Урок по биологии на тему «Общая характеристика грибов» 5 класс
· Формирование личностных представлений о целостности природы.
Метапредметные результаты:
· Умение работать с различными источниками биологической информации: находить информацию, анализировать и оценивать ее;
· Умение создавать, применять и преобразовывать схемы и таблицы для решения учебных и познавательных задач;
· Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и учащимися.
Предметные результаты:
· Выделение существенных признаков грибов;
· Изучение особенностей строения грибов и их многообразия;
· Изучение роли грибов в природе и жизни человека;
· Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии.
Задачи: сформировать у учащихся первоначальные представления о грибах, познакомить учащихся с особенностями строения грибов и их характерными признаками, ролью грибов в природе и жизни человека, развивать познавательный интерес к предмету.
Средства обучения: ПК, мультипроектор, экран, электронная презентация или видеоурок, микропрепараты тканей растения, микроскоп.
Ключевые слова и понятия: грибы, грибница или мицелий.
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний:
На предыдущих уроках мы с вами изучили царство бактерии, их строение, особенности питания и жизнедеятельности, узнали какова их роль в природе и жизни человека.
1. Что такое бактерия?
2. Какое строение имеет бактериальная клетка?
3. Какие типы питания бактерий вы знаете?
4. Какую роль играют бактерии в природе и жизни человека?
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с другим не менее важным царством живых организмов, с царством грибов.
Известно более 100 тыс. видов грибов, причем предполагается, что реальное число их значительно больше — 250—300 тыс. и более. В мире ежегодно описывают более тысячи новых видов. Подавляющее большинство их обитает на суше, причем встречаются они практически повсеместно, где может существовать жизнь.
Понятие о грибах как об отдельном царстве сформировалось в науке к 1970-м годам, хотя выделить это царство предлагал ещё Э. Фрис в 1831 году, а Карл Линней высказывал сомнения, размещая грибы в царстве растений в своей « Системе природы ».
Элиас Магнус Фрис ( 1794 — 1878 ) — шведский ботаник и миколог , «отец микологии»
Карл Линней ( 1707 — 1778 )- шведский естествоиспытатель ( ботаник , зоолог , минералог ) и медик .
Почему же грибы выделили в отбельное царство только в 20 веке?
Давайте запишем в тетрадь : Грибы — царство живых организмов, которые сочетают в себе признаки растений и животных.
Давайте подумаем, что может сближать грибы и растения? Грибы и животных? И заполним схему.
На доске: схема. К доске выходит ученик и заполняет схему во время обсуждения.
Заполняя данную схему, мы выяснили, что грибы питаются готовыми органическими веществами. Являясь гетеротрофами грибы подразделяются на различные группы в зависимости от того чем они питаются.
На доске схема : записываем в тетрадь
К сапротрофам относится большинство шляпочных и плесневых грибов, а также дрожжи. Шляпочные грибы живут на богатой перегноем лесной почве, на полях и лугах, встречаются на гниющей древесине.
Какие шляпочные грибы вы можете мне назвать?
Паразитом, например, является гриб трутовик, который поселяется на стволах деревьев и живет за их счет.
Грибы, которые обитают на теле человека, будут являться паразитами?
Хищные грибы живут в почве, они представляют собой одноклеточные или многоклеточные формы, питаются они червями. Грибы симбионты поселяются на корнях деревьев, используя для своей жизнедеятельности.
Кто мне скажет, что такое симбиоз?
Работа с учебником : прочитайте самостоятельно текст на стр.66 учебника
Какие бывают грибы по количеству клеток в строении?
На доске схема : ученик выходит и составляет схему
Какое строение имеет гриб?
Запишем в тетрадь: Тело грибов — это мицелий, или грибница , состоящая из тонких бесцветных (иногда слегка окрашенных) нитей, с неограниченным ростом и боковым ветвлением.
Каких видов бывает мицелий?
