Основная масса саженцев быстрорастущих деревьев реализуется

Выращивание саженцев деревьев

В зависимости от количества выпускаемого материала в отделе формирования организуют специальный отдел или школы для выращивания деревьев.

В I школу для доращивания высаживают однолетние сеянцы быстрорастущих пород, дву-трехлетние сеянцы умеренно и медленнорастущих пород и сеянцы с пикировочных участков в возрасте трех-пяти лет.

Для быстрорастущих пород сроки доращивания в I школе обычно устанавливаются три года, для умеренно растущих — четыре и медленнорастущих — пять лет. Они могут меняться в зависимости от почвенных и климатических условий района.

Назначение I школы — подращивание материала до определенных размеров, позволяющих приступить к формированию штамба и кроны. Из I школы могут быть реализованы саженцы, выращенные из сеянцев и пикировочных участков в возрасте трех-пяти лет. В соответствии с техническими условиями они предназначаются для групповых посадок в парковых и лесопарковых массивах, санитарно-защитных зонах. Этот посадочный материал некрупных размеров после посадки на постоянное место требует обязательного ухода по формированию кроны. Иногда для озеленения используют саженцы с сформированным лидерным побегом, но без кроны. Такие растения получают из I школы путем посадки древесных черенков или из сеянцев быстрорастущих пород.

Обычно саженцы, выращенные в I школе, для формирования пересаживают во II школу. Из II школы большую часть реализуют, оставшиеся саженцы пересаживают в III школу для получения крупных растений.

Можно выращивать саженцы и в совмещенных школах, когда на одном поле без пересадки получают саженцы всех необходимых размеров. Для этого вначале рядами и в рядах равномерно выкапывают саженцы небольших размеров, затем через определенное время средних, в последнюю очередь выкапывают растения крупных размеров. Для того чтобы обеспечить выкопку растений со всей площади поля, одновременно организуют раздельные школы: быстрорастущих пород со сроком выращивания до пяти лет, умеренно растущих пород до семи лет и медленнорастущих пород до 10-15 лет.

Для увеличения площади полей, группы деревьев можно объединять с кустарниками. На одном севооборотном поле размещаются саженцы деревьев и кустарников с одним (реже разными) сроком выращивания. В этом случае формируется один севооборот. На очередном поле на отдельных участках размещаются строго определенные породы, которые требуют сходных агротехнических приемов при выращивании.

Подготовка почвы в I школе производится на глубину 30-35 см, во II школе для получения хорошо развитой корневой системы глубиной до 50 см — на 35-40 см.

Размещение растений при посадке в школы определяется их ростом.

Обычно применяется схема посадки 0,5×1,0; 0,8×1,0 м и т. д. Быстрорастущие породы в ряду высаживают реже, медленнорастущие породы — гуще; светолюбивые породы — реже, теневыносливые породы — гуще; 0,5×0,8; 0,5×0,9 м и т. д.

Подготовка саженцев деревьев к посадке проводится более тщательно, чем кустарников. Выбраковывают растения с развилками, тройчатками; корневую систему укорачивают на ¼ длины, боковые веточки укорачивают на ⅓.

Маркировка площади и посадка сеянцев деревьев в I школу аналогичны маркировке площади и посадке сеянцев кустарников.

Уход за саженцами в I школе сводится к регулярной прополке, поливу, подкормке удобрениями, защите от болезней и вредителей. При осенней посадке проводится окучивание на тяжелых почвах против выжимания сеянцев.

Для получения компактной корневой системы на второй-третий год производят подрезку корневой системы при выращивании саженцев без пересадки в другие школы.

По достижении растениями в I школе высоты 1,5-2,0 м приступают к формированию штамба и кроны.

Растения, которые отличаются слабым ростом и кустятся вследствие повреждения морозом, грызунами, сажают на пень. Из наиболее сильного порослевого побега формируют лидерный побег.

У хвойных пород в школах бывает необходимо восстанавливать лидерный побег за счет наиболее сильного побега верхней мутовки. Его подвязывают к остатку шипа или к вертикально подвязанному колышку.

Формирование кроны начинается после окончания формирования штамба. Обычно эти работы заканчиваются для быстрорастущих пород в I школе, для умеренно и медленнорастущих пород — во II школе.

Закладка кроны производится в один год у пород с одинаковыми сроками выращивания. Это обеспечивает одновременный выпуск посадочного материала с полей. Время закладки определяется местными условиями — они должны быть такими, чтобы исключалось иссушение растений через обнаженные участки древесины. Саженцы, используемые для массового озеленения, обычно имеют двух-трехлетнюю крону.

В процессе формирования кроны необходимо постоянно следить за появлением побегов, конкурирующих с центральным проводником. Несвоевременная их обрезка или удаление приводят к раздвоению ствола, который в результате снегопадов и сильных ветров может расщепляться.

В целях регулирования роста побегов в кроне их прищипывают, проводят разной степени обрезки и надрезания ветвей. Для усиления роста побега или почки над ними (на расстоянии около 1 см) делают полулунный надрез. Надрез под почкой или побегом задерживает их развитие.

В совмещенных школах корневую систему подрезают специальными приспособлениями (скобами) или окапывают растения на глубину штыка лопаты. Растения, имеющие глубокую корневую систему и стержневой корень, обязательно подрезают снизу. При сухой погоде после подрезки корневой системы необходимо провести полив.

У крупных растений корневую систему формируют траншейным способом. Вокруг растения (за год-два до реализации) выкапывают траншею глубиной 40 см и засыпают ее хорошей садовой землей, образующаяся густая сеть новых корней хорошо армирует ком и способствует хорошей приживаемости при пересадке.

В зависимости от сроков выращивания растений в школах применяются те или иные способы формирования штамба и кроны. В I школе это приемы, обеспечивающие формирование штамба и кроны у быстрорастущих пород и штамба у медленнорастущих пород; во II школе — формирование кроны с учетом естественной архитектоники; в III школе — санитарный уход и обрезка для получения густой, симметричной кроны.

Для получения саженцев средних и крупных размеров растения из I школы пересаживают во II школу. Туда же из отдела размножения пересаживают растения, полученные из укорененных древесных черенков быстрорастущих пород (ива, тополь) и укорененных двух-трехлетних отводков (липа); II школу деревьев можно совмещать со школой кустарников.

