Отличие китайских садов от японских

Отличия Китайского и Японского садов

Довольно сложно сравнивать два стиля сада, относящихся к одному направлению Восточных садов, тем более что начало этих стилей положил Китайский сад. Именно с древнего Китайского сада началось становление Японского, который за сотни лет приобрёл свою индивидуальность и сформировал собственную философию. Осложняет задачу то, что и Китайский и Японский сады видоизменялись в зависимости от эпохи правления династий. Более того, каждый из этих садов можно разделить на 4 основные категории:

  1. Императорские сады
  2. Частные сады
  3. Религиозные сады (сады при храмах и монастырях)
  4. Городские сады и парки

Каждая из этих категорий имеет свои подкатегории. Например, частные японские сады условно подразделяются на 3 вида:

  • хозяйственные (предназначены для хозяйственных нужд);
  • эстетические (несут эстетическую функцию, предназначены для созерцания и медитации);
  • церемониальные (служат для проведения традиционных церемоний, например, чайных).

Понятно, что сравнивать частный Японский сад с Императорским Китайским совершенно некорректно. Но всё же есть ключевые элементы, зная которые можно отличить Японский сад от Китайского.

Центральное место отводится водоёмам, архитектурные сооружения тяготеют к периферии сада.

Присутствуют элементы осевой симметрии. Особенно ярко это выражено в Императорских садах, где симметрично возведенные здания вписаны в ландшафт, а у различных входов зеркально расположены деревья или архитектурные элементы.

Интересно что императорский сад не предназначался для отдыха, он должен был направлять мысли императора на дела управления государством.

Сад состоит из целого комплекса обособленных пространств, двориков и «зелёных комнат». Их границы строго определены галереями, павильонами, внутренними садовыми стенами.

И для Китая и для Японии характерна имитация реально существующих ландшафтов.

С 1392 года проявляться независимые от китайского сада национальные черты японского сада:

Посетитель и сад из статичного отношения переходят в динамичное. Прослеживается китайская идея пространственного разделения сада, однако используется более лёгкий и дешёвый материал (бамбук).

Японский сад более однороден, несмотря на садовые изгороди и калитки.

Архитектура играет почти ключевую роль. Китайский сад содержит гораздо большее количество архитектурных элементов, нежели Японский сад. Отличительной особенностью является форма крыш зданий – она словно вздёрнута вверх.

Основной материал, из которого возводились изящные здания – дерево. По сравнению с каменными постройками деревянные быстрее возводились, были более сейсмоустойчивы и дольше сохраняли тепло.

В Японском саду архитектура уходит на второй план, уступая место природным компонентам и символичным образам.

Для японских павильонов и зданий характерны раздвижные двери и окна. Примечательна более низкая высота зданий по сравнению с Китайскими.

Вообще для Японских архитектурных элементов характерно использование дешевых материалов. Например до эпохи правления Эдо (1603-1867 г.г.) Японские павильоны зачастую имели травяную крышу.

«Лунный» мост – мост полукруглой формы, который вместе со своим отражением образует круг. А круг в Китае символизирует небо

Парковые павильоны и беседки с «вздёрнутыми» к верху крышами

Смотровая площадка с перспективой на сад (символично приближает зрителя к облакам, олицетворяющим вечность)

Читайте также:  Цветок птицемлечник в саду

«Зелёная комната» — маленький сад внутри сада, из «окон» которой можно наблюдать виды «большого» сада

Сухой пейзаж-сад, созданный без реального присутствия воды, но гравий и песок символизируют воду, а крупные камни – острова

Таблички с афоризмами императоров и древних философов — устанавливаются над входами в павильоны

Крытая галерея – необходимый атрибут китайского сада. Окна этой галереи часто делались в виде рисунка веера, цветка сливы и плода персика. Они служили рамками для открывающихся из галереи видов

Природные камни причудливой формы — относятся к малой архитектуре

— Популярны скульптурные изображения животных, обитающих в Китае, таких как:

Помимо реально существующих в Китае животных изображались и мифологические животные:

А так же животные, никогда не обитавшие в Китае, – лев и верблюд

Малые архитектурные формы (МАФ) в традиционном японском саду миниатюрны. Наиболее часто встречаемые из них:

— Каменные и металлические фонари

Цукубай — каменная чаша с родниковой водой для чайных церемоний, также используемая для омовения рук

