Он любил по утрам обходить заросший чистотелом сад гонять со старых яблонь воробьев причастие

Он любил по утрам обходить заросший чистотелом сад гонять со старых яблонь воробьев причастие

У Степана, как у всех котов, были твердые привычки. Он любил по утрам обходить заросший чистотелом сад, гонять со старых яблонь воробьев, ловить желтых бабочек-капустниц и точить когти на сгнившей скамье. Но теперь приходилось обходить сад не по земле, а по высокому забору, неизвестно зачем обтянутому заржавленной колючей проволокой и к тому же такому узкому, что временами Степан долго думал, куда поставить лапу.

Вообще в жизни Степана бывали разные неприятности. Однажды он украл и съел плотицу вместе с застрявшим в жабрах рыболовным крючком – и все сошло, Степан даже не заболел. Но никогда еще ему не приходилось унижаться из-за кривоногой собаки, похожей на крысу. Усы Степана вздрагивали от негодования.

Один только раз за все лето Степан, сидя на крыше, усмехнулся.

Во дворе, среди курчавой гусиной травы, стояла деревянная миска с мутной водой – в нее бросали корки черного хлеба для кур. Фунтик подошел к миске и осторожно вытащил из воды большую размокшую корку.

Сварливый голенастый петух, прозванный «Горлачом», пристально посмотрел на Фунтика одним глазом. Потом повернул голову и посмотрел другим глазом. Петух никак не мог поверить, что здесь, рядом, среди бела дня происходит грабеж.

Подумав, петух поднял лапу, глаза его налились кровью, внутри у него что-то заклокотало, как будто в петухе гремел далекий гром. Степан знал, что это значит, – петух разъярялся.

Стремительно и страшно, топая мозолистыми лапами, петух помчался на Фунтика и клюнул его в спину. Раздался короткий и крепкий стук. Фунтик выпустил хлеб, прижал уши и с отчаянным воплем бросился в отдушину под дом.

Петух победно захлопал крыльями, поднял густую пыль, клюнул размокшую корку и с отвращением отшвырнул ее в сторону – должно быть, от корки пахло псиной.

Фунтик просидел под домом несколько часов и только к вечеру вылез и сторонкой, обходя петуха, пробрался в комнаты. Морда у него была в пыльной паутине, к усам прилипли высохшие пауки.

Но гораздо страшнее петуха была худая черная курица. На шее у нее была накинута шаль из пестрого пуха, и вся она походила на цыганку-гадалку. Купили эту курицу напрасно. Недаром старухи по деревне говорили, что куры делаются черными от злости.

Курица эта летала, как ворона, дралась и по нескольку часов могла стоять на крыше и без перерыва кудахтать. Сбить ее с крыши, даже кирпичом, не было возможности. Когда мы возвращались из лугов или из леса, то издалека была уже видна эта курица – она стояла на печной трубе и казалась вырезанной из жести.

Нам вспоминались средневековые харчевни – о них мы читали в романах Вальтера Скотта. На крышах этих харчевен торчали на шесте жестяные петухи или куры, заменявшие вывеску.

Так же как в средневековой харчевне, нас встречали дома бревенчатые темные стены, законопаченные желтым мхом, пылающие поленья в печке и запах тмина. Почему-то старый дом пропах тмином и древесной трухой.

Романы Вальтера Скотта мы читали в пасмурные дни, когда мирно шумел по крышам и в саду теплый дождь. От ударов маленьких дождевых капель вздрагивали мокрые листья на деревьях, вода лилась тонкой и прозрачной струей из водосточной трубы, а под трубой сидела в луже маленькая зеленая лягушка. Вода лилась ей прямо на голову, но лягушка не двигалась и только моргала.

Когда не было дождя, лягушка сидела в лужице под рукомойником. Раз в минуту ей капала на голову из рукомойника холодная вода. Из тех же романов Вальтера Скотта мы знали, что в средние века самой страшной пыткой было вот такое медленное капанье на голову ледяной воды, и удивлялись лягушке.

Иногда по вечерам лягушка приходила в дом. Она прыгала через порог и часами могла сидеть и смотреть на огонь керосиновой лампы.

Трудно было понять, чем этот огонь так привлекал лягушку. Но потом мы догадались, что лягушка приходила смотреть на яркий огонь так же, как дети собираются вокруг неубранного чайного стола послушать перед сном сказку. Огонь то вспыхивал, то ослабевал от сгоравших в ламповом стекле зеленых мошек. Должно быть, он казался лягушке большим алмазом, где, если долго всматриваться, можно увидеть в каждой грани целые страны с золотыми водопадами и радужными звездами.

