Особенности японского сада камней

Микромиры: японские сады камней

Что такое японский сад камней? Многие слышали, немногие счастливчики видели воочию, а кто-то вообще не знает, что это такое.

Итак, как сообщает Википедия, сад камней буквально переводится с японского как «сухие горы и воды» и представляет собой культурно-эстетическое сооружение, появившееся в средневековый период истории Японии, который носит название Муромати (1336—1573).

Японский сад камней — это одно из самых загадочных для европейцев явлений. Пожалуй, ни в одной мировой культуре не возникло ничего подобного. Такие сады еще называют «сухими» или «философскими».

Как правило, сады камней создавались при храмах или монастырях и предназначались только для созерцания. Пространство, в котором располагался такой сад, как бы искусственно замыкалось. И в нем, как в своеобразном микромире, группировались элементы природы — мхи и камни, песок и морская галька. Основной принцип, который должен соблюдаться при создании сада камней — это неповторимость, каждая точка обзора должна существенно менять минипейзаж.

Микромиры японские сады камней, фото № 1

Самый знаменитый в мире сад, внесённый в сокровищницу ЮНЕСКО, тот, в котором совсем нет деревьев и кустарников. Это знаменитый сад Пятнадцати камней монастыря Рёандзи в Киото, созданный в XVI-XVII вв.

Микромиры японские сады камней, фото № 2

Микромиры японские сады камней, фото № 3

Пятнадцать камней на его поверхности расположены таким образом, что из любой точки обзора невозможно увидеть их все сразу, только четырнадцать. Кроме, конечно, варианта, если над этим садом воспарить. Удаётся это, по преданию, лишь людям, достигшим просветления. Этот гениально спланированный «хаос расположения» символизирует своеобразную модель Вселенной, метафору познания. В этом саду, как во всем подлунном мире, всегда остается что-то непознанное, неизвестное, несосчитанное.

Но главная идея для создателя сада — дать насладиться взгляду посетителя, насытив его разнообразными художественными впечатлениями. Но это только средство, а цель гораздо глубже. Сад камней — это микрокосмос, отражающий макрокосмос — Вселенную, он должен помочь посетителю почувствовать законы мировой гармонии. И в этом настоящий сад камней подобен любому другому произведению истинного искусства.

Характерными элементами продуманных композиций служат, кроме собственно камней, искусственные горы, холмы, острова, ручьи, водопады, участки песка или гравия. Красоту пейзажа формируют деревья, кустарники, цветущие травянистые растения. На этом фоне гармонично смотрятся каменные фонари, мостики, беседки, чайные домики. С XIX века японские сады перестали быть привилегией знати, став массовым явлением, а потом распространились и по всему миру.

Микромиры японские сады камней, фото № 4

Микромиры японские сады камней, фото № 5

Микромиры японские сады камней, фото № 6

Микромиры японские сады камней, фото № 7

Микромиры японские сады камней, фото № 8

Микромиры японские сады камней, фото № 9

Микромиры японские сады камней, фото № 10

Наши люди очень впечатлительные, творческие и романтичные. Создать сад камней на шести сотках — это ли не прекрасно?

Читайте также:  Сад огород секреты урожаев

Микромиры японские сады камней, фото № 11

В волшебном фильме о наших традициях «Особенности национальной охоты» на вопрос: «Где Кузьмич?», — был получен ответ: «Иди посмотри, он там — в огороде медитирует. ».

Микромиры японские сады камней, фото № 12

Микромиры японские сады камней, фото № 13

И закончить статью я хочу фотографиями своего микросада камней. Для его изготовления с южных крымских краёв были привезены камушки, песок и сосновые шишки. Вот, что получилось:

Микромиры японские сады камней, фото № 14

Этот микросадик я поставила на работе в кабинете. В стрессовых ситуациях, как говорят коллеги «порисовать вилочкой по песочку, попереставлять камушки», помогает лучше корвалола и валерьянки.

Микромиры японские сады камней, фото № 15

Желаю всем солнечного настроения и удачи!

Источник

Японский сад камней: ландшафтный дизайн по-буддийски

Японский сад камней, или сухой сад, – это разновидность японского сада, в котором главными элементами ландшафта являются группа камней, а также песок или мелкая галька, которые выражают течение воды. В Японии такой сад называется 石庭 сэкитэй, или исинива, «сад камней». Ещё одно распространённое название для такого сада – 枯山水 карэсансуй «сухие горы и воды».

История и эволюция сухого сада

В V веке китайский даосизм начал накладывать отпечаток на японское искусство. Древние даосские верования об островах, где обитают бессмертные, вдохновляли создателей садов в Японии (эти сады даже называли 島 сима «остров»). Типичный японский сад V–VIII веков обычно состоял из большого пруда, окружённого деревьями с пышной листвой. В центре пруда находился по крайней мере один островок, а иногда просто большой камень, напоминающий гору, что символизировало остров неувядающей молодости и вечной жизни.

Период Хэйан (794–1185 гг.)

Когда в 794 году столица Японии была перенесена в Хэйан-кё (современный Киото), художники и создатели садов начали отвлекаться от китайского даосизма и посвятили свои усилия развитию искусства, которое отражало бы их собственную культуру. Сады были организованы таким образом, чтобы изображать японские природные ландшафты, а буддизм стал доминирующей, вдохновляющей силой их творений. Хотя пруд и островки оставались неотъемлемой частью японских садов в этот период, все остальные элементы были подобраны и организованы гораздо более тщательно. Например, постройки, окружающие сад, должны были быть соединены между собой длинными крытыми галереями. Предпочтение отдавалось лиственным деревьям, формы и цвета которых менялись от сезона к сезону. Даже птицы на деревьях и рыбы в пруду считались частью композиции сада.