Деревья в зависимости от сроков выращивания объединяют в три группы: быстро-, умеренно и медленнорастущие. Сроки пребывания в школе устанавливают соответственно группам — три, четыре-пять и пять-шесть лет.

Подготовка почвы такая же, как в I школе. Однако вспашка должна быть произведена на возможно большую глубину (до 35 см). Площади питания во II школе устанавливаются: 70×70, 80×80 см и т. д. Рекомендуется квадратная схема размещения растений.

При подготовке саженцев для посадки во II школу у них укорачивают ветви кроны на ⅓-½,| вырезают поломанные и укорачивают наиболее длинные корни.

Высаживают растения под лопату в заранее подготовленные ямы. После посадки производится полив из расчета 20-30 л воды на один саженец. Уход за почвой такой же, как и в I школе. Ведут дальнейшее формирование кроны.

В III школу высаживают саженцы основного ассортимента умеренно и медленнорастущих пород (липа, дуб, каштан, клен), используемые для озеленения аллей, улиц, ремонта и строительства наиболее ценных объектов. Для посадки отбирают лучший по качеству материал из II школы или лесных насаждений.

Сроки пребывания саженцев в III школе обычно составляют четыре-пять и более лет. Умеренно и медленнорастущие саженцы размещают обычно в одном севообороте. Количество полей, не занятых основной культурой, на два больше. Это обусловлено тем, что саженцы отпускают с комом и в связи с этим необходим завоз земли и подготовка почвы.

Схему размещения выбирают с учетом механизированной выкопки.

Источник статьи: http://lektsia.com/2x8e2.html

Первая школа деревьев и кустарников

Организация первой школы. В первую школу из отдела размножения пересаживают сеянцы быстрорастущих по­род в однолетнем возрасте, медленно растущих пород в 2-3-летнем, укорененные зеленые черенки и укоренененные однолетние отводки кустарников. В первую школу попадает почти весь ассортимент древесных и кустар­никовых пород, выращиваемых в декоративном питом­нике. Поэтому очень важно их разместить в школе так, чтобы при выкопке освобождался участок, равный сево­оборотному полю. В противном случае, если посадка будет производиться на одном участке без учета сроков выращивания саженцев, то участок будет освобождаться в течение нескольких лет, что послужит препятствием организации правильного севооборота.

Основным принципом территориального размещения пород в школе служат сроки выращивания, в зависи­мости от которых они объединяются в группы с одина­ковыми сроками пребывания в данной школе. Так, напри­мер, кустарники могут быть объединены в две группы.

  1. Быстро растущие породы (бузина, желтая ака­ция, ракитник, татарская жимолость и др.) со сроком выращивания 2 года.
  2. Умеренно растущие породы (боярышник, сирень, кизильник, туя и др.) со сроком выращивания 3 года.

Деревья могут объединяться в три группы.

  1. Быстро растущие породы (черемуха, американский клен, американский ясень, береза и др.) со сроком вы­ращивания 3 года.
  2. Умеренно растущие породы (остролистный клен, обыкновенный ясень, ильм, яблоня и др.) со сроком вы­ращивания 4 года.
  3. Медленно растущие породы (дуб, липа, ель, пихта и др.) со сроком выращивания 5 лет.

В каждом отдельном случае группировка будет за­висеть от состава пород, выращиваемых в питомнике, и климатических условий района.

В тех случаях, когда одна из групп в количествен­ном отношении будет занимать незначительный удель­ный вес, она может быть объединена с другой группой. Это уменьшит количество группировок и увеличит раз­меры севооборотных полей, так как по количеству уста­новленных групп и составляются севообороты. Для вышеприведенного примера потребуется организовать четыре севооборота: первый — кустарники с 2-летним :роком выращивания; второй — кустарники и деревья : 3-летним сроком выращивания; третий — деревья : 4-летним сроком выращивания и четвертый — деревья : 5-летним сроком выращивания.

В том случае, если группа умеренно растущих де­ревьев будет объединена с группой медленно растущих, можно ограничиться тремя севооборотами. Таким обра­зом, первая школа будет разделена на участки по ко­личеству принятых севооборотов. На каждом участке, на очередном поле севооборота, должны размещаться строго определенные породы, входящие в данную группу. Каждую породу и разновидность в составе группы вы­уживают отдельно и занимают ими несколько полных эядов, лент или гряд. Одновременно с посадкой устана­вливают этикетки, на которых указывают название по­воды и количество высаженных растений.

Подготовка почвы. Характер подготовки почвы очередного поля обычно определяется установленным сево­оборотом. В большинстве случаев в рассмотренных выше вариантах севооборотов предшественником являются многолетние травы, Для весенних посадок из-под многолетних трав надо производить как можно раньше осенью культурную вспашку плугом с предплужниками. При подготовке поля из-под однолетних трав или зерно­вых культур сразу после уборки производят лущение на глубину 4-5 см. Затем осенью участок пашут плугом с предплужниками.

Поле из-под пропашных рано осенью пашут культур­ным плугом с предплужником. Вспашку в первой школе производят в нечерноземной полосе на глубину 25-30 см, в черноземной — на глубину 30-35 см. На почвах бед­ных перед вспашкой с осени вносят навоз, торф или торфо-фекалии. Весною производят культивацию и уча­сток подготавливают к посадке.

Формы поверхности и планировка почвы. В первой школе посадку производят на ровной поверхности, узких загонах и грядах. В южных районах при недостаточном увлажнении применяется только ровная поверхность, а в районах достаточного увлажнения — узкие загоны и гряды. Предпочтение во всех случаях следует отдавать ровной поверхности и узким загонам, позволяющим ши­роко механизировать работы. Поэтому гряды применяют только в крайних случаях на заниженных участках, при высадке чрезвычайно мелких сеянцев.

