Чем похожи и чем различаются стихотворения по теме «Осенние листья»?
подумай, чем похожи и чем различаются стихотворения, которые ты прочитал по теме «Осенние листья». Сравни их по настроению:
А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад. «
С. Есенин «Закружилась листва золота. «
И. Токмакова «Опустел скворечник. «
В задании предлагается сравнить стихотворения Алексея Толстого, Сергея Есенина, Валерия Брюсова и Ирины Токмаковой об осени.
Все эти произведения объединены общей темой, они посвящены немного грустному времени года — осени.
Их объединяет то, что описывают они осень, осенние природные явления: изменение окраски листвы деревьев, листопад, отлёт перелетных птиц в теплые страны. Но поэты в своих произведениях рисуют нам картины осени с разной эмоциональной окраской. Делают они это с помощью разных художественных средств.
Вот, например, Валерий Брюсов называет ветер тусклым, это эпитет. Он создаёт унылое и грустное настроение.
А Сергей Есенин описывает золотую листву, розовую воду пруда, падающие листья сравнивает со стаей бабочек, летящих на свет звёзды. И перед нами уже совсем другой образ осени — светлый, нарядный, праздничный и романтичный
Слова «бедный сад» и «листья пожелтелые» добавляют в стихотворение Алексея Толстого грустные нотки, заставляют почувствовать приближение совсем унылой поры и зимних холодов.
В стихотворении «Осенние листья» Ирины Токмаковой больше оптимизма. Прочитав про листья, которым не сидится на деревьях, так они в Африку хотят, хочется улыбнуться.
Источник
Конспект урока по чтению 2 класс » Школа России»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
ТЕМА УРОКА : знакомство с произведениями А.Толстого «Осень», С.Есенина «Закружилась листва золотая», В.Брюсова «Сухие листья», И.Токмаковой «Опустел скворечник».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению.
Учебник: литературное чтение, 1 часть.
Авторы учебников: Климанова, Горецкий.
ТЕМА УРОКА : знакомство с произведениями А.Толстого «Осень», С.Есенина «Закружилась листва золотая», В.Брюсова «Сухие листья», И.Токмаковой «Опустел скворечник».
— познакомить учащихся с произведениями А.Толстого, С.Есенина, В.Брюсова, И.Тоемаковой.
— работать над выразительностью чтения и совершенствовать технику чтения;
— формировать у учащихся умение подтверждать свои ответы текстом из учебника;
— пробуждать познавательную активность.
— формирование личностных УУД: осознание детьми в потребности чтения предложения (УУД смыслообразования);
— формирование регулятивных УУД: осознание цели чтения перед прочтением первичного и вторичного чтения; контроль и самоконтроль за правильностью чтения других учеников; рефлексивная оценка результатов деятельности на уроках чтения; рефлексивное осознание границ знания и незнания на этапе подготовительной беседы; действие коррекции, при исправлении своих или чужих ошибок в процессе чтения.
— формирование познавательных УУД: развитие мыслительной операции анализа при анализе художественных текстов;
— развитие логического УУД синтеза на этапе обобщающей беседы по произведению;
— извлечение информации из текста;
— понимание идеи произведения на этапе первичного анализа стихотворения.
— формирование коммуникативных УУД: умение формировать свою точку зрения на этапах первичного и вторичного чтения, а также при обобщающей беседе; развитие грамотной, правильной речи при ответе на вопрос учителя; формирование воображения.
— воспитывать бережное отношение к природе, умение чувствовать красоту слов; желание больше читать произведений писателей о природе.
Оборудование для учителя: учебник по литературному чтению 2 класс, презентация, плакат дерева, образцы осенних листьев.
Оборудование для учащихся : учебник по литературному чтению, рабочие тетради на печатной основе, пенал, дневник.
— эмоциональный настрой на урок;
2. Проверка домашнего задания.( 6 мин)
3. Подготовительная работа. (10 мин).
4. Изучение новой темы. ( 8 мин).
— Чтение и анализ поэтических произведений (работа в группах).
