Характеристика сельского ландшафта и его окрестностей
О благоустройстве села. О проблемах окружающего ландшафта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iss.rabota.docx | 36.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ с.Уразаево» Азнакаевского района РТ
Исследовательская работа по экологии
«Характеристика сельского ландшафта и его окрестностей»
ученица 9 класса
Самигуллина Зинаида Рифовна,
учитель биологии и химии.
- 1. Актуальность моей работы:
- В связи с неблагополучной экологической обстановкой во многих городах, всё большую актуальность приобретает возможность развития сёл, как экологически благоприятных мест для обитания человека. Но не каждый человек представляет возможности ландшафта сельской местности, а также возможностей обустройства в сельском ландшафте.
- Целью работы является исследование сельского ландшафта, показать его своеобразие, спрогнозировать возможности его развития и использования.
- Задачи:
- осуществить изучение ландшафта с.Уразаево Азнакаевского района РТ и его окрестностей;
- выявить проблемы изменённых ландшафтов под воздействием человека и природы;
- определить направления деятельности к позитивному изменению ландшафта.
- В работе использованы методы: аналитический, статистический, наблюдение, сравнение, прогнозирование, экскурсии.
- Гипотеза: сельская местность может стать привлекательной для цивилизованной жизни в первую очередь за счёт имеющихся возможностей природного ландшафта и позитивного развития антропогенного.
- Для достижения цели работы был полностью исследован ландшафт
- села Уразаево и его окрестностей.
Человек изначально живёт в природе, да и сам является частью природы. Но на протяжении многих веков часто происходит не сотрудничество, а борьба с природой. И пока человек не ощутит себя той самой природной частицей, сложно остановить процесс уничтожения ландшафтов . Люди стали задумываться над этой проблемой.
В последнее время можно заметить, как преображается и изменяется моё родное село. Благодаря кропотливой работе жителей, которые занимаются озеленением, наш ландшафт радует глаз многоцветием красок, форм, оригинальностью. Благодаря красивым клумбам, необычному расположению растений на своих усадьбах, а также около учреждений, село приобретает свой особенный стиль. Надо только иметь желание творить, что-то менять и улучшать. Ведь от этой красоты на душе становится светлее, и любые проблемы кажутся не такими большими.
Меня заинтересовал вопрос исследования ландшафтов нашего села и его окрестностей, ведь кусочек красоты рядом со своим домом, селом, можно спроецировать и далее, чтобы не только в нашем селе было красиво, но и в других уголках моей большой страны. В своей работе я старалась глубже изучить сельский ландшафт, выявить его особенности и закономерности, условия изменения, а также влияние окружающего ландшафта на жизнь сельского жителя. Исследование ландшафта села Уразаево и его окрестностей.
3. О ландшафте.
Ландшафт — природный территориальный комплекс (ПТК), закономерное сочетание на какой-либо территории рельефа, климата, поверхностных и подземных вод, почв, органических сообществ и т.д., находящихся в сложном взаимодействии и образующих неразрывную систему. Сельский ландшафт, сформировавшийся на территории села, можно рассматривать как ПТК разных уровней — от небольших характерных участков земной поверхности до географической оболочки в целом.
Когда человек, покинув своё жилище, оказывается под открытым небом, то, где бы он не находился — в сутолоке городских улиц, далеко за городом среди полей и лесов или в лодке посреди озера,- его окружает ландшафт. Вещественный фрагмент (кусок) окружающей людей среды, наделённый значимыми для наблюдателя характерными чертами, отличиями.
В географии различаются ландшафты природные (возникающие без участия людей) и антропогенные (сформировавшиеся под влиянием человеческой деятельности). Границы между этими понятиями и самими ландшафтами весьма условны. На Земле практически нет ландшафтов, не затронутых деятельностью людей, однако следует отметить, что самые существенные черты окружающей среды созданы не человеком, а самой природой. В отсутствие человека следы его деятельности стираются: пашня зарастает лесом, насыпи обрушиваются, и т.д. Малолюдный, лишённый искусственных сооружений ландшафт лучше называть диким, или природным.
Один и тот же ландшафт порождает множество пейзажей: объективно — в зависимости от времени года, погоды, освещения; субъективно- от точки зрения наблюдателя.
Взаимоотношения человека с ландшафтом позволяют судить об уровне ландшафтной культуры населения. На низкую ландшафтную культуру населения указывают негативные эстетические контрасты: между ухоженным приусадебным участком и грязной улицей, между новым автомобилем и ухабистой грунтовой дорогой; между благоустроенным центром и захламлёнными окраинами населённых пунктов; между уродливыми свалками и дивными безлюдными пейзажами, сохранившимися вдали от проезжих дорог. Такое неблагополучие свидетельствует о недостаточной экологической воспитанности.