Очень большое значение в первой школе имеет пла­нировка и оформление участка. Идеально ровные участки в практике встречаются редко; в большинстве случаев на поверхности участков имеются большие или меньшие западины. В таких местах осенью и весной за­стаивается вода, и почва значительно медленнее просы­хает. На мало водопроницаемой подпочве значитель­ная часть осадков задерживается, растения затопляются и гибнут или значительно ослабляется их развитие. По­этому ни в коем случае нельзя допускать, чтобы сере­дина кварталов была ниже их краев. А это часто имеет место в тех случаях, когда края квартала, прилегающие к канавкам, превращаются в так называемые обочины. На них выносят сорняки при прополке и частично вы­таскивают землю во время конной культивации (при перпендикулярном направлении рядков). В результате края квартала повышаются и квартал принимает форму блюдца. Этому же способствует вынос земли с корнями саженцев при их выкопке. Во время предпосадочной подготовки участка планировка и оформление квартала и заключается в том, чтобы его обочины были срезаны. Для этого обочины квартала пропахивают и на устано­вленную ширину от края канавы или дороги до рабочей части квартала (1-2 м) снимают землю конной лопатой или планировочной доской и перетаскивают ее на пло­щадь квартала, после чего участок тщательно плани­руют.

Читайте также:  Черноплодная рябина саженцы почтой

В тех случаях, когда квартал отличается большими неровностями поверхности, его можно пересечь вдоль и поперек пониженными грунтовыми дорожками шириною в 1-2 м землю с этих дорожек вынимают и сбрасывают на рабочую часть квартала, давая этим возможность произвести дополнительную планировку участка.

Опыт Пулковского питомника (Ленинград) показал, что такие дорожки придают четкость организации тер­ритории и позволяют более тщательно спланировать участок, не являясь в то же время помехой при сквоз­ной обработке посадочных рядков.

Отбивку наружных краев квартала следует произво­дить строго по шнуру так, чтобы внешняя прямая ли­ния была выдержана со всеми смежно расположенными кварталами. Точно так же и все вспомогательные до­рожки, пересекающие квартал, должны быть провешены и совпадать с дорожками соседних кварталов. Такое предварительное оформление участка значительно облег­чает точность разбивки посадочных рядков.

Площади питания. Размещение растений и предоста­вляемые им площади питания в первой школе зависят от сроков выращивания саженцев и применяемых форм поверхности. На грядах дают сравнительно небольшие площади питания в целях более экономного использова­ния площади. В зависимости от сроков пребывания в первой школе для отдельных групп пород на грядах устанавливают следующие расстояния.

Ряд от ряда высаживают на расстоянии 20, 25 и 30 см; расстояние же между растениями в ряду устана­вливают в 15, 20 или 25 см. Рассчитывая количество растений, размещающихся на единице площади при грядной системе, необходимо различать продуктивную и полезную площадь. Под продуктивной площадью под­разумевают только площадь поверхности гряд (без учета междугрядковых дорожек), а в полезную площадь вклю­чают и междугрядия, на которые приходится около 7з всей площади. В табл. 26 приведен расчет коли­чества высаживаемых растений при различных вариан­тах их размещения на грядах.

Выращивание саженцев быстро растущих древесно-кустарниковых пород на грядах при вариантах разме­щения 20×15; 20×20; 25×15; 20×20; 25×25; 30×15 возможно не свыше 2 лет. Медленно растущие породы (в основном деревья) при вариантах 30 x 20; 30 x 25; 30 x 30 могут выращиваться в течение 3-4 лет. При таком загущенном стоянии саженцев большая часть быстро растущих и все медленно растущие кустарники, а также все саженцы древесных пород не достигают кон­диционных размеров и их следует пересаживать во вто­рую школу. И только на хорошо удобренных почвах до 25-40% из числа саженцев быстро растущих пород ку­старников достигает кондиционных размеров и может быть отобрано для посадки в живые изгороди.

На узких загонах и на ровной поверхности в первой школе производят однорядное или ленточное размеще­ние саженцев. На юге, где основное количество кустар­ников и большую часть деревьев выпускают из первой школы, деревья размещают только в однорядной посадке, а кустарники в ленточной и однорядной, При однорядном размещении деревья высаживают на расстояний ряд от ряда 90-100 см, а в ряду — 50-80 см. Кустарники размещают ряд от ряда на расстоянии 80-90 см, а в ряду — 30-40 см. Быстро растущим породам с мень­шими сроками пребывания в школе даются меньшие расстояния, а породам медленно растущим — большие.

В нечерноземной полосе преимущественное значение на узких загонах и ровной поверхности имеет ленточное размещение деревьев и кустарников. В ленте саженцы располагают в два или три ряда (двух-, трехстрочные ленты). Двухстрочные ленты практичнее, так как при таком способе посадки дается несколько увеличенная площадь питания на одно растение и удобнее механизи­ровать основные работы по уходу и выкопке саженцев. В ленте расстояния между рядами и в ряду дают та­кие же, как и на грядах, или несколько больше. В за­висимости от продолжительности выращивания и раз­мера саженцев ряд от ряда в ленте размещается на расстоянии 25, 30, 35 или 40 см; в ряду растения выса­живают на расстоянии 15, 20, 25 или 30 см друг от друга. Расстояния между лентами — 70 или 80 см. Для существующих орудий, применяемых для междурядной обработки почвы, удобнее между лентами оставить 80 см.

При определении количества растений, размещаемых на единице площади, учитывается вся площадь незави­симо от того, размещаются ли ленты на ровной поверх­ности или на узких загонах.

В последнем случае ширина загонов и количество размещаемых на загоне лент должны быть увязаны с таким расчетом, чтобы расстояния между загонами и между лентами были одинаковы.

Если на загоне размещаются две двухстрочных ленты с междустрочными расстояниями в 25 см и расстояниями между лентами в 80 см, в этом случае ширина загона должна быть 210 см (40-25-80-25-40). Такой ши­рины загоны применяются на более низких и холодных почвах.

На легких, хорошо дренированных почвах загоны делаются шире из расчета размещения трех двухстроч­ных лент; при тех же расстояниях между строчками и лентами ширина загона в последнем случае составит (40 + 25 + 80 + 25 + 80 + 25 + 40) 315 см (рис. 34).

В табл. 27 приводится расчет количества саженцев на единице площади при различных вариантах размещения их в двустрочных лентах.

