Охрана ландшафта при строительстве

Природоохранные зоны: законодательство и ограничения по строительству

Определение, ограничения и возможное использование природоохранных зон регламентируется ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с принятыми 16 июля 2019 г. изменениями и дополнениями. Согласно действующего нормативного акта, к этой категории относятся земельные и водные участки и воздушное пространство над ними, где расположены объекты с особым культурным, рекреационным, научным или оздоровительным значением.

Категории особо охраняемых объектов и зон

В зависимости от назначения и важности для государства все объекты делятся на несколько категорий (Ст. 94, глава XXVII Земельного Кодекса РФ).

1. Особо охраняемые территории. Включаются земли курортов и историко-культурного значения, природоохранные и рекреационные территории. Порядок перевода в статус таких земель определен Правительством на основе действующих ФЗ. Использование их в других целях строго ограничивается или полностью запрещается ЗК РФ. Это объекты общенационального значения, могут находиться в муниципальной или государственной собственности. В исключительных случаях допускается включение в такие территории земель, находящихся в собственности физических и юридических лиц.
2. Земли природоохранного значения. Имеют не столь жесткие ограничения, как вышеописанные. К ним относится водоохранные территории водоемов и рек, районы нерестилищ рыб, леса с защитными функциями, пастбища и противоэрозионные полосы.
3. Рекреационные земли – участки, предназначенные для отдыха, туризма или спортивных занятий. На них строятся базы отдыха, спортивные сооружения, пансионаты, кемпинги, парки и лесопарки. Особый правовой режим пользования запрещает их выкупать, изымать и продавать. Использование может делаться лишь по согласию собственников или землепользователей, допускается на основе сервитутов. Законодательство запрещает строительство любых объектов, не отвечающих целевому первоначальному назначению.
4. Историко-культурные зоны. К ним относятся некоторые кладбища, земли под памятниками и архитектурными зданиями, объекты археологического значения. В зависимости от расположения и конкретного назначения могут разрешаться отдельные виды производства строительных работ, сельскохозяйственная деятельность запрещается.
5. Особо ценные земельные участки. На их собственников возлагаются обязанности по их поддержанию в первозданном виде, сведения обязательно указываются в земельном кадастре и при регистрации прав на недвижимость. К ним относятся редкие природные ландшафты, геологические образования, ареалы обитания животных или растений из Красной книги РФ.
6. Земли лесного и водного фонда. Используют для восстановления вырубленных или уничтоженных пожарами лесов, для строительства гидротехнических сооружений, Обеспечивающих питьевой водой населенные пункты. Правовые отношения регулируются профильными постановлениями, соответствующими кодексами и нормативными актами.

Порядок перевода природоохранных территорий в другую категорию прописан Федеральным законом и не может изменяться по решению местных органов или отдельных министерств.

Ограничения по строительству в природоохранных зонах

Каждый потенциальный застройщик должен понимать разницу между особо охраняемой природной территорией (ООПТ) и природоохранной зоной. В первой категорически запрещены все виды строительных работ, исключая необходимые случаи в целях государственной безопасности. Во втором случае перечень и жесткость ограничений зависит от степени защиты и технических характеристик возводимых объектов.

Природоохранные участки должны обозначаться специальными информационными табличками, устанавливают их владельцы, в том числе и физические и юридические лица. На них допускаются отдельные виды хозяйственной деятельности с учетом законодательных актов и решений органов местного самоуправления. Свои требования выдвигают Гражданский, Водный и Лесной кодексы РФ.

В большинстве случаев в этих пределах не запрещают проектирование, реконструкцию и строительство жилых и хозяйственных объектов при условии, что все они предусматривают наличие очистных и иных сооружений, обеспечивающих сохранность этих зон. Как обязательное условие нужно согласование с санитарно-эпидемиологическими службами.

Некоторые муниципальные советы устанавливают свои ограничения по ведению хозяйственной и иной деятельности в природоохранных зонах. Застройщики должны получать разрешения и от них, для этого требуется предоставить для ознакомления проект и всю документацию. При несоблюдении режимов поведения в таких зонах на застройщиков может подаваться иск в судебные инстанции, решение зависит от умения сторон доказывать свою правоту.

