Основные черты китайских садов

39. Характерные особенности и принципы садово-паркового искусства Китая

История садов Китая насчитывает более трёх тысячелетий. Назначение китайского сада заключалось в том, чтобы вызвать у зрителя философское настроение, сады символизировали рай на Земле.Китайский ландшафт — это сочетание геометрических форм архитектуры зданий в гармонии с мастерски — сделанными искусственными пейзажными композициями (как правило, речь идёт об императорских дворцах). Сады Китая очень разнообразны и не похожи друг на друга. Их сложно объединить в том или иной стиль, кроме того большой сад внутри делился на несколько – это были сады естественных пейзажей, домашние сады, сады учёных, сады литературы. Сады учёных и литературы – в них нет официальной парадности, они предназначались для отдыха, размышления, интеллектуальной работы.В Китае сады делали путём совершенствования, эстетической доработки красивых уголков живой природы. Своеобразное понимание природы в садово-парковом искусстве Китая, одного из самых древних и самобытных искусств в мире, оказало влияние на развитие пейзажного парка в Европе. Обобщение и отражение облика природы служит основным принципом. Китайцы «отдохновение предпочитают прогулке», отсюда и построение сада, основанное на созерцание пейзажей. По правилам китайского ландшафтного проектирования, сад нужно было разбивать, чтобы существовало несколько видовых планов, один плавно переходящий в другой.Большая смена впечатлений создаётся построением сложного рельефа: холмы, скалы, овраги сменяются долинами и лугами, тёмные хвойные леса перемежаются с солнечными лиственными лесами, мшистые скалы с бурными потоками сменяются спокойной гладью озер. Меланхолия, радость и ликование вызываются путём контрастных решений сада. Для усиления впечатлений китайцы пользовались звуковыми эффектами бушующего ветра, эха, пения птиц, шума воды. Парки изобилуют небольшими озёрами, с характерными высокими мостиками, павильонами с черепичными крышами, киосками, арками, пагоды (композиции из естественного камня) и другими сооружениями, которые ставились на местах с лучшими видами для отдыха и любования природой. Слияние с окружающей природой возводится в принцип, уничтожаются даже ограда, которая заменяется рвом или ограждением, спрятанным в замаскированный ров. Естественный ландшафт служит продолжением парка. Парки разделяются обычно на несколько комплексов с центральным ансамблем, доминирующим над всем парком. Характерно, что архитектурные ансамбли имеют регулярную планировку и строятся на южных склонах по строгой оси, направленной с севера на юг таким образом, чтобы фасады зданий были ярко освещены солнцем.Вся территория делится на три части – среднюю, восточную и западную. Центром сада обычно служит водоём или искусственный холм. Вокруг него размещаются павильоны, связанные открытыми галереями, каменные композиции в виде горок, стенок или отдельных своеобразных скульптур, мостики, беседки, водные протоки. При создании ландшафта китайские мастера, прежде всего, старались выявить самобытность каждой вещи.Восемь основных принципов обустройства парка, разработаны китайскими архитекторами:

  1. Действовать в зависимости от внешних условий (наличие воды, рельеф местности);
  2. Максимально использовать окружающую природу (использовать то, что находится за забором и вокруг);
  3. Отделять главное от второстепенного (что будет главное на участке – то и нужно выделить);
  4. Использовать контрасты (большое и малое, светлое и тёмное, высокое и низкое, широкое и узкое и …);
  5. В малом добиваться большего;
  6. Использовать постепенное раскрытие видов;
  7. Использовать гармонию пропорций;
  8. Учитывать время восприятия пейзажа.
Читайте также:  Ночной сад полли хорват

Развитие садово-паркового искусства в Китае неотделимо от общего развития национальной архитектуры. Особое влияние на этот вид искусства оказали религиозно-философские представления китайцев, с древнейших времен одухотворявших силы и явления природы.

Появление парка связано с развитием архитектуры жилища. Простейшая форма парка — дворик в небольшом жилом комплексе. Увеличение размеров такого комплекса закономерно привело к увеличению числа двориков и площади парков, что позволило создавать более богатых по композиции пространств. Появляется парковая группа, соединяющая в себе водоемы, камни, деревья и травы с архитектурными сооружениями. В процессе развития паркового строительства были определены соотношения различных частей парка, сочетания форм различных элементов, место каждой составляющей в общем ансамбле. Было принято располагать в парках с разнообразным рельефом маленькие равнины, горы, поля, водоемы. В равнинных районах в парках устраивали павильоны, закрытые кабинеты и т.п.Особую красоту придавали необычные камни, ставившиеся отдельно и «каменные горы». Благодаря им создавался многоплановый каменный ландшафт. Иногда камни приобретали ключевое значение в системе сада, и растительность как будто бы отодвигалась на второй план. Замощенные, лишенные растительности дворики в садах «южного» стиля производят впечатление именно благодаря строгой организованности пространства. Использовались также камни своеобразной, несколько фантастичной формы — «ху ши», получаемые из местного красного и серого известняка, пролежавшего в воде 100-150 лет; особенно ценились те из них, что напоминали своей формой волшебных животных, например дракона или феникса. Такой камень сливается со средой и выступает в роли парковой скульптуры.