Сравнивая размещение растений на грядах (табл. 26) и ленточное размещение на ровной поверхности (табл. 27), мы видим, что в последнем случае при одних и тех же расстояниях между рядами и между растениями в ря­дах площадь питания, приходящаяся на одно растение, увеличивается вдвое. Если на грядах дается расстояние между рядами 25 см и между растениями в ряду — 20 см, то на одно растение приходится 500 кв. см; в лен­тах при тех же расстояниях между рядами и в ряду (при межленточном расстоянии в 80 см) на одно расте­ние приходится 1050 кв. см. В то же время абсолютное количество растений на 1 га при тех же вариантах раз­мещения составляет на грядах — 133,3 тысячи; в лен­тах — 95 тысяч, т. е. уменьшение происходит не вдвое, а значительно меньше. Это объясняется тем, что при грядной системе 1/3 общей площади, приходящейся на междугрядные дорожки, не используется.

Примечание. Расстояние между лентами во всех вариантах 80 см.

Увеличение площадей питания при ленточном раз­мещении дает возможность ограничиться одним перешколированием и получить товарную продукцию за счет увеличения сроков пребывания саженцев в первой школе зa 1-2 года.

Быстро растущие породы в двустрочных лентах, при расстояниях между растениями в ряду в 20 см и больше, ложно выращивать в течение 3 лет; медленно растущие — в течение 4-5 лет. Увеличение площадей питания и срока пребывания дает возможность большую часть кустарников выпустить в реализацию из первой школы. У быстро растущих пород в первой школе до 75-90% саженцев достигают товарных кондиций, у медленно растущих — до 50-70%. Таким образом, ,ля основной массы кустарников отпадает необходимость в такой трудоемкой и дорогостоящей работе как пересадка во вторую школу. А это намного удешевляет себестоимость Посадочного материала без ущерба для его качества и сокращает сроки выращивания кустар­ников в питомнике на 1-2 года.

Выращивание кустарников с одной пересадкой вполне возможно, так как основная масса кустарниковых по­род отличается способностью сравнительно быстро раз­вивать надземную часть и давать хорошо развитую моч­коватую корневую систему без дополнительного школирования.

Опыт широкого внедрения ленточного двустрочного размещения саженцев в первой школе в Ленинградских древесно-декоративных питомниках показал возможность получения в течение 2-3 лет вырашивания, без допол­нительной пересадки, кустарниковых саженцев хорошего качества, пригодных по своим кондиционным качествам для озеленительных работ. Наибольшее применение вы­пускаемые из первой школы саженцы кустарников имеют при посадке в живые изгороди, где требуется более мел­кий посадочный материал.

Сроки посадки. Сеянцы быстро растущих пород, преи­мущественно кустарники, пересаживают в первую школу в однолетнем возрасте. Медленно растущие породы, главным образом лиственные и хвойные деревья, пересаживаются в 2-3-летнем возрасте. В питомниках такую пересадку принято именовать, в отличие от зеле­ной пикировки, «древесной пикировкой». Высаживать одревесневшие сеянцы в первую школу рекомендуется ранней весной (на юге и в средней полосе возможна осенняя посадка). Весной наилучшие результаты дает посадка до начала развертывания листьев. Запоздалая посадка, с началом распускания листьев, приводит к большому отпаду. Хвойные породы можно пересаживать в конце лета или рано осенью (вторая половина августа, начало сентября). Осенняя посадка сеянцев лиственных пород на тяжелых глинистых почвах не рекомендуется, так как в неблагоприятные зимы наблюдается выжима­ние. Крупные сеянцы на сухих легких почвах можно высаживать ранней осенью с началом листопада; поздняя осенняя посадка дает худшие результаты.

При больших масштабах весенней посадки сеянцев в первую школу нередко возникают дополнительные за­труднения в связи с коротким периодом, в течение кото­рого можно производить посадку. Особенно при ранней и теплой весне время посадки может сократиться на 6-8 дней против обычных сроков из-за очень ран­него распускания листьев. Поэтому для удлинения сро­ков посадки с тем, чтобы не зависеть от условий погоды, следует часть сеянцев (до 40-50%) сохранять прико­панными под снегом. Для этого выкопанные с осени сеянцы, находящиеся в зимнем прикопе, зимой покры­вают снегом слоем 60-80 см поверх которого накла­дывают слой листа, соломы или опилок толщиной 30-40 см. Сеянцы, находящиеся под снегом, весной очень долго могут сохраняться в состоянии покоя. По мере необходимости их освобождают от покрышки и используют для посадки. Таким способом сроки посадки можно без ущерба для приживаемости сеянцев удлинить на 10-15 дней, что значительно облегчает организацию весенних посадочных работ.

Посадка сеянцев. При посадке должны быть соблю­дены следующие условия, обеспечивающие высококаче­ственное выполнение работ и высокий процент прижи­ваемости.

  1. Предварительно подготовить сеянцы к посадке, используя только доброкачественные растения.
  2. Сохранять корневую систему сеянцев от подсуши­вания и механических повреждений при выкопке и по­садке.
  3. Плотно обжимать корневую систему сеянцев, не оставляя пустот, устраняя переплетения и загибы корней при посадке.
  4. Соблюдать нормальную глубину посадки (по кор­невую шейку).
  5. Соблюдать прямолинейность рядов и выдер­живать установленные расстояния между рядами и в рядах.

Подготовка сеянцев к посадке. Рассортированные сеянцы, находящиеся в зимнем прикопе, весной подвер­гают дополнительной ревизии (просмотру). Растения с подмерзшей или заплесневевшей корневой системой, а также с подопревшей корневой шейкой отбраковывают. У слабо пораженных растений поврежденные места тща­тельно вырезают до здоровой древесины. После этого у сеянцев осенней и весенней выкопки укорачивают кор­невую систему не более чем на одну треть длины. Для этой цели применяют специальный остро наточенный топор (секач), имеющий длинное лезвие и короткую рукоятку (рис. 35, 3). Рабочий берет левой рукой пучок сеянцев в таком количестве, которое позволяет их удобно держать в руке, кладет корневой системой на деревянный чурбак и отрубает топором концы корневой системы. Для этой же цели могут быть использованы ножницы, применяемые для разрезки прутьев на черенки (рис. 25). Обрезку корней надо производить в защищен­ном месте так, чтобы корневая система растений не была обветрена или подсуше­на. Сеянцы с обрезан­ными корнями сразу же временно прикапы­вают и поливают. При посадке, во избежание подсушивания корневой системы, сеянцы выни­мают из прикопа, об­макивают в жидкую болтушку из смеси гли­ны с коровяком и укла­дывают в широкие вед­ра или тазы с ручками. В этой посуде и держат сеянцы при их посадке, что в значительной сте­пени предохраняет кор­невую систему от пе­ресыхания. Такая пред­осторожность при посадке крайне необходима, так как посадка одревесневших сеянцев в большинстве случаев производится без поливки. И только при условии сильной засухи и пересыхания почвы посадка сопровождается по­ливом.