Лягушка так увлекалась этой сказкой, что ее приходилось щекотать палкой, чтобы она очнулась и ушла к себе, под сгнившее крыльцо, – на его ступеньках ухитрялись расцветать одуванчики.

Во время дождя кое-где протекала крыша. Мы ставили на пол медные тазы. Ночью вода особенно звонко и мерно капала в них, и часто этот звон совпадал с громким тиканьем ходиков.

Ходики были очень веселые – разрисованные пышными розанами и трилистниками. Фунтик каждый раз, когда проходил мимо них, тихо ворчал должно быть, для того, чтобы ходики знали, что в доме есть собака, были настороже и не позволяли себе никаких вольностей – не убегали вперед на три часа в сутки или не останавливались без всякой причины.

Читайте также:  Лучшие сорта саженцев груши для подмосковья

В доме жило много старых вещей. Когда-то давно эти вещи были нужны обитателям дома, а сейчас они пылились и рассыхались на чердаке и в них копошились мыши.

Изредка мы устраивали на чердаке раскопки и среди разбитых оконных рам и занавесей из мохнатой паутины находили то ящик от масляных красок, покрытый разноцветными окаменелыми каплями, то сломанный перламутровый веер, то медную кофейную мельницу времен севастопольской обороны, то огромную тяжелую книгу с гравюрами из древней истории, то, наконец, пачку переводных картинок.

Мы переводили их. Из-под размокшей бумажной пленки появлялись яркие и липкие виды Везувия, итальянские ослики, убранные гирляндами роз, девочки в соломенных шляпах с голубыми атласными лентами, играющие в серсо, и фрегаты, окруженные пухлыми мячиками порохового дыма.

Как-то на чердаке мы нашли деревянную черную шкатулку. На крышке ее медными буквами была выложена английская надпись: «Эдинбург. Шотландия. Делал мастер Гальвестон».

Шкатулку принесли в комнаты, осторожно вытерли с нее пыль и открыли крышку. Внутри были медные валики с тонкими стальными шипами. Около каждого валика сидела на бронзовом рычажке медная стрекоза, бабочка или жук.

Это была музыкальная шкатулка. Мы завели ее, но она не играла. Напрасно мы нажимали на спинки жуков, мух и стрекоз – шкатулка была испорчена.

За вечерним чаем мы заговорили о таинственном мастере Гальвестоне. Все сошлись на том, что это был веселый пожилой шотландец в клетчатом жилете и кожаном фартуке. Во время работы, обтачивая в тисках медные валики, он, наверное, насвистывал песенку о почтальоне, чей рог поет в туманных долинах, и девушке, собирающей хворост в горах. Как все хорошие мастера, он разговаривал с теми вещами, которые делал, и предсказывал им их будущую жизнь. Но, конечно, он никак не мог догадаться, что эта черная шкатулка попадет из-под бледного шотландского неба в пустынные леса за Окой, в деревню, где только одни петухи поют, как в Шотландии, а все остальное совсем не похоже на эту далекую северную страну.

С тех пор мастер Гальвестон стал как бы одним из невидимых обитателей старого деревенского дома. Порой нам даже казалось, что мы слышим его хриплый кашель, когда он невзначай поперхнется дымом из трубки. А когда мы что-нибудь сколачивали – стол в беседке или новую скворечню – и спорили, как держать фуганок или пригнать одну к другой две доски, то часто ссылались на мастера Гальвестона, будто он стоял рядом и, прищурив серый глаз, насмешливо смотрел на нашу возню. И все мы напевали последнюю любимую песенку Гальвестона:

Шкатулку поставили на стол, рядом с цветком герани, и в конце концов забыли о ней.

Но как-то осенью, поздней осенью, в старом и гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам, и из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия:

Источник статьи: http://www.rulit.me/books/tom-4-malenkie-povesti-rasskazy-read-386774-131.html

Упражнение 3. Определите, нужно ли обособлять причастный оборот.

А. 1.Запах дикой гвоздики нагретой солнцем наполнял вагоны. 2.В саду стоял дом в два этажа обнесе..ый глухим забором. 3.Дед ходил за дикой малиной на Глухое озеро и вернулся с перекоше..ым от страха лицом. 4.Кузнечики кричали на полянах заросших белой засохшей гвоздикой. 5.Он любил по утрам обходить заросший чистотелом сад, гонять со старых яблонь воробьев. 6.На станках стояли скульптуры закрытые сырыми тряпками. 7.На поляне вблизи озера стояла скамейка сколоче..ая из березовых жердей. 8.Его цветы были похожи на вывернутые ветром маленькие зонтики. 9.Смола стекавшая по сосновым стволам превратилась в янтарный камень. 10.Эта скупость слов умирающего вдали от родины солдата придает “Завещанию” трагическую силу.

