Экскурсия в осенний лес
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Класс: 2
Цель: создать условия для усвоения представлений об осенних изменениях в живой природе, в жизни растений и животных в связи с приходом осени.
— образовательные: способствовать ознакомлению учащихся с осенними изменениями в природе, расширять знания о растительном и животном мире.
— развивающие : создать условия для развития общеучебные и исследовательские умений и навыков: наблюдения, сравнения, систематизации и классификации.
— воспитательные : способствовать формированию экологического сознания, представления о взаимосвязи объектов живой природы, воспитывать бережное отношение к природе.
1. Вводная часть (вводная беседа)
-Какое время года наступило?
-Какие осенние месяцы знаете?
-Сегодня мы отправимся на экскурсию в осенний лес. Но сначала давайте повторим правила поведения в лесу.
1. Не ломать деревья и кустарники, не срывать травянистые растения.
2. Не сбивать грибы, даже несъедобные.
3. Не обрывать паутину и не убивать пауков.
4. Не распугивать птичьи стаи.
5. Не ловить диких зверей и птиц и не уносить их домой.
6. Не шуметь в лесу, в парке.
Шумом вы отпугнете животных, помешаете им. А сами увидите и услышите гораздо меньше. Старайтесь не нарушать ни одно из правил.
2. Основная часть:
— коллективное наблюдение;
— индивидуальное, самостоятельное наблюдение детей;
— игры детей с собранным материалом
-Ребята, обратите внимание на небо. Какое оно? Вспомните, какое небо было летом?
-Как изменилась температура воздуха?
-Давайте проверим это с помощью термометра.
-Давайте определим, есть ли сейчас ветер по верхушкам деревьев. Что происходит с деревьями? Какой можно сделать вывод?
— Посмотрите на лес и скажите, как изменился общий вид леса по сравнению с летом? Как изменилась окраска листьев на различных деревьях и кустарниках?
— Обратите внимание на то, как падают листья: одни — тихо и плавно, другие – кружась, третьи – порывисто. Как называют это явление?
-Ребята, посмотрите и скажите, какие деревья есть в лесу. Давайте полюбуемся деревьями. Посмотрите, какие они красивые!
Самостоятельная работа (Каждая группа получает свое задание.)
Задание для 1-й группы: внимательно посмотрите вокруг и перечислите деревья и кустарники, у которых пожелтели и покраснели листья.
Задание для 2-й группы: соберите коллекцию опавших листьев деревьев и кустарников.
Задание для 3-й группы: соберите семена, плоды различных растений (шишки, гроздья рябины, калины, “вертолетики” клена, желуди и орехи).
-Ребята, давайте с вами поиграем.
Игра “Угадай растение”: ученики 2-й группы показывают листья, а остальные угадывают, какому растению они принадлежат.
Игра “Угадай плоды и семена”: ученики 3-й группы показывают свои находки, а остальные угадывают растения, которым они принадлежат.
— В лесу растут деревья, кустарники и травянистые растения. Все они требуют разное количество света, тепла, влаги. Одни из них светолюбивые, а другие, наоборот, хорошо растут в тени и на открытых участках погибают от перегрева. Третьи нуждаются в тепле и т. д. Чтобы ужиться вместе большому разнообразию растений, необходимы специальные приспособления. Одно из них — ярусное расположение. Верхний, или первый, ярус образуют деревья, выносящие свои кроны к свету, например дуб, липа, старая береза. Под ни ми во втором ярусе растут рябина, черемуха. Третий ярус составляют кустарники, а четвертый — травянистые растения. Пятый ярус составляют мхи и грибы. Освещенность в лесу уменьшается от яруса к ярусу, поэтому внизу растут самые теневыносливые растения. Почва в лесу покрыта опавшими листьями деревьев и кустарником, остатками отмерших травянистых растений, которые образуют лесную подстилку. Она населена мельчайшими организмами — микробами. Под действием микробов остатки растений разлагаются, образуя перегной. Перегной превращается в минеральные вещества. В результате в почву пол вращаются взятые у нее растениями питательные вещества.
— Ребята, каких птиц вы видели летом? Почему их не видно сейчас?
-Как вы думаете, почему птицы улетают осенью?
-Но не все птицы улетают в теплые края. Посмотрите вокруг, каких птиц можно увидеть?
-Ребята, какие животные обитают в лесу?
— Осенью можно увидеть, как звери готовятся к зиме. Белка сушит грибы, собирает и прячет в дупло орехи и жёлуди. А вот барсуку и медведю не нужно делать запасы. За осень они отъедаются и ложатся спать в своих норках до весны. Не встретишь осенью и ёжика. Забрался он куда-нибудь под кучу хвороста или в другое укромное место, свернулся в клубок и уснул непробудным сном.
-Ребята, посмотрите вокруг. Какие грибы вы видите?
— Самые известные грибы – те, у которых есть шляпка и ножка. Такие грибы называют шляпочными. Под землёй от их ножки отходят в разные стороны тонкие, белые, похожие на паутину нити. Это грибница – подземная часть гриба. Это главная часть гриба. Среди шляпочных грибов есть съедобные и несъедобные. Есть и по-настоящему ядовитые грибы. Самый опасный – бледная поганка. Этот гриб смертельно ядовит! Однако все грибы нужны природе. Нити грибницы, срастаясь с корнями деревьев, снабжают их дополнительным количеством воды и минеральных солей. Взамен деревья делятся с грибами питательными веществами, которые образуются в зелёных листьях. Грибами питаются многие животные (например, лоси, белки, полёвки, сороки).Многие грибы перерабатывают растительный мусор в лесу.
