Словарные слова 1-4 класс
учебно-методический материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Список словарных слов, изучаемых в начальной школе,расположенных в алфавитном порядке, с выделенными орфограммами можно использовать при подготовке к урокам и в виде памятки для учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovarnye_slova_1-41.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Словарные слова 1 — 4
А лл ея, а кк уратный, а бр и ко с , а р о ма т , а в тобу с , а рти ст , а в т о м о би ль , а гр о ном, адр е с , а птека, а лма з , а лф а ви т , а бзац, а кк ор д , а п е ль син, а пп а ра т , а пп е ти т , …
Б а ран, б а ранка, б а лкон, б а р а бан, б е рёза, бер е г , б и ле т , б е седа, б о лот о , быстр о , б и бл ио тека, б а гровый, б а гря н ый, б о тинки, б ио граф и я, б а зар, б а сс е й н, б а тон, бу д то,…
В о к зал, в а гон, вос е мь , в нутри, в ме ст е , в дв о ём, вет е р, вч е ра, в е зд е , в дру г , в п е рё д , в п е р е ди, в о кру г , в о сто к , в о рона, в о р о бей, ветр е н ый, вес е л о , в о скр е се нь е, вал е нки, в п е рвые, выр а жаю, выр а зи т е ль ный, ва нн а, ва нн ая, вв ерх, ве я ть , в и н е гре т , в до ль , вн и ма т е ль ный, в о лшебный, в о рота, вс е гда, …
Гор о д , гражд а н е , гр а жд а нин, громк о , г а зета, г о то в , г о тов ить , г е рой, г о р и зон т , г о рох, г о ряч ий , г а л е рея, га мм ы, г о лубой, г о р и зонт, гра мм , гр а мм ат и ка, гри пп , гру пп а, …
Д е ре вн я, д о рога, дев о чк а, д е журный, д е сер т , д е ка брь , два д цать , дв е на д цать , д и рект о р, до св и дан ия , д иа ло г , дл и на, дро жж и,
. Д а леко (д а ль)
Д о лина (д о л – ровное место)
Е ж е вика, есл и …
Ж ё лтый, ж и вотн о е, ж е лаю, жу жж ит, же нщ и на, жж ё т, …
З а во д , за я ц, за в тр а , за в тр а к , з де сь , з дан ие , з а кон, зап а д , здра в ствуйте, з е мл я ника, …
Из д а л е ка, и нж е нер, и нт е ре сн ый, ин е й, и н о гда, ист и на, ист и нн ый, и меть в в и ду, и лл юстрац ия , и ску сс тв о , …
К а л е нда рь , к а пуста, к а ртина, к а ртоф е ль, к а стрюля, кв а ртира, комната, компьютер, кровать, костюм, коричневый, к о м ба йн , к о см о на вт , к а б и нет, косм о с , к о стёр, к о нь ки, к о рова, к о пыто, к о лен о , к а рни з , ка сс а, к а рн а вал, к о нструкт о р, к о нструкц ия , к о пейка, кла сс , к а р а нда ш , к о лхо з , к и л о гра мм , к о манда, к а мы ш , к а п и тан, к о ра бль , к о нц е рт, к о рзина, к о р и дор, к а сс ета, к о м а ндир, как бу д то, к а ка о , к а литка, ка я ть ся, к о лл е кти в , к о лл екц ия , коф е , кро сс , кр о сс о в ки, кр о сс вор д , к о рр е сп о ндент, К расн ая площ а дь , К ре мль …
. К О МПАНИЯ К А МПАНИЯ
Л о пата, лаг е рь, лес т н и ца, л и сица, л и ловый, л е п е сток, л а донь, л а б о р а тор ия, ла я ть, л и мон, л е л е ять, …
М а ши на, м о л о ко, м е две дь , м о рко вь , м е чт а, м о ро з , Мо сква, медл е нн о , м о л о ток, мес я ц, м а г а зин, м а лина, мандарин, ма тч , м е та лл , м е т а лл ич е ский, мальч и к, м е тро, ма сс а, м е чта, му ж чина, м и лл и метр, ма я ть ся,…
На за д , на лев о , на прав о , на верн ое , на долг о , на ро чн о , не ск о льк о , н а ро д , на вс е гда, н а де я ть ся, н ао б о рот, н а пр и мер, н а с е ком ое , н е деля, …