Б. 1.На песча..ом дне были видны дорожки проложе..ые улитками. 2.К трем часам дня мы вышли на песча..ый бугор среди болот заросший сухим папоротником. 3.Самой интересной комнатой был, пожалуй, кабинет Петра Максимовича, с низким потолком и множеством одинаково переплете..ых книг. 4.Одинокий самолет плывущий на головокружительной высоте кажется миноносцем наблюдаемым со дна моря. 5.Неожида..о под обрывом блес(?)нула вода — старица Пры заросшая последними белыми лилиями и водя..ой гречихой. 6.Каждую низину в лесу заросшую непролазным темным ольшаником мы принимали за берега этого озера. 7.Высокий красный клевер перемешался с мыши..ым горошком и подмаренником, а над всем этим тесно столпившимся содружеством подымался исполинский чертополох. 8.Только на окраинах парка сквозь сумрак всегда присутствующий под сводами старых деревьев вдруг откроется поляна заросшая блестящими лютиками и пруд с тихой водой. 9. Покрытые паутиной и росами ивы стояли под солнцем, как сказочные деревья пересаже..ые в наши земли из далеких стран. 10.Липовый парк изрытый блиндажами разруше..ыми и заросшими дикой малиной слышен издалека.

Источник статьи: http://znanija.site/russkii-yazyk/31932226.html

Контрольная работа по русскому языку. 8 класс.

Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Пропущенные буквы подчеркните, выделите причастные и деепричастные обороты.

В глубине были в…дны не успевшие еще дот…нуться до поверхности воды круглые листки кувшинок. Она надменно см…трела из-под полуопущенных век на восхищенных зрителей. Я боялся поднять глаза и видел только начищенные до невероятного блеска крепкие ботинки гардемарина. За ее спиной в пл…теной сумочке висели баранки посыпанные маком. Мы подошли к дому окруженные взволнованными лающими собаками.

Читайте также:  Саженцы роза розариум плетистая роза

Святославская улица застроенная скучными доходными домами из ж…лтого киевского кирпича с такими же кирпичными тр…туарами упиралась в огромный пустырь изрезанный оврагами. Любишь каждую травинку поникшую от р…сы или согретую солнцем, каждую кружку воды из л…сного колодца, каждое дерево над озером тр…пещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое обл…ко плывущее по бледному и высокому небу. Запах дикой гвоздики нагретой солнцем наполнял вагоны. Кузнечики кричали на полянах заросших белой засохшей гвоздикой. Он любил по утрам обходить заросший чистотелом сад, гонять со старых яблонь воробьев. На станках стояли скульптуры закрытые сырыми тряпками. На п…ляне вблизи озера стояла скамейка сколоче..ая из березовых жердей. Его цветы были похожи на вывернутые ветром маленькие зонтики. См…ла ст…кавшая по с…сновым ств…лам пр…вратилась в янтарный камень.

Птицы выбирая себе спутников жизни придают большое значение оттенкам оп…рения. И если у п…рнатого кавалера нет присущей его собратьям шапочки, то шансы получить благосклонность от невесты невелики. М…л…дой сокол неожиданно высоко взлетев над равниной исчез с летнего неба очертив пространство над г…ризонтом. Стены дома подновлённые краской и подкрашенными по всему периметру карнизами выложенными яркой каймой из плитки выглядят празднично. Маша прос…дела в углу до самого обеда внимательно глядя на старшую сестру и вслушиваясь в произносимые ею слова. Техника глубокой живописи позволяющая свободно рисовать без каких-либо физических усилий оказалась особенно близка Шишкину сохранявшему свободную и живую манеру рисунка.

Источник статьи: http://znanija.org/russkii-yazyk/36514398.html

Раздельное написание не с деепричастиями

I. 1. Листва берез висит не шелохнувшись, роса стекает по белым стволам. (Пауст.) 2. Кто-то не спеша шел по аллее. (Ч.) 3. Левинсон слушал, не вмешиваясь. (Фад.) 4. Тихо и уютно в музее. Можно не спеша пройтись по светлым комнатам с крашеными иолами, не торопясь рассматривать экспонаты. (Чешк.) 5. Эти звезды кругом точно все собрались, не мигая, смотреть в этот сад. (А. Фет.) 6. Кто вас, детки, крепко любит, кто вас нежно так голубит, не смыкая ночью глаз, все заботится о вас? Мама дорогая! (Плещ.)

