Леса
Для произрастания деревьев необходимо достаточное количество тепла и влаги, определённый режим температур и выпадения осадков. В зависимости от различного сочетания этих факторов формируются разные виды лесов.
Тайга
Тайгой называют хвойные леса умеренного пояса. Зона тайги почти целиком расположена в Северном полушарии, а в Южном практически отсутствует. Это объясняется тем, что в широтах, где соотношение тепла и влаги благоприятно для произрастания хвойных лесов, в Южном полушарии почти нет суши, то есть тайге там просто негде расти. В России тайга занимает наибольшую площадь среди всех природных зон. Европейская и североамериканская тайга произрастает в условиях относительно тёплого и мягкого климата с достаточным количеством осадков, тайга Восточной Сибири — в условиях крайне холодной зимы и тёплого сухого лета.
Почвы тайги бедны питательными веществами. Недостаток тепла и избыток влаги способствуют малому накоплению гумуса и сильному промыванию почв. Наиболее распространённые почвы тайги подзолистые и мерзлотно-таежные. Обширные пространства заболочены.
Внешний облик тайги неодинаков, потому что различны образующие её породы деревьев: ель, пихта, сосна, лиственница. Различают темнохвойную и светлохвойную тайгу. В темнохвойной тайге главное растение — ель, а в светлохвойной сосна и лиственница.
Богатство тайги — ягоды, грибы, лекарственные растения и промысловые животные (белка, соболь, рысь, куница, глухарь, тетерев). В таёжных лесах Северной Америки водятся олени-вопити, лоси, медведи-гризли, волки, рыси, росомахи. В хвойных лесах, как правило, много кровососущих насекомых.
Зона тайги — территория активной лесозаготовки и деревообработки, пушного промысла. Богатейшие страны по запасам древесины в таёжной зоне — Россия и Канада.
Смешанные и широколиственные леса
В отличие от тайги смешанные и широколиственные леса произрастают в более мягком климате с достаточным количеством влаги и без резких перепадов температур. Смешанные леса широко распространены в Европе и Северной Америке и протягиваются узкой полосой южнее таёжной зоны в Западной Сибири.
Наряду с лиственными деревьями (берёза, осина, ольха, дуб, клён), которые сбрасывают листву на зиму, здесь встречаются и хвойные породы (ель, сосна).
Широколиственные леса произрастают южнее смешанных лесов. Сбрасывая листву каждую осень, листопадные растения создают благоприятные условия для формирования плодородных серых и бурьтх лесных почв. Верхний ярус такого леса занимают могучие дубы и буки, с ними соседствуют грабы и клены. В нижних ярусах произрастают дикие плодовые деревья и кустарники (бузина, лещина), разнообразные травы, грибы. Широколиственные леса сегодня в значительной степени сведены человеком. На месте вырубленных лесов расположены пашни, на которых выращивают разные сельскохозяйственные культуры.
Переменно-влажные муссонные леса
Переменно-влажные леса формируются в условиях климата с чередованием сухого и влажного сезонов. При дождливом летнем сезоне произрастают переменно-влажные муссонные леса. Они распространены на востоке, юго-востоке и юго Азии, в приэкваториальных широтах Южной Америки и Африки. Если накопленной в период дождей влаги хватает на сухой сезон, то в условиях тёплого климата леса вечнозелёные, с разнообразными видами растений. В Азии, например, широко распространён бамбук, который относится к травянистым злакам, но имеет древесный стебель. У южного подножия Гималаев произрастают джунгли из бамбуков, магнолий, мимоз и разнообразных лиан. Территории этой зоны активно используются человеком для выращивания культурных растений, прежде всего риса и сахарного тростника. При длительном засушливом периоде муссонные леса более сухие, листопадные.
Влажные экваториальные леса
Влажные экваториальные леса формируются в условиях жаркого и постоянно влажного климата и занимают экваториальные области Африки, Южной Америки и островов Юго-Восточной Азии. На их долю приходится 1/3 общей лесной площади планеты и 4/5 массы всей существующей на Земле растительности. Самый крупный массив экваториального леса — леса Амазонии (сельва) — занимает 6 миллионов квадратных километров. Обилие тепла и влаги привело к тому, что это самые многоярусные (12—15 ярусов) леса на планете, отличающиеся самым богатым видовым составом. Здесь произрастает 70% всех высших растений и 90% всех лиан на Земле. Одних только деревьев насчитывается более 1000 видов.
Из-за отсутствия смены сезонов года разные растения в одно время находятся на различных стадиях развития — от цветения до листопада, поэтому лес — вечнозелёный.
Несмотря на огромное количество опадающей листвы, почвы в этих лесах бедны питательными веществами из-за обильных осадков, которые вызывают сильное промывание почвы. В этих почвах много железа, окрашивающего их в красный цвет. Обширные территории сильно заболочены.
Влажный жаркий климат благоприятен для произрастания крупных деревьев.
В экваториальных лесах растет много ценных пород деревьев: каучуконос — гевея, из сока которой производят натуральный каучук, чёрное (эбеновое) и красное дерево, дающие ценную древесину, хинное дерево. Растения нижних ярусов — папоротники, травы, кустарники — произрастают в условиях повышенной влажности и полумрака. В различных ярусах леса много птиц с ярким оперением (попугаи, колибри, туканы), обезьян, змей и ящериц, несметное количество насекомых (разнообразных бабочек, жуков, муравьев). У воды обитают копытные. Сегодня эти леса, к сожалению, вырубаются, особенно в связи со строительством дорог, освоением месторождений полезных ископаемых, распашкой территорий.
