Осенний_лес_кунцево_саврасов

Алексей Саврасов «Осенний лес.

Кунцево. Проклятое место», 1872 год
На этой картине изображён живописный осенний пейзаж. Жёлтая листва окутывает вековые деревья, по земле стелется засохшая трава, а перелётные птицы летят на юг. Однако в этой картине не чувствуется спокойствия и умиротворения. Кажется, что обстановка в этом месте окутана ореолом древних загадок и мистических явлений. И это не случайно.
Картина только на первый взгляд кажется простым осенним пейзажем. На самом деле она написана на месте древнего городища, которое как магнит привлекало писателей, художников и других творческих людей.
Не обошёл стороной этот мистический лес и знаменитого живописца Алексея Саврасова, который и создал здесь своё произведение, назвав его «Осенний лес. Кунцево. Проклятое место».
На самом деле это место сохранилось и до наших дней. Оно находится в Москве в районе Кунцево и является объектом культурного наследия. Увидеть его может любой желающий на западной границе Филёвского парка, на берегу Москвы-реки.
Называется этот объект «Кунцевское городище». Он представляет собой обособленный мыс с земляными валами и рвами, который возвышается над глубокими оврагами. Земля здесь покрыта угольно-чёрной пылью с обилием окаменелых моллюсков, более известных как «чёртовы пальцы».
Почему же это место стало вдруг проклятым? Некоторые исследователи считают, что здесь некогда существовало языческое капище. Потом здесь была поставлена церковь в знак освящения капища, как это повелось по велению князя Владимира со времен крещения Руси.
Предания гласят, что эта церковь в одночасье ушла под землю вместе с прихожанами и священниками, не оставив ни следа. Говорят, что в ночной тишине на этом месте иногда можно услышать звуки из-под земли, похожие на звон колоколов. Есть мистическая версия этого феномена — на месте городища находится портал между временами и пространствами. Звон колокола слышен, когда портал открывается.
В принципе, внезапному провалу церкви можно найти и обычное научное объяснение. Дело в том, что местность здесь болотистая с многочисленными подземными ручьями. Холм постоянно размывается и становится всё меньше. Поэтому не исключено, что церковь просто стала жертвой карстового провала, поэтому никакой мистики в этом нет.
Особое внимание к этому месту привлёк писатель Михаил Воскресенский, написав роман «Проклятое место». Это литературное произведение в своё время наделало много шума в столице. Вот цитата из него:
«Если вы когда-нибудь поедете гулять в Кунцово, любезный читатель, то советую вам взять несколько влево от сада и пойти вниз по течению Москвы-реки. Тут вы будете то подниматься в горы, то опускаться в пропасти, то под ногами у себя увидите вы целое волнующееся море зелени, то утонете в песчаной яме, где изредка только встретите желтоватый кустарник и кучу уродливых грибов, целыми большими семействами расположенных по сырой и низменной почве. Дорогу вы себе будете прокладывать сами – это правда, много и хлопот будет; ибо платье ваше будет цепляться за сучья частых деревьев, нога будет скользить вниз по сырой траве; вы будете обязаны даже несколько раз поднять вашу шляпу, сшибленную упругими ветвями, – но за все это, уверяю вас, вы вознаградитесь удивительным образом: вы увидите чудное, картинное место – и это именно есть так называемое Проклятoе место».
Саврасов изобразил на своей картине многовековой дуб в четыре обхвата, который пользовался такой популярностью, что даже был описан К. А. Тимирязевым в книге «Жизнь растений». В 1908 году он сгорел от попадания молнии.