Ов о щи, о дежда, о гурец, о ктя брь , о ди нн а д ц а ть, о г о ро д , о днажды, о бе д , о вё с , о рех, о сина, о тец, ок о л о , о в ца, обратно, о б о рона, о б а ян ие , о б а я тель ный, о з о рник, о т ча я н ие , обл а к о , о тт ен о к, о громный, о ранж е в ый, о рф о гра мм а, о тт уда, о тд ых, о теч е ств о …
П а льто, п е нал, п е тух, п о суда, п о м и дор, п о года, п о беда, п е сок, п е счан ый, пр е кра сн ый, пш е ница, пятн и ца, п о н е де ль н и к, п е ча ль, п е йза ж , п о ртрет, п и томник, пут е шеств ие , пр и вет, пр и вет лив ый, пл а ток, пр и рода, пр а ви тель ство, п а сс а жир, п а деж, пам я тн и к, п а латка, п иа нин о , п о жалу й ста, п о н и мать, п о п о лам, пор о вну, пр е сти ж , пр о гр е сс , пр ои сшеств ие , пр о стор, пр о фе сс ия , пр о ц е сс , п е рр он, п о мо щн и к, п о п е рёк, п о ряд о к, п о том, п о т о му чт о, поч е рк, прав и л о , прав и льн о , праз д н и к, пр е дмет, пр и вет, пр и мер, пр о гра мм а, пр о фе сс ия , …
Р а бота, р а боч ий , р е бята, ру сс кий, р а кета, р а сс т о ян ие , р е шен ие , р и сун о к, р а стен ие , ра йо н, р а внина, р о яль, р я бина, р а сс ка з , р е монт, ре я ть, р о машка,
. Р од и на – Р о сс ия,
но р од и на – город, село, где родился.
. Раз в и в аться – развитие, прогре сс ,
Раз в е в аться – (веять) флаг, знамя.
С а лют, с а п о ги, с а ла з ки, скор о , с о бака, с о рока, сев е р, с е го дня, с о лдат, с о л о вей, ст о л и ца, с о лома, св е ркать, св о бода, св о бодн о , с ей час, с е крет, с е ребр ян ый, се я ть, се я лка, сл ев а , сп рав а , сп а сиб о , с а м о лёт, с и рень, с и рен ев ый, су бб ота, су бб отн и к, свит е р, с и туац ия , сл а вян е , стольк о , сз ад и , с о ч и нен ие , су мм а,
спр а в е длив о сть, ст е ре чь , стра нн ый, сн а чал а , скольк о , с и ница, сч и тать, сч ё т, сч ас ть е , ст а кан, сс ора, ср азу, стр е к о за, с о ч и нен ие , с о сед, с о всем…
Т а релка, т е тра дь , тракт о р, т о вар и щ, т о ржеств е нн ый, т е перь, т е л е фон, т е пл о во з , т о пор, тр а м вай, тр а диц ия , тр е вога, т е атр, т о гда, тольк о , т е л е гра мм а, т е рр а с а, т е рр и тор ия , т о мат, т о ска, т о ску е т, тр о лл ейбус…
Уч е ник, уч е ница, учи т е ль , учи т е ль н и ц а, ур о жай, ул и ца, уж и н, ур а ган,
Фу т бол, ф ой е, ф ио лет ов ый, ф а мил ия , ф а нтаз ия , фин и ш …
Х о зяйств о , х о зя и н, хл е б о ро б , х о р о шо,
Ч е л о век, ч е твер г , ч ё рный, ч е тыр на дцать ,
Ш о фёр, ш о сс е , ш е с т надц а ть, шор о х, ш а лаш, ш ё лк,
. Ш Ё Л , У Ш Ё Л , ЗА Ш Ё Л , НА Ш Ё Л , ПЕРЕ Ш Ё Л , ОТО Ш Ё Л …
. Шеств о вать – идти за кем-то — шеств ие
Ше ф ств о вать – быть ше ф ами
Щ е гол, щ е нок, щеб е т (птиц)
Э к и па ж , э л е ктрич е ств о , э кспр е сс , э к скурс ия , э к ск а ват о р, э ск а лат о р, э л е ктр о во з , э л е ктр о станц ия …
Ябл о ня, ябл о к о , яг о да, як о рь, я зык, яй цо, ящ е р и ца, ясн о , ястр е б …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предложен один из видов работы со словарными словами. Этот вид предложен в виде презентации. Записывать можно только пропущенными буквами.
