- Комплексное повторение грамматики в 11 классе. На материале произведений В.М.Гаршина (часть первая).
- Он очень любил свой цветник это был его цветник, потому что, кроме него, почти никто не ходил в это заброшенное местечко и, придя в него, садился на солнышке, на старую деревянную скамейку, стоявшую на сухой песчаной дорожке, уцелевшей около самого дома, потому что по ней ходили закрывать ставни, и начинал читать принесенную с собой книжку.( Сколько частей в предложении, Пронумеруйте каждую часть, Выписать все личные местоимения)
- О жабе и розе
Комплексное повторение грамматики в 11 классе. На материале произведений В.М.Гаршина (часть первая).
Подойдёт и взрослым и детям
Выбранный для просмотра документ Комплексное повторение грамматики в 11 класс1.doc
Лидия Николаевна Белая (экземпляр учителя)
Комплексное повторение грамматики в 11 классе.
На материале произведений В.М.Гаршина (часть первая).
Задание №1.Спишите и вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания.
Вокруг розы всё было так х..рошо так чисто и ясно в это пр..красное утро когда она в первый раз увид..ла (ярко)голубое небо и почу..ствовала свеж..й утре(н,нн) ветерок и лучи с..явш..го со..нца прон..кавшего скво..ь её тонкие л..пестки в цв..тнике было так мирно и сп..койно что если (бы) она м…гла то плакала (бы) (не) от горя а от счаст..я ж..ть. (По В.Гаршину).
Выполним следующие задания:
1.Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.
2.Определите тип этого сложного предложения. Сложная синтаксическая конструкция с союзной и бессоюзной связью.
3.Выпишите основу 3-й части. Определите тип сказуемого. Было мирно и спокойно; составные именные сказуемые.
4.Напишите номера придаточных частей. Определите их типы.
2-определительное, 4-степени, 5-условия.
5.Напишите номера придаточных частей, связанных между собой последовательным подчинением. 4,5. 6.Определите тип 3 части как односоставного предложения. Односоставное, безличное.
7.Напишите номера частей, осложненных однородными дополнениями. 2,4.
8.Выпишите из 3-й части словосочетание со связью управление. Было в цветнике.
9.Выпишите из предложения все предлоги. Вокруг, в, сквозь, от.
10.Определите способ образования следующих слов: суффиксальный.
Хорошо хороший, чисто чистый, ясно ясный,
мирно мирный, спокойно спокойный.
11.Составьте схему предложения.
Задание №2.Спишите и вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания.
Он очень любил свой цв..тник потому(что) это был его цв..тник потому(что) кроме него поч(?)ти (н..)кто (н..)ходил в это заброше(н,нн)ое местеч(?)ко и пр..дя в него с..дился на солнышк.. на старую деревя(н,нн)ую ск..мейку ст..явшую на сух.. песча(н,нн).. дорожк.. уц..левш… около самого дома потому (что) по ней х..дили закрывать ставни и нач..нал вн..мательно читать пр..несе(н,нн)ую с собой кни..ку. (По В.Гаршину).
Выполним следующие задания:
1.Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.
2.Определите тип этого сложного предложения. Сложное, союзное, сложноподчинённое с тремя придаточными.
3.Выпишите основу 1-й части. Определите тип сказуемого.
Он любил (простое глагольное сказуемое) и садился (простое глагольное сказуемое) и начинал читать (составное глагольное сказуемое).
4.Напишите номер части, являющейся односоставным предложением.
Укажите тип этой части односоставного предложения.
4- неопределённо личное.
5.Напишите номер части, осложненной обособленным дополнением.
6.Напишите номера придаточных частей, связанных между собой однородной связью. Определите тип придаточных.
7.Выпишите из 3-й части словосочетание со связью согласование.
В заброшенное местечко.
8.Выпишите из предложения все личные местоимения.
Он, кроме него, в него, по ней.
9.Определите способ образования следующих слов: суффиксальный.
Цветник цветы, местечко место, скамейка скамья, дорожка дорога, книжка книга.
10.Выпишите из 1-й части слово, в котором звуков больше, чем букв. Стоявшую.
11.Составьте схему предложения.
Задание №3.Спишите и вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания.
И л..гушка ра(с,сс)казывала им чудес(?)ную историю о том как она думала всю ж..знь и (на)конец(то) избр..ла новый (н..)кому (н…)извес(?)ный способ путеше(?)вия на утках как у неё были свои собстве(н,нн)ые утки к..торые н..сили её куда ей было угодно как она побывала на пр..крас(?)ном юг.. где так хорошо где такие пр..красные теплые болота и так много мошек и всяких других с..едобных нас..комых. (По В.Гаршину).
