- 74. Понятие и основные направления правовой охраны лесов.
- 75. Организационные и правовые основы охраны и использования лесов.
- Глава 2. Основные направления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов
- 2.1. Количественные и качественные целевые показатели улучшения состояния лесов
- 4. Совершенствование охраны и защиты лесов
74. Понятие и основные направления правовой охраны лесов.
Правовая охрана лесов – это комплекс правовых и иных мер по рациональному использованию лесного фонда, его сохранению от уничтожения, повреждения и других вредных воздействий.
По общему правилу, охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти и органами МСУ в пределах их полномочий (ст. 81-84 ЛК РФ). Охрана и защита лесных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам в аренду, осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов (ст. 53, ст.55).
Охрана лесов от пожаров предполагает осуществление комплекса мероприятий по предупреждению, обнаружению, ограничению распространения и тушению пожаров в лесах. Важнейшей задачей охраны лесов от пожаров является выполнение системных мер по предупреждению возникновения лесных пожаров, ограничению их распространения и созданию условий для обеспечения успешной борьбы с ними.
Объекты растительного мира (деревья, кустарники, другие растения), занесенные в Красную книгу РФ или красные книги субъектов Федерации, подлежат особой охране. Содержание такой охраны в общем виде определено в ст. 59 ЛК РФ. В качестве мер по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения лесных растений кодекс предусматривает запрет на осуществление соответствующих видов деятельности и установление ограничений их осуществления.
Красная книга РФ – официальный документ, содержащий свод сведений о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений и грибов (объектов животного и растительного мира), обитающих (произрастающих) на территории РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Красная книга РФ содержит также необходимые меры по охране и восстановлению указанных объектов животного и растительного мира.
75. Организационные и правовые основы охраны и использования лесов.
1. Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
2. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.
1. Использование лесов может быть следующих видов:
3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
6) ведение сельского хозяйства;
7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
8) осуществление рекреационной деятельности;
9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;
10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;
12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
13) строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;
14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;
15) осуществление религиозной деятельности;
16) иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.
1. Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
2. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 — 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
3. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Источник
Глава 2. Основные направления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов
2.1. Количественные и качественные целевые показатели улучшения состояния лесов
2.1.1. – 2.1.3. Увеличение покрытой лесной растительностью площади и повышение доли лесных насаждений ценных древесных пород, сокращение площади лесов, погибших от лесных пожаров, повреждения вредными организмами и от воздействия иных негативных факторов
Покрытые лесом земли в Красноярском крае составляют 66,1% от общей площади лесного фонда, в том числе лесные культуры – 0,25 %. Несомкнувшиеся лесные культуры — 0,06%. Не покрытые лесной растительностью земли, представляющие фонд лесовосстановления, составляют 2 % от общей площади лесного фонда. Гари – 61,5% от фонда лесовосстановления; погибшие насаждения – 20,7%; вырубки – 11,4%; пустыри и прогалины – 6,4%.
Удельный вес площади лесонасаждений в составе лесной территории и их породный состав характеризуют уровень использования и качество земель лесного фонда. В крае соотношение покрытых лесом земель и непокрытых положительное. В 2003-2008 г.г. происходило снижение земель с преобладанием сосны и ели (на 137,9 тыс.га и 97,5 тыс.га соответственно). Это объясняется преимущественным освоением расчётной лесосеки в хвойных насаждениях. При лесовосстановлении требуется уделить особое внимание данным породам. По состоянию на 01.01.2008 требуют лесовосстановления — 3274,2 тыс.га лесных земель. Снижение площади фонда лесовосстановления по учёту на 01.01.2008 на 235,6 тыс. га, по сравнению с 2003 годом, положительно характеризует тенденции ведения лесного хозяйства в крае. В период действия настоящего Лесного плана планируется сохранить положительную тенденцию, и увеличить покрытую лесной растительностью площадь до 105500 тыс. га.
Фактический показатель доли площади ценных лесных насаждений по краю составил в 2007 году 54,6%, а прогнозный целевой показатель – 85,4%. Исходя из этого на всей территории края во всех лесорастительных зонах, где происходит нежелательная смена хвойных насаждений, произрастающих в наиболее благоприятных условиях местопроизрастания, на мягколиственные с преобладанием березы и осины необходимо применять следующие способы восстановления целевых пород:
производство целевых лесных культур на не покрытых лесом землях, где естественное возобновление затруднено или идет в нежелательном направлении;
широкое применение постепенных рубок;
сохранение подроста ценных пород при проведении сплошнолесосечных рубок главного пользования;
создание благоприятных условий при проведении рубок ухода в лиственных насаждениях для предварительного возобновления ценных пород;
проведение интенсивных рубок ухода в молодняках лиственных пород с участием ели в составе;
реконструкция насаждений малоценных мягколиственных пород.
Перечисленные методы улучшения породного состава лесов освоены лесным хозяйством, в дальнейшем требуется только неукоснительное выполнение технологии, а также внедрение интенсивных форм ведения лесного хозяйства, проведение селекционных работ и использование элитного семенного материала при создании лесных культур.
Сокращение площадей гарей и погибших насаждений до целевого прогнозного показателя – 0,0% планируется благодаря ряду профилактических мер, предусмотренных в разделе 2.5.
За последние пять лет потеряно от пожаров и повреждений вредителями и болезнями 28 621 га лесных насаждений. К 2018 году планируется уменьшить площадь лесных насаждений поврежденных лесными пожарами и вредителями до 1000 га, а погибших древостоев по этой причине до 500 га. В погибших древостоях планируется провести санитарно-оздоровительные мероприятия, а затем мероприятия направленные на ускорение лесовостановления ценными хозяйственными породами.
Планомерное применение комплекса мероприятий, предусмотренных лесным планом, будет способствовать сохранению и увеличению покрытой лесной растительностью площади, общему улучшению состояния лесов.
Источник
4. Совершенствование охраны и защиты лесов
Законодательную базу охраны лесов от пожаров усилило введение в Лесной кодекс Российской Федерации норм, регулирующих предупреждение, мониторинг и планирование тушения лесных пожаров, порядок осуществления мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий в лесах, связанных с лесными пожарами, возможность тушения лесных пожаров специализированными государственными бюджетными и автономными учреждениями.
Вместе с тем требуют дальнейшего совершенствования нормативные правовые акты, направленные на повышение ответственности граждан и юридических лиц за обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности в лесах и на прилегающих к ним территориях. Должны быть пересмотрены механизмы, обеспечивающие повышение уровня реализации сводного плана тушения лесных пожаров в субъектах Российской Федерации в части повышения ответственности за неготовность субъекта Российской Федерации к пожароопасному сезону и непредставление сил и средств пожаротушения, предусмотренных в таких планах. Необходимо уточнение полномочий органов местного самоуправления по охране лесов на территории муниципальных образований.
Целесообразным представляется реализация мероприятий, направленных на увеличение численности работников лесопожарных формирований, в первую очередь парашютно-десантной пожарной службы учреждений авиационной охраны лесов, числа воздушных судов, а также финансирование в полном объеме лесопожарных организаций.
Также в целях совершенствования финансово-экономических отношений в лесном хозяйстве необходимо проработать возможность стимулирования принятия противопожарных мер лицами, использующими леса.
Дальнейшее развитие системы лесопатологического мониторинга представляется целесообразным с учетом интеграции современных систем мониторинга, включая сочетание наземных и дистанционных методов, и прогноза численности наиболее хозяйственно значимых видов вредных организмов. Также особое внимание стоит уделить вопросам борьбы с вредителями и болезнями леса на территории центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Источник