1.2. Садово-парковое искусство Античного мира: Греция, Древний Рим, Персия.
Древняя Греция, ее садово-парковое искусство зародилось за тысячу лет до н.э. Становление садово-паркового искусства в Греции относятся к X—XIII вв. до н.э., а расцвет произошел в VI-IV вв. до н.э.
Сначала сады носили чисто утилитарный характер: состояли из огорода, плодового сада и виноградника. Разбивку садов осуществляли в регулярном стиле и ограждали по периметру. Внутри сады огораживались живыми изгородями, в которых культивировались яблоня, груша, гранат, персик, маслина, апельсин, смоковница, виноград, овощи и цветочные растения: лилии, гладиолусы и др. Храмы, общественные и жилые постройки были окружены симметрично посаженными деревьями.
Позднее создавались священные рощи героев — герооны, засаженные вязами, платанами, дубами, каштанами, фисташками, маслинами. Они возникали с честь выдающихся людей и были украшены скульптурами, архитектурными сооружениями, искусственными водоемами. Постепенно священные рощи превращались в общественные сады и парки, служившие для занятий молодежи на открытом воздухе в окружении зелени. В греческих садах аллеи и дорожки были прямолинейными и украшались статуями, вазами, колоннами и пр.
Логика и математика как главные способы познания мира в античности нашли отражение в ландшафтной архитектуре. В садах проходили беседы, диспуты философов и обучение неофитов. В греческих парках устраивали бассейны и прямоугольные площадки, рассчитанные для занятия спортом. В этот период сооружались стадионы для олимпийских игр, гимнасии, ипподромы и амфитеатры, размеры и формы которых гармонично вписывались в окружающий ландшафт.
Греки имели обширные сведения о растительном мире. Следует отметить, что греческое садовое искусство в своем развитии получило могучий импульс извне. Благодаря завоевательным походам Александра Македонского вся Азия с ее высокоразвитым садовым искусством была сразу включена в греческую культуру. К влиянию Востока прибавилось еще одно обстоятельство, способствовавшее развитию садового искусства в Греции,— это рост больших греческих городов и колоний.
В эллинистический период (IV-I вв. до н.э.) парки Греции утрачивают свое общественно-воспитательное значение и превращаются в места для развлечения и отдыха.
Новым в садах Греции по сравнению с Египтом было: их более свободная композиция и декоративность, нагромождение зеленых масс и обилие украшений. На террасах — витые лестницы и посадки больших деревьев, скульптуры и фонтаны, приводимые в действие сложными гидравлическими машинами. В композиции садов и парков непременно использовались следующие средства: правило золотого сечения, законы симметрии, ритма и равновесия.
Рим, его сады и парки начали развиваться под влиянием греческого садово-паркового искусства со II в. до н.э. Они располагались в живописных низовьях Апеннин или на морских побережьях средиземноморья. Регулярная планировка сада прекрасно гармонировала с классической архитектурой дворцов и вилл. Особенно ярко эстетика правильных геометрических форм проявилась в роскошных загородных дворцово-парковых ансамблях римских патрициев.
При сооружении ландшафтных композиций мастерски использовался сложный рельеф местности. Выбирались террасированные склоны, на уступах которых закладывались живописные лестницы и пандусы, а их площадки благоухали садами. Римский сад состоял в основном из плодовых и декоративных растений местной средиземноморской флоры: сосна, дуб, платан, лавр, кипарис, маслина, земляничное дерево, бук, каштан. Он был окружен живой изгородью из кустарника и легко поддающимися стрижке деревьями: буксус, лавр, мирт. Поражало воображение изобилие цветов: лилий, левкоев, ирисов, тюльпанов, нарциссов и др. Обязательными элементами искусственного ландшафта были водные объекты: бассейны, каналы, каскады, фонтаны.
Республиканский Рим, в котором все еще господствовал рабовладельческий строй, главное свое богатство видел в земле, на которой создавались в основном сады. Сады располагались и в центре и на окраине Рима. Они расчленялись аллеями, пересекающимися под прямым углом, и украшались партерами, фонтанами, бассейнами, портиками, гротами.