Существует 2 подхода к экологическим проблемам ландшафта: отраслевой и комплексный (ландшафтный), при котором окружающая среда видится как целостный организм. Ландшафтный подход изучает взаимоотношения человека с окружающей средой. Положительное влияние на человека оказывают такие свойства ландшафта, как красота, чистота, разнообразие, географическая специфика и экзотика. Некоторые свойства имеют антиподы, воздействующие отрицательно: загрязнённость, однообразие, безобразие. Красота сельского ландшафта радует, вдохновляет, успокаивает, бодрит и лечит. Она способствует патриотизму. Знания о ландшафте определяют наше личностное отношение к природе, к Земле, к любому живому организму.
4.Характеристика ландшафтов с.Уразаево
Находится на юго- заподе села Уразаево ,
Преимущественно произрастают берёзы, сосны, липы, осины, ели и редкие мелкие кустарники (шиповник) , лесная
- Рекреационная зона
- Произрастают грибы и ягоды
- Лекарственные растения
- Растения, занесённые в Красную книгу (адонис, медуница)
- Защита от юго — заподных ветров
- Придаёт эстетический вид селу
- Местообитание птиц, животных
защита от вырубки, нерационального использования берёз человеком (берёзовый сок, веники)
протекает по селу, . Берёт начало из родников «Улаклы чишмә», «Чәй суы чишмәсе»
- Зона отдыха
- Источник воды для полива
- Рыболовство
- Водопой скота
- Эстетика
- Пойма для выпаса скота
- ежегодный размыв пруда около села, требует больших затрат на содержание его.
карьер находится на северо — востоке, образовался в результате разрушения гор в палеоген и выноса продуктов разрушения на равнину
- Дешёвые стройматериалы для жителей (забор глины, песчанно -гравийной смеси для строительных работ)
Использование полезных ископаемых более рационально с применением новейших технологий
На юго — западе находятся заросли крапивы
- Кормовая база для животных
- Указывает на наличие в почве азота
- Лекарственное растение
- Пищевое растение
- портит эстетический вид
- возможность возникновения пожара высохшей крапивы
- быстрая распространя-емость
При окультуривании даст большой участок плодородной почвы, пригодной для земледелия
Поля, засеянные сельскохозяйствен-
ными культурами (пшеница, овёс,
ячмень, горох, кукуруза)
- Выращивание зерновых культур
- Корм для скота
- размножение грызунов
- сорняки
- вредные насекомые
- при неправильной обработке вероятны разрушения структуры почвы, ветровая и водная эрозия
- вредное воздействие химикатов
Использование новейших технологий и усовершенствованной сельскохозяйственной техники для увеличения урожайности, для уменьшения эрозии почвы
(минимальная обработка почвы)
из тополей и берёз, высаженных в 1965году
- Защита от ветровой эрозии
- Снегозадержание
- Улучшение микроклимата
- Место обитания животных, птиц
- участки полей, близко подходящие к лесополосе не дают урожая
- засорение полей ветками и сучьями
Охрана от незаконной вырубки, восстановление погибших насаждений путём подсаживания
Строилась в нескольких местах, но постоянно разрушается весенними водами
- Проезд транспорта
- Образует пруд для возможного разведения рыб
- Запас воды
- Место обитания водоплавающей птицы
- на строительство требуется много песчанно-гравийной смеси
Меняется экосистема, образуется болото в результате неразумной деятельности
Образована в 1985году, находится на западной окраине села
- Определённое место, где не совсем соблюдаются санитарные нормы
- Несанкционированное сжигание приводит к выделению в атмосферу канцерогенов
- ветер разносит по селу мусор
- несознательные жители вывозят трупы животных
- Аллергические и кожные заболевания человека и животных
Требует постоянного контроля, возможно экологическое бедствие
- Обустройство человека в ландшафте
- Гармония рукотворного архитектурного и природного ландшафтов
- Эстетика
- ветхие дома
- есть места с беспорядочной застройкой
- плохие дороги
5. Привлекательность сельского ландшафта
- Несмотря на некоторые негативные проявления сельского ландшафта, он несомненно остаётся привлекательным. В селе на каждо го человека высажено примерно 3,2 дерева, а каждое дерево средней величины за двадцать пять часов восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трёх человек. С одного квадратного метра газона испаряется до 200г/час воды, что значительно увлажняет воздух. В жаркие летние дни температура воздуха на дорожке у газона на высоте роста человека почти на 2,5 градуса ниже по Цельсию, чем на асфальтированной территории , а хвойные деревья поглощают сернистый газ из атмосферы даже при температуре минус 6 градусов по Цельсию.