Читайте также:  Яблоня это глагол или

Глубина посадки. При любом способе посадки, при­меняемом в питомнике, необходимо стремиться к тому, чтобы растение находилось на такой же глубине, как и до пересадки. Поэтому учитывая то, что хорошо раз­деланная почва дает осадку, необходимо корневую шейку при посадке помещать ниже уровня поверхности почвы на 1-2 см. На дальнейшем развитии саженцев вредно ска­зывается как слишком мелкая, так и слишком глубокая посадка (рис. 36).

Посадка сеянцев под шнур. Участок в соответствии с установленными площадями питания с двух сторон по направлению рядков размечают колышками. При ленточной посадке колышки забивают по ширине между­строчных и междуленточных расстояний, при одноряд­ной посадке — по ширине междурядных расстояний. Удобнее пользоваться специальными шнурами с мет­ками, определяющими междурядные расстояния. Такие шнуры натягивают с двух сторон участка перпендику­лярно к рядкам. Затем, в том случае если разметка ряд­ков производилась колышками, между ними натягивают посадочный шнур, а при пользовании краевыми шну­рами посадочный шнур при натягивании совмещают с метками на краевых шнурах (рис. 37).

Посадочные шнуры применяются металлические или из прочного шпагата. На металлические шнуры припаи­вают специальные метки, размечающие расстояния между растениями, или же шнуры делают составными из звеньев. Каждое звено должно быть в 10-15-20 см длины. При необходимости соблюдать расстояния между растениями в 20-30-50 см можно пользоваться этими же шнурами, но в этом случае посадку производят через одно или два звена. На веревочных шнурах расстояния в ряду отмечаются нашивкой меток из красного ма­териала.

Посадку мелких сеянцев (размером 15-25 см) с компактной корневой системой производят путем за­щемления корневой системы в щель, приготовленную соответствующим сажальным орудием. Более крупные сеянцы с разветвленной корневой системой или с глыбками сажают в ямки. В зависимости от способа заго­товки посадочного материала различают посадку с об­наженными корнями и с глыбкой (комом земли).

Последний способ применяется редко и только при пересадке особо ценных пород или заготовке посадоч­ного материала в лесу из самосева. Массовые посадки в питомнике обычно производят сеянцами с обнажен­ными корнями. При этом необходимо следить за тем,

чтобы корни растений свободно разместились в почве, не допуская подворачивания, переплетения или загиба их, что может привести к плохой укореняемости и сла­бому росту растений.

Посадку с защемлением корней производят при по­мощи ручных посадочных орудий, из которых наиболь­шее значение имеют сажальные мечи (меч Колесова) и клиновидные лопаты (рис. 38). Работа этими орудиями производится следующим образом. Один рабочий, идя вдоль посадочного шнура, останавливается против места посадки, поднимает сажальный меч (или лопату) на не­которую высоту и с силой опускает его в почву рядом со шнуром, так чтобы середина посадочного орудия при­ходилась против метки. Затем, раскачивая меч на себя и от себя, рабочий расширяет щель до 14-16 см шири­ной; глубина щели — около 30 см. После этого меч вы­нимают и ставят рядом на расстоянии 10 см от щели. Второй рабочий в это время опускает сеянец в щель, прикладывая его к плоской ее стенке против метки с та­ким расчетом, чтобы корневая шейка при заделке ока­залась на 1 см ниже уровня почвы. При этом необходимо внимательно следить за правильным расположением кор­ней в щели, для чего сеянец быстрым движением встря­хивается. Вслед за этим первый рабочий, нажимая на меч, поставленный в 10 см от щели, вгоняет его в почву и нажимом на себя заделывает (зажимает) нижнюю часть корней, а движением от себя заделывает верхнюю часть корней. Оставшуюся после выемки меча ямку засыпают землей и обжимают (рис. 39).

На хорошо разделанной почве в питомнике клиновидные орудия часто применяют только для изготовления щели. Заделку же сеянца производит с соблюдением вышеука­занных предосторожностей второй рабочий маленькой мотыжкой, плотно утаптывая землю вокруг сеянца ногами.

При посадке с использованием защемляющих орудий часто наблюдается деформирование (одностороннее сда­вливание) корневой системы, особенно при неумелом обращении с посадочными орудиями. Наиболее нормаль­ное расположение корневой системы происходит при посадке под лопату.

Посадка под лопату также производится двумя ра­бочими: первый рабочий против метки копает ямку, второй — опускает в ямку сеянец, совмещая его с меткой, и расправляет корни. В это время первый рабочий отсту­пает к следующей метке и копает следующую ямку, сбра­сывая землю для заделки сеянца в первую ямку. Когда корни будут засыпаны, второй рабочий, придерживая сеянец за верхушку стебля и не давая ему оседать, сильно отаптывает землю вокруг него.

Кроме лопаты, в питомниках применяют (для посадки некрупных сеянцев) посадочную мотыгу с короткой руко­яткой (рис. 38, 4) или посадочный совок.

Посадка под мотыгу или под совок производится одним рабочим: одной рукой он выкапывает ямку по метке, другой берет сеянец и устанавливает его в ямке, присыпая корни при помощи мотыги или совка рыхлой землей.

Земля вокруг дичка должна быть плотно обжата, так как наличие пустот ведет к гибели растения.

После посадки рабочий проверяет правильность распо­ложения растений в ряду, криво стоящие сеянцы поправляются. Закончив посадку ряда, два рабочих переносят шнур и натягивают его для посадки следующего ряда.

Посадка без шнура. Ручная посадка под шнур чрез­вычайно трудоемка. Поэтому существенное значение имеет механизация массовой посадки сеянцев в первой школе питомника.

Из существующих отечественных машин могут быть применены в питомнике СЛЧ-1 и СЛН-1 (рис. 40).