Словарные слова по программе «Гармония» для2 класса даны с пропущенными орфограммами. Карточки в двух вариантах. Материал можно распечатать и использовать на уроках русского языка для прочного усвоени.
Данные словарные слова собраны по темам.
В данном ресурсе представлено три раздела «Запомни слова» (14 слов), «Проверь себя» (2 варианта), «Картинный диктант». Данное пособие используется на нескольких уроках. Работа с презентацией осу.
Данный материал можно использовать на уроках русского языка, чтобы разнообразить словарную работу на урокеи во внеурочной деятельности.
Словарные слова, с которыми мы работаем на уроках русского языка.
В данном сборнике представлен словарь этимологического и лексического значения словарных слов (2 — 3 класс), связанных с формированием правильного и здорового питания в условиях коррекционной школы.
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2019/01/28/slovarnye-slova-1-4-klass
Работа над безударными гласными в начальных классах
Облегчить учащимся применение правил при письме призвано использование алгоритма. Например:
1. Произнесите проверяемое слово. Есть ли в нем безударные гласные? Если это Я, А, О, Е, И — нужно проверить.
2. Подберите проверочное слово, чтобы проверяемый звук оказался под ударением.
3. Пишите гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением.
Такой алгоритм правописания безударной гласной мы использовали до введения понятий “корень”, “однокоренные слова”. А после их введения пользуемся следующим алгоритмом:
1. Выдели безударное гласное в слове.
2. Выдели корень.
3. Подбери однокоренные слова, в которых проверяемый гласный стоит под ударением.
Выработка умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной требует достаточного числа упражнений.
Умение переносить ударение из других частей слова на корень в более быстром темпе помогают схемы:
Один – много
Много – один
Что делал? – что делает?
Что делает? – что сделал?
Ознакомление с обозначением двух безударных гласных в корне слова связано в основном с написанием буквосочетаний –оро-, -ере-, -оло-, -еле-. При объяснении этого материала объясняю и показываю, как пользоваться для проверки таких написаний уже известными способами. Вместе с тем обращаю внимание, что много слов с двумя безударными гласными пишутся с одинаковыми буквами в корне слова. Для того, чтобы легче было запомнить, можно наиболее употребительные слова сгруппировать по буквосочетаниям, а затем вводить в упражнения:
Голова борода береговой зеленеть
Золотой города черепаха пелена
Молоко воробей середина шелестеть
Молодой воротник
Молоток сторона
Для развития орфографической зоркости при работе над безударными гласными в корне слова использую различные упражнения.
- Выбери проверочное слово:
Уд.вительно (диво, дева), м.нять (мина, замена), л.пить (липко, лепка), л.нивый (лень, линька), скр.пучий (скрепка, скрип), м.стерить (мост, мастер).
Напиши буквы правильно, подбери проверочные слова.
Мама простыни стирала
И на речке пол.скала.
К дочке кошка прибежала,
Дочка кошку пол.скала.
К старости наш дедушка
Очень пос.дел.
Он в саду на бревнышко
Сел и пос.дел.
Гири брат мой поднимает
Свою силу разв.вает.
