Охрана_лесов_от_лесонарушений

2. ОХРАНА ЛЕСА ОТ ЛЕСОНАРУШЕНИЙ

Постановлением Совета Министров СССР от 21.08.1968 г. № 641 и дополнениями к нему, внесенными постановлением СМ СССР от 25.03.1982 г. № 230 установлено, что предприятия, организации (в том числе колхозы), учреждения и граждане, виновные в лесонарушениях, несут материальную ответственность в случаях:

рубки растущего леса предприятиями, организациями и учреждениями на участках, не переданных в рубку; рубки растущего леса гражданами без лесорубочного билета (ордера) или по билету (ордеру), но не на том участке, не в том количестве и не тех пород деревьев, которые указаны в билете (ордере);

повреждения растущих деревьев и кустарников до степени прекращения роста;

присвоения срубленных с корня деревьев, а также буреломных и ветровальных деревьев или самовольной рубки сухостойных деревьев;

уничтожения или повреждения леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем;

повреждения леса сточными водами, химическими веществами, промышленными и коммунально-бытовыми выбросами, отходами и отбросами, влекущими его усыха- ние или заболевание;

использования участков земель Государственного лесного фонда для раскорчевки, возведения построек, переработки древесины, устройства складов без надлежащего разрешения на использование этих участков;

уничтожения или повреждения лесных культур, сеянцев, саженцев в лесных питомниках, на плантациях, а также молодняков естественного происхождения и самосева на площадях, предназначенных под лесовозобновление;

самовольного сенокошения и пастьбы скота в лесах и на землях Гослесфонда, не покрытых лесом;

самовольного сбора дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод на участках, где это запрещено или допускается только по лесным билетам.

Лесонарушением считается также нарушение «Правил пожарной безопасности в лесах» и «Правил отпуска древесины на корню в лесах СССР».

Советам Министров союзных республик предоставлено право относить к лесонарушениям и другие действия, причиняющие ущерб лесному хозяйству.

К числу лесонарушений отнесено уничтожение или повреждение ограничительных знаков, муравейников, сенокосов и пастбищных угодий, осушительных канав, дорог; повреждение деревьев и кустарников, не влекущее прекращения роста, самовольное размещение ульев и пасек, снятие верхнего плодородного слоя почвы, засорение лесов строительными и бытовыми отходами и др.

За совершение лесонарушений предприятия, учреждения и организации (в том числе колхозы), а также граждане несут материальную ответственность, то есть обязаны возместить причиненный лесному хозяйству ущерб.

Несмотря на то, что лесонарушители привлечены к материальной ответственности, незаконно добытая ими продукция подлежит изъятию и реализации. Лесонаруши- тель обязан перевезти за свой счет задержанную продукцию в указанное работниками лесной охраны место хранения, если оно находится в пределах территорий лесхоза, в лесах которого совершено нарушение. При невозможности изъятия древесины сумму исчисленного ущерба увеличивают на однократную стоимость ее по таксам на древесину, отпускаемую на корню,без применения норм снижения такс, а при невозможности изъятия незаконно добытых сена, орехов, плодов, грибов, ягод — на стоимость этой продукции по заготовительным ценам.

Читайте также:  Чем_вывести_пятна_от_ягод_на_паласе

Ответственность по «Правилам отпуска древесины на корню в лесах СССР» несут все лесопользователи, производящие заготовку и вывозку древесины и второстепенных лесных материалов, подсочку и осмолоподсочку насаждений, рубку леса при расчистке лесных площадей, изымаемых из состава земель Государственного лесного фонда для государственных и общественных нужд, при переводе лесных площадей в нелесные для возведения производственных объектов, связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, а также при производстве в лесах иных работ, как связанных, так и не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований. С заготовительных предприятий и организаций, а также с граждан за нарушение «Правил отпуска древесины на корню» взыскиваются неустойки, порядок исчисления которых установлен «Указаниями по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов», утвержденными приказом Гослесхоза СССР от 1 ноября 1983 г. (№ 130).

Независимо от возмещения предприятиями, учреждениями, организациями, а также гражданами ущерба, причиненного лесоиарушением, должностные лица предприятий, учреждений, организаций и граждане, виновные в совершении лесонарушений, привлекаются к уголовной или административной ответственности в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

При совершении лесонарушения несколькими лицами составляется один протокол в отношении всех совместно действующих лесонарушителей.

При наложении и добровольной уплате штрафа в размере до 10 рублей на месте за нарушение требований пожарной безопасности в лесах протокол не составляется.

Протокол подписывается лицом, составившим его, и ле- сонарушителем, а если таковым является предприятие, учреждение, организация или колхоз — то ее представителем, присутствующим при составлении протокола.

В случае отсутствия лесонарушителя на месте ему высылается извещение заказным письмом или сообщается под расписку с указанием времени и места составления протокола.

При неявке лесонарушителя по вызову или отказе от подписания протокола об этом делается в нем оговорка, а протокол считается надлежаще оформленным.

При совершении лесонарушения несовершеннолетними гражданами протокол составляется на их родителей (опекунов или попечителей).

Протокол о лесонарушении должен быть составлен не позднее 10 суток, а при нарушении требований пожарной безопасности в лесах — не позднее 5 суток со дня обнаружения лесонарушения. В случае уничтожения или повреждения леса в результате поджога или небрежного отношения с огнем — не позднее 5 суток после ликвидации пожара.

Протокол о лесонарушении должен быть написан четко и разборчиво. На все вопросы, содержащиеся в форме протокола, должны быть даны исчерпывающие ответы. Если бланк протокола не вмещает всех сведений, то делают к нему вкладыш, который необходимо скрепить подписями и пронумеровать вместе с протоколом.