— А как надо собирать грибы? Послушайте рассказ и решите, кто из девочек был прав
«Как сёстры собирали в лесу грибы». Старшая сестра Наташа взяла младшую Олю в лес. Девочки повязали косынки, взяли корзинки и побежали в лес. Они оказались на опушке. Под елью приметили большой белый гриб. Оля наклонилась, чтобы вырвать его, но Наташа запретила и предложила его осторожно, не повредив грибницу, срезать. Проходя дальше, Оля заметила полянку с мухоморами и хотела их затоптать, но сестра не разрешила это сделать, объяснив, что сюда придут лечиться лоси. В другом месте Оля разглядела маленький грибок и хотела раскопать почву, чтобы его достать, но сестра не одобрила её намерения, сказав, что гриб должен подрасти..
сравнению с летом? Как изменилась окраска листьев на различных
-Темное, мрачное, затянуто тучами; летом было ясное небо.
-Учащиеся определяют температуру воздуха с помощью термометра.
-Ветер стал более холодным, сильным, порывистым.
-Деревья качаются, наклоняются, значит сейчас есть ветер.
-Ответы детей. Наблюдают за деревьями, любуются.
-Самостоятельная работа учащихся по группам
-Игровая деятельность. Дети угадывают растения, к которому принадлежат листья, плоды и семена.
Источник
Конспект занятия «Экскурсия в осенний лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Продолжать формировать экологическое сознание, представление о взаимосвязи объектов живой природы.
(Начало экскурсии происходит в групповой комнате)
Воспитатель : Ребята, сегодня мы совершим прогулку в наш красивый осенний лес и постараемся узнать много нового и интересного о жизни природы в это время года. Но для того, что бы начать нашу прогулку, нужно вспомнить правила поведения в лесу.
(Дети перечисляют правила: не шуметь, не наносить вред природе (не рвать, ломать кусты, деревья; не разрушать гнезда и муравейники и т.д.)
( После этого отправляются в лес. Во время маршрута, воспитатель обращает внимание на встречающиеся по дороге деревья и кусты – рассматривание листьев)
Воспитатель: Дети, послушайте загадку и ответьте на вопрос: — Если на деревьях листья пожелтели, если в край далёкий птицы улетели, если небо хмурится, если дождик льётся — это время года …….
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение про осень
Утром мы во двор идем — Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят И летят… летят… летят…
Пролетают паутинки С паучками в серединке,
И высоко от земли Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть, это Улетает наше лето.
Воспитатель: А как же вы догадались, что в стихотворении говорится про осень?
Дети: Листья сыплются, улетают птицы…
Воспитатель: Молодцы! А какие еще признаки осени вам известны?
Дети: Частые дожди, первые заморозки и т.д.
Воспитатель: молодцы ,правильно.
А давайте посмотрим вокруг, послушаем тишину, полюбуемся осенними видами. Что вы слышите?
Дети: Листья шуршат под ногами, птицы поют, ветерок шумит и т.д.
Воспитатель: Какая музыка подходит под эту осень?
Дети: Спокойная и грустная.
Воспитатель: Какое у вас ощущение от осеннего леса?
Воспитатель: Ребята, посмотрите…что это? (листья с бумажками) Это осень оставила записки о себе.
(Дети подходят, берут с поляны осенние (бумажные) листья клена, дуба и отдают воспитателю, который зачитывает написанные приметы осени)
Паутина стелется по растениям — к теплу.
В сентябре гром — это к тёплой осени.
Рябины в лесу много — осень дождливая.
Воспитатель: А сейчас мы с вами вспомним, какие деревья мы встретили, когда шли сюда?
Воспитатель показывает картинки с изображением листьев различных деревьев, дети называют — с какого дерева листок.
игра «Мы — осенние листочки».
Дети стоят кружком с листочками в руках, говорят и делают движения:
«Мы — листочки, мы — листочки, мы — осенние листочки,
мы на веточках сидели, ветер дунул — полетели (дети разбегаются).
Перестал дуть ветерок — мы присели все в кружок, (дети приседают на корточки, поднимая листочки над головой)
Мы летали, мы летали, а потом летать устали.
ветер снова вдруг подул и листочки быстро сдул, (дети разбегаются, помахивая листочками). Все листочки полетели и на землю тихо сели (дети подбрасывают листочки вверх и следят, куда они упадут).
Воспитатель: А кто еще есть в лесу, кроме растений? Правильно, животные. А давайте вспомним, как они готовятся к зиме?
Дети: Медведь готовится к спячке, Заяц меняет мех с серого, летнего — на белый, зимний и более теплый. Еж готовится к спячке, Белка делает запасы.
Воспитатель: Сегодня мы с вами вспомнили много интересного и узнали что-то новое. А сейчас я хочу предложить вам собрать листочки, и потом из них мы сделаем красивый гербарий. Для этого вы тихонечко походите по лесу и найдете самый красивый листочек.
Воспитатель: А теперь подведем итоги экскурсии ! Мы сегодня с вами наблюдали за изменения в природе, происходящие в какое время года?
Воспитатель: по каким явлениям мы догадались, что пришла осень?
Дети: Частые дожди, первые заморозки, короткий день, листопад, отлет на юг некоторых птиц, обилие грибов лесу.
Воспитатель: Что происходит с деревьями осенью?
Дети: Меняют цвет листвы, сбрасывают листву, с помощью животных и ветра распространяют семена.
Воспитатель: А как ведут себя животные осенью?
Дети: Меняют мех на более теплый, некоторые меняют окраску, готовятся к спячке, делают запасы на зиму.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Спасибо всем большое за приятную экскурсию и за хорошую работу .
Источник