Встречаются случаи, когда местные власти выводят некоторые земельные участки из границ природоохранной зоны. Перед началом строительных работ застройщик должен самостоятельно проверить законность таких решений. Дело в том, что изменения границ зон можно делать только с согласования с федеральными организациями, при его отсутствии может быть возвращен первоначальный статус со всеми вытекающими ограничительными последствиями. Местные власти свои действия должны согласовывать с:

• соответствующим федеральным органом по охране окружающей среды;
• соответствующим федеральным органом в области государственной безопасности;

Согласованию с вышестоящими федеральными органами подлежат и решения местных исполкомов по созданию природоохранных зон. Муниципальным властям запрещено самовольно менять назначение земли в границах населенных пунктов.

Читайте также:  Трехъярусная клумба какие лучше цветы сажать

Специфические ограничения в водоохранных зонах

Эти земли имеют большое влияние на санитарное состояние водных объектов общего пользования, в связи с этим облагаются более жесткими требованиями. На территории категорически запрещено применение стойких пестицидов и гербицидов, нельзя устраивать скотомогильники и кладбища, возводить объекты промышленного назначения.

Строительство жилых помещений разрешается в случаях:

• наличия полного комплекса очистных сооружений;
• соблюдения собственником недвижимости существующих санитарных норм;
• прохождение проектной документацией экологической экспертизы.

Потенциальным застройщикам необходимо знать, что природные водные объекты являются собственностью государства и должны гарантировать свободный доступ всех граждан РФ. Контроль выполнения требований осуществляется Росприроднадзором.

Государственный кадастр природоохранных зон

Документация должна отвечать действующим правилам и включать в себя данные о статусе территории, географическом положении, границах, режиме ограничений и т. д. Реестр создается в целях полного учета всех участков, оценки их состояния и контроля изменений, планирования перспектив развития.

Новые изменения в нормативных актах

В целях оптимизации законодательства и устранения искусственных препятствий строительству, Министерство природы разработало официальный документ, в котором существенно послаблены существующие ограничения. В настоящее время он на стадии согласования с федеральными органами, но есть большая надежда о положительном решении. Ведомство настаивает на выдаче разрешений на строительство не только религиозных, социальных и культурных сооружений, но и жилых зданий. Планируется корректировка следующих нормативов.

1. Порядок изменения буферных зон. Касается природных заповедников, министерство планирует уменьшить их до 15 км, а для федеральных природоохранных зон всего до 150 метров.
2. Правила пользования буферными зонами. Теперь предлагается разрешить в них сплошные рубки леса, строительство объектов религиозного, оздоровительного, спортивного и научного назначения. Не запрещается заниматься жилищным строительством с ограничением по высоте домов до 20 м, а плотность застройки земельного участка не может превышать 1% площади.

Кроме того, предполагается легализировать все ранее построенные объекты, расположенные в буферных зонах, но отвечающие современным требованиям. Ранее такие полномочия делегировались органам местного самоуправления, что часто провоцировало коррупционные действия чиновников различного ранга. Министерство надеется, что с принятием новых поправок существенно увеличится объем строительства в буферных зонах и при этом никакого негативного влияния на окружающую среду оказываться не будет.

Источник статьи: http://kadastr-plan.ru/poleznaya-informatsiya/prirodoohrannye-zony-zakonodatelstvo-i-ogranicheniya-po-stroitelstvu

Ландшафтная архитектура и зеленое строительство | Totalarch

Вы здесь

Охрана объектов ландшафтной архитектуры

На всех открытых для посещения объектах в любое время года должны поддерживаться чистота и порядок. Владельцы и арендаторы строений и сооружений, торговых точек на территории садов, парков, скверов, лесопарков и бульваров обязаны содержать в исправном состоянии и вовремя ремонтировать все принадлежащие или арендованные здания и сооружения (павильоны, киоски, кассы, туалеты и т.д.), средства рекламы и информации. Владельцы и арендаторы должны производить уборку территории на расстоянии 5 м вокруг зданий, сооружений и представленных для них мест.