II. 1. Метелица свирепо осадил жеребца перед самым носом мальчишки, едва не задавив его. (Фад.) 2. Ничего не соображая от ужаса Гаврик бросился вперед. (Кат.) 3. Отец велел, не останавливаясь в гостинице, ехать прямо на пристань. (Кат.) 4. Путешественники уснули у костра, не дожидаясь ужина. (Алд-Сем.) 5. Морская ширь полна движенья. Она лежит у наших ног. И, не прощая униженья, с разбега бьется о порог. (М.) 6. Они сидели, ничего не говоря, прислушиваясь к свистам и крикам, затихающим в отдалении. (Кат.) 7. Затем он [Петя] стал с жаром рассказывать о путешествии, не жалея красок. (Кат.) 8. Якутия — самое холодное место на земле, не считая Антарктиды. (В. Истомин.)

III. 1. Недоумевая, Ольга остановилась, осмотрелась, прислушалась. (Гайд.) 2. Медсестра, негодуя, вбежала в палату. (В. Костин.)

Выпишите глаголы с не, деепричастия с не.

1. Герасим шел не торопясь и не спускал Муму с веревочки. (Т.) 2. Поезд, не останавливаясь, летел в неизвестность. (С. Арутюнов.) 3. Егорушка быстро, не желая ни о чем думать, положил под голову узелок, укрылся пальто. (Ч.) 4. Метелица пошарил глазами, прислушался и, не найдя ничего подозрительного, бесшумно и быстро перемахнул через забор. (Фад.) 5. Не убив медведя, шкуры не продают. (Посл.)

У Степана, как у всех котов, были твердые привычки. Он любил по утрам обходить заросший чистотелом сад, гонять от старых яблонь воробьев, ловить желтых бабочек-капустниц и точить когти на сгнившей скамье. Но теперь приходилось обходить сад не по земле, а по высокому забору, неизвестно зачем обтянутому заржавленной колючей проволокой и к тому же та кому узкому, что временами Степан долго думал, куда поставить лапу.

Вообще в жизни Степана бывали разные неприятности. Однажды он украл и съел плотицу вместе с застрявшим в жабрах рыболовным крючком — и все сошло. Степан даже не заболел. Но никогда еще ему не приходилось унижаться из-за кривоногой собаки, похожей на крысу. Усы у Степана вздрагивали от негодования. (К. Паустовский) (109 сл.)

1. Безударные гласные в падежных окончаниях причастий.

2. Не с разными частями речи.

Чудесная палитра сентябрьского леса. Пурпурные и сиреневые листья чередуются с золотом кленов и яркой зеленью нестареющей крушины. Ночи холодные, а днем солнце успевает прогреть воздух. Пестрая карусель опадающих листьев оживляет эту незабываемую пору золотой осени. Мягкий цветной ковер ложится к подножию деревьев. Но ветерок — и понеслась шуршащая поземка по колеям дорог, поплыли расписное ладьи по воздуху, по лесным речкам, ручьям.

Однако не все растения смирились с осенью. Воспользовавшись дневным теплом, вторично зацвели одуванчик и ромашка. А по закраинам болот зажгла свои желтые розочки калужница.

Полны очарования короткие дни бабьего лета, когда лучи солнца посылают свой последний привет пустующим полям. Ночью осень серебрит инеем стерню, прихватывает ледяной корочкой лужи, а на рассвете в низинах и по лесным речкам разливаются молочные туманы (А. Калецкий.) (123 сл.)

1. Безударные гласные в окончаниях причастий.

Читайте также:  Сроки весенней посадки плодового дерева

2. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Я и мир вокруг — эта проблема волнует человека. Это и естественно, ведь в мире все взаимосвязано и взаимообусловлено. Человеку природа нужна. И не потому только, что лес очищает воздух, накапливает влагу и солнечную энергию, защищает поля и реки, а без воды и воздуха жизнь вообще немыслима. Красота рощи, луга, вечернего заката, красота обыкновенною камешка, обкатанного морской волной, былинки, растущей на крутом гор ном склоне, делает людей более человечными, благородными, чуткими.

Но все ли это понимают? Мимоходом сорванный цветок, сломанная ветка, работающий на холостом ходу грузовик, загрязненные частицами олова, ртути озера и реки, скомканные целлофановые пакеты под ногами, выброшенный на траву мусор… Такой мы оставляем на земле след.

Будут ли радовать глаз цветы, петь птахи, зеленеть деревья, зависит от тебя, от меня, ото всех.

(А. Грибова) (125 сл.)

1. Н — нн в суффиксах страдательных причастий.

2. Буквы е — и в безударных окончаниях глаголов I и II спряжения.