Выполним следующие задания:
1.Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.
2.Определите тип этого сложного предложения. Сложное, союзное, сложноподчинённое с восемью придаточными.
3.Выпишите основу 4-й части. Чем выражено подлежащее? Определите тип сказуемого. Которые носили ; местоимением; простое глагольное сказуемое.
4.Напишите номера придаточных частей, которые связаны между собой однородным подчинением. Определите типы придаточных.
5.Напишите, какой тип связи между 3-, 4-й и 5-й частями. Определите типы придаточных. Последовательное подчинение.
6.Напишите номера частей, которые являются односоставными предложениями. Определите типы этих предложений как односоставных.
7.Напишите номера частей, которые являются неполными предложениями.
8.Выпишите из 3-й части словосочетание со связью управление.
9.Выпишите из предложения все наречия. Наконец-то, куда, угодно, где, так, хорошо, много.
10.Определите способ образования следующих слов:
Угодно угодный, хорошо хороший.
11.Составьте схему предложения.
Задание №4.Спишите и вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания.
Тут мал..чик (н..)мог уд..ржат(?)ся от радост… и чуть было (не)закричал и (не)захлопал руками в..волнова(н,нн)ый увиде(н,нн)ым но б..ясь спугнуть колюче..о звер..ка затаил дыхание и широко ра..крыв счас..ливые глаза в восторг… с зам..ранием сер..ца см..трел как тот фыркая тщ..тельно обнюх..вал св..им сви(н,нн)ым рыльцем корни розового куста ища между ними червей и смешно ш..велил толст..нькими лапами похож..ми на медвеж..и. (По В.Гаршину).
[Тут мальчик не мог удержаться от радости и чуть было не закричал и не захлопал руками, | взволнованный увиденным |, но, | боясь спугнуть колючего зверька |, затаил дыхание и, | широко раскрыв счастливые глаза |, в восторге , с замиранием сердца смотрел ], 1 (как тот , | фыркая |, тщательно обнюхивал своим свиным рыльцем корни розового куста, | ища между ними червей |, и смешно шевелил толстенькими лапами, | похожими на медвежьи | 2 . (По В.М.Гаршину).
Выполним следующие задания:
1.Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть
2.Определите тип этого сложного предложения.
Сложное, союзное, сложноподчинённое.
3.Выпишите основу 2-й части. Определите, чем выражено подлежащее. Определите типы сказуемых. Тот обнюхивал , шевелил ; местоимением; простые глагольные сказуемые.
4.Напишите номер придаточной части. Укажите тип придаточного.
5.Выпишите из 1-й части однородные обстоятельства.
Шороко раскрыв счастливые глаза, в восторге, с замиранием сердца.
6.Выпишите из предложения обособленные определения.
Взволнованный увиденным, похожими на медвежьи.
7.Выпишите из 2-й части обособленные обстоятельства.
Фыркая, ища между ними червей.
8.Выпишите из первой части словосочетания со связью согласование.
Взволнованный мальчик, колючего зверька, счастливые глаза.
9.Выпишите из предложения притяжательное прилагательное.
10.Выпишите из предложения фразеологические обороты. Определите их значения. Затаил дыхание – замер; с замиранием сердца – неподвижно; широко раскрыв глаза – удивлённо, не мог удержаться от радости- радовался.
Источник статьи: http://infourok.ru/kompleksnoe-povtorenie-grammatiki-v-klasse-na-materiale-proizvedeniy-vmgarshina-chast-pervaya-1801934.html
Он очень любил свой цветник это был его цветник, потому что,
кроме него, почти никто не ходил в это заброшенное местечко и, придя в него,
садился на солнышке, на старую деревянную скамейку, стоявшую на сухой песчаной
дорожке, уцелевшей около самого дома, потому что по ней ходили закрывать
ставни, и начинал читать принесенную с собой книжку.( Сколько частей в предложении, Пронумеруйте каждую часть, Выписать все личные местоимения)
Митя, сидя за столом, читал книгу
Танцуя увлечённо, Лиза не заметила, как мама зашла в комнату
Он сидел на лавочке, наблюдая как дети играют в песочнице
Кошка, сидя на столе, мурлыкала и вылизывалась
Замедляя шаг, он постепенно остановился
18. ветреный день
19. ветряная мельница
55. общественно полезный
60. переводной , но переводный балл
64. пребывать (на работе)
65. пребывать в горах
72. претворить мечту в жизнь
76. прибыть (на работу)
80. призреть сироту
82. прикидывать в уме
88. развитой ребенок
89. развитой язык
1. в двух шагах — рукой подать
2. во весь дух — сломя голову
3. приходить в восторг-потирать руки
4. бить баклуши-сидеть сложа руки
со знаком ! в конце предложения их три.