А на крыше мой флажок
Разв.вает ветерок.
Существительное | Прилагательное | Глагол |
… | … | Чистить |
… | Подарочный | … |
Боль | … | … |
… | Белый | … |
- Замени одним словом – глаголом.
Сделать подарок — …
Говорить дерзости — …
Издавать крик — …
Произвести посадку — …
Излучать свет — …
- Прием исправления ошибок. “Объясняя правописание слов, Петя Двойкин подобрал таких “родственников” для проверки:
Хв.стливый – хвост, л.вина – улов, м.лодушный – молодость, укр.тить – краткий, сож.ление – жить.
Какие орфографические ошибки допустил Петя Двойкин в написании слов и почему? Помогите ему!”
Использую такие наглядности:
При правильном названии проверочного слова детьми “сомнительная” гласная “встает на место”.
2. Индивидуальные карточки:
Защ_щать
Вышагивал
То есть, дается проверочное слово, притом с ударением. Нужно подставить нужную букву в проверяемое слово.
Прол
Прин
Пом
Подв
Проверочное слово дается с пропущенной ударной гласной, которую надо вписать.
4. Над каждым словом (или около слова) рисунок. Дается инструкция: вставь пропущенные безударные гласные в слова. Проверочное слово ищи на картинке, проверочное слово — предмет на картинке, рядом с картинкой – проверяемое слово.
Рисунок | Рисунок | Рисунок | С.ва |
К_зы | К_за | Рисунок | К_льцо |
Рисунок | Сл_ны | ||
Рисунок | Н_жи |
Гора – рога, салат – атлас, трава – врата, бокал – колба, сачок – часок, банка – кабан, ранка – аркан.
6. Игра “Превращения слов”:
1) песок – лесок, нога – рога, билет – жилет, коза – лоза
2) батон – бетон, нога – нора, баран – банан, орел – осел.
Неотъемлемой частью работы над безударными гласными являются словарные слова. Так как простое заучивание неэффективно, стараюсь применять различные приемы работы.
I. Многие слова не требуют заучивания, если знать состав слова и этимологию. Например, деревня ( строили избы из дерева), библиотека (библио — книга, тека- хранилище) и т.д.
Обращение к происхождению слова позволяет осознать значение исторического корня, к которому оно восходит, и т.о. более глубоко понять семантику слова и ее правописания. При этом можно использовать такие виды работы, как творческое списывание, игра “Верно ли?” Пример:
Задание: напишите на месте точек подходящие по смыслу слова.
Букву или часть слова, где возникает опасность ошибки, называют … .
… — это равносторонний прямоугольник.
Мера длины, равная тысяче метров — … .
Солнце всходит на … и заходит на … .
Главный город государства называют … .
Такие задания можно объединить какой-то определенной темой, в которых для списывания 4-5 (в 1-2-х классах 3-4) предложения. Например, “Математика”, “Природа”, “Город” и т.д.
б) Письменные ответы на вопросы.
Этот вид работы используется для закрепления в памяти учащихся значения слов. Они начинаются одной фразой: как называется …
… тетрадь из плотных листов в переплете для рисунков, коллекций, фотографий? (Альбом)
… стационарное учреждение для лечения, профилактики заболеваний и отдыха? (Санаторий)
… место выдачи и приема книг? (Библиотека)
в) Игра “Верно ли?
Эта игра помогает учащимся закрепить навык соотносить созвучные слова по значению, актуализировать в памяти научные сведения об этимологии уже известных этих слов. Верно ли, что …
… слова портной и портфель восходят к одному и тому же историческому корню? (Неверно. портной восходит к слову порт в значении “полотно”, портфель – фр. “портер”, что значит “носить”).
… слово окулист восходит к тому же слову, что и слово око? (Верно, окулист и око от латинского слова “ глаз”).
II. Очень много слов с сочетаниями –оро-, -оло-, -ере-. Это правило мои дети знают с первого класса.
III. В 1-2-х классах, так как у детей запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, некоторые слова предлагаю детям оживить. И они с удовольствием пишут и рисуют. Т. е. букву, которую надо запомнить, дети должны оживить.
