Отдел_плодово_ягодных_культур

4. Учебно-опытный участок и организация работы на нем

Учебно-опытный участок. Ему отводится особая роль в учебно-воспитательном процессе биологии.

1) здесь уч-ся знакомятся с садовыми и огородными растениями, полевыми и техническими культурами, сорняками, вредителями

2) уч-ся овладевают умениями и навыками ухода за растениями в различных условиях: открытого и закрытого грунта.

3) осуществляют опыты и наблюдения над выращиваемыми растениями по интродукции, сортоиспытанию и др.

Учебно-исследовательская деятельность с живыми объектами на пришкольном участке обеспечивает формирование нравственных качеств уч-ся, воспитание любви, и бережного отношения к природе, уважение к труду. Длительные и разнообразные работы способствуют формированию волевых качеств: довести начатое дело до конца, вовремя провести наблюдения и зафиксировать их.

Правильная организация различных видов деятельности на УОУ способствует:

— совершенствованию биолог. знаний и умений по их применению на практике;

— формированию умений и навыков по выращиванию культурных растений с учетом биологически обоснованной агротехники;

— развитию знаний и умений по экспериментированию над растениями и животными;

— совершенствованию умений: наблюдать биолог. явления, устанавливать фенологические фазы, описывать, фиксировать наблюдения, сравнивать опытные и контрольные объекты, формулировать доказательные выводы на основе простейших расчетов.

4.1. Отделы уоу.

По Н.М.Верзилину на участке должны быть отделы: полевой, овощной, плодово-ягодный, декоративный, биологический и зоологический.

На УОУ рекомендуется выращивать растения, изучаемые по школьной программе.

Отдел полевых культур существует для ознакомления уч-ся с важнейшими кормовыми, зерновыми и техническими культурами, имеющими производственное значение в р-не, крае или области. В зависимости от размеров общего участка делянки могут быть небольшими. Соблюдается ежегодный севооборот.

Отдел плодово-ягодных культур предназначен для ознакомления с сортами яблонь, груш, плодовых кустарников и ягодников. Сад закладывается на много лет. Питомник плодовых и кустарников дает возможность научить уч-ся выращивать посадочный материал, необходимый для «омоложения» сада.

Отдел огородных культур также выращивают в системе севооборота, а многолетние овощные (спаржа, лук-порей и др.) без него. В 4-х польном севообороте выращивают: 1) капусту и тыквенные 2) томаты 3) корнеплоды и лук 4) картофель.

Цветочно-декоративный отдел создают в основном для эстетического воспитания уч-ся. В него входят цветники, расположенные перед фасадом школы, при входе на УОУ. Около фасада школы предпочтительны многолетники, но необходимо учитывать их высоту, окраску, сроки и продолжительность цветения.

Коллекционный отдел выделяется для выращивания растений, не включаемых в полевой или овощной севооборот. Его делят на 2 участка: сельскохозяйственный (зеленые культуры: салат, петрушка, укроп, щавель, спаржа и др.) и биологический: коллекции по систематике, морфологии экологии растений.

Читайте также:  Лучшие_плодово_ягодные_вина

Отдел общей биологии создается для проведения уч-ся старших классов опытно-практических работ, связанных с изучением эволюционного учения, генетики и селекции. Здесь закладывается дарвиновская площадка, где снимается верхний плодородный слой земли и ведутся длительные наблюдения о видах, её заселяющих.

Отдел дендрологический служит как учебным, так и эстетическим целям. В нем создается коллекция древесно-кустарниковой растительности, особенно тех, которые не распространены в данной местности. Здесь может быть сооружена альпийская горка.

Зоологический отдел может включать в себя небольшой крольчатник, пасеку из 1-3 ульев, инсектарий для разведения насекомых, используемых в биологических способах борьбы с вредителями сельскохоз. растений. Это могут быть искусственные гнездовья для птиц, шмелей.

Источник

Отдел плодово-ягодных культур

Под отдел плодово-ягодных культур отводится открытое место, расположенное в боковой части или на южном склоне участка. Отдел состоит из участков плодовых деревьев, ягодных кустарников, земляники. На участке плодовых деревьев выращиваются представители косточковых (сливы, вишни и др.) и семечковых (яблоня, груша и т. д.) районированных и перспективных сортов. На участке ягодных кустарников произрастают разные сорта смородины, малина, крыжовник.