Впоследствии вокруг города возникли виллы и великолепные сады с колоннадами, купальнями, ипподромами, музеями. Сад при вилле имел обычно три части: декоративный сад, огород, плодовый сад. Сохранившийся план дворцово-паркового ансамбля виллы Тускум свидетельствует о высоком мастерстве древнеримских создателей регулярных садов и парков. Такого рода ансамбли стали провозвестниками итальянских садов эпохи Возрождения и европейских регулярных парков XVII-XVIII веков.
Из парков Древнего Рима следует отметить парк императора Нерона, созданный на месте пожарища, возникшего в Риме в I в. н.э. Парк был удачно слит с сельской местностью, на которой были выкопаны озера, большое место занимали луга и поля. После падения Римской империи началось строительство новых вилл по типу галло-римских, но они уже не передавали того величия, которым славились римские виллы. Новые сады частично напоминали собой римский тип доимперской эпохи и в то же время отдаленно походили на сады Древнего Востока.
Персия — сады в Древнем Иране создавались в основном при царских резиденциях. Их планировка имела геометрические формы. Аллеи пересекались под прямыми углами, а промежутки между ними засаживались деревьями или занимались прудами и цветниками. Знаменитые иранские ковры дают представление о персидских парках и садах. Рисунки ковров позволяют судить о планировке садов, основанных на создании двух перпендикулярных друг другу направлений, на пересечении которых стоит дворец.
В Древней Персии устраивали так называемые парадизы — дикие парки. Они служили для охоты на диких животных и занимали огромные пространства. Вдоль дорог сооружали сторожевые вышки, которые являлись защитой от нападения диких животных. Дороги по обе стороны обсаживали платанами — одним из самых любимых и распространенных деревьев Персии. Их вымащивали широкими плитами. Вдоль дорог выкапывали пруды и устраивали цветники. Примером такого парадиза можно назвать Сардский парадиз царя Кира. Иногда дикие парки и плодовые сады объединяли в единое целое.
Персию называют родиной царицы цветов — розы. Ее даже называли Гюлистан — «сад роз». Персия — родина не только роз, но и сирени, тюльпанов, лилий, нарциссов. Столица древней Персии называлась Су за — Лилия.
Персидское садовое искусство повлияло на создание садов всего Древнего Востока. Под влиянием древнего персидского садового искусства возникли арабские сады в Турции, мавританские сады в Испании, сады татарских ханов в Крыму.
Вывод: античная Греция породила герооны и гимнасии, которые стали впоследствии прототипами мемориальных и спортивных парков, а также образцами садов «просветительного досуга». Древний Рим привнес элементы топиарного искусства – стриженных из зелени скульптур, а садово-парковое строительство Персии дало жизнь садам на воде – прототипам современных гидро- и аквапарков.
Источник
Древнегреческий ландшафтный дизайн
Древние люди на месте организованных ими поселений активно изменяли природные зоны. Особенно хорошо это получалось у древних греков. Уже в VIII веке до н.э. в Греции начали искусственно высаживать сады, которые можно считать первыми образцами ландшафтного дизайна.
Древним грекам больше всего нравилось создавать прямолинейные аллеи, украшать их многочисленными скульптурами и колоннами, именно в этом направлении и велось изменение природного ландшафта.
Как таковой ландшафт практически не менялся, он лишь украшался и облагораживался. Сады при шикарных поместьях зажиточных граждан украшались каскадами воды, фонтанами, цветниками, аккуратно стрижеными кустарниками и деревьями, крытыми аллеями, декоративными скульптурами, скамьями, беседками и т.д. Приусадебная территория считалась продолжением дома, там хозяева проводили большую часть своего времени, отдыхали, размышляли, принимали гостей. Богатые греки сооружали в своих садах купальни и пруды с нимфеями, ставили навесы от солнца и выращивали экзотические растения.
В Древней Греции было известно несколько типов озеленения: герроны (то есть священные рощи), философские сады и частновладельческие сады. О частновладельческих мы уже рассказали выше. Герроны имели сугубо мемориальный характер: их украшали сдержанные архитектурные сооружения, памятные скульптуры, лесные массивы с источниками. Со временем, священные рощи превратились в спортивные парки.
