Освящение_фруктов_и_овощей

Молитва на благословение первых плодов и овощей

«Владыка, Господи Боже наш, заповедавший каждому по его усердию приносить Тебе Твое из Твоего и в вознаграждение за это подающий Твои вечные блага! Ты, с любовью принявший посильное приношение вдовы, прийми и ныне от Твоего раба (ими) принесенное Тебе, которое удостой принять в Твою вечную сокровищницу, а принесшему даруй все для него полезное и обилие земных благ. Ибо благословенно имя Твое и прославлено Царство Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

Вам может быть интересно:

  1. Требник Петра (Могилы) Часть 2 – святитель Петр (Могила), митрополит Киевский
  2. Пролог в поучениях на каждый день года – Месяц Август. 6-й день – протоиерей Виктор Гурьев
  3. Проповеди. Книга 6 (2008 г.) – Предпразднство Преображения Господня – протоиерей Димитрий Смирнов
  4. Отец Иоанн Кронштадтский – епископ Арсений (Жадановский)
  5. Сборник суточных церковных служб, песнопений главнейших праздников и частных молитвословий Православной Церкви на русском языке – IX. Чин Великого повечерия – иеромонах Феофан (Адаменко)
  6. Полный круг проповедей – Седмица 11-я по Пятидесятнице – протоиерей Вячеслав Резников
  7. Библейская энциклопедия – Обед и ужин – архимандрит Никифор (Бажанов)
  8. Как найти духовного отца и жить под его руководством –
  9. Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний – Слово 61. О том, чтобы внимать себе – преподобный Антиох Палестинский
  10. Отечник Проповедника – Подвиг ложный – игумен Марк (Лозинский)

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Ответы на вопросы об освящении плодов на Преображение

У нас в Православной Церкви существует традиция освящения плодов нового урожая на Преображение Господне. В связи с этим очень распространена полемика: можно ли вкушать до 19 августа яблоки, груши и виноград? Действительно ли существует такой запрет? Слышала, что раньше в Московской семинарии за нарушение такого запрета отчисляли. Понятна логика: все первое — Господу, но тогда нельзя вкушать до освящения плодов ВЕСЬ новый урожай, т.е. ягоды, овощи, фрукты. Прошу Вас разъяснить эти недоумения.

Освящение плодов в день Преображения — древнейшая традиция Церкви, одна из тех, что сохранились еще с ветхозаветных времен. Она глубока и осмысленна: принося Богу начаток плодов своего труда, мы тем самым свидетельствуем, что помним о том, Кому обязаны всем тем, что у нас есть, и благодарим Бога за Его дары. Слова «Твоя от Твоих…», которые произносятся во время Литургии, применимы и в данном случае.

Эта благочестивая традиция была глубоко воспринята русским народом. В некоторых местностях центральной России существует традиция приносить к освящению не только яблоки и виноград на Преображение, но и все первые овощи по мере их созревания — молодую картошку, морковь, капусту, свеклу (мне приходилось это видеть). В старину на Успение, когда начиналась жатва, освящали первый сноп. Так что это очень хороший, почтенный обычай — но не какое-то строгое церковное правило, не запрет. Я сам учился в МДС и никогда не слышал, чтобы юношей отчисляли из семинарии за такое «нарушение».

Читайте также:  Какие_фрукты_можно_при_дивертикулезе_кишечника_овощи_есть

В наше время все перепуталось: даже клубнику можно есть круглый год, не говоря уже о яблоках и винограде, поэтому сегодня вообще речь не может идти о каких-то строгих запретах. И все же я не вижу ничего плохого в том, чтобы не есть яблок этого урожая, тех плодов, которые у нас созревают как раз примерно к Преображению, до их освящения, и сам стараюсь этому следовать.

Какие-то бытовые особенности, обычаи неизбежно уходят из нашей жизни, потому что меняется сама жизнь, ее условия и ритм. Но в свое время эти обычаи возникли, потому что всё в жизни человека было окружено памятованием о Боге. И сегодня мы должны помнить о Боге и строить на этом основании свою жизнь.

Уважаемый Владыка, недавно узнали, что плоды, освящаемые на Медовый, Яблочный и Ореховый Спас, остаются в храме как дары Господу Богу. Правда ли это?

Да, была такая традиция, но уже давно этого никто не делает. Эта традиция происходит от заповеди о жертве. Действительно, когда-то начатки своих плодов прежде, чем вкусить их, человек приносил в храм как жертву Богу, в благодарность Ему. То же самое – с медом, орехами, пасхальными снедями: вот хозяйка приготовила их, потом взяла самый хороший кулич, крашеные яички, пасху – и отнесла в церковь… Так было. Сегодня люди просто приносят освящать все это для собственного употребления. Ничего плохого в этом нет, если люди все-таки осознают смысл церковных праздников и помнят о необходимости жертвы на храм.

Источник

Освящение фруктов и овощей

В начале все создания Божии были “добры зело”, так как на них почивало Божие благословение, сошедшее на них по всемогущему слову Его “Да будет”. Тогда всему на земле было заповедано пребывать без особых освящений.

Но первозданный человек преступил заповедь Божию и внес нечистоту в весь состав своего существа, а от этого нечистота сошла и на все живущее. Проклятье Божие нависло над делами рук человеческих, по слову Господню к Адаму: “Проклята земля в делах твоих” (Быт. 3,17).