Источник
«Леса» (урок географии в 6-м классе; УМК «Сферы»)
Уметь правильно подбирать и использовать источники географической информации.
В ценностно-ориентационной области:
Понимание ценности географической информации и способность к самостоятельной ориентации и самоопределению в информационном поле; умение высказывать и обосновывать оценочные суждения, способность к самооценке в диалоге; понимание ценности гармоничных отношений человека и природы.
Основные термины и понятия:
Тайга
Смешанные и широколиственные леса
Муссонные переменно-влажные леса
Влажные экваториальные леса
- Биология
- Голосемянные
- Народные промыслы (дерево)
- Рациональное питание
- Исчезающие виды растений и животных
- Учебник Лобжанидзе А.А. География: планета Земля. 6 класс, урок 47
- Атлас, с.36-37, 40-41
- Настенная карта «Растения и животные мира»
- Видеофильмы «Природные зоны»
- Электронные средства: презентации учащихся
- Эвкалиптовое масло
- Черепашки (черный ящик)
Технология урока
Проведение урока предполагает наличие в классе компьютера и проецирование изображения на телевизор с большим размером по диагонали или использование мультимедиа. Большое внимание уделяется организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся по природным зонам, результаты которой предполагается представить на уроке.
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников 1 Организационный этап
(2 мин.)Приветствие. Проверка готовности учащихся к активному усвоению нового материала Проверяют готовность 2 Актуализация опорных знаний (3 мин) Беседа Отвечают на вопросы 3 Подготовка учащихся к усвоению нового материала (2 мин.) Сообщение темы урока
Определение целиСлушают учителя и формулируют цель 4 Предъявление выполненных групповых проектов по природным зонам Беседа Представляют групповые работы, заполняют таблицу в тренажере с. 88 5 Физминутка (2 мин.) Проведение игровой физминутки (пантомима) Выполняют физминутку 6 Первичное закрепление знаний Тренажёр стр.93 задание 4
Тренажер стр. 87 задание 2Отвечают на вопросы 7 Информирование учащихся о Д/З Параграф 47 с.132-135
Реклама листовка в защиту.Запись домашнего задания 8 Определение темы следующего урока Игра «Черный ящик» Определяют тему урока 9 Подведение итогов
(2 мин.)Выставление оценок Задают свои вопросы, самооценка в таблице. 1. Организационный момент
Приветствие, наличие учебных принадлежностей.
3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала
Сообщение темы урока
Сегодня на уроке мы познакомимся с лесными природными зонами и типичными представителями их животного и растительного мира.
Определение цели – учебник стр. 132.4. Изучение нового материала
Чтобы убедиться в главенствующей роли климата в распространении животных и растений, давайте рассмотрим, как меняется биологическое разнообразие по мере продвижения с юга на север:
Тропические леса – 2000-3000 видов.
Широколиственные леса – 700-800 видов.
Тайга – 500-600 видов.
Полярные широты – 50 видов5. Предъявление выполненных групповых проектов по природным зонам.
- Территория, занимаемая природной зоной.
- Климатические особенности
- Растения природной зоны. Их приспособленность к условиям обитания.
- Животные природной зоны. Их приспособленность к условиям обитания.
Учащиеся выступают с проектами по своей зоне, а другие ученики, слушая характеристику природной зоны, заполняют таблицу в тренажере на с .88 задание 3. (Задание на умение «свернуть» текстовую информацию в таблицу.)
Для работы приготовить атлас стр. 36-37
А) Влажные экваториальные леса. (Приложение 1)
Первое впечатление от экваториального леса – это хаос в природе.Б) Муссонные переменно-влажные леса. (Приложение 2)
В ходе рассказа ребята знакомятся с запахом эвкалиптового масла.Подготовка к физминутке
Каждая группа, после жеребьевки представляет одного животного.
В) Смешанные и широколиственные леса. Работа с видеофрагментом.
Задание: Напишите рецепт блюда праздничного стола из продуктов, растительное сырье для которых находится в природной зоне широколиственных лесов.Задание: Перевод с «русского на русский».
1. Сбился с азимута среди трёх голосемянных. (Заблудился в трёх соснах.)
2. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно всё равно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит) [1].Вопрос: Злободневны ли вопросы охраны животного мира, о которых говорил дедушка Мазай в XIX веке, сейчас, в настоящее время?
«…Старый Мазай разболтался в сарае:
«В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями её не ловили,
Кабы силками её не давили…» (Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»)Ответ: Проблемы, связанные с охраной фауны Земли, в настоящее время стали ещё острее. Если до XIX века по вине человека вымерло 33 вида млекопитающих и 30 видов птиц, то за XIX и XX века более 70 и более 120 соответственно. Причем вымирание животных в меньшей степени происходит от их физического уничтожения, нежели в связи с изменением среды их обитания.
6. Первичное закрепление знаний
Тренажёр стр. 93 задание 4.
Тренажер стр. 87 задание 2.7. Домашнее задание
Параграф 47 с.132-135
Группе создать рекламу, листовку социального содержания в защиту исчезающего вида растения или животного природной зоны.8. Определение темы следующего урока
Игра «Черный ящик»:
В этом ящике находится представитель зоны, которую будем рассматривать на следующем уроке. Назовите его.
Оно всех смешит,
Потому что не спешит.
А куда спешить тому.
Кто всегда в своем дому. (Черепаха)9. Рефлексия
На столах у групп имеются листочки со списком группы.
Оцените работу членов группы при подготовке к уроку и работу на уроке, почему поставлена такая оценка.№ п/п ФИО ученика Предварительная подготовка к уроку Работа на уроке 1 2 3 4 5 6 1. Галева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии. М.: «5 за знания», 2006.
Источник