3. Знаки препинания при однородных членах.

ПРОЩАНИЕ С ЛЕТОМ

Ранняя осень незаметно подкралась к лесным урочищам. В чащобах повеяло холодком, пропитанным легким грибным запахом, тонким ароматом первой опавшей листвы, которой усы паны лесные дорожки.

Ранняя осень — чудесная, неповторимая пора года. В воздухе, напоенном ароматом увядающей травы, плывет серебристо-сизая паутина. Остро чувствуется: каждый песчаный взлобок, сваленный сосновыми иголочками, тонкая ветка черемухи, тронутый первой позолотой березовый лист — все обласкано, покорено нежным прощальным теплом солнца.

Каждый человек встречает осень по-своему. Меня ранней осенью всегда тянет в расцвеченный яркими красками лес. На вечерней зорьке хорошо думается. Только в лесу и можно понять, как тепло прощается родная природа с красным летом. (По В. Солдатову.) (99 сл.)

1. Две буквы н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени.

2. Одна буква н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени.

3. Гласные а — е перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях.

Вот вечереет летний день. Солнце уже за домом, за садом, пустой широкий двор в тени, а я лежу на его зеленой холодеющей траве, глядя в бездонное синее небо, как в чьи-то дивные и родные глаза…

Плывет и, круглясь, медленно меняет очертания, тает в этой вогнутой синей бездне высокое, высокое белое облако… Ах, какая томящая красота! Сесть бы на это облако и плыть, плыть на нем в этой жуткой высоте, в поднебесном пространстве…

Вот я за усадьбой, в поле. Только тут еще блещет низкое солнце. Вокруг меня, куда ни кинь взгляд, колосистые ржи, овсы, а в них, в густой чаще склоненных стеблей, затаенная жизнь перепелов. Сейчас они еще молчат, да и все молчит, только иногда загудит, угрюмо зажужжит запутавшийся в колосьях хлебный рыжий жучок. (По И. Бунину.) (125 сл.)

1. Две буквы н в суффиксах полных страдательных причастий.

2. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

3. Буквы е и в окончаниях глаголов I и II спряжения.

С ЛЮБОВЬЮ К ПРИРОДЕ

В старом парке, который начинается за оградой нашего дома, есть кленовая аллея. Прихотливо извиваясь, заснеженная аллея устремляется за город. Снегири наведываются туда каждый день, их манят зимние деревья, сплошь усыпанные легкими крылатыми семенами.

Сидят птицы на кленах важно, покойно, не спеша поклевывают золотистые семена. А до чего хороши! Грудь у снегиря алая.

Спинка голубая, а на голове черный берет. По временам птицы ныряют в снег, купаясь в нем. Потом, не торопясь, похаживают по сверкающему снегу, чертят на нем замысловатые бороздки и следы крестики.

От слова «снег» птице название дано — «снегирь». И неспроста снегири — первые вестники зимы. (По Л Баркову.) (100 сл.)

1. Раздельное написание не с деепричастиями.

2. Запятые при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах.

1. Замените выделенные слова действительными причастиями настоящего времени. Правописание суффиксов объясните.

Конвейер, который движется автоматически; туча, которая неумолимо надвигается; комната, которая освобождается сегодня; скорость, которая превышает скорость звука; ученик, который решает задачу; продукция, которая славится своим высоким качеством; почки, которые распускаются под действием весеннего тепла.

2. Со словосочетаниями составьте предложения, употребив данное причастие в винительном или творительном падеже.

Движущаяся модель, выдающаяся писательница, стелющаяся трава.

3. В предложениях замените выделенные слова причастием с не, объяснив их правописание.

Нельзя переходить речку, которая еще не замерзла. На лесной поляне лежало сено, которое еще не высохло. На середине реки, которая не покрылась льдом, плавали гуси. Весь день шел снег, который не переставал ни на минуту.

4. В предложениях замените выделенные причастия подходящими по смыслу с частицей не.

После дождя, продолжавшегося два дня, установилась хорошая погода. Ученики, отсутствующие на занятиях, получили дополнительное задание. Читатели, задержавшие книги из библиотеки, получили замечание.

5. Замените выделенные слова подходящими по смыслу прилагательными на -ованный.

Журнал, в котором есть картинки; работник, который хорошо знает свое дело; сено, уплотненное под тяжестью.

6. Замените выделенные слова деепричастиями с не.

Ласточки без умолку щебетали. Снег шел беспрестанно всю неделю. Сельчане без устали работали в попе.

Источник статьи: http://dictations.ru/razdelnoe-napisanie-ne-s-deeprichastiyami/

Оцените статью