Лесопосадочная машина СЛЧ-1 конструкции инже­нера Чашкина рассчитана «а посадку 1-2-летних сеян­цев и черенков на глубину до 30 см. Она приготовляет щель и производит заделку корней; установка растения в щель и удерживание его во время заделки произво­дятся вручную. У лесопосадочной машины СЛН-1 кон­струкции инженера Недашевского приготовление борозд, подача сеянцев в борозду и заделка корневой системы полностью механизированы. Рассчитала эта машина на посадку сеянцев, имеющих стволик длиной до 35 см и корневую систему до 22 см.

Простейшими приемами, позволяющими ускорить руч­ную посадку, которые могут быть применены в любом питомнике, являются посадка в борозду и под плуг.

Посадка в борозду производится при помощи обыкновенных плугов или специальных орудий, приго­товляющих узкую посадочную борозду. В качестве такого орудия нами предложен маркёр-бороздоделатель, кото­рый может быть использован при ленточной двустрочной посадке.

Его назначение — в соответствии с установленными междуленточными и междустрочными расстояниями, про­водить узкие борозды и размечать места посадок в ряду.

Посадка в подготовленные борозды производится зве­ном из 3 человек: один рабочий раскладывает сеянцы на два смежных в ленте рядка, за ним идут двое рабочих (по одному человеку на ряд) и заделывают корни сеян­цев мотыжкой, плотно утаптывая потом землю. Посадку производят сразу после проведения борозд, не допуская их просыхания.

Посадка под плуг. Для этого способа приме­няют однокорпусный плуг с отвалом культурного типа. При посадке под плуг междурядные расстояния можно регулировать количеством пропускаемых борозд. Если при ширине пласта 25 см производить посадку через две борозды в третью, получится однорядная посадка с рас­стояниями между рядами в 75 см. Для двустрочного и ленточного размещения посадку производят подряд в две смежных борозды, затем пропускают две борозды, са­жают в третью и четвертую и т. д., таким образом, в лен­те получают два рядка с расстоянием между ними в 25 см и междуленточное расстояние в 75 см. Могут быть и дру­гие варианты размещения при посадке под плуг. Посадку и заделку сеянцев производят следующим образом: в бо­розде, предназначенной для посадки, рабочий расклады­вает на отвальный пласт сеянцы, вынимая их из ведерка. Корневая шейка при этом должна быть расположена несколько ниже поверхности пласта. Раскладку произво­дят на расстояния, заданные между растениями в ряду. Для того чтобы корни не подсохли, идущий вслед за первым — второй рабочий прикрывает корни влажной землей. Затем, при проходе плуга, корни сеянцев завали­ваются очередным пластом. Третий рабочий, идя вдоль рядка, берет сеянец за надземную часть и оправляет его, придавая ему вертикальное положение и одновременно слегка уплотняя почву вокруг растения.

Уход за саженцами. В первой школе применяют следующие меры ухода за саженцами:

  1. междурядную обработку почвы и прополку сорных трав;
  2. подкормку;
  3. защиту от вредителей и болезней;
  4. формирование саженцев.

Междурядная обработка почвы и прополка сорных трав является основным и важнейшим приемом ухода за древесно-кустарниковыми саженцами в питомнике и за­ключается в культивации, полке и окучивании.

Основная задача междурядной обработки заключается в уничтожении сорных трав и рыхлении поверхности почвы, причем обе эти операции обычно выполняются одновременно при культивации. Под культивацией пони­жают систему приемов неглубокого (до 8-10 см) рыхления почвы, главным образом с целью механического уничтожения сорной растительности и рыхления поверхности почвы. Уничтожение сорных трав при культивации иногда раздельно от рыхления не производится, так как три подрезке сорняков неизбежно производится и рыхление. Рыхление же почвы иногда представляет собой самостоятельную операцию (при полном отсутствии сорняков, особенно при появлении корки). Рекомендуется, напри­мер, сразу после посадки сеянцев или саженцев произ­вести рыхление междурядий, которые сильно уплотняются три посадке.

Известно, что в процессе обработки верхний горизонт почвы со временем теряет структурность и приобретает способность под влиянием дождя или поливки уплотняться, образуя так называемую почвенную корку, способствующую усиленному испарению влаги из почвы.

Для предотвращения этого необходимо разрыхлить поверхностный слой почвы. В этом случае влага из более глубоких почвенных горизонтов будет подниматься только что разрыхленного слоя, который и предохранит почву от непроизводительной потери влаги. Кроме того, при этом накопление влаги происходит также за счет того, что рыхлая почва лучше и полнее впитывает в себя выпа­дающие осадки. Наряду с этим рыхление обеспечивает поддержание благоприятного воздушного режима в почве.

Саженцы в период вегетации потребляют большое количество влаги, поэтому не только на юге, но и в районах достаточного увлажнения в период засухи в ней ощущается значительный недостаток. Поэтому такой важнейший агротехнический прием как рыхление почвы, обеспечивающий сбережение и накопление почвенной влаги, способствующий усилению почвенной аэрации, является одной из основных операций ухода за саженцами в питомнике. Проведенными наблюдениями установлено, что регулярное рыхление активизирует развитие и способствует усилению прироста саженцев деревьев и кустарников в школах питомника.

Междурядную обработку почвы следует начинать воз­можно раньше. В том случае, если при посадке почва окажется сильно уплотненной, необходимо сразу после посадки ее разрыхлить. Культивацию следует начинать, как только покажутся всходы сорных растений. В даль­нейшем междурядная обработка производится по мере появления сорной растительности или с началом образо­вания на поверхности почвы уплотненной корки.

Ручную полку производят на грядах ручными вил­ками, полольной кошкой и ручными экстирпаторами (рис. 18). На ровной поверхности (при ленточной и одно­рядной посадке культивацию с прополкой междуленточ­ных и междурядных пространств производят конным культиватором КК-8. Применяется он при ширине междурядий от 50 до 70 см (рис. 41, 1). Обслуживается культиватор двумя рабочими; один водит лошадь, другой управляет культиватором. В зависимости от ширины междурядий его производительность колеблется от 1 до 1,5 га.

В практике питомнических хозяйств широкое приме­нение для междурядной обработки почвы в первой школе нашел так называемый «еж», представляющий собою упрощенный легкий культиватор (рис. 41, 2).

Читайте также:  Сорт культурного растения яблоня

Такой культиватор легко изготовить в кузнице любого хозяйства; он очень легок и удобен в работе.