Читайте также:  Сколько_плодоносить_грибница_шампиньона

Саврасов — мастер безграничной тоски в русской природе. Его интересовала только природа и живопись, а дома его «пилила», жена, говоря, что он зарабатывает слишком мало. В Московском училище живописи, где Саврасов руководил пейзажным классом, к нему предъявляли претензии коллеги, упрекая его за слишком свободные нравы. Какое могло быть спасение от этого. И Саврасов выбрал алкоголь. Именно во время запоев художник создавал свои главные шедевры. Дошло даже до того, что в искусствоведение, по слухам, официально приняты два термина: «пьяный Саврасов» и «трезвый Саврасов». Картины пьяного ценятся больше.
А потом было дно -русский кабак. «Тот трюм был русским кабаком, и я склонился над стаканом, чтобы не страдая ни о ком себя сгубить в угаре пьяном»
От Саврасова ушла жена, его выгнали с работы, у него не было дома. За выпивку и еду он платил своими картинами. Помощь меценатов и друзей не принимал. Таким образом оказалось, что стены многих московских питейных заведений были украшены полотнами мастера. А умирал Саврасов в одиночестве, в больнице для бедных. На похороны к нему пришло только два человека: меценат Павел Третьяков и ученик художника Исаак Левитан.

Грустная история грустного человека о грустной его жизни.

Источник

Проклятое место на западе Москвы в Кунцеве

Да чего ж его бояться – этого места-то, бабушка?
– Как чего, родимый? Ведь, не даром же оно слывёт проклятое место. На путном народ православный не проваливается, да ещё во время обедни. Говорят, и доселе тут в ночное время иногда слышатся колокола, да голоса поющие.
М. Воскресенский. Проклятое место. М., 1838.

01. Существует легенда, что церковь, когда-то существующая на этом месте, провалилась по землю вместе с прихожанами во время службы.

Речь идет об археологическом памятнике, который называется Кунцевское городище. Это место становится популярным у любителей старины и мистики в 1838 году после выхода в свет романа Михаила Воскресенского «Проклятое место»

02. Сюда полюбили приезжать поэты и художники. Известный русский художник Алексей Саврасов в 1872 году написал здесь картину «Осенний лес. Кунцево. Проклятое место»

03. А так выглядел этот дуб в начале прошлого века.

Фото с сайта http://pastvu.com/

03. Раскопки, которые были проведены здесь в XX веке, позволили утверждать, что первые поселения появились здесь в VI-V веках до нашей эры.

Читайте также:  Незрелые_ягоды_крыжовника_читать

04. Кунцевское городище было отнесено к дьяковской культуре.

05. Я почти четверть века жил недалеко от этого места. Однако я ничего не знал о его загадочности и проклятости.

06. Давайте поговорим о том, почему это место называют проклятым.

07. Российский историк Иван Забелин в своей книге «Кунцово и древний Сетуньский стан» подробно описывает историю этого места. Он счтает, что когда-то на этом месте было языческое капище. Кунцево в этой работе Забелина пишется через букву «О».

09. Расположено это городище на высоком правом берегу Москвы-реки и с двух сторон окружено огромными оврагами. Правый овраг.

11. Думаю, что в древности его площадь была гораздо больше, но ручьи, которые до сих пор протекают в этих оврагах, постепенно подмывали городище и уменьшали его площадь.

12. В наши дни городище напоминает треугольник, который одной своей вершиной направлен к Москве-реке.

13. Чем ближе к реке, тем уже становится холм.

14. Теперь поговорим о церкви, которая вмести с прихожанами ушла под землю во время обедни.

15. В 1649 году эти земли переходят во владение Ивана Даниловича Милославского. В своей работе И. Забелин полностью приводит межевую опись этих мест, составленную в 1649 году. В этой описи Покровская церковь, что на городище присутствует.

16. В 1873 году, когда была написана книга про Кунцево церкви уже не было, и у Забелина не было никаких сведений, куда она делась.

17. Судя по тому, что это городище постоянно подмывается водами, не исключено, что церковь могла просто рухнуть с обрыва.

18. Однако истинных сведений о загадочном исчезновении церкви не существует.

19. Городище закончилось, и я спустился к Москве-реке.

20. Так выглядят остатки Кунцевского городища со стороны берега Москвы-реки.

21. Место слияния двух ручьев, которые с двух сторон омывают остатки Кунцевского городища.

22. Мои трофеи с городища — чертовы пальцы, которые можно там найти до сих пор. Википедия пишет, что это остатки древних головоногих моллюсков, их возраст более 50 млн лет. Кстати, такие чертовы пальцы тоже наводили ужас на наших предков, потому что они не могли объяснить их происхождение.

23. Далее этой ручеек впадает в Москву-реку.

24. Так куда делась церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что на Городище в Кунцеве?

