Знаки препинания в бессоюзных предложениях
(На материале «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя)
Расставьте пропущенные знаки препинания.
1. Возле леса на горе др_мал с закрытыми ставнями старый деревя(н,нн)ый дом мох и дикая тр_ва покрывали его крышу кудрявые яблони разр_слись перед его окнами лес обн_мая своею тенью бр_сал на него дикую мрачность ореховая роща ст_лилась у подножия его и скатывалась к пруду.
2. Тихи и покойны эти пруды холод и мрак вод их угрюмо заключ_н в (темно)зеленые стены садов.
3. Все было тихо в глубокой чаще леса слышались только раскаты соловья.
4. Месяц ост_новивш_йся над его головою показ_вал полноч(?) везде тишина от пруда ве_л холод над ним п_чально стоял ветхий дом с закрытыми ставнями мох и дикий бур(?)ян показывали что д_вно из него уд_лились люди.
5. И через несколько минут все уже уснуло на селе один только месяц так(же) бл_стательно и чудно плыл в необ(?)ятных пустынях р_скошного украинского неба.
1. Небо зеленые и синие леса люди возы с горшками мельницы все опрокинулось стояло и ходило (в)верх ногами (не)падая в голубую пр_красную бездну реки.
2. Шум брань мычание рев все сл_вается в один (не)стройный говор.
3. Волы мешки сено ц_ганы горшки бабы пряники шапки все ярко пестро (не)стройно.
4. Бывало поведет дед речь целый день (не)подвинулся(бы) с места и все(бы) слушал.
1. Очнувшись на третий день долго осматр_вал Петро углы своей хаты но напрасно старался что(нибудь) пр_помнить память его была как карман старого скряги из которого полушки (не)выманиш(?).
2. Смотрит два мешка с золотом.
3. Зачем выбрал ты такое время толпа народу шатает(?)ся то и дело по улицам.
4. (Не)добрые у вас люди девушки все гл_дят так завис(?)ливо а парубки.
5. Отец пр_тв_рился по своему обыкновению глухим (н_)чего (не)слыш_т и еще бр_нит меня.
6. Посмотри вон-вон д_леко мелькнули звездочки одна другая третья четвертая пятая.
7. Панночка глядит страшная ч_рная кошка кр_дет(?)ся к ней шерсть на ней г_рит и железные когти стучат по полу.
8. Тяжело было бедняжке да (н_)чего делать стала выполнять отцовскую волю.
9. И вдруг все ожило и леса и пруды и степи.
10. Потом доберемся и до других хлопцев я (не)забыл как проклятые сорванцы вогнали в огород стадо свиней переевших мою капусту и огурцы.
11. Голова стал бледен как полотно винокур почу(?)ствовал холод и волосы его к_залось хотели улететь на небо ужас изобр_зился на лице писаря десятские прир_сли к земле и не в состояни_ были сомкнуть дружно разинутых ртов своих перед ними стояла свояченица.
12. Оглянулся ноч(?) к_залась перед ним еще бл_стательнее.
13. Левко посмотрел на берег в тонком серебря(н,нн)ом тумане мелькали легкие как будто тени девушки в белых как луг убра(н,нн)ных ландышами рубашках золотые ожерелья мониста дукаты бл_стали на их шеях но они были бледны тело их было как будто свая(н,нн)о из прозрачных обл_ков и будто светилось насквозь при серебря(н,нн)ом месяце.
14. Тут Левко стал замечать что тело ее не так светилось как у прочих внутри его виделось что(то) ч_рное.
15. Так(же) пр_красна была земля в дивном серебря(н,нн)ом блеске но уже (н_)кто (не)упивался ими все погрузилось в сон.
16. С изумлением глядел он в (не)подвижные воды пруда стари(н,нн)ый господский дом опрокинувшись (в)низ виден был в нем чист и в каком(то) ясном величи_. Пр_таивши дух (не)дрогнув и (не)спуская глаз с пруда он к_залось переселился в глубину его и вид_т наперед белый локоть выставился в окно потом выгл_нула пр_ветливая головка с бл_стящими очами тихо светившими сквозь (темно)русые волны волос и оп_рлась на локоть. И вид_т она к_чает слегка головою она маш_т она усмехает(?)ся. Тихо отош_л он от пруда и взгл_-нул на дом мрачные ставни были открыты стекла с_яли при месяце.
КЛЮЧИ
1. Возле леса, на горе, дремал с закрытыми ставнями старый деревянный дом; мох и дикая трава покрывали его крышу, кудрявые яблони разрослись перед его окнами; лес, обнимая своею тенью, бросал на него дикую мрачность; ореховая роща стелилась у подножия его и скатывалась к пруду.
2. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов.
3. Все было тихо; в глубокой чаще леса слышались только раскаты соловья.
4. Месяц, остановившийся над его головою, показывал полночь; везде тишина; от пруда веял холод; над ним печально стоял ветхий дом с закрытыми ставнями; мох и дикий бурьян показывали, что давно из него удалились люди.
5. И через несколько минут все уже уснуло на селе; один только месяц так же блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба.