Приходится составлять предложения. Например, Костя пришел в костюме, а Павел в пальто.
Различные виды упражнений при работе над словарными словами
М.сква (какая?) . , н.род (какой?) . , ст.лица (какая?) . , Род.на (какая?) . .
2. Образование однокоренных слов.
Учитель читает слова, дети пишут словосочетания прилагательное + существительное.
М.рковь — . сок, .гурец — . маска, к.пуста — . лист, ов.щи — . рагу, г.рох – … суп.
3. Написание отгадки к загадкам (словарный диктант).
1) Не матушка родила, а гостинцем оделила. (яблоня)
2) Платье потерялось- пуговки остались. (рябина)
3) Над водой, водой стоит с красной бородой. (калина)
4) Стоят столбы белы, на них шапки зелены. (береза)
5) В закрашенных клетках, никто не пугает, а вся дрожит. (осина)
4. Записать слова в алфавитном порядке.
Пр.дседатель, ур.жай, к.мбайн, б.гатый, тракт.р, .вес, пш.ница.
5. Составить рассказ с данными словами.
Г.рой, р.бота, к.смонавт.
6. Составить предложения по схеме.
Тр.ллейбус, ул.ца, м.тро, .втобус, в.гон.
_______ ________ __________ ?
_______ ________ ________ _________ .
_______ ________ ________ !
7. Записать словосочетания, используя предлоги.
К.ллектив, м.лиция, к.ллекция.
8. Образовать имена существительные во множественном числе.
С.рока, в.рона, жав.ронок, в.р.бей, сн.гирь, с.ница.
9. Подобрать подходящие по смыслу имена существительные, определить род.
10. Досказать словечко.
1) Я всегда рисую в нем а зовется он . (альбом)
2) Стонет, мечется мой друг, что ему приснилось . (вдруг)
11. Записать синонимы и антонимы.
Старый — . , белый — . , плохо — . , до свидания — . .
12. Работа над деформированными словами.
Птоаль (пальто), дедажо (одежда), посаги (сапоги), стмюко (костюм).
13. Работа над ребусами, кроссвордами.
14. Работа по перфокартам.
15. Использование словаря.
16. Картинный словарный диктант.
17. Использование пословиц.
Всякая д.рога вдвоем вес.лей. Не спеши .зыком, торопись делом. У к.ровы м.л.ко на .зыке. Не велик . , да краснеет нос. . любит чистоту. Чужбина — калина, родина — . .
(м.роз, п.суда, м.лина)
18. Орфографически-правильное чтение (или словарный диктант) слов с пропущенными гласными, согласными.
а) льбм, бблтк, грмм, пнл, птнц.
б) ооа, оое, аеа и т.д.
19. Как сказать одним словом.
Лиса, заяц, медведь — это . .
Картофель, морковь, капуста это . .
20. Написать словарные слова по начальному (конечному) слогу.
Кар. (картина, карман, картон, картофель)
Кор. (корзина, коридор).
21. . , . , . — это посуда.
На каждом уроке одну минуту отвожу для просматривания словарика. Тут использую различные задания: найти слова на какую-то тему (совпадающую со смысловой темой урока), на определенную букву (обычно исходя из чистописания), с безударной гласной на первом слоге, двух-, трехсложные слова, собственные существительные, глаголы и т.д.
Конечно, работа ведется не только на уроках русского языка. Широкие возможности предоставлены на уроках чтения, поскольку смысл и значение слова в художественных текстах проявляются наиболее отчетливо. Орфографическую работу на материале текстов осуществляю с использованием разных форм и приемов. Например:
1) орфоэпическое и орфографическое чтение текстов или отрывков из них
2) выписывание слова с данной орфограммой
3) выписывание родственных слов
4) письмо по памяти с последующей проверкой
5) “воображаемое письмо”
6) составление орфографических упражнений по тексту.