Совсем скоро наступит Новый год! Этот праздник с нетерпением ждут и взрослые, и дети. На улицах города установлены разряженные ёлки, повсюду развешены гирлянды.
Я тоже не сижу сложа руки: нужно поломать голову, придумывая подарки для своих близких, украсить квартиру. Когда думаю об этом празднике, моя душа поёт. С наступающим Новым годом!
Источник статьи: http://otvet.ws/questions/4895932-on-ochen-lyubil-svoi-cvetnik-eto-byl-ego-cvetnik-potomu-chto-krome.html
О жабе и розе
Жили на свете роза и жаба.
Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом.
Цветник был очень запущен; сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которых уже давно никто не чистил и не посыпал песком.
Деревянная решетка с колышками, обделанными в виде четырехгранных пик, когда-то выкрашенная зеленой масляной краской, теперь совсем облезла, рассохлась и развалилась; пики растащили для игры в солдаты деревенские мальчики и, чтобы отбиваться от сердитого барбоса с компаниею прочих собак, подходившие к дому мужики.
А цветник от этого разрушения стал нисколько не хуже.
Остатки решетки заплели хмель, повилика с крупными белыми цветами и мышиный горошек, висевший целыми бледно-зелеными кучками, с разбросанными кое-где бледно-лиловыми кисточками цветов.
Колючие чертополохи на жирной и влажной почве цветника (вокруг него был большой тенистый сад) достигали таких больших размеров, что казались чуть не деревьями.
Желтые коровьяки подымали свои усаженные цветами стрелки ещё выше их.
Крапива занимала целый угол цветника; она, конечно, жглась, но можно было и издали любоваться ее темною зеленью, особенно когда эта зелень служила фоном для нежного и роскошного бледного цветка розы.
Она распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок.
Роза точно плакала.
Но вокруг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, проникавшего ее тонкие лепестки розовым светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить.
Она не могла говорить; она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой.
А внизу, между корнями куста, на сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная старая жаба, которая проохотилась целую ночь за червяками и мошками и под утро уселась отдыхать от трудов, выбрав местечко потенистее и посырее.
Она сидела, закрыв перепонками свои жабьи глаза, и едва заметно дышала, раздувая грязно-серые бородавчатые и липкие бока и отставив одну безобразную лапу в сторону: ей было лень подвинуть ее к брюху.
Она не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде; она уже наелась и собралась отдыхать.
Но когда ветерок на минуту стихал и запах розы не уносился в сторону, жаба чувствовала его, и это причиняло ей смутное беспокойство; однако она долго ленилась посмотреть, откуда несется этот запах.
В цветник, где росла роза и где сидела жаба, уже давно никто не ходил.
Еще в прошлом году осенью, в тот самый день, когда жаба, отыскав себе хорошую щель под одним из камней фундамента дома, собиралась залезть туда на зимнюю спячку, в цветник в последний раз зашел маленький мальчик, который целое лето сидел в нем каждый ясный день под окном дома.
Взрослая девушка, его сестра, сидела у окна; она читала книгу или шила что-нибудь и изредка поглядывала на брата.
Он был маленький мальчик лет семи, с большими глазами и большой головой на худеньком теле.
Он очень любил свой цветник (это был его цветник, потому что, кроме него, почти никто не ходил в это заброшенное местечко) и, придя в него, садился на солнышке, на старую деревянную скамейку, стоявшую на сухой песчаной дорожке, уцелевшей около самого дома, потому что по ней ходили закрывать ставни, и начинал читать принесенную с собой книжку.
– Вася, хочешь, я тебе брошу мячик? – спрашивает из окна сестра. – Может быть, ты с ним побегаешь?
Маша, я лучше так, с книжкой.
И он сидел долго и читал.
А когда ему надоедало читать о Робинзонах, и диких странах, и морских разбойниках, он оставлял раскрытую книжку и забирался в чащу цветника.
Тут ему был знаком каждый куст и чуть ли не каждый стебель.
Он садился на корточки перед толстым, окруженным мохнатыми беловатыми листьями стеблем коровьяка, который был втрое выше его, и подолгу смотрел, как муравьиный народ бегает вверх к своим коровам – травяным тлям, как муравей деликатно трогает тонкие трубочки, торчащие у тлей на спине, и подбирает чистые капельки сладкой жидкости, показывавшиеся на кончиках трубочек.
