Особенности_леса_6_класс

Леса

Для произрастания деревьев необходимо достаточное количество тепла и влаги, определённый режим температур и выпадения осадков. В зависимости от различного сочетания этих факторов формируются разные виды лесов.

Тайга

Тайгой называют хвойные леса умеренного пояса. Зона тайги почти целиком расположена в Северном полушарии, а в Южном практически отсутствует. Это объясняется тем, что в широтах, где соотношение тепла и влаги благоприятно для произрастания хвойных лесов, в Южном полушарии почти нет суши, то есть тайге там просто негде расти. В России тайга занимает наибольшую площадь среди всех природных зон. Европейская и североамериканская тайга произрастает в условиях относительно тёплого и мягкого климата с достаточным количеством осадков, тайга Восточной Сибири — в условиях крайне холодной зимы и тёплого сухого лета.

Почвы тайги бедны питательными веществами. Недостаток тепла и избыток влаги способствуют малому накоплению гумуса и сильному промыванию почв. Наиболее распространённые почвы тайги подзолистые и мерзлотно-таежные. Обширные пространства заболочены.

Тайга, сибирский кедр, бурый медведь, соболь

Внешний облик тайги неодинаков, потому что различны образующие её породы деревьев: ель, пихта, сосна, лиственница. Различают темнохвойную и светлохвойную тайгу. В темнохвойной тайге главное растение — ель, а в светлохвойной сосна и лиственница.

Богатство тайги — ягоды, грибы, лекарственные растения и промысловые животные (белка, соболь, рысь, куница, глухарь, тетерев). В таёжных лесах Северной Америки водятся олени-вопити, лоси, медведи-гризли, волки, рыси, росомахи. В хвойных лесах, как правило, много кровососущих насекомых.

Зона тайги — территория активной лесозаготовки и деревообработки, пушного промысла. Богатейшие страны по запасам древесины в таёжной зоне — Россия и Канада.

Смешанные и широколиственные леса

В отличие от тайги смешанные и широколиственные леса произрастают в более мягком климате с достаточным количеством влаги и без резких перепадов температур. Смешанные леса широко распространены в Европе и Северной Америке и протягиваются узкой полосой южнее таёжной зоны в Западной Сибири.

Наряду с лиственными деревьями (берёза, осина, ольха, дуб, клён), которые сбрасывают листву на зиму, здесь встречаются и хвойные породы (ель, сосна).

Кабаны, лось, дубрава, смешанный лес

Широколиственные леса произрастают южнее смешанных лесов. Сбрасывая листву каждую осень, листопадные растения создают благоприятные условия для формирования плодородных серых и бурьтх лесных почв. Верхний ярус такого леса занимают могучие дубы и буки, с ними соседствуют грабы и клены. В нижних ярусах произрастают дикие плодовые деревья и кустарники (бузина, лещина), разнообразные травы, грибы. Широколиственные леса сегодня в значительной степени сведены человеком. На месте вырубленных лесов расположены пашни, на которых выращивают разные сельскохозяйственные культуры.

Читайте также:  Гриб_ганодерма_его_свойства

Переменно-влажные муссонные леса

Переменно-влажные леса формируются в условиях климата с чередованием сухого и влажного сезонов. При дождливом летнем сезоне произрастают переменно-влажные муссонные леса. Они распространены на востоке, юго-востоке и юго Азии, в приэкваториальных широтах Южной Америки и Африки. Если накопленной в период дождей влаги хватает на сухой сезон, то в условиях тёплого климата леса вечнозелёные, с разнообразными видами растений. В Азии, например, широко распространён бамбук, который относится к травянистым злакам, но имеет древесный стебель. У южного подножия Гималаев произрастают джунгли из бамбуков, магнолий, мимоз и разнообразных лиан. Территории этой зоны активно используются человеком для выращивания культурных растений, прежде всего риса и сахарного тростника. При длительном засушливом периоде муссонные леса более сухие, листопадные.