Пагоды — каменные башни, место поклонения с изречениями, символизирует храм

Зигзагообразные деревянные мосты

Шиши-одоши – аналог нашему чучелу, только изящное. Выглядит как одна или несколько бамбуковых труб, которые при наполнении водой опрокидываются и ударяются о камень, издавая мелодичный звук, который отпугивает птиц и оленей

Легче всего отличить Китайский сад от японского, посмотрев на камни. В Китайском саду они всегда имеют сложную форму, причём особенно ценятся камни по внешнему виду напоминающие животных, иероглифы или мифических персонажей. Были случаи, когда на целый год провинция освобождалась от налогов за найденный камень причудливой формы.

Интересно и расположение камней, в зависимости от формы камень могут поставить вертикально на постамент, как скульптуру.

По своей природе это в основном серо-голубой известняк, порой встречается гранит.

«Камни – это кости сада, так как растения приходят и уходят, в то время как камни продолжают раскрывать структуру и форму пространства».

Источник

§ 6 Садово-парковое искусство Китая и Японии

Сады и парки Китая, Кореи и Японии принципиально отличались от европейских. В их основе лежало особое отношение к природе, связанное с философией и религией.

Садово-парковое искусство в Китае зародилось в глубокой древности. Император Цинн Шихуанди, при котором было произведено объединение Китая., построена великая Китайская стена( длиной более 4 тыс.км., выс до 10 м, 3 в до н.э.), владели огромным парком, строительство которого было закончено в 212 г. До н.э.

Император Ханьской династии Ву-ди (140- 87 гг. до н.э.) имел сад с искусственными гротами, ручьями и дорожками. В нем росли декоративные деревья и кустврники.

Сады того времени на начальном этапе были связаны с даосизмом (одна из трех основных религий Китая), по которому природа рассматривалась как обитель богов.

То были участки естественной природы, выделенные из окружающего ландшафта (т.н. «парки красивых мест» — бодарчу).

Читайте также:  Сад 2626 варшавское шоссе

В период следующих шести династий (220-589 гг.). С приходом из Индии в Китай буддизма (64 г. н.э.) садовое искусство развивалось в пейзажном направлении, отражало естественную природу и несло определенное настроение. Оно являлось материальным воплощением идей своего времени, господствовавших в литературе, ландшафтной живописи, поэзии – описания и изображения естественной красоты , ее поэтическое восприятие способствовало контактам человека с природой, особое внимание уделялось озерам, рекам и горам.

По эмоциональной направленности парка, по аналогии с живописью, обусловлена классификация его пейзажей на устрашающее (с темными рощами , нависшими скалами, грохочущей водой горных рек и т.д.), смеющиеся (открытые, залитые солнцем холмы, цветущие растения), Идиллические (спокойная гладь воды, остров, погода) в пейзажных композициях подчеркивались красота естественной природы. бесконечные разнообразие меняющихся видов.

Расцвета с.-п. искусство Китая достигла в X-XII вв. и вновь – в XIII-XIV вв. в период правления династии Сунг (907-960), когда получили развитие различные искусства.

В северной части Китая сады занимали территории в сотни гектаров, а в южной (экономический центр страны) – малые, устраиваемые при жилых домах.

Во всех случаях центром композиции является водоем, занимающий от 30 до 70 % территории. Около него размещается архитектурное ядро парка – дворцовые постройки.. у водоемов изрезанная береговая линия и много островов.

То при движении обеспечивает чередование живописных картин, в которые включаются многочисленные парковые сооружения – беседки, веранды, платформы, галереи, мосты. Взгляд в нужном направлении ориентируется с помощью фигурных проемов в стенах — « проникающих окон», обрамлением опор галерей, путем нейтрального решения ли изоляции одной из сторон маршрута.

Сооружения имеют яркую окраску оттеняющую, зелень парков, и являются частью пейзажных картин. Их поэтические названия настраивают на определенное восприятие картин природы или ее проявлений ( например, павильон «где слышен снег», или « беседка, омываемая ароматом леса», и т.д.).

Состав растений очень богат: виды сосны, можжевельника, клена, дуба (дуб китайский), кедр, груша, слива, вишня, ива, бамбук; много красивоцветущих – камелии, азалии, рододендроны; из цветов ценились пионы, хризантемы; в водоемах высаживались лотосы, на берегах – ирисы.