- Важной составной частью ландшафта села является искусственный пруд, который оказывает большое влияние на качество окружающей среды. Зона его активного воздействия распространяется и зимой и летом.
- Ландшафт села Уразаево часто оказывает решающее влияние на выбор места жительства переселенцев. Моё село, в отличие от других малых сёл, не умирает, а развивается.
- По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- Ландшафтный дизайн весьма популярен в наше время. На улицах села можно встретить различные его направления. Многие владельцы домов, а также магазинов создают ландшафтные композиции. Много удивительной красоты клумб и бордюров. Думаю, что со временем они станут визитной карточкой с.Уразаево.
- В современном селе растения выполняют различные функции. Санитарно – гигиеническая роль растений тесно связана со здоровьем человека. Растения улучшают микроклимат села, благодаря различным своим свойствам.
6. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- Ландшафтный дизайн весьма популярен в наше время. На улицах села можно встретить различные его направления. Многие владельцы домов, а также магазинов создают ландшафтные композиции. Много удивительной красоты клумб и бордюров. Думаю, что со временем они станут визитной карточкой с. Уразаево.
- В современном селе растения выполняют различные функции. Санитарно – гигиеническая роль растений тесно связана со здоровьем человека. Растения улучшают микроклимат села, благодаря различным своим свойствам.
- Наличие муниципальной трассы является важнейшим условием экономического развития. В то же время автотранспорт оказывает существенное негативное воздействие на качество воздушной среды, так как она проходит по средине села. Для уменьшения вредного воздействия автотранспорта, необходимо использовать рациональное озеленение улицы.
- Озеленение территорий сельскохозяйственных предприятий играет важную роль в улучшении их санитарно-гигиенического состояния и эстетического оформления. Для посадки на данных территориях пригодны тополя, ивы, берёзы и др.насаждения.
- Озеленение должно быть разнообразным, целесообразно использовать хвойные растения.
Практическая значимость моей работы состоит в том, что её результаты могут быть использованы как руководителями различных учреждений в сельской местности, так и учителями, учениками и их родителями для оформления и осуществления различных видов сельскохозяйственных работ на приусадебных участках.
В перспективе планируется создать творческую группу , работа которой будет направлена на улучшение состояния ландшафтного дизайна в селе, что является безусловным признанием актуальности и практической значимости проекта для последующего создания дополнительной экспериментальной работы.
7.Заключение
Предлагаемый мною план мероприятий по дальнейшему позитивному изменению ландшафта с. Уразаево :
Вести планомерную разъяснительную работу с жителями села по благоустройству.
Использовать возможности районной газеты «Маяк» для пропаганды развития антропогенного ландшафта.
Продолжить конкурс «Лучшая усадьба», разнообразив тематически, например, «Посадка различных сортов роз для оформления усадьбы».
Вручить подарки и грамоты победителям на празднике Сабан Туй.
На базе МБОУ Уразаевской СОШ организовать выращивание рассады цветочных культур для продажи населению.
Источник статьи: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/10/16/kharakteristika-selskogo-landshafta-i-ego-okrestnostey
Желаем успеха! Прочитайте предложенные вопросы. На каждый вопрос выберите правильный ответ
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по географии, 8 класс, 2010–2011 уч. год
всероссийской олимпиады школьников
2010–2011 учебный год
Олимпиада – важнейшее средство не только проверки уровня вашей географической подготовки, но и развития географического мышления, представлений о нашей планете.
Отвечая на вопросы, выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют знания не только программного материала, но и общей географической эрудиции.
Прочитайте предложенные вопросы. На каждый вопрос выберите правильный ответ.
I .1. Описание какого сельскохозяйственного ландшафта приводится ниже: «…разноцветная мозаика из четырех серебристых, желтых, зеленых кусочков: один участок залит водой, другой вспахан, на третьем растет рассада, на четвертом зреет урожай»?
а) картофельное поле в) посевы риса
б) плантация гевеи г) цитрусовый сад
I .2. Население какой страны постоянно отвоевывает сельскохозяйственные земли у Северного моря?
