Основы_лесоустройства_рекреационных_лесов

Основы лесоустройствА рекреационных лесов Лабораторный практикум

Предлагаемые лабораторные работы охватывают основные элементы лесоустроительного проектирования. Перечень лабораторных работ включает 7 последовательных и взаимосвязанных расчётно-проектных заданий. Результаты выполнения каждого их них служат основой для последующего занятия.

Каждый студент выполняет по общей методике индивидуальные задания, на основе самостоятельно формируемой базы данных по учебному объекту лесоустройства с использованием сетевого банка данных.

Материалы каждой выполненной лабораторной работы проверяются преподавателем и визируются, а качество её выполнения учитывается при аттестации текущей успеваемости студентов.

В конце семестра студент получает допуск для сдачи зачёта (экзамена) лишь после приёмки преподавателем материалов всех выполненных лабораторных работ.

Студенты, не выполнившие в полном объёме лабораторные работы, к сдаче зачёта (экзамена) по этой учебной дисциплине не допускаются.

Лабораторная работа № 1

Тема: «Автоматизированное формирование базы данных по учебному объекту лесоустройства.Подготовка картографической основы. Составление «Ведомости поквартальных итогов распределения площади лесного фонда по категориям земель».

Цель работы – получить распечатку таксационных описаний в дополнение к полученной от преподавателя выкопировке кварталов с лесоустроительного планшета, проверить их пригодность для дальнейшего использования при освоении элементов проектирования, составить первичный документ – «Ведомость поквартальных итогов распределения площади лесногофонда по категориям земель» (далее по тексту сокращенно– «Ведомость поквартальных итогов…»).

Исходный материал: материалы по краткой характеристике производственного лесничества и его лесов, электронная база данных – таксационные описания кварталов производственного лесничества, выкопировка кварталов учебного лесного участка с лесоустроительного планшета.

Порядок выполнения

1. Проверка наличия исходного материала

Исходный материал, выданный преподавателем, должен состоять из следующих частей:

— информации в виде текста с таблицами, характеризующей территорию и леса лесничества (лесхоза), природные и эколого-экономические условия (раздел 1 и подразделы 2.1 и 2.2 пояснительной записки);

— название лесничества, участкового лесничества и номера кварталов учебного лесного участка, таксационные описания которых необходимо сформировать в автоматизированном режиме;

— выкопировка с лесоустроительного планшета кварталов учебного объекта лесоустройства, выбранного для освоения элементов лесоустроительного проектирования.

2. Порядок автоматизированного формирования исходного материала для проектирования

Для всех кварталов, включенных в состав учебного лесного участка, следует получить распечатку таксационных описаний (лесоводственно-таксационных показателей характеристики лесов каждого квартала). Для этого студент использует компьютерный файл: «setup_rekr» (Лесоустройство рекреационных лесов), который содержит необходимую электронную базу данных и программу её обработки.

Читайте также:  Ирга_ягода_интересные_факты

Рис. 1. Создание новой базы данных (наименование учебного объекта лесоустройства и Ф. И. О. исполнителя)

После открытия этого файла (Лесоустройство рекреационных лесов) необходимо активизировать раздел «База данных», а в нём:

«Этап 1. Ввод исходных данных:

«Создать новую повыдельную базу данных».

В открывшемся окне (рис. 1) ввести наименование учебного объекта лесоустройства и Ф.И.О. исполнителя, например:

Правобережное л-во, кв. 46,47,48,50

и последовательно активизировать изображения клавиш «Создать», «Открыть существующую базу данных» (рис. 2), «Импорт» (рис. 3). В открывшемся окне (рис. 4) набирать на клавиатуре номера кварталов учебного лесного участка необходимо через запятую без пробелов (или заменить там указанные): 46,47,48,50, и активизировать «Загрузить».

Рис. 2. Создание новой базы данных (наименование внесённой в список базы данных учебного объекта перед её открытием)

Рис. 3. Создание новой базы данных (форма таксационных описаний перед выполнением команды «Импорт»)

Рис. 4. Создание новой базы данных (уточнение номеров кварталов перед выполнением команды «Загрузить»)

Рис. 5. Создание новой базы данных (активизация папки «txt»)

В открывшемся окне (рис. 5) активизировать папку «txt» и изображение клавиши «ОК», затем из появившихся файлов баз данных лесничеств активизировать символ нужного лесничества и «ОК» (рис. 6). Лесничества обозначены так: jiv – Животиновское, lev – Левобережное, pr – Правобережное, teller – Теллермановское и т. д.

Рис. 6. Создание новой базы данных (активизация символа нужного лесничества)

В полученную на экране базу данных кварталов учебного лесного участка (рис. 7) следует внести дополнения в колонку «ТЛУ» – тип лесорастительных условий для нелесных категорий земель: напрямую используемых для рекреации (отдыха) – ландшафтные поляны, или с ограниченным рекреационным использованием – сенокосы, пастбища, выгоны, которые не подлежат лесовосстановлению. ТЛУ для перечисленных участков определяется по ТЛУ смежных выделов, изображённых на выкопировке лесоустроительного планшета. Это необходимо выяснить до внесения дополнения в характеристику выдела. Для линейных объектов (дороги, просеки, ЛЭП и др.) этот показатель не определять.

Для внесения определённого ТЛУ установить курсор на строку нужного выдела (рис. 7) и активизировать изображение клавиши «Изменить». В появившемся окне с показателями этого участка (рис. 8), в частности в ячейке ТЛУ, поместить необходимый символ, найдя его в дополнительной информации к этой ячейке, например, В2, что означает ТЛУ «Суборь свежая» (см. раздел «Справочники» при первом открытии файла «Лесоустройство рекреационных лесов»). Чтобы закрепить это изменение в базе данных учебного объекта надо активизировать изображение клавиши «Сохранить». В характеристике этого выдела появится обозначение ТЛУ.