Он смотрел, как навозный жук хлопотливо и усердно тащит куда-то свой шар, как паук, раскинув хитрую радужную сеть, сторожит мух, как ящерица, раскрыв тупую мордочку, сидит на солнце, блестя зелеными щитиками своей спины; а один раз, под вечер, он увидел живого ежа!
Тут и он не мог удержаться от радости и чуть было не закричал и не захлопал руками, но боясь спугнуть колючего зверька, притаил дыхание и, широко раскрыв счастливые глаза, в восторге смотрел, как тот, фыркая, обнюхивал своим свиным рыльцем корни розового куста, ища между ними червей, и смешно перебирал толстенькими лапами, похожими на медвежьи.
– Вася, милый, иди домой, сыро становится, – громко сказала сестра.
И ежик, испугавшись человеческого голоса, живо надвинул себе на лоб и на задние лапы колючую шубу и превратился в шар.
Мальчик тихонько коснулся его колючек; зверек еще больше съежился и глухо и торопливо запыхтел, как маленькая паровая машина.
Потом он немного познакомился с этим ежиком.
Он был такой слабый, тихий и кроткий мальчик, что даже разная звериная мелкота как будто понимала это и скоро привыкала к нему.
Какая была радость, когда еж попробовал молока из принесенного хозяином цветника блюдечка!
В эту весну мальчик не мог выйти в свой любимый уголок.
По-прежнему около него сидела сестра, но уже не у окна, а у его постели; она читала книгу, но не для себя, а вслух ему, потому что ему было трудно поднять свою исхудалую голову с белых подушек и трудно держать в тощих руках даже самый маленький томик, да и глаза его скоро утомлялись от чтения.
Должно быть, он уже больше никогда не выйдет в свой любимый уголок.
– Маша! – вдруг шепчет он сестре.
– Что, в садике теперь хорошо?
Сестра наклоняется, целует его в бледную щеку и при этом незаметно стирает слезинку.
– Хорошо, голубчик, очень хорошо.
И розы расцвели.
Вот в понедельник мы пойдем туда вместе.
Доктор позволит тебе выйти.
Мальчик не отвечает и глубоко вздыхает.
Сестра начинает снова читать.
Сестра поправила ему подушки и белое одеяльце, он с трудом повернулся к стенке и замолчал.
Солнце светило сквозь окно, выходившее на цветник, и кидало яркие лучи на постель и на лежавшее на ней маленькое тельце, освещая подушки и одеяло и золотя коротко остриженные волосы и худенькую шею ребенка.
Роза ничего этого не знала; она росла и красовалась; на другой день она должна была распуститься полным цветом, а на третий начать вянуть и осыпаться.
Вот и вся розовая жизнь!
Но и в эту короткую жизнь ей довелось испытать немало страха и горя.
Ее заметила жаба.
Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми и безобразными глазами, что-то странное зашевелилось в жабьем сердце.
Она не могла оторваться от нежных розовых лепестков и все смотрела и смотрела.
Ей очень понравилась роза, она чувствовала желание быть поближе к такому душистому и прекрасному созданию.
И чтобы выразить свои нежные чувства, она не придумала ничего лучше таких слов:
– Постой, – прохрипела она, – я тебя слопаю!
Зачем она была прикреплена к своему стебельку?
Вольные птички, щебетавшие вокруг нее, перепрыгивали и перелетали с ветки на ветку; иногда они уносились куда-то далеко, куда – не знала роза.
Бабочки тоже были свободны.
Как она завидовала им!
Будь она такою, как они, она вспорхнула бы и улетела от злых глаз, преследовавших ее своим пристальным взглядом.
Роза не знала, что жабы подстерегают иногда и бабочек.
– Я тебя слопаю! – повторила жаба, стараясь говорить как можно нежнее, что выходило еще ужаснее, и переползла поближе к розе.
– Я тебя слопаю! – повторила она, все глядя на цветок.
И бедное создание с ужасом увидело, как скверные липкие лапы цепляются за ветви куста, на котором она росла.
Однако жабе лезть было трудно: ее плоское тело могло свободно ползать и прыгать только по ровному месту.
После каждого усилия она глядела вверх, где качался цветок, и роза замирала.
– Господи! – молилась она, – хоть бы умереть другою смертью!
А жаба все карабкалась выше.
Но там, где кончались старые стволы и начинались молодые ветви, ей пришлось немного пострадать.