Период Муромати (1336–1573 гг.)

Примерно в конце XI века каменные ландшафты стали создавать как часть обычных садов. Профессиональных ландшафтных дизайнеров сухих садов тогда называли 石立僧 иситатэсо: «монахи-садовники». В те времена буддизм играл крайне важную роль в садовом искусстве, поэтому неудивительно, что именно монахи отвечали за проектирование и создание садов. Бурное развитие и популярность сада камней пришлись на период Муромати, когда в Японии дзэн-буддизм серьёзно укрепил своё положение, и мастера садового искусства стали отдавать своё предпочтение идеям дзэн. Мусо Сосэки, великий дзэнский монах, считается отцом дзэнского садового искусства, который создал одни из самых старых садов камней и принёс популярность этой загадочной технике ландшафтного дизайна.

Читайте также:  Номер инн сада 20

Если сады периода Хэйан отражали превратности жизни, то сады камней периода Муромати полностью отвергали временные явления и бессмысленные фасады материального мира. Садовники этого периода «оголяли» природу и создавали сады в основном из камней и песка, чтобы показать истинную суть жизни и природы. Изредка добавлялись небольшие вечнозелёные кустарники, но они не были центральным элементом сада.

Все сухие сады, появившиеся после периода Муромати, являются развивающейся частью его наследия. По сей день в Японии и разных странах продолжают появляться новые сады камней. Существует бесчисленное множество вариантов, порождённых воображением и творчеством современных ландшафтных дизайнеров. Но тем не менее, сады камней, построенные в период Муромати, до сих пор почитаются как древние прототипы этого уникального искусства.

Философия сухого сада

Сухой сад предназначен не для прогулок, а для созерцания и размышлений о значении этого пространства. Сад – это не только горы, реки и природа, но и буддийский взгляд на мир и Вселенную. Погрузившись в эти мысли, можно прийти к философии дзэн-буддизма, которая ведёт к состоянию небытия. Привлекательность сухих садов заключается в том, что здесь можно провести время в тишине вдали от звуков и поразмышлять о себе и мире.

Например, камни отображают горы, деревья и животных. Песок символизирует течение воды или водопад, стекающий с горы. Однако в действительности камни – это просто камни, а песок – просто песок. Это в глубоком смысле отражает то, как мы, люди, наделяем окружающие нас вещи значениями и в процессе этого обманываем себя, становясь одержимыми ими. Размышляя над простотой сада камней, можно научиться воспринимать истинную сущность природы.

Для монахов дзэн сад камней является важнейшим местом, в котором они ежедневно практикуют медитации. Японское слово 庭 нива, которое сегодня означает «сад», в древности обозначало «ритуальное пространство». В дзэн-буддизме чтение священных писаний и молитв считается поверхностным занятием. Чтобы достичь просветления, человек должен пройти долгие периоды сидячей медитации, а также совершать физическую работу. В саду камней дзэнские монахи созерцают природу и ищут максимальную свободу разума. Истинная цель создания волн на песке с помощью граблей – это не создание чего-то эстетически привлекательного, а тренировка собственной мысли. Другими словами, это скрытая форма подвижной медитации. Бороздки песка разрушаются, когда идёт дождь или на поверхность приземляются птицы, поэтому монахам приходится регулярно переделывать этот рисунок.

Читайте также:  Концерт сад эрмитаж 24 июня

Основные элементы сада камней

Сухие сады – это, по сути, сады с прудами без воды. Поверхность сада засыпана песком или галькой, по которой с помощью граблей создаются волнистые узоры, имитирующие волны и течение воды. Камни в саду также представляют собой элементы, встречающиеся в обычных японских садах: островки, горы, деревья, мосты и даже животные. На первый взгляд кажется, что камни расположены хаотично, однако они размещены согласно правилам, основанным на идеях и концепциях дзэн-буддизма. Камни располагаются группами таким образом, чтобы созерцатель видел равное количество камней, находясь в любой точке сада.

Существует шесть стилей японского сада камней:

  1. Стиль хиранива (平庭 «плоский сад») – сад, сооружённый на плоском участке земли.
  2. Стиль дзюн хиранива (準平庭 «полуплоский сад») – сад на плоском участке с небольшой невысокой горой.
  3. Стиль цукияма (築山 «насыпной холм») – сад, расположенный на склонах, которые изображают водопады и ручьи.
  4. Стиль карэикэ (枯池 «сухой пруд») – сад, где камни располагаются таким образом, чтобы образовывать форму пруда.
  5. Стиль карэнагарэ (枯流れ «сухое течение») – сад, где с помощью гальки и песка изображается поток воды.
  6. Особый стиль – сад только с белым песком или сад, не подходящий под классификации, указанные выше.

Сад Рёан-дзи

Сухие сады камней расположены по всей Японии, но самым известным является сад храма Рёан-дзи в Киото. Сад Рёан-дзи, сооружённый в стиле хиранива, представляет собой прямую площадку с белым гравием и 15 камнями разных размеров. Его особенность заключается в том, что при наблюдении композиции абсолютно с любой точки один камень всегда будет скрыт другим: это означает, что все 15 камней одновременно увидеть невозможно. Считается, что пятнадцатый камень может увидеть тот, кто достиг просветления.

Сады камней можно увидеть не только в исторических японских храмах, но и в ботанических садах, парках и даже жилых домах по всему миру, где требуется немного спокойствия – не говоря уже о миниатюрных садах камней, которые можно собрать самостоятельно с помощью специальных наборов. Независимо от размера, цель сухого сада остаётся неизменной: позволить зрителю очистить свой разум и погрузиться в медитативное состояние расслабленной сосредоточенности.

Источник

Оцените статью