Рисовые поля, эвкалиптовая роща, переменно-влажный лес, панда

Влажные экваториальные леса

Влажные экваториальные леса формируются в условиях жаркого и постоянно влажного климата и занимают экваториальные области Африки, Южной Америки и островов Юго-Восточной Азии. На их долю приходится 1/3 общей лесной площади планеты и 4/5 массы всей существующей на Земле растительности. Самый крупный массив экваториального леса — леса Амазонии (сельва) — занимает 6 миллионов квадратных километров. Обилие тепла и влаги привело к тому, что это самые многоярусные (12—15 ярусов) леса на планете, отличающиеся самым богатым видовым составом. Здесь произрастает 70% всех высших растений и 90% всех лиан на Земле. Одних только деревьев насчитывается более 1000 видов.

Из-за отсутствия смены сезонов года разные растения в одно время находятся на различных стадиях развития — от цветения до листопада, поэтому лес — вечнозелёный.

Несмотря на огромное количество опадающей листвы, почвы в этих лесах бедны питательными веществами из-за обильных осадков, которые вызывают сильное промывание почвы. В этих почвах много железа, окрашивающего их в красный цвет. Обширные территории сильно заболочены.

Влажный жаркий климат благоприятен для произрастания крупных деревьев.

В экваториальных лесах растет много ценных пород деревьев: каучуконос — гевея, из сока которой производят натуральный каучук, чёрное (эбеновое) и красное дерево, дающие ценную древесину, хинное дерево. Растения нижних ярусов — папоротники, травы, кустарники — произрастают в условиях повышенной влажности и полумрака. В различных ярусах леса много птиц с ярким оперением (попугаи, колибри, туканы), обезьян, змей и ящериц, несметное количество насекомых (разнообразных бабочек, жуков, муравьев). У воды обитают копытные. Сегодня эти леса, к сожалению, вырубаются, особенно в связи со строительством дорог, освоением месторождений полезных ископаемых, распашкой территорий.

Источник

«Леса» (урок географии в 6-м классе; УМК «Сферы»)

Уметь правильно подбирать и использовать источники географической информации.

Читайте также:  Ассорти_грибное_планета_витаминов

В ценностно-ориентационной области:

Понимание ценности географической информации и способность к самостоятельной ориентации и самоопределению в информационном поле; умение высказывать и обосновывать оценочные суждения, способность к самооценке в диалоге; понимание ценности гармоничных отношений человека и природы.

Основные термины и понятия:

Тайга
Смешанные и широколиственные леса
Муссонные переменно-влажные леса
Влажные экваториальные леса

  • Биология
    • Голосемянные
    • Народные промыслы (дерево)
    • Рациональное питание
    • Исчезающие виды растений и животных
    1. Учебник Лобжанидзе А.А. География: планета Земля. 6 класс, урок 47
    2. Атлас, с.36-37, 40-41
    3. Настенная карта «Растения и животные мира»
    4. Видеофильмы «Природные зоны»
    5. Электронные средства: презентации учащихся
    6. Эвкалиптовое масло
    7. Черепашки (черный ящик)

    Технология урока

    Проведение урока предполагает наличие в классе компьютера и проецирование изображения на телевизор с большим размером по диагонали или использование мультимедиа. Большое внимание уделяется организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся по природным зонам, результаты которой предполагается представить на уроке.

    Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
    1 Организационный этап
    (2 мин.)
    Приветствие. Проверка готовности учащихся к активному усвоению нового материала Проверяют готовность
    2 Актуализация опорных знаний (3 мин) Беседа Отвечают на вопросы
    3 Подготовка учащихся к усвоению нового материала (2 мин.) Сообщение темы урока
    Определение цели
    Слушают учителя и формулируют цель
    4 Предъявление выполненных групповых проектов по природным зонам Беседа Представляют групповые работы, заполняют таблицу в тренажере с. 88
    5 Физминутка (2 мин.) Проведение игровой физминутки (пантомима) Выполняют физминутку
    6 Первичное закрепление знаний Тренажёр стр.93 задание 4
    Тренажер стр. 87 задание 2
    Отвечают на вопросы
    7 Информирование учащихся о Д/З Параграф 47 с.132-135
    Реклама листовка в защиту.
    Запись домашнего задания
    8 Определение темы следующего урока Игра «Черный ящик» Определяют тему урока
    9 Подведение итогов
    (2 мин.)
    Выставление оценок Задают свои вопросы, самооценка в таблице.

