воды. К ним относятся оползневые склоны;
3. Склоны массового движения чехла рыхлого материала крутизной от 40 до 3 ° , по которым смещается грунт под влиянием воды;
4. Склоны делювиальные (плоскостного смыва) крутизной 2–3 ° , на которых перемещается материал в результате стока дождевых или талых вод.
Поверхностные текучие воды – один из важнейших факторов преобразования Земли, которое осуществляется линейными потоками движущейся воды, или водотоками. Водотоки производят разрушительную работу: эрозию, перенос материала и его аккумуляцию – и создают выработанные (эрозионные) и аккумулятивные формы рельефа.
В эрозионной работе водотоков различают донную эрозию, направленную на углубление (врезание) русла дна, и боковую эрозию, ведущую к расширению вреза со стороны. Углубление русла водотока происходит небеспредельно. Оно ограничивается, прежде всего, уровнем водного бассейна (реки, озера, моря), куда впадает водоток. Этот уровень называется базисом эрозии. Общим базисом эрозии для русловых водотоков является уровень Мирового океана. Наряду с этим различают местные базисы эрозии, которые могут возникать на любой высоте. Отложения, формируемые постоянными водными потоками (реками), называются аллювием.
Исходная форма временно действующих водотоков – эрозионная борозда, которая имеет в поперечном профиле V-образную форму глубиной от 3 до 30 см. С течением времени борозды превращаются в эрозионные промоины шириной 2,0–2,5 м, глубиной 1,0–2,0 м. При достаточном водосборе часть рытвин, углубляясь и расширяясь в процессе вреза, постепенно превращается в овраг. Глубина оврага достигает от 10–20 до 80 м.
Овраг – активная эрозионная форма. Наиболее подвижной является вершина. С ростом оврага в длину и в ширину овраг превращается в балку. Переход оврага в балку совершается не сразу. Процесс этот начинается с нижней наиболее древней части оврага и постепенно распространяется вверх. При неоднократном врезании донных оврагов, в балке образуются площадки ступеней, сложенные балочным аллювием – балочные террасы.
Постоянные водотоки – реки – в процессе своей деятельности вырабатывают линейные отрицательные формы рельефа, называемые речными долинами. Основные элементы речной долины – русло, пойма, речные террасы.
Русло реки – наиболее углубленная часть речной долины, по которой протекает речной поток.
Пойма – это приподнятая над уровнем воды в реке часть дна долины, покрытая растительностью и заполняемая в период половодья. Пойма образуется почти на всех реках. Высота пойм зависит от высоты половодья. У рек высота половодья убывает к устью. В соответствии с этим убывает и высота поймы. Образование поймы есть результат отложений песчано-глинистых веществ (наносов) потоками воды рек, и особенно – в половодье.
Речные террасы – выровненные участки поверхности, протягивающиеся выше уровня поймы вдоль одного или обоих склонов долины, отделенные друг от друга уступами. В строении террас принимают участие аллювиальные отложения. Террасы являются древними поймами, вышедшими из-под влияния реки в результате врезания русла.
В зависимости от строения выделяют три типа речных террас:
1) аккумулятивные; 2) эрозионные; 3) цокольные.
К аккумулятивным, относятся террасы, сложенные аллювием от бровки уступа до его подножия. Эрозионные террасы сложены коренными породами. У цокольных террас нижняя часть уступа (цоколь) сложена коренными породами, а верхняя – аллювием. Совокупность речных долин в пределах некоторой территории называется речной, или долинной сетью. Площадь, с которой осуществляется сток в главную реку (вместе с притоками), называется водосборной. Граница между бассейнами соседних рек называется водоразделом. Бассейны и водоразделы могут быть разного порядка. Таким образом, реки – мощный фактор аккумулятивного выравнивания рельефа, формирования облика земной поверхности и в поступлении осадочного материала с источников в моря и океаны.
Тип рельефа, образованный эрозионной и аккумулятивной деятельностью постоянных водотоков, носит название долинного. Речные долины могут быть очень разнообразными, различаясь глубиной вреза и набором аккумулятивных форм. Это определяется возрастом, историей развития и строением земной коры.
Плоскогорный тип рельефа. Он формируется в условиях столовой (горизонтальной) структуры, при наличии хотя бы одного стойкого пласта, становящегося бронирующим, и при сравнительно глубоком положении базиса эрозии обеспечивающим достаточную глубину эрозионного вреза. Рельеф характеризуется плосковершинными водораздельными возвышенностями с резко выраженными «бровками» при переходе от водораздельного плато к крутым склонам долин. Примером этого типа рельефа может служить центральная часть Ставропольской (Предкавказской) возвышенности Северного Кавказа и плато Колорадо (Северная Америка).
Долино-балочный тип характеризуется тем, что наряду с настоящими долинами рек, обычно широкими, с пологими задерненными склонами, здесь развита также привязанная к этим долинам, густо разветвлённая система балок, не имеющая постоянных водотоков. Общий характер рельефа волнисто-холмистый.
Овражно-балочный тип рельефа характерен для возвышенноравнинных участков с мощной толщей поверхностных рыхлых или легкоразмываемых образований. Основными элементами этого типа рельефа являются овраги и балки – эрозионные формы, созданные непостоянными водотоками и образующие часто сложноразветвленные системы. Климатические условия степной и лесостепной зоны очень благоприятны для образования и быстрого роста оврагов. Поэтому на территории России такой тип рельефа встречается повсеместно. Основными областями развития оврагов являются более возвышенные участки СреднеРусской равнины, Приволжская, Калачевская, Ставропольская возвышенности, Волыно-Подольское плато, Западная и Восточная Сибирь.
