- Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- ГАРАНТ:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- ГАРАНТ:
- Охрана ландшафтов
- Типы особо охраняемых природных территорий
Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции
Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития
1. При принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий учитывается:
а) значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания;
б) наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность;
в) наличие в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность;
г) наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.
2. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий:
3. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
4. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.
5. Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с:
а) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
б) федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
7. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять софинансирование исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, связанных с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения, из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
8. Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
9. Органы местного самоуправления решают предусмотренные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.
Информация об изменениях:
Пункт 10 изменен с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ
10. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.
ГАРАНТ:
См. Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2015 г. N 138
Информация об изменениях:
Пункт 11 изменен с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ
11. Решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, принимаются в отношении:
а) охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории;
б) охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Информация об изменениях:
Статья 2 дополнена пунктом 12 с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ
12. Обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Информация об изменениях:
Статья 2 дополнена пунктом 13 с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ
13. Форма графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории, требования к точности определения координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Информация об изменениях:
Пункт 14 изменен с 10 января 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 505-ФЗ
14. Основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.
В случаях, если разрешенное использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Указанные виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не распространяются на случаи размещения линейных объектов. При этом не допускается размещение линейных объектов в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, а в случае зонирования особо охраняемой природной территории — в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом, запрещает размещение таких линейных объектов.
В случаях, предусмотренных статьей 3.1 настоящего Федерального закона, виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливаются правилами землепользования и застройки.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона
Источник статьи: http://base.garant.ru/10107990/741609f9002bd54a24e5c49cb5af953b/
Охрана ландшафтов
Охрана ландшафтов имеет много форм, которые можно объединить в три группы:
1) полная охрана ландшафтов как комплексов биогеоценозов;
2) частичная охрана природных объектов при возможно полном сохранении целостности или облика ландшафта;
3) создание и поддержание оптимального антропогенного ландшафта.
Две первые формы охраны ландшафта связаны с охраняемыми или особо охраняемыми территориями.
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для них установлен режим особой охраны.
В зависимости от значимости ООПТ могут находиться в федеральной собственности и управлении, а могут являться региональной или даже муниципальной собственностью.
С учетом особенностей режима и назначения различаются следующие категории указанных территорий:
– государственные природные заповедники;
Государственный природный заповедник (полный резерват) является наиболее жесткой формой территориальной охраны природы. Заповедники предназначены исключительно для решения научных и научно-технических задач страны.
Заповедные территории (и акватории) полностью изъяты из хозяйственного пользования: всякая деятельность, не связанная с выполнением задач, возложенных на заповедник, на них запрещена, а именно: строительство промышленных и сельскохозяйственных предприятий, домов отдыха, туристских баз, добыча полезных ископаемых, рубка леса, сенокошение, сбор растений, выпас домашних животных, охота, рыбная ловля, применение пестицидов, интродукция животных и растений, все формы туризма и отдыха населения.
Заповедники организуют в целях сохранения в естественном состоянии типичных участков основных ландшафтов (природных комплексов) природно-географических зон и их подразделений со свойственным этим комплексам биологическим разнообразием растительного покрова и животного населения.
В России существуют 100 государственных природных заповедников общей площадью 33,5 млн га (свыше 1,57 % площади России).
Национальный парк – это обширная территория (от нескольких тысяч до нескольких миллионов гектаров), включающая как полностью заповедные зоны, так и зоны, предназначенные для отдыха, оздоровления, ближнего туризма, пропаганды экологических знаний. При правильной организации обслуживания посетителей они могут давать хорошие результаты не только в природоохранной, но и в экономической сфере, частично окупая затраты на свое содержание.
В нашей стране 35 национальных парков, общей площадью 7 млн. га, что составляет 0,41 % площади России.
Заказник – это природный комплекс, предназначенный для сохранения одних видов природных ресурсов при ограниченном использовании других. На участках, занимаемых заказниками, постоянно или временно запрещены отдельные виды хозяйственной деятельности. Например, запрещена любая хозяйственная деятельность, ведущая к нарушению ландшафта, например сенокос, выпас скота, но может быть разрешена охота. Часто создаются временные охотничьи заказники для сохранения и восстановления численности каких-либо видов животных.
В настоящее время в России действуют 69 заказников федерального значения общей площадью около 170 тыс. кв. км в 45 субъектах Федерации, а также почти 12 тысяч региональных заказников.