На уроках математики ученики знакомятся с такими понятиями как сантиметр, дециметр, килограмм, грамм, миллиметр, масса, величина, время, расстояние, задача, ответ и др. Обязательным считаю показать правописание, указав или попросив найти в словах орфограмму. Также ученики знакомятся с числами. Необходимо, чтобы они увидели их написание с помощью букв.
На уроках природоведения дети тоже знакомятся с очень многими терминами. Например, изучая тему “Птицы” в 3-ом классе, дети встречаются со словом “оперение” и сами объясняют происхождение, смысл, правописание слова. В 4-м классе учащиеся легко смогут объяснить смысл и правописание таких слов как “организм”, “горные породы”, “плечо”, “стопа”, “пищеварение”, “кислород”, “заболевание” и др.
Очень радует, когда дети самостоятельно могут отыскать орфограммы в словах при изучении других предметов.
Средством оценки качества орфографической подготовки учащихся начальных классов являются диктант, списывание, изложение.
Диктанты могут быть слуховые: предупредительный, объяснительный, использование загадок, запись родственных слов, запись слов по смысловому признаку, группировка слов по орфографическим, морфологическим признакам, запись синонимов и антонимов; зрительные: предупредительный, объяснительный, выборочный, использование загадок, картинный, работа по перфокартам, группировка слов, составление словосочетаний, запись предложения по опорным словам, работа над ребусами, кроссвордами, этимологический анализ слова и др.
1. Списывание с восстановлением границы между словами.
Детииграют. Мамаготовитобед. Бабушкавяжет. Папаработает.
2. Списывание с исправлением неверного смысла.
Медведь боится волка. Папа младше сына.
3. Списывание предложения с одновременным заданием изменить в нем одно слово.
Ребята идут в школу. (Ребята идут в магазин. Ребята бегут в школу.)
После этого зачитываются и обсуждаются собственные варианты.
4. Списывание предложений с добавлениями.
Ученики решают. Ученики решают задачу. Ученики решают трудную задачу.
5. Списывание с сокращениями, в котором условием является сократить каждое последующее предложение на одно слово.
Вова ел вкусный хлеб. Вова ел хлеб. Вова ел.
6. Списывание незаконченных предложений с заданием закончить их.
Мышка убегает от . . Самолет летит над . . Девочка играет с . .
В учебниках по русскому языку недостаточно представлены упражнения по нахождению объектов орфографических правил. Наиболее распространенное упражнение — это списать, вставляя пропущенные буквы. В этой связи для обучения нахождению объекта орфографического правила как наиболее эффективные рекомендую следующие упражнения:
а) Объясните, почему в тесте упражнения пропущены именно эти буквы.
б) Прочитайте текст. Посчитайте, сколько слов нуждаются в проверке. Какие и почему?
в) Спишите текст, пропуская буквы, нуждающиеся в проверке.
Также не менее важно, чтобы дети сознательно действовали, выбирая способы проверки.
г) Прочитайте написанные пары слов, постарайтесь их запомнить. Через две минуты стираю вторые слова каждой пары. Ориентируясь на первое слово, запишите в столбик по памяти вторые слова. Подберите к ним проверочные слова, напишите их, орфограммы подчеркните.
мост – река, гвоздь – доска, лес – грибы, шум – вода, больница — врач
д) Диктант, где дети записывают одни гласные. Например, сахар (а-а), грибы (и-ы), лиса (и-а), корова (о-о-а).
ж) Составьте и запишите предложения по этим схемам.
___________ и __________ — ____________.
__________ , ________ и ____________ — _________ .
_________ , _________ — _____________ .
Таким образом, важно, чтобы младшие школьники поняли, зачем нужно писать грамотно, почему при письме необходимо соблюдать определенные правила, каким образом использование этих правил способствует полноценному общению при письме. Осознание этого помогает ученикам почувствовать внутреннюю логичность правописания и сделать усвоение орфографии более сознательным.
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/100992