Адырный (холмисто-увалистый) тип рельефа представляет особую разновидность овражного рельефа, возникающую в условиях семиаридного климата в толщах с горизонтальной структурой и при отсутствии выделяющихся слоев. Особенно часто наблюдается он в Средней Азии на наклонных пролювиальных шлейфах гор, например, у подошвы хребтов, окаймляющих Ферганскую депрессию. Густорасчлененные эрозией холмистые подгорные зоны, сложенные чаще всего неогеновыми и четвертичными конгломератами, иногда перекрытыми лёссом, известны в Средней Азии под названием адыров, откуда и название этого типа рельефа.
Скамеечный (кыровый) тип рельефа отличается от всех предыдущих тем, что здесь в ориентировке эрозионных борозд наблюдается резковыраженный параллелизм, определяемый общим наклоном поверхности. В результате первичное плато оказывается расчленённым на узкие параллельные гряды. На территории России этот тип рельефа встречается редко. В Средней Азии его можно наблюдать на южных окраинах Северных Каракумов.
Куэстовый (косогорный) тип рельефа относится к эрозионному рельефу, созданному временными водотоками. Куэсты – несимметричные уступы и гряды, образованные размывом мягких пород. Пологий склон куэсты бывает сложен более прочными пластами горных пород, трудноподдающихся размыву. Масштабы куэстовых гряд и площади территории, занятые ими, бывают различны. Например, Кавказкие куэсты тянутся полосой более 500 км вдоль северного склона Большого Кавказа. Куэсты Крыма представлены двумя северными цепями полуострова и развиты в его западной части. Хорошо выражен куэстовый рельеф в горной части Туркмении и в других районах Средней Азии.
Карстовый тип рельефа характерен для участков, сложенных растворимыми горными породами, такими, как каменная соль, глина, известняк, доломит и др. Сущность карстовых процессов состоит в растворении породы атмосферными, поверхностными, талыми, подземными водами. Главное условие растворимости известняка – достаточно растворённого СО2 в воде, т. е происходит образование кислоты, которая и разрушает известковые породы. К другим условиям растворения карста относятся рельеф на полого-наклонных поверхностях, частота и мощность известняков, структура породы, климат.
На территориях с этими породами образуются различные поверхностные и глубинные формы рельефа в виде воронок, пустот, колодцев, пещер, борозд, озер, подземных рек. Карстовые ландшафты характеризуются неровной поверхностью, изрытой замкнутыми котловинами, голыми каменистыми участками, воронками, слабым развитием растительности. Карстовые ландшафты развиты в Крыму, на Кавказе, в Средней Азии, на Алтае.
Близко к карстовому процессу суффозионное явление – вынос мелких минеральных частиц и растворённых веществ водой, фильтрующейся в горных породах. В итоге образуются замкнутые неглубокие понижения (до 4 м). Этот западинно-низинный рельеф типичен для лесостепной, степной и полупустынной природных зон.
На склоновых поверхностях как на равнинах, так и в горах, развит оползневой тип рельефа. Оползни – скользящие смещения масс горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести. Подвержены крупным оползням также высокие берега крупных рек: Волги, Дона, Днепра, Оби и др.
Формы горно-ледникового рельефа образованы в результате денудационной, транспортирующей и аккумулятивной работы ледников. Разрушение горных пород ледником называется экзарацией, под действием которой накапливается большая масса обломочного материала (валуны, щебень, мелкозём). Характерными элементами этого рельефа являются кары, троги, каровые лестницы.
В течение геологической истории Земли не раз возникали условия, при которых формировались покровы материковых льдов, распространявшиеся на многие миллионы квадратных километров. В областях древнего оледенения устанавливалась определённая зональность климата и геоморфологических процессов, под влиянием которых возникали многочисленные формы и типы рельефа. Следы четвертичного оледенения и формирование определённых форм рельефа установлены в Северной Америке и в Евразии.
Ландшафтообразующее значение на огромных пространствах земного шара имеют формы рельефа, создаваемые мерзлотными и эоловыми процессами. Основными формами рельефа, связанными с многолетней мерзлотой, являются гидролакколиты (бугры с ледяным ядром), морозобойные трещины, термокарстовые воронки, наледи, тетрагональные грунты (валообразные гребни до 2 м высотой и 200 м длиной), термоэрозионные формы (ложбины, овраги, долины).
Эоловый тип рельефа обусловлен деятельностью ветра. Условия эоловых процессов – сухость климата, сильные ветры, отсутствие или разреженность растительного покрова, физическое выветривание горных пород. Такие условия представлены в аридных странах, чаще – в пустынях. При воздействии ветра на скопления рыхлого материала и его выноса образуются дефляционные котловины (длиной до сотен метров), ландшафтные ячеистые пески (сочетание котловин и перегородок между ними), неподвижные дюны, песчаные гряды, барханы и т. д. Наряду с песчаными пустынями широко распространены каменистые и глинистые пустыни из характерных форм рельефа (такыры – замкнутые понижения с ровным днищем, глиняные дюны).
На океанических и морских побережьях своеобразной формой рельефа являются дюны. Они напоминают по своей форме барханы, но имеют более крутые склоны (до 30–50 ° , высотой до 50 м), которые могут перемещаться под действием ветра со скоростью 8–10 м в год.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Источник статьи: http://bio.wikireading.ru/29153