Правовое обеспечение охраны и защиты лесов
Общие требования по обеспечению охраны и защиты лесов. Несмотря на то что леса не признаются ни объектами права собственности, ни объектами права пользования, законодательство рассматривает их в качестве объекта правовой охраны. Согласно ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Леса подлежат охране от пожаров, загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов (ст. 51 ЛК РФ). Охраняют и защищают леса органы государственной власти, органы местного самоуправления или лица, использующие леса.
В соответствии со ст. 60 ЛК РФ отчет об охране и о защите лесов представляется гражданами, юридическими лицами в органы государственной власти, органы местного самоуправления. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли- продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного пользования лесным участком (п. 3 ст. 51 ЛК РФ).
Охрана лесов от пожаров. Огромный ущерб ежегодно наносится лесному хозяйству страны лесными пожарами, поэтому особое внимание в лесном законодательстве уделено охране лесов от пожаров, строгому соблюдению требований пожарной безопасности в лесах.
Согласно ст. 52 ЛК РФ охрана лесов от пожаров включает выполнение мер пожарной безопасности и тушение пожаров в лесах. Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с Л К РФ, федеральными законами от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 1 и «О пожарной безопасности». Тушение пожаров в лесах, расположенных на иных землях, регламентируется этими двумя федеральными законами.
Меры пожарной безопасности в лесах включают предупреждение пожаров; мониторинг пожарной опасности и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения; иные меры пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности реализуются в соответствии с лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.
Правила пожарной безопасности в лесах утверждены постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 417 317 318 . Для каждого лесного района они устанавливаются Минприроды России. Меры пожарной безопасности в лесах включают:
предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров);
мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
иные меры пожарной безопасности в лесах.
Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления — в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов РФ или муниципальных образований; органами государственной власти субъектов РФ — в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано этим органам; Федеральным агентством лесного хозяйства — в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых не передано органам государственной власти субъектов РФ; Минприроды России — в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, — в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.
Меры пожарной безопасности в лесах на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Особо следует отметить, что в соответствии со ст. 53 5 Л К РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий ограничивают пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Защита лесов. Меры по защите лесов имеют целью выявление в лесах вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам) и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, — их локализацию и ликвидацию (ст. 54 ЛК РФ). Защита лесов от вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О карантине растений».
Для обеспечения санитарной безопасности в лесах проводятся лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы); лесопатологические обследования и государственный лесопатологический мониторинг; авиационные и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов; санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия); устанавливаются санитарные требования к использованию лесов.
Меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов (ст. 55 ЛК РФ). Действуют Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные приказом Минприроды России от 24 декабря 2013 г. № 613 1 .
В целях охраны и защиты лесов собирается, анализируется и используется информация о лесопатологическом состоянии лесов, в том числе об очагах вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам (государственный лесопатологический мониторинг) (ст. 56 ЛК РФ). Порядок организации и осуществления лесопатологического мониторинга утвержден приказом Минприроды России от 9 июля 2007 г. № 174 319 320 .
Статья 57 ЛК РФ предусматривает проведение авиационных работ по охране и защите лесов. Речь идет об авиационном патрулировании; о тушении лесных пожаров; о доставке воздушными судами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно; об осуществлении государственного лесопатологического мониторинга с использованием авиационных средств и о проведении иных работ по защите лесов от вредных организмов. Порядок организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Источник
Особенности правовой охраны лесов
(введена Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
1. Под лесной охраной понимается деятельность, направленная на определение состояния лесов и влияния на них природных и антропогенных факторов, а также на предотвращение, выявление и пресечение нарушений гражданами, пребывающими в лесах, требований, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (далее — требования лесного законодательства). Лесная охрана осуществляется посредством систематического патрулирования лесов в соответствии с нормативами и в порядке, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
2. Лесная охрана осуществляется указанными в части 1 статьи 96 настоящего Кодекса федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления, указанными в части 1 статьи 98 настоящего Кодекса (далее — уполномоченные органы). Лесная охрана может осуществляться государственными учреждениями, указанными в части 2 статьи 19, части 1 статьи 96 настоящего Кодекса, и муниципальными учреждениями, указанными в части 1 статьи 98 настоящего Кодекса.
2.1. Перечень должностных лиц, осуществляющих лесную охрану, утверждается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или подведомственными им государственными или муниципальными учреждениями в пределах их полномочий, предусмотренных статьями 81 — 84 настоящего Кодекса.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 29.12.2022 N 600-ФЗ)
3. Должностные лица уполномоченных органов и государственных учреждений, указанных в части 2 настоящей статьи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе:
1) осуществлять систематическое патрулирование лесов;
2) определять состояние лесов и влияние на них природных и антропогенных факторов;
3) предотвращать, выявлять и пресекать нарушения требований лесного законодательства гражданами;
4) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, связанным с нарушениями требований лесного законодательства, выявленными в ходе осуществления систематического патрулирования лесов;
5) направлять в соответствующие государственные органы материалы о нарушениях требований лесного законодательства, выявленных в ходе осуществления систематического патрулирования лесов, содержащих признаки административных правонарушений и (или) преступлений;
6) предъявлять иски в суд или арбитражный суд по фактам нарушений требований лесного законодательства, выявленных в ходе осуществления систематического патрулирования лесов.
4. Должностные лица уполномоченных органов и государственных учреждений, указанных в части 2 настоящей статьи, также имеют право:
1) ограничивать или запрещать доступ граждан, въезд транспортных средств в леса в период действия ограничения или запрета на пребывание в лесах;
2) в целях пресечения нарушения обязательных требований приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые гражданами, не имеющими предусмотренных настоящим Кодексом документов;
3) задерживать в лесах граждан, нарушивших обязательные требования, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;
4) изымать у граждан, нарушающих обязательные требования, орудия совершения правонарушений, транспортные средства и соответствующие документы;
5) предотвращать, выявлять и пресекать нарушения гражданами, пребывающими в лесах, требований лесного законодательства, проверять у граждан, пребывающих в лесах, документы, подтверждающие право осуществлять использование лесов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 11 настоящего Кодекса, требовать от граждан, пребывающих в лесах, прекращения совершения нарушения требований лесного законодательства.
5. В случае, если должностными лицами уполномоченных органов и государственных учреждений, указанных в части 2 настоящей статьи, в пределах установленной компетенции выявлен факт размещения объекта капитального строительства в границах земель лесного фонда или в границах земель иных категорий, на которых располагаются леса, на которых не допускается размещение такого объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием лесов и установленными ограничениями прав на землю, должностное лицо, осуществляющее лесную охрану, в срок не позднее трех рабочих дней с момента выявления факта размещения объекта капитального строительства направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа, муниципального округа по месту нахождения земельного участка, на котором размещен такой объект капитального строительства, или в случае нахождения указанного земельного участка на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливаются в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Источник