В парках, садах и скверах без разрешения службы садово-паркового хозяйства, управления культуры, а на объектах, подлежащих государственной охране, без разрешения Государственной инспекции по охране памятников запрещается:

• отводить участки под застройку постоянного или временного характера, под причал судов или погрузочно-разгрузочные работы;
• устанавливать ларьки, тележки, тенты, рекламные и информационные щиты и средства массовой агитации, размещать аттракционы;
• устраивать запруды, засорять и засыпать водоемы;
• складировать неокоренную и непротравленную от вредителей и болезней древесину;
• организовывать проезды постоянного и временного характера.

Охрана объекта ландшафтной архитектуры является общественным долгом.

Все граждане, посещающие объекты разного назначения, обязаны поддерживать чистоту, порядок, бережно относиться к зеленым насаждениям, садово-парковому оборудованию, МАФ, оказывать содействие правоохранительным органам и службе садово-паркового хозяйства по принятию мер при нарушениях.

На объектах запрещается повреждать зеленые насаждения, ходить и лежать на газонах (если все это не разрешено правилами данного объекта); кататься на лыжах, санках и устраивать катки вне отведенных для этого мест; складировать строительные материалы, дрова, уголь и другие предметы; вывозить на территорию сада, парка и лесопарка мусор; раскапывать участки под огороды; сбрасывать снег и сколотый лед, за исключением чистого (без примеси песка и хлоридов) снега от расчистки дорожек и площадок; использовать роторные снегоочистительные машины для перекидки снега на зеленые насаждения (использование их на уборке озелененных уличных магистралей допускается лишь при наличии на машине специальных устройств, не допускающих выброс снега на насаждения); устраивать стоянки всех видов транспорта (автомобилей, мотоциклов, велосипедов, мопедов и т.д.); разжигать костры, нарушать правила противопожарной безопасности; купаться в запрещенных местах; гулять с собаками или другими животными, выпускать их на объекте; кормить голубей; ловить и стрелять птиц и животных.

Все эти запрещающие мероприятия позволят улучшить состояние объекта, создать для посетителей комфортные условия для отдыха. При их нарушениях предусмотрена материальная ответственность. За повреждение или самовольную вырубку деревьев и кустарников, уничтожение газонов, разрушение оборудования виновных лиц штрафуют через административные комиссии по протоколу, составленному службой садово-паркового хозяйства.

Читайте также:  Дуги для теплиц профилегиб

На объектах, где ведутся работы по прокладке транспортных магистралей, трамвайных линий и других надземных и подземных сооружений и коммуникаций, исполнителям необходимо иметь генеральные планы, на которых точно указаны существующие насаждения. Если их нет на плане, то необходимо произвести их точную съемку с указанием состава, вида растений, возраста для последующего решения об их сохранении или пересадке в подсчете восстановительной стоимости при их удалении. При отсутствии растительности на плане делается оговорка. Строительные организации при начале работ должны регистрировать в службе садово-паркового хозяйства разрешение городской технической инспекции на производство работ и не позднее чем за два дня до окончания работ представлять такой документ в эту службу.

Строительные или другие организации, осуществляющие строительные работы, в процессе строительства в зоне зеленых насаждений должны соблюдать следующие правила:

• до начала работ необходимо составить проекты производства работ, в которых графически определить все вопросы строительства с максимальный сохранением зеленых насаждений;

• выкопку траншей при прокладке инженерных сетей и подземных коммуникаций нужно производить от ствола дерева диаметром до 15 см на расстоянии не менее 2 м; при диаметре ствола дерева более 15 см — не менее 3 м; от кустарников — не менее 1,5 м, измеряя расстояние от корневой шейки наружного стволика куста;

• складировать строительные материалы можно не ближе 2,5 м от деревьев и 1,5 м — от кустарников;

• стоянку автомашин и механизмов, а также складирование горюче-смазочных материалов можно осуществлять не ближе 10 м от деревьев и кустарников с обязательным обеспечением отвода загрязненных вод от стоянки и защитой от них растений;