а) Великобритании в) Франции
б) Нидерландов г) Бельгии
I .3. Если к вечеру усилился ветер, появились перистые облака, а утром – кучевые, которые растут и принимают форму башен или гор, то, как правило, приближается
б) холодный фронт
I .4. Сероводородное заражение Черного моря связано с
а) водообменом между Черным и Мраморным морями
б) застаиванием глубинных вод в условиях слабой вертикальной циркуляции, их бедность кислородом
в) выносом крупными реками большого количества органических веществ
г) сильным загрязнением акватории моря бытовыми и промышленными стоками
I .5. Назовите геологическую эру, сменившую протерозойскую:
а) Палеозойская в) Кайнозойская
б) Мезозойская г) Архейская
I .6. Изучение территории Приморья связано с экспедициями
а) Ермака в) Ивана Бекатова
б). Ерофея Хабарова г) Семена Дежнева
I .7. Море бассейна Северного Ледовитого океана, которое почти не замерзает в зимний период:
а) Охотское в) море Лаптевых
б) Баренцево г) Карское
I .8. Какая из перечисленных областей России находится в природной зоне тайги?
а) Архангельская область в) Волгоградская область
б) Астраханская область г) Владимирская область
I .9. Территорию какого государства Евразии часто сравнивают с «двумя мешками риса на коромысле»?
а) Японии в) Вьетнама
б) Кореи г) Индонезии
I .10. Какой тип климата отличается большой амплитудой температур и малым количеством осадков?
а) арктический в) резко континентальный
б) муссонный г) континентальный
I .11. Традиционное жилище какого народа имеет раздвижные стены из рам, оклеенных бумагой или картоном, высокую черепичную или соломенную крышу; поверхность пола, покрытую циновками из рисовой соломы?
а) индусов в) узбеков
б) японцев г) монголов
I .12. Крайняя западная точка России расположена
а) в Краснодарском крае
б) в Калининградской области
в) в республике Карелии
г) в Чукотском автономном округе
I .13. Крайняя восточная островная точка находится
а) на острове Кунашир в) на острове Ратманова
б) на острове Сахалин г) на Командорских островах
I .14. Определите столицу государства, имеющего наиболее протяженную границу с Россией:
а) Тбилиси в) Астана
б) Пекин г) Варшава
I .15. Нельзя наблюдать белые ночи на территории республики:
а) Карелии в) Саха(Якутия)
I .16. Назовите, на территории какого субъекта Федерации находятся Ямбургское, Уренгойское, Губкинское месторождения природного газа:
а) Красноярский край
б) Ханты-Мансийский автономный округ
в) Ямало-Ненецкий автономный округ
I .17. Западный и восточный склоны холма очерчены 5-ю сплошными горизонталями. Расстояние между соседними горизонталями на западном склоне 2 мм, а на восточном – 4 мм. Найдите верное утверждение:
а) Восточный склон круче западного б) Западный склон круче восточного
в) Западный склон выше восточного г) восточный склон выше западного
д) склоны имеют одинаковую крутизну
I .18. Озера – это
а) большое скопление воды
б) замкнутое углубление, в котором собираются подземные воды
в) большое углубление в рельефе местности, в котором скапливаются поверхностные воды
г) скопление воды в природном углублении на суше
I .19. Выберите единственно правильное решение:
а) Россию пересекает линия перемены дат
б) Россия расположена в трех полушариях
в) Россия расположена в двенадцати часовых поясах
г) Россия расположена в одном поясе освещенности
д) В столице России в период с мая по октябрь включительно день всегда больше ночи
I .20. В какой стране землетрясения наименее вероятны?
а) Чили б) Япония в) Италия г) Великобритания д) Турция
I .21. Ледник – это
а) вода, находящаяся в твердом состоянии
б) лед, который зимой покрывает наши реки и озера
в) скопление пресного льда на суше
г) вечные льды в Северном Ледовитом океане
I .22 . Условная граница между Европой и Азией проходит через:
а) Уральские горы – Каспийское море – Азовское море – Черное море – проливы, соединяющие Черное море со Средиземным
б) Уральские горы – Каспийское море – Персидский залив.
Прочитайте предложенные вопросы. На каждый вопрос выберите правильные ответы
I .23. Определите верные утверждения:
а) в России широко используется энергия морских приливов
б) многие российские моря имеют важное транспортное значение, так как морской транспорт самый дешевый
в) до 80% мировых запасов ценнейших осетровых рыб сосредоточено в Черном море
г) все российские моря обладают разнообразными природными ресурсами
I .24. Какие из названных географических объектов не находятся в Южной Америке?