Темно-зеленая гладкая кора розового куста была вся усажена острыми и крепкими шипами.
Жаба переколола себе о них лапы и брюхо и, окровавленная, свалилась на землю.
Она с ненавистью посмотрела на цветок.
– Я сказала, что я тебя слопаю! – повторила она.
Наступил вечер; нужно было подумать об ужине, и раненая жаба поплелась подстерегать неосторожных насекомых.
Злость не помешала ей набить себе живот, как всегда; ее царапины были не очень опасны, и она решилась, отдохнув, снова добираться до привлекавшего ее и ненавистного ей цветка.
Она отдыхала довольно долго.
Наступило утро, прошел полдень, роза почти забыла о своем враге.
Она совсем уже распустилась и была самым красивым созданием в цветнике.
Некому было прийти полюбоваться ею: маленький хозяин неподвижно лежал на своей постельке, сестра не отходила от него и не показывалась у окна.
Только птицы и бабочки сновали около розы, да пчелы, жужжа, садились иногда в ее раскрытый венчик и вылетали оттуда, совсем косматые от желтой цветочной пыли.
Прилетел соловей, забрался в розовый куст и запел свою песню.
Как она была не похожа на хрипение жабы!
Роза слушала эту песню и была счастлива: ей казалось, что соловей поет для нее, а может быть, это была и правда.
Она не видела, как ее враг незаметно взбирался на ветки.
На этот раз жаба уже не жалела ни лапок, ни брюха: кровь покрывала ее, но она храбро лезла все вверх – и вдруг, среди звонкого и нежного рокота соловья, роза услышала знакомое хрипение: – Я сказала, что слопаю, и слопаю!
Жабьи глаза пристально смотрели на нее с соседней ветки.
Злому животному оставалось только одно движение, чтобы схватить цветок.
Роза поняла, что погибает.
Маленький хозяин уже давно неподвижно лежал на постели.
Сестра, сидевшая у изголовья в кресле, думала, что он спит.
На коленях у нее лежала развернутая книга, но она не читала ее.
Понемногу ее усталая голова склонилась: бедная девушка не спала несколько ночей, не отходя от больного брата, и теперь слегка задремала.
– Маша, – вдруг прошептал он.
Ей приснилось, что она сидит у окна, что маленький брат играет, как в прошлом году, в цветнике и зовет ее.
Открыв глаза и увидев его в постели, худого и слабого, она тяжело вздохнула.
– Маша, ты мне сказала, что розы расцвели!
– Можно, голубчик, можно! – Она подошла к окну и посмотрела на куст.
Там росла одна, но очень пышная роза.
– Как раз для тебя распустилась роза, и какая славная!
Поставить тебе ее сюда на столик в стакане?
Девушка взяла ножницы и вышла в сад.
Она давно уже не выходила из комнаты; солнце ослепило ее, и от свежего воздуха у нее слегка закружилась голова.
Она подошла к кусту в то самое мгновение, когда жаба хотела схватить цветок.
– Ах, какая гадость! – вскрикнула она.
И схватив ветку, она сильно тряхнула ее: жаба свалилась на землю и шлепнулась брюхом.
В ярости она было прыгнула на девушку, но не могла подскочить выше края платья и тотчас далеко отлетела, отброшенная носком башмака.
Она не посмела попробовать еще раз и только издали видела, как девушка осторожно срезала цветок и понесла его в комнату.
Когда мальчик увидел сестру с цветком в руке, то в первый раз после долгого времени слабо улыбнулся и с трудом сделал движение худенькой рукой.
– Дай ее мне, – прошептал он. – Я понюхаю.
Сестра вложила стебелек ему в руку и помогла подвинуть ее к лицу.
Он вдыхал в себя нежный запах и, счастливо улыбаясь, прошептал:
Потом его личико сделалось серьезным и неподвижным, и он замолчал. навсегда.
Роза, хотя и была срезана прежде, чем начала осыпаться, чувствовала, что ее срезали недаром.
Ее поставили в отдельном бокале у маленького гробика.
Тут были целые букеты и других цветов, но на них, по правде сказать, никто не обращал внимания, а розу молодая девушка, когда ставила ее на стол, поднесла к губам и поцеловала.
Маленькая слезинка упала с ее щеки на цветок, и это было самым лучшим происшествием в жизни розы.
Когда она начала вянуть, ее положили в толстую старую книгу и высушили, а потом, уже через много лет, подарили мне.
Источник статьи: http://ryfma.com/p/3teqe9fBhqDYLAYWg/o-zhabe-i-roze