Читайте также:  Общее_название_болезней_человека_вызываемых_паразитическими_грибами

Протокол не позднее 3 суток после его составления передается лесничему; лесничий или, по его поручению, помощник лесничего обязан в 3-дневный срок с момента получения протокола проверить правильность его составления, дооформить (определить массу срубленной древесины и установить размер ущерба и сумму иска), зарегистрировать в книге учета лесонарушений и передать или направить заказным письмом его в лесхоз под расписку в этой книге (1 экз. вручается или высылается лесона- рушителю).

Для привлечения нарушителя к ответственности недостаточно установить факт совершения им лесонарушения. По советскому законодательству ответственность может иметь место при наличии вины. Например, если лесник неправильно указал гражданам, получившим лесорубочный билет (ордер), место заготовки древесины, заклеймил не те деревья, в лесонарушении виновен лесник. Если лесник видел нарушение, но не принял своевременно мер, то виноваты оба.

Пленум Верховного Суда СССР в постановлении «О’судебной практике по гражданским делам о лесонару- шениях» от 30 июня 1969 года специально обратил внимание судов на то, что размер материальной ответственности при лесонарушениях должен определяться с учетом вины обеих сторон.

Вина, как обязательное условие ответственности за лесоиарушение, выражается в форме умысла или неосторожности, противоправном действии или противоправном бездействии (непринятии мер).

Лесонарушение — это разновидность правонарушения, и в отношении него правовыми могут рассматриваться лишь те предписания законодательства, осуществление которых обеспечивается возможностью применения наказания.

Однако лесохозяйственные органы и, в частности, работники Государственной лесной охраны обязаны вести борьбу и с нарушениями законов и правил об охране леса, за совершение которых санкций не установлено. Для прекращения подобных нарушений необходимо принимать соответствующие меры через вышестоящие организации, местные советские органы, использовать радио, печать и т. д.

Новый Лесной кодекс РФ не содержит перечня лесонарушений.
ответственность наступает по нормам Уголовного кодекса РФ, который содержит несколько составов экологических преступлений в сфере использования и охраны лесов

Нарушением лесного законодательства, то есть лесонарушением, следует считать противоправное виновное действие или бездействие, наносящее вред лесам как
входящие в состав государственной лесной охраны, в соответствии со ст.221.

охраны лесов от пожаров, самовольных порубок и других лесонарушений в колхозных. лесах, городских лесах, лесах заповедников и закрепленных лесах, позднее же.

(лесничеств) устанавливать в интересах лесного хозяйства и охраны леса также.
При выявлении лесонарушений составляется. протокол об этом в установленной форме.

Источник

59. Охрана леса и контроль за лесопользованием. Ответственность за лесонарушения.

Охрана леса — одна из функций в организации и деятельности органов лесного хозяйства. В действующем законодательстве она понимается в трех значениях. Во-первых, под охраной ст. 60, 62 Основ лесного законодательства понимают организационные мероприятия, проводимые органами исполнительной власти и лесного хозяйства по борьбе с пожарами, вредителями и болезнями леса. Во-вторых, в юридическом значении охраной считаются меры предупреждения и устранения нарушения права собственности, владения и пользования участками лесного фонда. Наконец, в-третьих, под охраной понимается служба, которая называется государственной лесной охраной. Она создается в системе органов лесного хозяйства для выполнения мероприятий по воспроизводству, охране и защите лесов. Устав госохраны наделяет ее правами по предупреждению и пресечению нарушений лесного законодательства. Должностные лица государственной лесной охраны имеют право привлекать к административной ответственности за все виды лесных правонарушений и предъявлять в суде иски о возмещении вреда, причиненного лесному хозяйству. Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов закон возлагает на органы государственной представительной и исполнительной власти Федерации, субъектов Федерации, местные органы самоуправления, а также специально уполномоченные органы лесного хозяйства и охраны окружающей среды. Задача Госконтроля — обеспечить соблюдение всеми субъектами лесных отношений лесного законодательства, правил ведения лесного хозяйства и пользования лесом, его охрану и защиту. Правительством РФ 3 мая 1994 г. утверждено Положение о порядке осуществления государственными органами управления лесным хозяйством государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в Российской Федерации. Государственный контроль — это функция государственных органов управления в области лесного хозяйства, поэтому он не образует какой-то особой структуры. Руководитель государственного органа управления лесным хозяйством на уровне федерации Федеральной службой лесного хозяйства — является одновременно Главным государственным инспектором по контролю в области лесного хозяйства. Его заместители ведают по должности вопросами использования и охраны лесов, а руководители структурных подразделений этого ведомства — старшими государственными инспекторами. Подобное подразделение на главных и старших инспекторов и их заместителей производится на уровне субъектов федерации, местных органов власти. Государственные инспектора вправе запрашивать необходимую информацию, посещать объекты лесного фонда и закрытые административные территориальные образования; давать указания об исправлении недостатков, приостанавливать или ограничивать право пользования лесным фондом, аннулировать разрешительные документы на пользование. Органы государственного контроля имеют право налагать административные меры наказания за лесные правонарушения, предъявлять в суде или арбитражном суде иски — 16 о взыскании ущерба лесному фонду. Надо отметить, что соединение на всех уровнях системы управления органов лесного хозяйства функции управления использованием воспроизводством, охраной и защитой леса оказались структурно совмещенными с функциями государственного контроля за подобной деятельностью, а это не способствует самостоятельности и эффективности контроля.

Читайте также:  Малина_синего_цвета_есть

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник

Оцените статью