Памятники природы – охраняемая природная территория, на которой расположен редкий или достопримечательный объект живой или неживой природы, уникальный в научном, культурном, историко-мемориальном или эстетическом отношении. В качестве памятника природы может быть водопад, метеоритный кратер, уникальное геологическое обнажение, пещера, овраг с редкими видами растений или, например, очень старые деревья, бывшие «свидетелями» каких-либо исторических событий, например дубы в усадьбе Коломенское (Москва), сохранившиеся со времен Ивана Грозного.
Иногда к памятникам природы относят территории значительных размеров – леса, горные хребты, участки побережий и долин. В этом случае они именуются урочищами или охраняемыми ландшафтами.
Памятники природы подразделяются по типам: на ботанические, геологические, гидрологические, гидрогеологические, зоологические и комплексные.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник статьи: http://studopedia.su/12_55160_ohrana-landshaftov.html
Типы особо охраняемых природных территорий
ООПТ – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для них установлен режим особой охраны.
В России важнейшим законодательным актом, регулирующим отношения в области организации, охраны и использования ООПТ, является Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», принятый Государственной Думой в 1995 г.
В зависимости от значимости ООПТ могут находиться в федеральной собственности и управлении, а могут являться региональной или муниципальной собственностью.
Различают следующие категории ООПТ: государственные природные заповедники; национальные парки; заказники; памятники природы.
В России система охраняемых территорий формируется уже более 80 лет. Одним из первых был Баргузинский заповедник на Байкале. К концу 1998 года в эту систему входило 99 заповедников, 34 национальных парка, около 1600 государственных заказников и более 8000 памятников природы.
Государственный природный заповедник (полный резерват) является наиболее жесткой формой охраны природы. Они представляют собой, во первых, территории, полностью изъятые из хозяйственного использования, а во-вторых, научно – исследовательские учреждения, имеющие целью сохранение естественного хода природных процессов и явлений. В них разрешена только научная, охранная и контрольная деятельность, а в исключительных случаях – организация учебно-экологических маршрутов. Иногда запрещается даже уборка поваленных и сухостойных деревьев, нарушающая естественное развитие природных процессов.
Из общего числа заповедников особо выделяются биосферные, входящие в международную систему биосферных резерватов и осуществляющие глобальный экологический мониторинг. В России таким международным статусом обладают около 20 % заповедников.
Кроме территорий, полностью закрытых для посещения, необходимо и создание территорий, доступных для контролируемого посещения. Мировой опыт говорит, что главное для охраны природы сейчас – это воспитание экологически грамотных людей. Для сочетания охранных и воспитательных функций создаются национальные парки, являющиеся основной формой охраняемых территорий в мире (их насчитывается око 2 тыс.).
Национальный парк – это обширная территория (от нескольких тысяч до нескольких миллионов га), включающая как полностью заповедные зоны, так и зоны, предназначенные для отдыха, оздоровления, ближнего туризма, пропаганды экологических знаний. При правильной организации обслуживания посетителей они могут давать хорошие результаты не только в природоохранной, но и в экономической сфере, частично окупая затраты на свое содержание. Одним из известных национальных парков является Лосиный остров (Москва).
Общая площадь заповедников и национальных парков в нашей стране на конец 90-х годов достигла 2 % от территории России и должна будет увеличиваться и дальше.
Кроме заповедников и национальных парков существует также и более мягкие формы заповедывания, такие как заказники и памятники природы.
Памятники природы – это отдельные природные объекты, имеющие научное, эстетическое, культурное или воспитательное значение. Ими могут быть необычный родник, водопад, овраг с редкими видами растений, очень старые деревья, бывшие «свидетелями» каких-либо исторических событий, например, дубы в усадьбе Коломенское (Москва), сохранившиеся со времен Ивана Грозного.
Заказник – это природный комплекс, предназначенный для сохранения одних видов природных ресурсов при ограниченном использовании других. На участках, занимаемых заказниками, постоянно или временно запрещены отдельные виды хозяйственной деятельности. Например, запрещена деятельность, ведущая к нарушению ландшафта, но может быть разрешена охота. Часто создаются временные охотничьи заказники для сохранения и восстановления численности каких-либо видов животных.
Заказники и памятники природы хотя и играют положительную роль в деле поддержки экологического равновесия, но кардинально решить проблему не могут. Сохранить можно лишь системные природные совокупности, а не отдельные компоненты. Вид без сохранения его местообитания неминуемо исчезнет, причем потянет за собой цепочку взаимосвязанных с ним видов.
Источник статьи: http://studopedia.ru/2_14548_tipi-osobo-ohranyaemih-prirodnih-territoriy.html