II. Тире в различных конструкциях
1. Небо, зеленые и синие леса, люди, возы с горшками, мельницы – все опрокинулось, стояло и ходило вверх ногами, не падая в голубую прекрасную бездну реки.
2. Шум, брань, мычание, рев – все сливается в один нестройный говор.
3. Волы, мешки, сено, цыганы, горшки, бабы, пряники, шапки – все ярко, пестро, нестройно.
4. Бывало, поведет дед речь – целый день не подвинулся бы с места и все бы слушал.
III. Двоеточие в различных конструкциях
1. Очнувшись на третий день, долго осматривал Петро углы своей хаты, но напрасно старался что-нибудь припомнить: память его была как карман старого скряги, из которого полушки не выманишь.
2. Смотрит: два мешка с золотом.
3. Зачем выбрал ты такое время: толпа народу шатается то и дело по улицам.
4. Недобрые у вас люди: девушки все глядят так завистливо, а парубки.
5. Отец притворился, по своему обыкновению, глухим: ничего не слышит и еще бранит меня.
6. Посмотри, вон-вон далеко мелькнули звездочки: одна, другая, третья, четвертая, пятая.
7. Панночка глядит: страшная черная кошка крадется к ней; шерсть на ней горит, и железные когти стучат по полу.
8. Тяжело было бедняжке, да нечего делать: стала выполнять отцовскую волю.
9. И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи.
10. Потом доберемся и до других хлопцев: я не забыл, как проклятые сорванцы вогнали в огород стадо свиней, переевших мою капусту и огурцы.
11. Голова стал бледен как полотно; винокур почувствовал холод, и волосы его, казалось, хотели улететь на небо; ужас изобразился на лице писаря; десятские приросли к земле и не в состоянии были сомкнуть дружно разинутых ртов своих: перед ними стояла свояченица.
12. Оглянулся: ночь казалась перед ним еще блистательнее.
13. Левко посмотрел на берег: в тонком серебряном тумане мелькали легкие, как будто тени, девушки в белых, как луг, убранных ландышами рубашках; золотые ожерелья, мониста, дукаты блистали на их шеях; но они были бледны; тело их было как будто сваяно из прозрачных облаков и будто светилось насквозь при серебряном месяце.
14. Тут Левко стал замечать, что тело ее не так светилось, как у прочих: внутри его виделось что-то черное.
15. Так же прекрасна была земля в дивном серебряном блеске; но уже никто не упивался ими: все погрузилось в сон.
16. С изумлением глядел он в неподвижные воды пруда: старинный господский дом, опрокинувшись вниз, виден был в нем чист и в каком-то ясном величии. Притаивши дух, не дрогнув и не спуская глаз с пруда, он, казалось, переселился в глубину его и видит: наперед белый локоть выставился в окно, потом выглянула приветливая головка с блестящими очами, тихо светившими сквозь темно-русые волны волос, и оперлась на локоть. И видит: она качает слегка головою, она машет, она усмехается. Тихо отошел он от пруда и взглянул на дом: мрачные ставни были открыты; стекла сияли при месяце.
Т.Н. НАЗАРОВА,
Е.Н. СКРИПКА,
г. Москва
Источник
Объясните постановку знаков препинания Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена?
Объясните постановку знаков препинания Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена.
В Бергене всё было по — старому.
Всё, что могло приглушить звуки : ковры, портьеры и мягкую мебель — Григ давно убрал из дома.
Остался только старый диван.
На нём могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить.
Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека.
Если человек был наделён воображением, то он мог услышать среди этих белых стен волшебные вещи : от рокота северного океана, что катил волны из мглы, и ветра, что высвистывал над ними свою дикую сагу, — до песни девочки, баюкающей тряпичную куклу.
Рояль мог петь обо всём : о порыве человеческого духа к великому и о любви.
Белые и чёрные клавиши, убегая из — под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и вдруг сразу смолкали.
Тогда в тишине ещё долго звучала одна маленькая струна, как будто это плакала Золушка, обиженная сестрами.
Григ, откинувшись, слушал, пока этот звук не затихал.
Объясните постановку знаков препинания
Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена.
В Бергене всё было по — старому.
Всё, что могло приглушить звуки : ковры, портьеры и мягкую мебель — Григ давно убрал из дома.
(перечисление)Остался только старый диван.
На нём могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить.
(сложносочиненное предложение)Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека.
Если человек был наделён воображением, то он мог услышать среди этих белых стен волшебные вещи : от рокота северного океана, что катил волны из мглы, и ветра, что высвистывал над ними свою дикую сагу, — до песни девочки, баюкающей тряпичную куклу.
(сложное предложение + перечисление)Рояль мог петь обо всём : о порыве человеческого духа к великому и о любви.
Белые и чёрные клавиши, убегая из — под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и вдруг сразу смолкали.
(однородные члены)Тогда в тишине ещё долго звучала одна маленькая струна, как будто это плакала Золушка, обиженная сестрами.
(сложное предложение + обособленное определение, выраженное причасным оборотом)Григ, откинувшись, слушал, пока этот звук не затихал.
(обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом)
Источник