Однако этими культиваторами можно обрабатывать только междурядные расстояния при однорядной посадке и межленточные расстояния при ленточной посадке.

Для обработки междустрочных расстояний в ленте применяют ручной культиватор «Планет» (рис. 19) чаще всего одноколесный.

Для облегчения и ускорения культивации и прополки междуленточных и междустрочных расстояний при лейнточной посадке применяют сцепку ручных или облегчен­ных конных культиваторов на конной тяге (рис. 41, 3). К оси на двух колесах, расставленных по ширине двух лент, прикрепляют с одной стороны оглобли для впряжки одной лошади, с другой три культиватора (при двустроч­ных лентах). Посередине устанавливают большой куль­тиватор с шириной захвата, равной междуленточному рас­стоянию, а по краям — два маленьких культиватора с шириной захвата, соответствующей междустрочным расстояниям. В работе сцепку обслуживают 4 рабочих — один управляет лошадью, три человека идут за культи­ваторами. Таким путем одновременно обрабатываются две ленты, при этом большой культиватор идет между лентами, а два маленьких идут параллельно по между­строчным расстояниям. Так как при каждом новом заезде один — крайний культиватор всегда будет попадать на уже обработанную ленту, междустрочные расстояния об­рабатываются в два следа. Производительность сцепки за 8-часовой рабочий день — 3 га.

На больших площадях при однорядной посадке с рас­стояниями между рядами не меньше 50 см может быть применена конная мотыга «Украинка». Она имеет рабо­чие органы в виде плоских двусторонних ножей треуголь­ной формы, рыхлительные долота и набор защитных дисков, которые для защиты растений устанавливаются по обеим сторонам рядка. Ширина захвата мотыги от 2,4 до 3 м, производительность за 8-часовой рабочий день — 6 га. Работа этими орудиями возможна до тех пор, пока высота саженцев позволяет свободно проходить над ними; для саженцев кустарников это возможно в течение пер­вого и в начале второго года после посадки, для сажен­цев деревьев — в начале первого года.

В дальнейшем, когда саженцы подрастут, междуряд­ная обработка почвы возможна только конными культи­ваторами.

После обработки культиваторами в ряду между расте­ниями остаются сорняки и неразрыхленная почва. Про полку и рыхление в ряду производят так называемыми херсонскими или обыкновенными легкими мотыгами (рис. 42).

В первый год после посадки в зависимости от состоя­ния почвы и ее засоренности производят от 4 до 6 культиваций междурядных расстояний, сопровождаемых руч­ным мотыжением в ряду.

Окучивание. В зимний период происходит сильное уплотнение и осадка разрыхленного слоя почвы в школах питомника. Для предохранения от этого применяют осен­нее окучивание саженцев. Окучиванием производится глубокое рыхление и создается гребнистая поверхность, что значительно ослабляет уплотнение почвы, способ­ствует ее проветриванию, ‘накоплению влага, питательных веществ и очистке почвы от сорняков, вредителей и бо­лезней. Кроме того, окученные саженцы лучше перено­сят зиму, меньше страдают от вымерзания и выжимания.

Окучивание производят конным окучником. Однако на тяжелых сильно уплотненных почвах часто окучник при работе неравномерно заглубляется в почву и подни­мает крупные земляные комья, которые заваливают и искривляют саженцы. В таких случаях необходимо перед окучиванием междурядья разрыхлить конным культива­тором и только после этого производить окучивание. Иногда окучивают растения в два следа: первый раз — несколько мельче, второй — поглубже.

Окучивают осенью, в конце сентября или октябре. Рано весной на следующий год, как только почва про­сохнет, производят разокучивание путем обработки междурядий конным культиватором.

Подкормка минеральными удобрениями. В первый год после посадки ограничиваются одной подкормкой туковой смесью. Вносить ее следует в первой половине лета (июнь — начало июля) после дождя с последующей заделкой культиватором. На 1 кв. м вносят от 20 до 50 г; на почвах бедных питательными веществами — больше, на богатых — меньше. На второй год дают две под­кормки: первую — возможно раньше весною перед нача­лом вегетации, а вторую — в первой половине лета. Норма внесения удобрения производится из расчета 20-30 г туковой смеси на 1 кв. м удобряемой площади.

Формирование саженцев кустарников. Большинство кустарниковых пород формируется в виде сильно развет­вленного с красивым скелетом куста; некоторые породы (розы, сирень, акация Лорберга и др.) воспитываются в штамбовой форме. Кустарники, предназначаемые для формирования в кустовой форме, на второй год после посадки в первую школу подвергаются низкой обрезке, на высоте 5-8 см от корневой шейки, которая называется посадкой на пень.

Такая низкая обрезка вызывает кустистость за счет развития дополнительных побегов из ниже расположен­ных спящих почек (рис. 43), что особенно важно для таких пород, как боярышник, слабительная крушина, желтая акация, лещина, сирень, жимолость и некоторые другие, склонных развивать лидирующий побег в ущерб боковым. Кизильник, обыкновенный барбарис и большин­ство мелких кустарников (барбарис Тумберга, лапчатка, японская таволга) хорошо кустятся и без обрезки. Но для того чтобы усилить куст и получить однородный по­садочный материал, эти породы тоже следует подвергать обрезке, срезая все побеги на высоте одной трети от корневой шейки. Обрезают побеги как можно раньше весной, до начала вегетации, обрезку можно начинать сразу после того, как сойдет снег и еще не оттает почва. Запоздание с этой работой приводит к задержке развития саженцев. Обрезку на пень производят секатором, при этом срезают побеги над почкой.

Кустарники, воспитываемые в штамбовой форме, на пень не обрезают; появляющуюся у них корневую по­росль и нижние боковые ответвления регулярно выре­ зают. Хвойные кустарники и лианы вообще обрезке не подвергаются.

Лианы, имеющие тонкие и длинные стебли, требуют опоры. Поэтому им с первого года посадки в первую школу в качестве опор ставят колья.

Формирование саженцев деревьев. В первой школе формирование саженцев деревьев сводится к получению хорошо развитого ровного одноствольного побега, имею­щего достаточную толщину и высоту. Для получения сильного верхушечного побега, обеспечивающего разви­тие ровного стволика, необходимо следить за тем, чтобы не появилось несколько верхушечных побегов. При их появлении более сильному побегу дают свободный рост, остальные побеги задерживаются сильной подрезкой.