Земляничник должен быть представлен различными сортами отечественной и зарубежной селекции. При выращивании земляники должен соблюдаться севооборот, например: первое поле — овощи, второе поле — ранний картофель, третье-шестое поля — земляника, седьмое поле — пар.

При описании данного отдела необходимо отмечать изменения видового и сортового состава плодово-ягодных культур в отчетном году.

Школьный сад служит не только учебным целям, но и играет огромную роль в экономическом и эстетическом воспитании учащихся. Это база для опытнической работы.

Тематика опытов может быть различной:

  • — изучение биологических особенностей плодово-ягодных культур в условиях данной зоны;
  • — влияние удобрений на ежегодный прирост, величину и качество урожая;
  • — изучение самоплодности плодово-ягодных культур;
  • — изучение влияния насекомых-опылителей на величину урожая.

В качестве контроля используют районированные сорта.

В отделе необходимо иметь питомник, служащий базой для пополнения плодово-ягодного сада и реализации саженцев. В питомнике учащиеся могут ознакомиться с особенностями размножения древеснокустарниковых пород, получить ценные трудовые умения и навыки по выращиванию посадочного материала, выращивать саженцы лесных и плодовых растений для создания зеленых защитных насаждений, озеленения школы, разбивки сада и др. В состав питомника входят три отделения:

  • — участок размножения — выращивают подвои для прививки яблонь из семян дички, проводится размножение ягодных кустарников зелеными и одревесневшими черенками;
  • — участок воспитания и формирования — проводятся прививки на выращенные подвои, готовят саженцы к посадке и реализации;
  • — маточники — сортовые насаждения для получения черенков, семян для последующего размножения.
Читайте также:  Подберезовик_гриб_рецепты_соления

В питомнике может иметься прикопочный участок, куда закладываются на зимнее хранение подвои и саженцы.

На черенковом участке и участке сеянцев должны соблюдаться следующие севообороты:

Приведенные схемы севооборотов могут изменяться и корректироваться с учетом местных условий.

В питомнике учащиеся могут выполнять следующие опыты:

  • — выявление наиболее эффективного способа размножения смородины (одревесневшими, зелеными черенками, отводками и т. д.);
  • — влияние сроков черенкования на укоренение черенков (осень, весна);
  • — влияние различных доз удобрений на рост саженцев плодовых растений.

Источник

Организация учебно -опытного участка МБОУ СОШ с.Маядык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация учебно – опытного участка. Характеристика отделов Отдел плодово-ягодных культур

Отдел плодово-ягодных культур включает: Фруктовый сад: Сад расположен за зданием школы в северо – западной стороне школы. В основном представлен плодовыми деревьями: яблоня. Кустарники: арония, вишня, терн. Ягодник включает землянику и кусты смородины,крыжовника и малины.

Отдел овощных культур

В отделе выращивают овощные растения открытого грунта. Это: капустные – капуста ранняя и поздняя; плодовые – томат, перец, баклажан, патиссоны, кабачки, огурцы; бахчевые – арбуз; корнеплодные – морковь, свекла, петрушка; луковые – лук репчатый, чеснок; зеленые – салат, укроп, щавель. Часто используется четырехпольный севооборот: капуста, томаты, тыквенные.Сорта:кабачки «Кавили», помидоры «Бычье сердце», «Черномор», томаты «Негро», морковь «Шантанэ», «Витаминная», свекла столовая «Бардо», «Цилиндра», сладкий перец «Калифорнийское чудо», «Богатырь», петрушка «Бриз», укроп «Грибовский», капуста «Слава», «Московская поздняя», лук – чернушка «Бессоновский».

Цветочно-декоративный отдел

Данный отдел представлен разнообразными клумбами, расположенными по фасаду школы, по территории школьного двора и учебно-опытного участка. Многолетники: сортовые ирисы,тюльпаны, пионы, лилии, лилейники, васильки, флоксы, мак восточный,гелихризиум,спаржа,тростник садовый, георгины. Однолетние культуры: тагетис, астра, цинния, георгины, космея,петуния,агератум,василек,календула,георгины. Цветы радуют глаз, поднимают настроение, украшают территорию школы.

Отдел биологии растений

Данный отдел призван решать практические проблемы, которые изучаются в разделах курса биологии. Дарвиновская площадка: проводятся наблюдения за естественной растительностью на площади 2м2. Обучающиеся выявляют видовой состав растений и животных, их плотность и взаимодействия.

