- Основания возникновения права лесопользования.
- 67.Виды лесопользования. Субъекты лесных отношений
- 68. Планирование лесопользования
- Статья 23. Основания возникновения прав пользования участками лесного фонда и прав пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд
- ГАРАНТ:
- § 21.5. Виды лесопользования. Основания возникновения и прекращения права лесопользования
- § 21.6. Требования к охране и защите лесов
- Глава 3 Лесного кодекса рф определяет требования к охране и защите лесов.
Основания возникновения права лесопользования.
Основаниями возникновения права пользования участками лесного фонда и участками лесов, не входящими в него, по действующему законодательству (ст. 23 Л К РФ) являются:
акты государственных органов;
иные основания, допускаемые Лесным кодексом РФ.
Права пользования участками лесного фонда (за исключением публичного лесного сервитута) возникают с момента государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком и договора концессии; подписания протокола о результатах лесного аукциона, получения лесорубочного билета, ордера или лесного билета.
67.Виды лесопользования. Субъекты лесных отношений
Лесным кодексом РФ (ст. 80) предусмотрены следующие виды лесопользований:
заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.);
побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, лекарственных растений, технического сырья, мха, лесной подстилки, опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством);
пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей;
пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.
Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами
68. Планирование лесопользования
Планирование лесопользования осуществляется с учетом следующих требований:
- обеспечения непрерывного и неистощительного пользования лесами;
- обеспечения воспроизводства, улучшения природного состава, повышения продуктивности лесов;
- обеспечения рационального использования земель лесного фонда.
Планирование лесопользования осуществляется раздельно применительно к различным видам лесопользования.
Основным видом лесопользования является заготовка древесины.
Планирование такой деятельности осуществляется в двух правовых формах: во-первых, посредством определения размера лесосечного фонда, во-вторых, установлением расчетной лесосеки.
Лесосечный фонд — это участки леса, подлежащего вырубке в порядке рубок главного пользования. Лесосечный фонд образуется из спелых древостоев, предназначенных для заготовки древесины. Размер выделяемого лесосечного фонда определяется ежегодно раздельно по группам лесов.
Расчетная лесосека определяется по каждому лесхозу в пределах групп лесов.
Порядок использования лесосечного фонда определяется Правилами отпуска древесины на корню, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.06.98 г. № 551 (в ред. от 24.09.02 г.).
Названными Правилами устанавливается порядок отвода лесосек, передачи их лесопользователям, заготовки древесины и живицы при проведении рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования, прочих рубок, рубок леса при строительстве объектов и производстве работ, не связанных с ведением лесного хозяйства.
В соответствии с п. 33 Правил лесосечный фонд на предстоящий год назначается для отвода лесосек в порядке очередности:
1)на основании заключенных договоров на долгосрочное пользование участками лесного фонда;
- для удовлетворения потребностей в древесине образовательных учреждений, сельскохозяйственных организаций и населения;
- по результатам лесных аукционов.
Лесхозы отводят и передают лесосеки лесопользователям на основании их заявок и утвержденных в установленном порядке планов рубок в пределах утвержденного ежегодного размера отпуска древесины на этих участках лесного фонда.
Расчетный ежегодный размер рубок промежуточного пользования утверждается управлениями лесного хозяйства исходя из состояния лесных насаждений, необходимости улучшения природного состава и качества лесов. Размер таких рубок устанавливается в соответствии с перспективными планами ведения лесного хозяйства в этих лесах.
Объем заготовки древесины при прочих рубках определяется лесхозом исходя из объемов работ, предусмотренных в утвержденных проектных документах. Кроме того, лесхозам предоставлено право самостоятельно осуществлять отпуск древесины на корню в лесах всех групп для вырубки деревьев, поврежденных пожарами, снегом, насекомыми, в результате других неблагоприятных последствий, в целях быстрейшей ликвидации последствий стихийных бедствий, а также рубки единичных деревьев на участках и в объемах, определяемых при лесоустройстве.
Для обеспечения восстановления вырубок, повышения продуктивности лесов территориальные органы Федеральной службы лесного хозяйства осуществляют планирование лесовосстановительных работ.
Основу планирования лесовосстановительных работ составляет лесоустроительный проект.
В данном документе содержится комплексная оценка ведения лесного хозяйства за прошедший период и определяется объем мероприятий по восстановлению и охране лесов на предстоящий период.
Источник
Статья 23. Основания возникновения прав пользования участками лесного фонда и прав пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд
Права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, возникают:
из актов государственных органов;
по иным основаниям, допускаемым настоящим Кодексом.
Права пользования участками лесного фонда, за исключением публичного лесного сервитута, возникают с момента государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда и договора концессии участка лесного фонда; подписания протокола о результатах лесного аукциона; получения лесорубочного билета, ордера или лесного билета.
ГАРАНТ:
См. Инструкцию о порядке государственной регистрации договоров аренды, безвозмездного пользования, концессии участков лесного фонда (леса) и прав на участки лесного фонда (леса), утвержденную приказом Минюста РФ от 23 января 2002 г. N 18
Возникновение, осуществление, ограничение, приостановление, прекращение и защита прав пользования участками лесного фонда. | Статья 24. >> Порядок возникновения прав пользования участками лесного фонда и прав пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд |
Содержание Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ (ЛК РФ) |
Источник
§ 21.5. Виды лесопользования. Основания возникновения и прекращения права лесопользования
В соответствии со ст. 24 Лесного кодекса РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Законодательством предусматриваются следующие виды использования лесов:
заготовка: древесины; живицы; пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
ведение: охотничьего хозяйства и осуществление охоты; сельского хозяйства;
осуществление: научноисследовательской деятельности, образовательной деятельности; рекреационной деятельности; религиозной деятельности;
создание лесных плантаций и их эксплуатация;
выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;
переработка древесины и иных лесных ресурсов и иные виды деятельности.
Статья 27 Кодекса допускает установление следующих ограничений использования лесов:
• запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов;
• запрет на проведение рубок;
• иные установленные законодательством ограничения использования лесов. А в силу ст. 28 использование лесов может быть приостановлено в случаях, предусмотренных федеральными законами.
§ 21.6. Требования к охране и защите лесов
Глава 3 Лесного кодекса рф определяет требования к охране и защите лесов.
При этом оговорено, что невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров куплипродажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.
В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:
• противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;
• создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и др.), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горючесмазочных материалов на период высокой пожарной опасности;
• мониторинг пожарной опасности в лесах;
• разработка планов тушения лесных пожаров;
• тушение лесных пожаров и иные меры пожарной безопасности в лесах.
Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам) и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, — на их локализацию и ликвидацию.
В лесах, кроме того, осуществляются следующие меры обеспечения санитарной безопасности:
• лесозащитное районирование (определение зон слабой, сред ней и сильной лесопатологической угрозы);
• лесопатологические обследования и лесопатологический мо ниторинг;
• авиационные работы и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов;
• санитарнооздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия);
• установление санитарных требований к использованию лесов.
В силу ст. 60 Лесного кодекса граждане и юридические лица, осуществляющие лесопользование, обязаны предоставлять отчет об охране и о защите лесов в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий.
Источник