Тварь неразумная, как свидетельствует апостол, “покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее” (Рим. 8,20), то есть все живое осквернилось через человека. Неразумная природа, которая по замыслу Творца должна была доставлять своему владыке – человеку вещественные средства к блаженству, – эта природа сделалась причиной его болезней и смерти. Все стихии объявили открытую вражду человеку, покорившему их суете, все произведения земные в питании заключили вредные примеси или прямо отраву телу человека. Таковы были неизбежные следствия проклятия Божия, отяготевшего над делами рук человеческих со дня преступления Адама. Такова страшная необходимая связь нашего греха со всем, с чем он входит в соприкосновение.

В Ветхом Завете богоизбранному народу было заповедано приносить начатки плодов – первый сноп жатвы в праздник Пасхи и два первых хлеба в день Пятидесятницы, над которыми священник совершал обряд возношения. Об этом говорится в таких словах: “Принесите первый сноп жатвы вашей к священнику; он вознесет этот сноп пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение… от жилищ приносите два хлеба возношения… как первый плод Господу” (Лев. 23, 10, 11, 17). Кроме того, ветхозаветный верующий мог употреблять в пищу все произведения земли своей: овощи, масло, мед и другие плоды лишь после того, как посвятил начатки их (первый урожай) Господу. В книге Исход говорится: “Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего” (Исх. 23, 19). Этот обряд знаменовал собой не только освящение плодов, но этим выражалась также благодарность Господу, от Которого исходит “всякое даяние доброе и всякий дар совершенный” (Иак. 1, 17). В книге Левит мы читаем: “Никакого нового хлеба, ни сушеных зерен, ни зерен сырых не ешьте до того дня, в который принесете приношения Богу вашему: это вечное постановление в роды ваши” (Лев. 23,14).

Читайте также:  Занятие_чем_полезны_овощи

В некоторой степени Праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником Кущей. “Если хочешь, сделаем здесь три кущи”, – говорит апостол Петр Господу Иисусу Христу. Эту связь подтверждает и традиция совершать в праздник Преображения (как и во время праздника Кущей) освящение плодов.

Обычай посвящать Богу начатки плодов, как утвержденный Божественной заповедью, вместе с другими знаменательными обычаями Ветхого Завета перешел в состав священнодействий новозаветного богослужения. Из Апостольских и Соборных постановлений, а также святоотеческих писаний видно, что этот обычай издревле соблюдался в Христианской Церкви. Принесение к алтарю новых колосьев и виноградных гроздьев предписано третьим Апостольским правилом, 25-м правилом Трулльского, 7-м и 8-м Гангрского, 46-м Карфагенского Соборов. “Справедливо и свято, – говорит святой Григорий Богослов, – чтобы истинные чадолюбцы приносили в дар Богу, от которого и мы сами и все наше, начатки и гумна, и точила, чтобы часть, принесенная усердно в дар, привела в безопасность и остальное”, 28-е правило VI Вселенского Собора определяет: “Приношение винограда священники да приемлют, яко начатки, и, благословляя оный особо, да преподают приносящим в благодарение Подателю плодов, коими, по определению Божиему, тела наши возращаются и питаются”.

Церковным уставом было заповедано христианам приносить в храм виноградные плоды для благословения в праздник Преображения Господня, то есть тогда, когда наступает полная зрелость этих плодов. На Руси, на большей части территории которой виноград не растет, в храм на Преображение приносятся преимущественно яблоки, груши, уже вполне созревшие к этому дню. Отсюда и народное название этого праздника – “яблочный Спас”.

Смысл освящения плодов на Преображение

Освящение плодов 6 августа имеет таинственно-символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновление, в которое вступило человеческое естество по воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие.

Читайте также:  Салат_десятка_целыми_овощи

Святая Церковь благословляет и освящает начатки плодов земных, снимая с них древнюю печать проклятия, обращает эти плоды уже не в орудие греховных наших похотений, не в пищу тления и смерти, но в истинное наслаждение возрожденного благодатью человека.

В день Преображения приносим мы в храм яблоки, груши, виноград, овощи — и на миг сам храм претворен снова в таинственный сад, в тот блаженный рай, в котором началась жизнь человека и встреча его с Богом. И как тогда тот первый человек раскрыл свои глаза и увидел этот мир, о котором Бог сказал, что все в нем «хорошо весьма», и обрадовался, и возблагодарил Бога, так и мы, как будто в первый раз видим мир как отражение Божьей мудрости и любви, и радуемся, и благодарим. И в этой радости и благодарении очищается, обновляется и возрождается наша жизнь.

Церковь молит Господа, чтобы Он вкушающим плоды даровал освящение души вместе с освящением тела, чтобы хранил жизнь их в покое и радости, чтобы сами эти плоды богато умножал.

В русской народной традиции Преображение называется Вторым Спасом или Яблочным Спасом. Народное название праздник приобрел по причине того, что, согласно Типикону (послед. 6 августа), в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где его нет, — яблоки, после чего их разрешается употреблять в пищу. Освящение проводится в конце праздничной литургии и является выражением дара Богу от благословлённой Им природы.

Обычай освящать плоды — древний. Первые плоды нового урожая приносили к алтарю еще в Ветхом Завете, по Закону Моисееву: “Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего” (Исх. 23, 19); “Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику” (Лев. 23, 10); “Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих” (Притч. 3, 9).

Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апостольском правиле, 25-м правиле Трулльского, 7-м и 8-м Гангрского, 46-м Карфагенского Соборов.

Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6 августа было то, что на востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых — колосья и виноград – приносятся в храм для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, о чем говорится и в самой молитве, читаемой над «гроздием».

В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, в праздник Преображения Господня освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой — «На освящение начаток овощей (плодов)».

Церковь, благословляя приносимые плоды, внушает тем, что в ней, как в обществе священном, все – от человека до растения – должно быть посвящено Богу, как Его творение.

Источник

Оцените статью