Для получения наглядного материала по теме «Виды корней» высеиваем: горох, лен, репа, морковь – стержневая система; овес, пшеница, лук репчатый- мочковатая система; георгин – клубневидный; капуста, томаты – придаточные корни; кукуруза – воздушные.

Для демонстрации видов стеблей: ячмень — прямостоячий, огурец — ползучий, горох – лазящий, фасоль – вьющийся, крапива – подземный, корневище, картофель – клубни, лук – репчатый – луковица.

Для демонстрации типов соцветий: капуста, редис – кисть, тысячелистник – щиток, клевер – головка, укроп – зонтик, пшеница – сложный колос, просо – метелка, подсолнечник – корзинка, кукуруза – метелка и початок. Приспособление к опылению: Ветром: кукуруза, рожь. Перекрестное опыление шмелями: львиный зев. Самоопыление: горох, картофель. Приспособление к опылению бабочками: петуния, гелихризиум. Крестоцветные: капуста кочанная (1-го и 2-го года), редька посевная. Розоцветные: земляника, лапчатка, ползучая и серебристая, манжетка. Пасленовые: томат съедобный, баклажаны, паслен черный, перец сладкий, перец горький. Сложноцветные: подсолнечник однолетний, подсолнечник клубненосный. Бобовые: горох посевной, бобы конские, чина. Лилейные: лук репчатый, чеснок, лилия тигровая. Злаки: пшеница, овес, кукуруза.

Читайте также:  Помогите_сохранить_наши_леса

Отдел лекарственных растений

Отдел служит двум основным задачам: созданию коллекции лекарственных трав (аптекарский огород) и сбору лекарственного сырья при выращивании растений в экологически чистых территориях. Растут следующие растения: подорожник, ромашка аптечной, цикорий, крапива двудомной, тысячелистник обыкновенный.

Различные группы растений, изучаемых в школьной программе биологических дисциплин: светолюбивые и теневыносливые, засухоустойчивые и влаголюбивые. Размещены растения этого отдела свободными группами, с учетом необходимых условий для их жизни. В этом отделе создан искусственный водоем, альпийская горка.

Отдел начальных классов

Обучающиеся 1 – 4 классов выращивают на цветниках декоративные растения, на учебно-опытном участке – сельскохозяйственные растения. Проводят опыты по влиянию освещения, полива, изучают различные сорта цветочных культур в соответствии с программой.

Дендрологический отдел

Создана коллекция из древесных и кустарниковых пород, которые создают защитный экран от шума и зеленую зону школы. Растут следующие растения: липа, берёза, ива, сосна, ель, яблоня, арония, рябина, сирень, акация, вишня. Этот отдел частично является и зоологическим, так как именно в нем развешиваются скворечники и кормушки.

Здесь выращивают растения, произрастающие на нашей территории дикорастущие лекарственные, пищевые растения, медоносы: подорожник, ромашка аптечная, цикорий, крапива двудомной, тысячелистник обыкновенный. И редкие растения: ландыш, очиток. Здесь созданы естественный фитоценоз данного региона, мини-плантации лекарственных растений.

Отдел защищенного грунта

Выращиваем огурцы, томаты, капусту для рассады.

Производственный отдел

Выращивается продукция овощных и плодово-ягодных культур для обеспечения школьной столовой.

Отдел полевых культур

В отделе размещаются полевые культуры, имеющие производственное значение в Дюртюлинском районе РБ, все полевые культуры выращиваются севообороте. Зерновые культуры: типичные хлеба 1 группы – пшеница, рожь – яровые и озимые формы; ячмень, овес; типичные хлеба 2 группы или просовидные –кукуруза; зерновые и бобовые – горох, кормовые бобы, фасоль, люпин; корнеплоды – столовая свекла, морковь; клубнеплоды – арбуз, тыква; масличные – подсолнечник; эфирно-масличные –тмин, мята перечная, мелисса лимонная; текстильные – лен; пропашные –сахарная свекла, кормовая свекла; кормовые травы – клевер, тимофеевка, люцерна. Сорта: Рожь «Чулпан7», пшеница «Омская», овес «Льговский», кукуруза «Чишминская», горох «Чишминский», подсолнечник «Чернянка».

Источник

Оцените статью