В скульптурном оформлении использовались изображения птиц или животных – аистов, дракона, черепахи; часто используют естественные камни – в оформлении берегов водоемов создания горок, в качестве «естественных» скульптур (наиболее выразительны)

По значению они приравниваются к произведениям искусства.

Большое число императорских садов находилось в столице империи – в основном в северных и западных пригородах Пекина. Прекрасный парк на берегу озера, с искусственными холмами, особенными деревьями и кустарниками упоминает Марко Поло (1254-1323).

В ансамбле огромного Зимнего дворца несколько необычное пространственное решение имела светская резиденция «Храм Неба» сооруженной в 1420 г. (соответствует времени раннего Возрождения Италии). Это симметричная композиция, которая от главного входа, через квадратный двор с округлым «алтарем неба», с четырьмя террасами (квадрат был символом ритма, а круг символом неба) ведет к округлому «храму молитвы о ежегодном урожае. Комплекс зданий имел регулярное размещение, был окружен рядовыми посадками вечнозеленых деревьев. Деревьями были обсажены дороги.

Читайте также:  Таинственный сад раскрашенные страницы

В состав огромного комплекса зимнего дворца входили обширные сады (парки) с искусственно созданными озерами, островами и холмами, размещенные на западной стороне и «пурпурного города». Характерным элементом являлся сад Пай-Хай, с тремя объединенными озерами Южным, Средним и Северным. Доминантой было озеро («северное море») с островом и холмом в центре, на котором в 1644 г. построена Большая Белая Пагода, которая была видна даже с разных концов города. Острова, дикие скалы, гроты, лабиринты с разнообразными древесными растениями дополняют храм, павильоны, беседки, террасы, соединенные сетью дорог. Вход на остров дополняют каменный мост и декоративные ворота «Пай воу», аналогичные главным и боковым входам в парк. Характерным элементом парка Пай-Хай являются прекрасная «Стена девяти Драконов», украшенная керамикой и резьбой, комплекс павильонов «Пяти Драконов», а также большой императорский мост против входа в парк. Крупнейший парк Юаньмин не сохранился.

Наиболее полно сохранился парк Летнего дворца Около Пекина – Ихэюань (парк Безмятежного отдыха). Это комплекс садов около 400 га. Начало его создания относится к XIV в. Он неоднократно разрушался (в 1860 и 1900 гг.), но вновь восстанавливался. В настоящее время он занимает площадь 270 га, из которых 3/4 занято озером Куньмыньху.

На южном склоне горы Ваньшоушань (гора Долголетия), в северной части парка, обращенной к озеру, расположен архитектурный ансамбль с многоярусной башней и комплексом дворцовых сооружений. К ним примыкают дворики с каменистыми садами, водоемами для декоративных рыб и лотоса, древовидными пионами, магнолиями. Северный склон покрыт лесным массивом.

У подножия горы протекает ручей. На озере имеются острова с беседками и дамбы с галереями протяженностью в сотни метров, являются частью прогулочных маршрутов. Северная граница участка замаскирована невысокими холмами.

В стране выделяют шесть типов садов: при императорских дворцах и гробницах, храмах, сады естественных пейзажей, домашние сады, сады ученых и литературы. Они различны по размерам и богатству оформления, но отвечают следующим основным принципам, выделенные мастерами садово-паркового искусства Китая:

  1. действовать в зависимости от местных условий;
  2. максимально использовать окружающую природу;
  3. отделять главное от второстепенного;
  4. использовать контрасты: большое и малое, светлое и темное, широкое и узкое, высокое и низкое;
  5. в малом добиваться большого;
  6. учитывать гармонию пропорций;
  7. использовать постепенное раскрытие видов;
  8. учитывать время восприятия пейзажей.
  1. посадка растений с крупными, выраженной формы, листьями, интенсивно окрашенными листьями цветами и соцветиями на переднем плане;
  2. на переднем плане размещают крупные, художественно выразительные камни;
  3. этот же принцип положен при искусственном формировании крон( стрижка под бонсай», геометрические фигуры)
  4. также при подборе и размещении декора;
  5. ширина дорожек уменьшается по мере удаления от видовой точки

Источник

Оцените статью