На доске схема: ученик выходит и составляет схему, остальные учащиеся записывают ее в тетрадь
Назовите мне пример гриба с одноклеточным мицелием? С многоклеточным?
Запишем эти примеры в нашу схему.
Как же размножаются грибы? Давайте запишем такую схему.
На доске схема : способы размножения грибов
Бесполое размножение происходит частями мицелия или отдельными клетками, которые дают начало новому мицелию. То есть мы берем кусочек мицелия, сажаем его в благоприятных условиях, и через некоторое время из этого кусочка вырастет новый гриб, так же с отдельными клетками. Дрожжевые грибы размножаются почкованием. Бесполое размножение может осуществляться также с помощью спор. Споры образуются внутри специализированных клеток — в спорангиях. Попав в благоприятные условия, спора прорастает, и из нее формируется новый мицелий.
Половое размножение у грибов особенно многообразно. Мы разберем самый обыкновенный. У некоторых групп грибов половой процесс происходит путем слияния содержимого двух специализированных клеток на концах нитей.
Зачем же на нашей планете растут грибы, и какова их роль?
Работа с учебником: прочитайте самостоятельно текст на стр. 69, рассмотрите рис. 39
Какова положительная роль грибов?
Какова отрицательная роль грибов?
Просмотр презентации (2 мин)
5. Домашнее задание
Параграф 13, ответить устно на вопросы после параграфа
Источник
Строение грибов
Царство грибов объединяет в себе многочисленные виды низших и высших представителей. В данной статье Вы познакомитесь со строением и многообразием грибов, этот материал поможет лучше разобраться в теме, а также подготовить доклад к уроку в 5 классе.
Многообразие грибов
В природе существует более 100 тыс. видов представителей данного царства. Все они не похожи друг на друга, так как отличаются своими размерами и строением. Условно грибы разделяют на низшие и высшие виды.
Низшие устроены достаточно просто, они могут состоять:
- из комочка протоплазмы;
- в виде одноядерной клетки с ризомицелием без ядра;
- из одноядерной клетки без ризомицелия.
К низшим видам относятся дрожжи, мукор и другие плесневые грибы.
Высшие представители состоят не только из грибницы (мицелия), но и имеют плодовое тело. Именно от особенностей строения плодового тела зависит систематика данного царства. Представителем высших видов являются шляпочные грибы. Их плодовое тело состоит из ножки и шляпки.
которые читают вместе с этой
Толщина шляпки может достигать 7 и более сантиметров, а вот ширина в диаметре – более 30 сантиметров. Форма верхней части может быть разнообразна, именно от её вида зависит систематика видов.
У молодого организма шляпка выпуклая, яйцевидная и округлая. Это нужно для того, чтобы плодовое тело быстро и легко появилось на поверхности.
Нижняя часть шляпки, в которой формируются споры, называется гименофор. Он может иметь разнообразный тип:
Большое значение для распознавания грибов имеют пластинки на нижней части шляпки. По их длине и взаимному расположению определяют разновидность представителя данного царства.
Ножка также может быть разной: центральной, боковой, эксцентрической. По своей форме она бывает прямая, изогнутая, сплющенная, цилиндрическая. По строению ножки могут быть полыми, ячеистыми, сплошными.
Строение грибов
Тело гриба состоит из тонких ветвящихся нитей, которые называются гифами. В совокупности они составляют мицелий. Каждая такая нить окружена плотной хитиновой стенкой.
Чётко клеточного строения данные представители не имеют. Внутри гифа могут находиться септы – так называемые перегородки.
Цитоплазма в гифах состоит из обычных органелл: митохондрии, комплекс Гольджи, эндоплазматическая сеть, рибосомы и вакуоли.
Грибы ошибочно относят к растениям. Этот вид сочетает в себе как особенности растений, так и животных. Поэтому представителей данных живых организмов выделили в отдельное царство.
Далее мы предлагаем ознакомиться со сравнительной таблицей, в которой показаны особенности строения животных, растений и грибов.
Таблица «Сравнительная характеристика живых организмов»
Источник