а) Гвианское плоскогорье
б) Ла-Платская низменность
в) Оринокская низменность
г) горы Аппалачи
д) Месопотамская низменность
е) Бразильское плоскогорье
I .25. Расположите хронологически основные географические открытия следующих великих географов и путешественников от более поздних к более ранним (проставьте соответствующие номера):
1) Ф. Магеллан, 2) Х. Колумб, 3) Н. М. Пржевальский, 4) Марко Поло, 5) Эратосфен,
6) Ф. Ф.Беллинсгаузен, 7) А. Чириков, 8) Тур Хейердал
I .26. Прочитайте внимательно следующие утверждения и укажите, какие из них верны:
Маловодность рек в степной и пустынной зонах объясняется следующими причинами :
а) незначительным годовым количеством осадков
б) высокой испаряемостью в течение продолжительного времени
в) глубоким залеганием грунтовых вод
г) равнинностью рельефа местности
д) засоленностью почв
е) господством суховеев
ж) большим расходом воды на орошение
I .27 . Прочитайте внимательно следующие утверждения и укажите, какие из них верны :
Инверсия температур образуется
а) в условиях пересеченного рельефа, где воздух застаивается в низинах и охлаждается
б) в условиях пересеченного рельефа, где воздух хорошо вентилируется при антициклональной погоде зимой
в) в районах, где снежный покров очень незначителен, а местами совершенно сметается снегом и почва промерзает
г) в областях незначительной суммарной радиации
д) безлесных районах
е) в областях, где поглощение радиации невелико
I .28. Изначальное направление заселения территории России шло:
а) на восток в) на север
б) на юг г) на северо-восток
I .29. Назовите моря по их характерным признакам:
окраинное море у берегов Европы. Расположено в пределах материковой отмели и на большей части акватории имеет глубины менее 100 м. Главные промысловые рыбы – сельдь, треска и другие. На его берегах находится столица Норвегии – город Осло
внутреннее море. Расположено в европейской части России. Греки называли Понт Эвксинский – Гостеприимное море. В море мало островов. Его наибольшая глубина достигает 2210 м
внутреннее море. Расположено в европейской части России. Характерна низкая соленость. Самое мелкое море на Земле, его средняя глубина составляет 7 м, а наибольшая – 14,4 м. Древние греки называли его Меотида – кормилица. Имеет большое промысловое значение
внутреннее море. Расположено в европейской части России. Является частью древнего Каспийско-Черноморского морского бассейна. Северный берег моря преимущественно низменный, а западный и южный гористый. Наибольшая глубина 1025 м.
I .30. Выберите из списка топонимы, относящиеся к России:
д) оз. Кулундинское
е) хр. Сетте-Дабан
ж) оз. Большое Медвежье
з) Медвежьи острова
II . Дайте развернутые ответы на следующие задания:
II .1. Какое море, омывающее территорию России, является самым большим и самым глубоким, а какое самым маленьким и самым мелким?
(Максимальное количество 4 балла)
II .2 . Установите соответствие между буквой на картосхеме и рекой. Запишите названия рек в том порядке, который указан в таблице.
Реки: Енисей, Обь, Иртыш, Ангара.
(Максимальное количество 6 баллов)
II .3 . Этот самый глубокий континентальный водоем содержит одну пятую запасов пресных вод на Земле (без ледников). Более 300 рек впадает в озеро, а вытекает только одна. У ее истока располагается поселок, в котором еще в 1920-х гг. был открыт стационар по изучению озера. По берегам озера расположено несколько заповедников. Один из них был основан в 1916 г. для сохранения ценного зверька, обитающего в районе хребта на восточном берегу. Хребет и вид животного получили название от реки, которая впадает в озеро. Река дала также название северо-восточному ветру. Почти всюду гористые берега покрыты хвойными лесами. Озеро находится в зоне активных тектонических движений, о чем свидетельствуют многочисленные землетрясения. В результате одного из них в 1862 г. вблизи дельты крупнейшей из рек, впадающих в озеро, погрузился под воду огромный участок суши.
А. Определите, что это за озеро.
Б. Назовите два субъекта Российской федерации, в которых находится озеро.
В. Назовите реку, из него вытекающую.
Г. Назовите научный термин, синоним слова озероведение .
Д. От названия какой реки получили названия хребет и зверь ? Как называются хребет, зверь?
Е. Назовите северо-восточный ветер, которому дала название река.
Ж. Какое название получил образованный в результате землетрясения залив?
З. У устья какой реки он находится?
(Максимальное количество 20 баллов)
II .4. Можно ли вернуться во вчерашний день? Услышав такой вопрос, вы, конечно, можете заявить, что это уже не география, а фантастика. Ошибаетесь. Заданный вопрос не только из области географии, но и даже из самой точной её части – математической географии. Итак, смогли бы вы вернуться во вчерашний день?
(Максимальное количество 10 баллов)
II .5. А знаете ли вы, где находится полюс радиации Земли?
Источник статьи: http://gigabaza.ru/doc/68520.html