Охрана_лесов_от_незаконных_рубок

Прокурор разъясняет — Прокуратура Красноярского края

Прокуратура Ирбейского района. Механизм борьбы с незаконными рубками лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения.

О проблеме «белых пятен» говорят уже несколько лет, начиная с того момента, как на заброшенных сельхозземлях вырос древостой, достигший статуса деловой древесины. По мере роста «ничейных» лесов по всей стране началась деятельность лесорубов, которых при всем желании нельзя назвать «черными», потому что они рубят формально несуществующие леса. Чаще всего они действуют быстро и нелегально.

Порой эти леса на «белых пятнах» вырубают под прикрытием наспех оформленных документов. Из которых следует, что некий предприниматель желает вести тут сельскохозяйственную деятельность, а сейчас просто-напросто расчищает взятый в аренду земельный участок. Потом-то выясняется, что его тут, на заросших сельхозугодьях, вообще ничего не интересовало, кроме заготовки практически дармовых «кубов».

Почему же такой спрос на земли сельскохозяйственного назначения, покрытые деловой древесиной.

Во-первых, эти лесозаготовки, которых формально нет, не обязывают индивидуальных предпринимателей производить отчисления в бюджет.

Во-вторых, древесина, полученная при вырубке «белых пятен», достается ловкачам практически даром, поэтому она способна серьезно сбить цену той древесины, которую в этом же регионе заготавливают законопослушные лесозаготовители.

В-третьих, рубка лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения не обязывает «черных лесорубов» проводить лесовосстановительные мероприятия.

Указанное рождает негативное отношение населения к власти вообще и к лесным чиновникам в частности.

На сегодняшний день есть один из механизмов правового воздействия в отношении предпринимателей, так называемых «Черных лесорубов». Данный механизм работы применяется прокуратурой Ирбейского района на протяжении 2 лет. Состоит он в следующем.

  • соответствии со ст. 25 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные нормы и правила.

Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.

Данный проект мелиорации земель предусматривает не только процесс вырубки лесных насаждений, но и также очистку от порубочных остатков, раскарчевку, распашку, то есть приведения земельного участка сельскохозяйственного назначения в состояние пригодное для использования по целевому назначению.

Читайте также:  Какие_есть_виды_рубок_леса

То есть индивидуальный предприниматель получит не только выгоду от заготовленной древесины, но ему и придется вложить денежные средства в земельный участок для приведения его в состояние пригодное для использования по целевому назначению.

Из п. 1 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 15 мая 2019 г. № 255 «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель» следует, что настоящий Порядок устанавливает правила разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель (далее — проекты мелиорации), осуществляемой в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.

Согласно п. 2 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 15 мая 2019 г. № 255 проекты мелиорации должны быть разработаны, согласованы и утверждены до начала проведения мелиоративных мероприятий.

В соответствии с п. 7 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 15 мая 2019 г. № 255 согласование проектов мелиорации осуществляется организациями, находящимися в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее — уполномоченные организации).

Из п. 8 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 15 мая 2019 г. № 255 следует, что информация об уполномоченных организациях размещается на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На территории Красноярского края создана организация, которая согласовывает проекты мелиорации на территории нашего субъекта, а именно — ФГБУ «УПРАВЛЕНИЕ «КРАСНОЯРСКМЕЛИОВОДХОЗ».

Данная организация активно сотрудничает с прокуратурой Ирбейского района, а именно по предоставлению информации о согласовании проектов мелиорации в отношении земель сельскохозяйственного назначения.

Прокуратурой района в 2020 году приостановлены 2 незаконные рубки, индивидуальными предпринимателями разработаны и согласованы по решению суда проекты мелиорации, произведена очистка от порубочных остатков, исключена возможность корыстной цели наживы путем беспрепятственной вырубки деловой древесины на территории Ирбейского района.

Кроме того, благодаря проекту мелиорации произведена очистка от порубочных остатков, тем самым соблюдены требования противопожарной безопасности.