А вот для светских бесед оформлялись специальные философские сады, со множеством скамеек и уединенных мест, где можно было без помех предаваться размышлениям или дискутировать на интересующие темы.
Городские площади в Древней Греции было принято озеленять рядовыми посадками вдоль дорог.
Садам придавалось основное значение в ландшафтном дизайне Древней Греции, даже сам Аристотель считал, что сады призваны сделать человека счастливым. Древнегреческие сады были строго пропорциональны. При их создании использовались принципы равновесия, ритма и симметрии. В отличие от древнеегипетских садов, греки использовали часто террасирование. На террасах, как правило, высаживали большие красивые деревья, цветы, и сооружали фонтаны. Здесь акцент делался больше на свободную композицию, декоративность, на сооружение витых лестниц.
Ассортимент сажаемых в садах кустарников, деревьев, цветов был очень широк и разнообразен. С цветами было связано особенно много преданий. Например, гвоздика, считалась любимым цветком Артемиды, божественную чистоту Геры символизировали белые лилии, а хризантемы и розы любила носить в своей причёске богиня любви Афродита. Поэтому, именно эти цветы чаще остальных встречались в греческих садах.
Со временем древние греки стали использовать территорию садов, не только в эстетических целях, но и в целях выращивания съедобных культур. Именно в Древней Греции, сложилась традиция выращивания плодовых деревьев. Там с особым успехом культивировали яблони, персики, груши, айву, маслины, гранат и обязательно виноград. Также в древнегреческих садах было принято высаживать овощные, пряные и цветочные растения. Древнегреческий сад, по своей идеологии, вполне соответствует современным садово-дачным участкам. Разница только в том, что в Греции всегда были и сейчас остаются существенно более благоприятные условия для садоводства.
Ландшафтная архитектура античного мира представляет собой умелое сочетание сооружаемых городов с природным ландшафтом. Взаимодействие естественности и рукотворности создает впечатление гармоничного взаимного дополнения. Театры, акрополи, форумы, всевозможные площади, будто бы вырастают из окружающего ландшафта. К примеру, Афинский акрополь как будто является скульптурным завершением скалы, на которой он расположен.
Древние греки предпочитали жить в больших городах, поэтому вкладывали много сил в обустройство садово-парковых зон. Древнегреческий город, грамотно вписанный в природу, окруженный многочисленными рощами оливковых деревьев и сельскохозяйственными угодьями, может служить образцом для современного направления в городском озеленении, так называемого биодизайна.
12.03.2010 Развитие садово-паркового дизайна в Индии.
Садоводство издревле было одним из самых древнейших искусств в Индии. Еще в 500 году до н.э. древнейшие индийские эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна» описывали прекрасные столичные сады, в которых произрастали манго, сахарные пальмы, панданус, олеандр, жасмин и лотос.
14.05.2007 История ландшафтного дизайна в древности
Как развивался и изменялся ландшафтный дизайн
14.05.2007 Парковый дизайн в Средневековье и эпоху Возрождения
Развитие ландшафтного дизайна в мавританской Испании и христианской Европе
Модуль поиска не установлен.
01.09.2015 Осенняя посадка цветов
Все мы любим цветы и радуемся их обильному и продолжительному цветению. Как ни странно, но осень дарит нам возможность активно заняться цве.
15.06.2015 Что посадить на дачном участке?
Если не нравится дачный участок в регулярном стиле с постриженными изгородями и дорожками по линейке, а по сердцу «вольное насаждение» зеле.
01.06.2015 Из чего создать садовые скульптуры?
Весьма полезно ходить на выставки ландшафтного дизайна, которые проводятся в летнее время на различных московских площадках.
15.05.2015 Как придать индивидуальность садовому участку? Округлый дизайн
Все мы мечтаем иметь дачный участок не такой как у всех, и при возможности без серьёзных капиталовложений. Так как же придать са.
01.05.2015 Чем задекорировать песчаные участки?
Оптимальным решением будет посадка шиловидного флокса.
Источник