Толщина стволика должна обеспечить возможность выращивания саженцев без подвязки к кольям. У некоторых быстро растущих пород под влиянием ветра наблю­дается искривление ствола, особенно у слабых и тонких побегов. Установка же кольев для выравнивания штамба очень удорожает стоимость посадочного материала. По­этому для получения устойчивого и крепкого ствола при сильном вытягивании и слабом развитии побега у боль­шинства лиственных пород, за исключением каштана, дуба и некоторых других, прищипывают или обрезают вершинку. При этом срезают незначительную часть вер­хушечного побега, чем ослабляется рост в высоту и вызывается развитие боковых веточек, способствующих утолщению штамба. Когда ствол достаточно окрепнет и достигнет необходимой толщины, следует дать свободный рост одному из верхних боковых побегов, прищипывая или удаляя остальные.

По высоте саженцы в первой школе должны достиг­нуть размеров — 2 м с тем, чтобы иметь возможность сразу после пересадки во вторую школу, приступить к закладке кроны. У многих пород (вяз, тополь, липа, яблоня и др.) со второго и третьего года вдоль ствола начи­нают развиваться боковые побеги. Если их оставить, они будут оттягивать часть соков на себя, в ущерб верхушечному побегу, и задержат его рост.

Для того чтобы не задержать рост и способствовать утолщению штамба, боковые побеги в июне — июле при­щипывают (пинцируют) на одну треть их длины; пинцировка в зависимости от силы роста боковых побегов производится 1-2-3 раза в лето. Если штамб будет иметь достаточную толщину, нижние боковые побеги могут удаляться полностью путем вырезки их на кольцо (рис. 52, 5).

Обобщая приемы ухода в первой школе по годам, их вкратце можно свести « следующему перечню.

Первый год. Уход за деревьями и кустарниками производится одинаковый. Сразу после посадки произво­дят рыхление междурядий. В течение лета 4-6 культиваций с прополками. Одна подкормка минеральными удобрениями в начале лета. Борьба с вредителями, Осенью окучивание.

Второй год. Кустарники рано весной подвергаются обрезке; породы, имеющие один побег, режутся на пень, у кустящихся пород коротко подрезают все побеги. Саженцы деревьев подрезке не подвергаются; в случае массового появления боковых побегов послед­ние в первой половине лета пинцируют. Междурядная обработка для деревьев и кустарников производится оди­наковая. Весной, как можно раньше, саженцы разокучивают, обрабатывая междурядья культиватором. Перед разокучиванием в междурядья вносят минеральные удо­брения с последующей заделкой их при культивации. В течение лета производят 5-7 культиваций с прополкой и осуществляют борьбу с вредителями. При необходимо­сти в первой половине лета дают вторую подкормку. Осенью часть быстро растущих кустарников может быть выкопана для реализации или пересадки во вторую школу; остальные саженцы окучивают.

Третий год. Весной разокучивание, подкормка; в течение лета — 4-6 культиваций с прополкой. Борьба с вредителями. У деревьев летом пинцируют боковые побеги и подрезают конкурирующие с центральным вер­хушечные побеги. Осенью или на следующий год рано весной все кустарники выкапывают и сортируют; из них большая часть поступает в реализацию, остальные пере­саживают во вторую школу. Часть быстро растущих де­ревьев тоже выкапывают для перешколирования, а остав­шиеся саженцы деревьев окучивают.

Четвертый год. Междурядная обработка, под­кормка и борьба с вредителями проводится по аналогии с предыдущими годами. Часть нижних боковых побегов для формирования штамба деревьев срезают на кольцо. Осенью умеренно растущие деревья выкапывают для пе­ресадки во вторую школу; оставшиеся — окучивают.

Пятый год. Уход такой же; осенью все саженцы деревьев выкапывают, сортируют и отправляют для по­садки во вторую школу.

Выкопка саженцев. Саженцы, выращенные на гря­дах, выкапываются вручную; на ровной же поверхности, помимо ручной выкопки, возможно широкое применение механизированной выкопки. Ручная выкопка произво­дится по такому же принципу, как и выкопка сеянцев, двумя рабочими. Вдоль рядка на расстоянии 20-25 см роют канаву глубиною в 30-35 см, затем с противопо­ложной стороны рабочий, несколько отступив от саженца, вонзает возможно глубже лопату в землю и сваливает его с комом земли в канаву. Второй рабочий осторожно вытаскивает саженец из земли, корни, удерживающие его, уходящие глубоко в землю, подрезаются первым ра­бочим острой лопатой.

Механизированную выкопку производят специально сконструированными копальными плугами. При выкопке этими плугами подрезаются корни саженцев на достаточ­ной глубине и приподнимается пласт земли с корневой системой. Рабочей частью выкопочных плугов служит дугообразный нож, проходящий под корнями саженцев и подрезающий их на требуемой глубине. Для поднятия подрезаемых саженцев на полотне ножа крепится метал­лический клин (рис. 44).

Саженцы кустарников, высаженные в двустрочных лентах с междустрочным расстоянием в 30-35 см могут выкапываться плугом типа сконструированного в Обоянском питомнике. Он смонтирован на грядиле сакковского плуга, у которого вместо отвала и лемеха устроен метал­лический каркас, к которому с двух сторон прикреплены рабочие органы в виде изогнутых стальных ножей. Пере­док заменен одним ведущим колесом, которое служит одновременно регулятором глубины.

Плуг проходит по междустрочному расстоянию, под­резая корневые системы саженцев каждого ряда; длина ножей должна обеспечить захват двух рядков. На вы­копке кустарников, имеющих небольшую высоту, плуг может работать с трактором «Универсал». При выкопке саженцев деревьев применяется трос на тракторной лебедке. Вынимают саженцы после подрезки корней вручную.

Выкопка должна производиться осторожно с тем, чтобы не повредить корневой системы; от тщательности выкопки в значительной степени зависит успех приживае­мости саженцев при пересадке. Выкапывают растения осенью по окончанию вегетационного периода с началом листопада или рано весной до распускания листьев.

Источник статьи: http://pitomnik.ru/articles/pervaya-shkola-derevev-i-kustarnikov.html

Оцените статью