5. Обобщающая беседа по произведениями (3 мин)
( дети встают, приветствуют учителя)
У: ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения и хорошего дня.
( дети улыбаются друг другу).
У: дети, а сейчас давайте проверим, все ли у вас готово к уроку. Я буду называть учебные принадлежности, а вы кладите раку на этот предмет. Итак, на уроке нам понадобится: учебник по литературному чтению, рабочая тетрадь, пенал, дневник.
У: а начнем мы его с речевой разминки.
Упражнение для развития речевого аппарата, чистоговорки.
Ту-ту-ту – молоко налью коту.
Ти-ти-ти – съели кашу мы почти.
Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.
То-то-то –поиграли мы в лото.
Ать-ать-ать – мы пойдем с тобой гулять.
Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы.
Бу-бы-ба – из окна торчит труба.
У: ребята, кто мне скажет, что было задано к этому уроку?
Д: выразительное чтение стихотворения А.Фета «ласточки пропали». И отвечать на вопросы из учебника к данному стихотворению.
У: понравилось вам это стихотворение?
У: про что это стихотворение?
У: по каким признакам ты узнал, что в стихотворении изображена осень?
Д: ласточки пропали, с вечера все спится, на дворе темно, лист сухой валится, раскричавшись к югу журавли летят..
У: найдите строки, в которых изображаются картины, живописно рисующие осеннее замирание природы.
( дети читаю ответ на вопрос).
У: какие строки стихотворения передают радость ожидания зимы? Как их надо прочитать?
Д: эти строчки нужно прочитать с чувством радости и с чувством большого ожидания. Лучше б снег да вьюгу встретить грудью рад!
У: пожалуйста, кто готов выразительно прочитать нам этот стих?
( дети читают стихотворение, спросить 2-3 человека).
Учитель оценивает ответ учеников.
У: сегодня на уроке мы поработаем в группах. Объединяемся в команды по 7 человек.
У: сегодня на уроке нам предстоит познакомится с произведения, которые объединяет одна общая тема. Как вы думаете, какая?
У: Конечно. О чем же еще можно говорить сейчас, когда осень в самом разгаре. Но мы сегодня остановимся на одном из явлений природы, происходящем осенью. Что это за явление, мы узнаем, отгадав загадку:
У: а как называется явление?
У: правильно, тема нашего урока «Осенние листья». Ребята, а какое настроение вызывает у вас листопад?
Д: радостное, веселое, листья летают, опадают и др.
У: а давайте с вами посмотрим, какое настроение вызывает листопад у поэтов, узнаем, что чувствуют поэты, наблюдая за листопадом, как они его описывают в своих произведениях. Сейчас мы отправляемся собирать опавшие листья. Капитаны команд подойдут к доске и возьмут понравившийся ему листик.
(На доске плакат с деревом и листьями, на которых написано стихотворения. Какое капитан выбрал, с тем и будет работать его команды).
Как только капитан выбрали стихотворение, учитель раздает конвертик с заданиями к этому стиху, которые группа должна сделать и после ответить.
Чтение и анализ поэтических произведений ( работа по группам).
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Где поэт наблюдает осеннюю картину?
Какое слово помогает представить осенние листья?
Так какое же настроение испытывает поэт?
2 группа: С.Есенин «Закружилась листва золотая»
Закружилась листва золотая.
В розоватой воде на пруду
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
С чем сравнивает поэт золотую листву?
Так какое же настроение создает это стихотворение? Передайте его при чтении.
3 группа: В.Брюсов «Сухие листья»
Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром, кружат, шуршат,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят?
С помощью каких звуков поэт заставляет нас услышать шорох листьев?
Какие сочетания слов повторяются?
Какой ветер в данном стихотворении?
4 группа: И.Токмакова «Опустел скворечник».
Объясни, как ты понимаешь выражение «листьям на деревьях тоже не сидится».
Какое настроение создает это стихотворение? Передай его при чтении.
Составь 2 вопроса к данному стихотворению.
Где поэт наблюдает осеннюю картину?
Какое слово помогает представить осенние листья?