Зрительно увеличивали пространство маленького парка сильно изрезанные берега небольших водоемов. Часто вдоль берегов пруда или искусственной речки строили галереи, чтобы наблюдать движение рыб и любоваться на водные глади. Иногда в парке даже устраивались водопады, подчеркивавшие сложный и многоуровневый ландшафт.Парковая архитектура представлена в основном разнообразными беседками, павильонами, галереями, террасами, а порой и жилыми зданиями. Все постройки в парках подчеркнуто воздушны, легки и изящны.Обильная растительность формировала пейзаж, а ее отдельные элементы выполняли декоративные функции, иногда образуя своеобразные кулисы, которые скрывали широкий горизонт, выделяя отдельный уголок сада.К эпохе Цин окончательно сложились два основных направления в парковом искусстве Китая. Первое, распространенное в основном на юге страны, отличается компактными размерами самих парков, которые входили в состав жилого комплекса и были непосредственно связаны с ним. Второе направление, возникшее на севере Китая, определило появление огромных императорских парков и загородных резиденций. Отдельной группой стоят парки при монастырях и храмах, стилистически являя собой промежуточное звено между первым и вторым направлением.Южное направление паркового искусства характеризуется стремлением к созданию интимной уютной обстановки, места для работы, отдыха и раздумий. Здания в этих садах не пестрят богатством отделки и яркими красками, напротив, используются только белый, черный, серый и коричневый цвета. Сады обычно обнесены стенами, которые отделяют их от внешнего мира. Эти парки почти полностью созданы руками человека, хотя и стремятся к наибольшей естественности и близости к природе. Почти тысячу лет центром паркового искусства Китая был Сучжоу. Самые знаменитые сады этого города — Ваньшиюань, Июань, Чжоучженьюань, Лююань. Интересны названия этих парков, например название парка Чжоучженьюань означает «пока невежды управляют, другие разводят сады. Императорские парки севера — это обычно не только сады, но и загородные резиденции монаршего двора. Здесь располагаются дворцы, покои императора и придворных, храмы. Возводятся триумфальные большие и малые ворота «пай лоу». Уголки сада украшаются вазами и скульптурами, а водоемы — большими и маленькими мостами и знаменитыми арочными «горбатыми мостиками». Северный сад значительно превосходит южный не только размерами, но и пышностью, и парадностью. При планировке этих парков, как и при строительстве столичных дворцовых комплексов, использовалась ориентация всех сооружений по оси север — юг. Наиболее известные сады севера находятся в округе Пекина. Здесь располагаются парки Юанъминьюань, Жэхэсингун, при постройке которых был обобщен весь прежний опыт садово-паркового строительства.Архитекторы при планировке парков пользовались большим количеством специфических китайских строительных принципов. В том числе — «фэн шуй», «инь» (действовать в зависимости от местных условий), «цзе» (определить главное и второстепенное, общее и частное). Для создания удачной объемно-пространственной композиции сада использовались такие сопоставления, как «большое и малое», «светлое и темное», «широкое и узкое», «высокое и низкое», и такие принципы, как гармония пропорций и «в малом добиваться большого».

Читайте также:  Меню сада ясельной группы

Источник

Китайский сад – единство природы и человека

В Китае традиция оформления парков имеет глубокое философское наполнение. Как и в японских садах, здесь не бывает случайных деталей, каждое растение, каждый камень или водоём несут определённый смысл. Но китайские сады, в отличии от японских, максимально приближены к дикой естественной природе, каждый уголок представляет собой модель природного пейзажа.

Китайский сад в Штутгарте Фото: usus.uni-stuttgart.de

Традиционный сад в Китае обязательно включает в себя четыре элемента:

– вода, олицетворяющая изменчивость жизни;

– камень, как постоянство и стабильность;

– архитектура, как место для размышления, созерцания, беседы и отдыха.

Очень важный момент, который отличает китайский сад от всех остальных – стремление к бесконечности. Ландшафт выстроен так, что человек не в силах охватить одним взглядом всю территорию парка. Даже при небольших размерах сад открывается постепенно, уголок за уголком: у водоёма небольшая беседка, через которую можно пройти к каменной горке, за горкой открыть для себя скульптуру или группу растений. Подобный приём в ландшафтном дизайне называется «принципом заимствования пейзажей». Человек, как бы блуждает по саду в поисках природной мудрости, для внутренней гармонии и познания себя.

Китайский сад дружбы в Дарлинг-Харбор, Австралия Фото: darlingharbour.com

Центральное место в саду всегда отводиться водоёму. Берега оформляются растениями и диким камнем необычных, неправильных форм. Любимый материал китайских садоводов – известняк необычных форм. Иногда мастера работают над природным камнем, делают в нём углубления, отверстия. Но затем погружают на некоторое время в воду, чтобы природа огранила, довела до совершенства созданное человеческими руками..

Сад Юйюань в Шанхае Фото: greenmarine.ru

Конечно, не каждый дизайнер будет ждать «сотворение камня». При современных технологиях натуральные камни могут заменяться искусственными, например, из архитектурного бетона. Это отнюдь не является отходом от традиций, ведь по древним китайским представлениям функция человека наиболее полно выражается в творчестве и искусстве.
Создание камней, воплощающих природное начало также можно считать творчеством. А камни из арт-бетона, созданные скульпторами и художниками практически неотличимы от диких природных.

Читайте также:  Ботанический сад мгу ближайшее метро

Особняк Longhu Xueyu Mansion, Шанхай Фото: mp.weixin.qq.com

Современные китайские архитекторы вписывают традиционные сады даже в многоэтажные жилые кварталы. В Шанхае ландшафтные дизайнеры Daoyuan Design расположили парк во внутреннем дворе комплекса зданий Longhu Xueyu Mansion. Не смотря на вполне современное звучание, авторы сохранили все принципы создания классических китайских парков.

Источник

Оцените статью