Читайте также:  Кухня_наизнанку_грибная_икра_рецепт

Такую работу проделать в отношении всех выделов, требующих дополнения характеристики лесорастительных условий.

Рис. 7. Внесение изменений в таксационные описания (выбор нужного выдела для дополнительного внесения обозначения ТЛУ)

Рис. 8. Внесение ТЛУ в таксационные описания

Примечание. При таксации лесов ТЛУ указывается для всех лесотаксационных выделов, которые подлежат лесовосстановлению или относятся к лесным насаждениям. Это – лесные категории земель (покрытые и не покрытые лесной растительностью). Кроме того, для них и перечисленных выше категорий нелесных земель ТЛУ необходим для определения важного рекреационного показателя – класса устойчивости к рекреационным нагрузкам (см. приложение 5 или раздел «Справочники» при первом открытии файла «Лесоустройство рекреационных лесов»).

После внесения этих дополнений последовательно активизировать изображения клавиш «Отчёты» (рис. 9) и «Таблица исходных данных» (рис. 10).

Рис. 9. Получение исходных данных (после внесения дополнений)

Рис. 10. Получение исходных данных (для вывода на экран монитора таксационных описаний учебного объекта лесоустройства)

В результате на экран монитора будут выведены таксационные описания нужных кварталов. До их распечатки необходимо проверить, во все ли необходимые выделы внесены дополнения ТЛУ. Перелистывать страницы нужно с помощью стрелок этой панели. При обнаружении пропусков следует записать номера этих выделов, закрыть «Таксационные описания», окно «Отчёты» и внести символы ТЛУ у пропущенных выделов, продолжив затем действия вплоть до получения распечатки таксационных описаний с помощью знака верхней панели «Print Preview».

Источник

М. Т. Сериков основы лесоустройствА рекреационных лесов Лабораторный практикум

УДК 630*524.4

Печатается по решению учебно-методического совета ГОУ ВПО «ВГЛТА» (протокол № 7 от 24 июня 2011 г.)

Рецензенты: ЗАО «Чернозёмный центр земельных и имущественных отношений»;

зам. начальника Центра государственной

инвентаризации лесов и проектных разработок филиала

ФГУП «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» И.В. Мазуров

С32 Основы лесоустройства рекреационных лесов [Текст]: лабораторный практикум / М.Т. Сериков; М-во образования и науки РФ, ФГОУ ВПО «ВГЛТА». – Воронеж, 2011. – 95 с.

Читайте также:  Грибной_суп_лавровый_лист_кладут

В лабораторном практикуме кратко изложены основные положения методологии и методики проектирования комплекса мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству рекреационных лесов с учетом требований современного лесного законодательства, а также нормативы и алгоритмы практических действий специалиста, актуальные для разработки «Лесохозяйственного регламента», «Проекта освоения лесов» на примере учебного объекта лесоустройства. Приведен пример выполнения расчетов.

Предназначен для студентов специальности 250203 – Садово-парковое и ландшафтное строительство.

ISBN 978-5-7994-0470-3 © ГОУ ВПО «Воронежская государственная

лесотехническая академия», 2011

Введение

Дисциплина «Основы лесоустройства рекреационных лесов» относится к общепрофессиональным дисциплинам подготовки инженеров по специальности 250203.65 Садово-парковое и ландшафтное строительство. Учебным планом, утвержденным Советом ЛХФ ВГЛТА 27.11.01., она отнесена к дисциплинам по выбору студентов.

Содержание курса включает изучение основ организации освоения лесов рекреационного назначения, оценки состояния лесных рекреационных ресурсов и определение перспектив их рационального экологичного использования, разработку проектных решений, предусматривающих регулирование освоения рекреационных лесов.

Цель преподавания дисциплины заключается в том, чтобы студент приоб­рел необходимый объём теоретических знаний и практических навыков по вопросам устройства лесов рекреационного назначения и проектирования их освоения.

Задачами изучения дисциплины являются:

— овладение современными способами и методами инвентаризации и оценки рекреационных лесов;

— освоение методов оценки рекреационного потенциала объекта ле­соустройства;

— изучение приёмов проектирования освоения рекреационных лесов и регулирования рекреационного использования на экосистемных принципах.

Дисциплина преподается на 4 курсе в течение одного семестра. Изучение полного курса обеспечивается тремя видами учебных занятий: лекциями, лабораторными работами и самостоятельной работой студентов.

В настоящем лабораторном практикуме кратко изложены основные положения методологии и методики проектирования комплекса мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству рекреационных лесов с учётом требований современного лесного законодательства, а также нормативы и алгоритмы практических действий специалиста, актуальные для разработки «Лесохозяйственного регламента», «Проекта освоения лесов» на примере учебного объекта лесоустройства.

Главная цель выполнения лабораторных работ – закрепить и углубить полученные студентом теоретические знания, помочь освоить технологию проектирования, развить творческую самостоятельность при выработке проектных решений, привить практические навыки по их экологическому и технико-экономическому обоснованию, квалифицированно выполнить инженерные расчеты по устойчивому освоению лесов.

На лабораторных занятиях студенты освоят элементы формирования банка и баз данных о лесном фонде, методики лесоустроительных расчётов по определению рекреационных ресурсов, регулированию их использования в рамках экологической ёмкости природных комплексов, ознакомятся с основными мероприятиями по охране, защите и воспроизводству лесов.

Источник

Оцените статью