Так какое же настроение испытывает поэт?
Д: настроение грусти, печали.
С чем сравнивает поэт золотую листву?
Д: поэт сравнивает золотую листву с бабочками.
Д: пруд выглядит немного розоватым.
Д: потому что в ней отражается небо, деревья.
Так какое же настроение создает это стихотворение? Передайте его при чтении.
С помощью каких звуков поэт заставляет нас услышать шорох листьев?
Какие сочетания слов повторяются?
Д: сухие листья, тусклый ветер и кружат
Какой ветер в данном стихотворении?
Д: ветер в данном стихотворении тусклый.
Объясни, как ты понимаешь выражение «листьям на деревьях тоже не сидится».
Д: листья начинают опадать с ветвей.
Какое настроение создает это стихотворение? Передай его при чтении.
Д: настроения одиночества, грусти.
Составь 2 вопроса к данному стихотворению.
У: молодцы, ребята, каждая группа хорошо подготовилась и выполнила все задания.
У; итак, о чем же мы говорили сегодня на уроке?
Д: об осенних листьях. И о том, какие чувства вызывает листопад на поэтов и как это отражается в их произведениях.
У: понравились ли вам стихотворения, которые мы прочитали сегодня?
На сегодняшнем уроке я узнал…
Д: много новых стихотворений об осени.
На этом уроке я похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…
Д: понаблюдать за листьями.
Д: ответить на все вопросы.
У: ребята, все кто читал стихотворение и отвечал на вопросы, получили за урок оценки.
У: открываем дневники и записываем домашнее задание.
Нарисовать рисунок по стихотворению, которое вам понравилось.
У: урок закончен. Всем спасибо за работу!
Где поэт наблюдает осеннюю картину?
Какое слово помогает представить осенние листья?
Так какое же настроение испытывает поэт?
2 группа: С.Есенин «Закружилась листва золотая»
С чем сравнивает поэт золотую листву?
Так какое же настроение создает это стихотворение? Передайте его при чтении.
3 группа: В.Брюсов «Сухие листья»
С помощью каких звуков поэт заставляет нас услышать шорох листьев?
Какие сочетания слов повторяются?
Какой ветер в данном стихотворении?
4 группа: И.Токмакова «Опустел скворечник».
Объясни, как ты понимаешь выражение «листьям на деревьях тоже не сидится».
Какое настроение создает это стихотворение? Передай его при чтении.
Составь 2 вопроса к данному стихотворению.
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
2 группа: С.Есенин «Закружилась листва золотая»
Закружилась листва золотая.
В розоватой воде на пруду
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
3 группа: В.Брюсов «Сухие листья»
Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром, кружат, шуршат,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят?
4 группа: И.Токмакова «Опустел скворечник».
Конспект урока литературного чтения,
Зиновиной Анастасией Павловной.
Методист: Антохина В.А.
Учитель: Николаева М.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения. УМК «Школа России» 3 класс. Тема: «А.Блок «»Ветхая избушка», «Ворона», «Сны»»
Предлагаю Вам мою разработку урока.
Конспект урока литературного чтения. УМК «Школа России» 3 класс. Тема: «В.И, «Еще про Мальку «»
Я предлагаю Вам разработанный мною конспек урока литературного чтения.
Конспект урока литературного чтения. УМК «Школа России» 3 класс. Тема: «М.Пришвин «Моя родина»
Я предлагаю Вам разработанный мною конспект урока литературного чтения.
Конспект урока литературного чтения, УМК «Школа России» 3 класс, «Еще мама»
Конспект урока литературного чтения, УМК «Школа России» 3 класс, «Федина задача»
Конспект урока литературного чтения, УМК «Школа России», 3 класс «Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»»
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок», с жизнью и творчеством писателя.Планируемые результатыПредметные:- .
Конспект урока литературного чтения, УМК «Школа России», 3 класс «Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»» закрепление
Цели деятельности учителя: ознакомление с произведением Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»; осознание детьми смысла рассказа и выполнение пересказа.Планируемые результа.
Источник