Читайте также:  Патогенная_грибковая_инфекция_ногтях

В истекшем периоде 2021 г. прокуратурой района, благодаря такому механизму воздействия на граждан, индивидуальных предпринимателей, так называемых «черных лесорубов», прокуратурой района вновь приостановлена незаконная рубка на землях сельскохозяйственного назначения.

Источник

§2. Защита лесов и лесных насаждений от незаконной вырубки.

Охрана лесов от незаконных рубок на сегодняшний день нуждается в дополнительном правовом обеспечении. В соответствии с Кодексом, леса подлежат охране от пожаров, загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Можно только предполагать, что под словами «от иного негативного воздействия» подразумевается охрана лесов от незаконных рубок. Тем не менее определения незаконной рубки ни Кодекс, ни лесное законодательство в целом не дает.

Под незаконной рубкой принято понимать рубку лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан без разрешительных документов, либо рубку по документам, выданным с нарушением действующих правил, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в разрешительных документах. Но такое определение законом не установлено. Оно базируется на определении, которое дало постановление Пленума Верховного Суда РФ №14 от 5 ноября 1998 г. И оно устарело в связи с отменой разрешительных документов на заготовку древесины, действовавших в то время 1 .

На основании вышесказанного, я предлагаю добавить понятие «незаконная рубка» в Лесной Кодекс. А конкретно – в статью 16, пункт 4.

Незаконная рубка — это добыча, перевозка, хранение и переработка древесины, кустарников и лиан с нарушение действующего законодательства.

Органы государственной власти рассматривают нелегальные рубки как правонарушение, за которое виновник должен понести соответствующее наказание. В соответствии с российским законодательством, незаконные рубки относятся к экологическим правонарушениям. А на практике, они не классифицируются как опасные или значимые. Но, по сути, завладение древесиной, которая была добыта и заготовлена незаконно, следует квалифицировать как хищение государственного имущества.

Правонарушения в лесном законодательстве приводят к серьезным негативным последствиям – экологическим, экономическим и социальным. Появляются неравные конкурентные условия для легального теневого бизнеса.

Читайте также:  Ягода_жимолость_рецепты_приготовления

Существенной проблемой для экологических организаций будет возможность обеспечения мероприятий по сохранению биоразнообразия, сохранению наиболее ценных участков леса и обеспечению мероприятий по предотвращению нелегальных рубок.

До последнего времени правоохранительные органы смотрели на все это «сквозь пальцы». Они не принимали серьезных мер к нарушителям. Поэтому виновников не привлекали к ответственности или наказывались условно. Но ситуация начинает меняться.

Законом предусмотрено, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную и уголовную ответственность. Привлечение лиц к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает их от обязанности возместить причиненный вред.

Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений 1 . Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконную рубку лесных насаждений 2 . Тем не менее правовая ответственность за оборот незаконно заготовленной древесины в законодательстве Российской Федерации не установлены.

В связи с этим, я предлагаю внести изменение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в статью 8.28 добавить пункт 4.

Незаконное заготовление древесины, кустарников и лиан, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до семи тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Так же, я считаю, что нужно ужесточить уголовную ответственность за незаконную рубку, которая предусмотрена статьей 260 УК РФ.

Во втором параграфе второй главы речь идет о незаконных вырубках лесов и лесных насаждений. Однако, я опять с толкнулась с проблемой того, что в ни в одном нормативно-правовом акте нет понятия «незаконная рубка». Поэтому, я предложила закрепить это понятие в Лесном Кодексе.

Так же, я коснулась проблемы санкций за незаконную рубку. В большинстве случаев, они весьма малы (достаточно заглянуть в КоАП РФ или в УК РФ). Поэтому, так же предложила изменить статью 8.28 КоАП РФ и добавить туда санкцию о незаконной заготовке древесины (в настоящее время, данной санкции вообще нет). И еще следует ужесточить уголовное наказание за незаконную рубку.

Источник

Оцените статью