Источник

Мистические полотна русских художников: четыре картины-загадки

Когда говорят о мистике в русской живописи, то чаще всего вспоминают «Портрет М. И. Лопухиной» Владимира Боровиковского, якобы несущий смерть молодым девушкам, а также картины Ильи Репина, с натурщиками для которых происходили разнообразные несчастья… Но есть и другие полотна, обладающие, по мнению некоторых исследователей, мистической силой.

«Сомнамбула» Ивана Крамского

Сомнабула, Иван Крамской

Эта картина была написана Иваном Крамским в 1871 году. На ней девушка с прикрытыми глазами, одетая в ночное платье, идёт прочь от дома. Название полотна ясно указывает на то, что героиня — лунатик и ходит во сне.

Читайте также:  Подборщик_леса_форвардер_мл_131

Конечно, в наше время в этом факте уже не усмотришь ничего особенно мистического: сомнамбулизм — это просто недуг, который нужно лечить… Но в позапрошлом столетии «снохождение» связывали с воздействием магии и потусторонних сил. Тем более, что такие явления нередко происходили, когда на небе светила луна, — считалось, что она зовёт таких людей к себе.

Кунцевское проклятье

Осенний лес. Кунцево. Проклятое место, Алексей Саврасов

Картина Алексея Саврасова «Осенний лес. Кунцево. Проклятое место», написанная в 1872 году, изображает так называемое Кунцевское городище, расположенное на западе Москвы, на холме меж двух оврагов.

С этим местом издавна связывали мрачные предания. Так, говорили, что когда-то здесь стоял храм, который за одну ночь вдруг ушёл под землю. В народе считалось, что это кара за грехи. Священника, прихожан, местных жителей? Был ли на самом деле храм? Неизвестно, но при определённых условиях постройки действительно могут уходить под землю, например, если грунт «поплывёт». А место это болотистое, с зыбкой почвой. Ещё и поэтому оно обрело славу проклятого. К тому же в руслах местных ручьёв находят белемниты — окаменелости, по форме похожие на пальцы. Их так и зовут — «чёртовыми пальцами».

На первом плане Саврасов изобразил вековые обнажённые деревья с кривыми сучьями. Пейзаж выглядит довольно зловещим — видимо, художнику запали в душу легенды о проклятье…

Роковая «Девочка с персиками»

Девочка с персиками, Валентин Серов

«Девочка с персиками» Валентина Серова — конечно, довольно известная картина. Но вот о связанной с ней роковой истории знают не все.

Полотно Серов писал в 1887 году с дочери знаменитого мецената Саввы Мамонтова — 12-летней Веры Мамонтовой. В семье её называли Верушей. Впоследствии её писал также Виктор Васнецов. А в 1891 году Михаил Врубель написал с 16-летней Веруши Тамару для своего цикла по лермонтовскому «Демону». Причём картина называлась «Тамара в гробу» и была написана чёрной акварелью.

Умерла Вера (в замужестве Самарина) хоть и в зрелом возрасте, но ещё довольно молодой — в 32 года, от пневмонии, оставив сиротами троих детей… И многие видят в этом некий рок. Ведь есть поверье, что портреты забирают часть энергии человека. А девушка столько раз позировала художникам…

Призраки «дворянского гнезда»

Прмзрвки, Виктор Борисов-Мусатов

Живописец Виктор Борисов-Мусатов «специализировался» на изображении дворянских усадеб. На его картине «Призраки», созданной в 1903 году, изображён южный фасад Зубриловской усадьбы. Всё как будто накрыто полупрозрачной пеленой, видны удаляющиеся от здания бестелесные женские фигуры, одни более крупным планом, другие — совсем крошечные. Кажется, дом пуст, и здесь только витают призраки прежних обитательниц…

При желании можно усмотреть в полотне Борисова-Мусатова некое пророчество: ведь пройдёт совсем немного времени — и многие российские усадьбы опустеют, вернее, сменят хозяев, а исконные владельцы останутся лишь в памяти тех, кто был с ними рядом…

Присоединяйтесь к телеграм-каналу Правды.Ру с возможностью высказать ваше собственное мнение)

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google,.

Источник

Оцените статью