    1. Организационный момент

    Приветствие, наличие учебных принадлежностей.

    3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала

    Сообщение темы урока
    Сегодня на уроке мы познакомимся с лесными природными зонами и типичными представителями их животного и растительного мира.
    Определение цели – учебник стр. 132.

    4. Изучение нового материала

    Чтобы убедиться в главенствующей роли климата в распространении животных и растений, давайте рассмотрим, как меняется биологическое разнообразие по мере продвижения с юга на север:

    Тропические леса – 2000-3000 видов.
    Широколиственные леса – 700-800 видов.
    Тайга – 500-600 видов.
    Полярные широты – 50 видов

    5. Предъявление выполненных групповых проектов по природным зонам.

    1. Территория, занимаемая природной зоной.
    2. Климатические особенности
    3. Растения природной зоны. Их приспособленность к условиям обитания.
    4. Животные природной зоны. Их приспособленность к условиям обитания.

    Учащиеся выступают с проектами по своей зоне, а другие ученики, слушая характеристику природной зоны, заполняют таблицу в тренажере на с .88 задание 3. (Задание на умение «свернуть» текстовую информацию в таблицу.)

    Для работы приготовить атлас стр. 36-37

    А) Влажные экваториальные леса. (Приложение 1)
    Первое впечатление от экваториального леса – это хаос в природе.

    Б) Муссонные переменно-влажные леса. (Приложение 2)
    В ходе рассказа ребята знакомятся с запахом эвкалиптового масла.

    Подготовка к физминутке

    Каждая группа, после жеребьевки представляет одного животного.

    В) Смешанные и широколиственные леса. Работа с видеофрагментом.
    Задание: Напишите рецепт блюда праздничного стола из продуктов, растительное сырье для которых находится в природной зоне широколиственных лесов.

    Задание: Перевод с «русского на русский».

    1. Сбился с азимута среди трёх голосемянных. (Заблудился в трёх соснах.)
    2. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно всё равно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит) [1].

    Вопрос: Злободневны ли вопросы охраны животного мира, о которых говорил дедушка Мазай в XIX веке, сейчас, в настоящее время?

    «…Старый Мазай разболтался в сарае:
    «В нашем болотистом, низменном крае
    Впятеро больше бы дичи велось,
    Кабы сетями её не ловили,
    Кабы силками её не давили…» (Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»)

    Ответ: Проблемы, связанные с охраной фауны Земли, в настоящее время стали ещё острее. Если до XIX века по вине человека вымерло 33 вида млекопитающих и 30 видов птиц, то за XIX и XX века более 70 и более 120 соответственно. Причем вымирание животных в меньшей степени происходит от их физического уничтожения, нежели в связи с изменением среды их обитания.

    6. Первичное закрепление знаний

    Тренажёр стр. 93 задание 4.
    Тренажер стр. 87 задание 2.

    7. Домашнее задание

    Параграф 47 с.132-135
    Группе создать рекламу, листовку социального содержания в защиту исчезающего вида растения или животного природной зоны.

    8. Определение темы следующего урока

    Игра «Черный ящик»:

    В этом ящике находится представитель зоны, которую будем рассматривать на следующем уроке. Назовите его.

    Оно всех смешит,
    Потому что не спешит.
    А куда спешить тому.
    Кто всегда в своем дому. (Черепаха)

    9. Рефлексия

    На столах у групп имеются листочки со списком группы.
    Оцените работу членов группы при подготовке к уроку и работу на уроке, почему поставлена такая оценка.

    № п/п ФИО ученика Предварительная подготовка к уроку Работа на уроке
    1
    2
    3
    4
    5
    6

    1. Галева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии. М.: «5 за знания», 2006.

    Источник

    Читайте также:  Гриб_тонкая_ножка_маленький
Оцените статью