• прокладку транспортных строительных дорог нужно производить вне зоны зеленых насаждений с использованием их для устройства постоянных дорог на объекте, исключая нарушение установленных ограждений у сохраняемых деревьев;

• ограждать сохраняемые деревья следует сплошными инвентарными щитами высотой 2 м из досок толщиной 25 мм, располагая щиты на расстоянии 0,5 м от ствола дерева и прикрепляя их к кольям толщиной 6. 8 см, забитым в землю на 0,5. 0,8 м. Для сохранения корневой системы от различных повреждений от ограждающего треугольника устраивают настил в радиусе 1,5 м из досок толщиной 50 мм;

• при производстве работ подкопом в зоне корневой системы деревьев и кустарников нужно копать ниже расположения основных скелетных корней не менее 1,5 м от поверхности почвы;

• деревья, попадающие в асфальтированную зону проездов, дворов, площадей, тротуаров и оставляемые на месте, должны иметь свободные пространства у ствола не менее 2 м в диаметре с установкой на нем металлической приствольной решетки или замощением естественным камнем. При замощении приствольного круга вокруг ствола дерева оставляют свободную лунку диаметром 1 м, вокруг кустарника — 0,5 м;

• при строительстве транспортных магистралей, тротуаров, трамвайных путей и других наземных сооружений, когда насыпь или выемка у корневых систем неизбежна, необходимо предусматривать соответствующие устройства («сухие колодцы», подпорные стенки, бордюры) для сохранения нормальных условий жизнедеятельности растений;

• имеющийся на дорогах и площадках верхний растительный грунт необходимо окучивать и сохранять в буртах с передачей службе садово-паркового хозяйства для использования в озеленении другого объекта.

Удаляемые или пересаживаемые деревья и кустарники, уничтоженные газоны и цветники должны быть оценены, с тем чтобы в последующем был восстановлен ущерб, нанесенный объекту озеленения.

Восстановительная (компенсационная) стоимость — это стоимость деревьев, кустарников, газонов, цветников, дорожно-тропиночной сети, площадок со стационарным оборудованием на период изъятия участков объекта. Такое изъятие происходит при различных видах строительства: промышленном, гражданском, прокладке дорог, коммуникаций и т.д.

Перед определением восстановительной стоимости изымаемых элементов объекта должна собраться комиссия, которая с выходом на место составит акт, отражающий состояние и состав всех конструктивных элементов, их объемы и количество. В комиссию входят представители владельца территории заказчика будущего строительства, проектной организации и службы садоводческого хозяйства.

Составленные, уточненные объемы работ по акту расцениваются по специальным расценкам восстановительной стоимости каждой единицы конструктивного элемента объекта. Общая сумма восстановительной стоимости вносится заказчиком на расчетный счет службы садово-паркового хозяйства, которая расходует ее на расширение и восстановление зеленых насаждений в других местах города или поселка. Эти суммы не подлежат изъятию в бюджет и могут оставаться с нарастающим итогом — переходящими. По ведомственным объектам, а также по паркам и садам Управления культуры такие средства на счет службы садово-паркового хозяйства не вносятся, а обращаются на капитальный ремонт этих же объектов.

Читайте также:  Как подготовить весной землю под газон

Оплата восстановительной стоимости не освобождает застройщика от включения в проект и смету компенсации для восстановления или создания элементов объекта на изымаемом участке после окончания строительства, восстановление объекта общественного или ведомственного пользования проводится на договорных началах силами специализированных организаций. Особое внимание уделяется удалению и пересадке деревьев и кустарников, которое отражено в акте. Комиссия определяет, можно ли пересаживать или вырубать деревья и кустарники, принимая во внимание их паспортные данные и внешний вид.

Пересадке, как правило, подлежат деревья с нормальными габаритными размерами ствола и кроны в возрасте: медленно растущие — до 25 лет, диаметр ствола на высоте 1,3 м — не более 20 см); быстрорастущие — до 15 лет (диаметр ствола на высоте 1,3 м — 15. 18 см); кустарники — до трех лет, сохранившие декоративность куста.

Проектные организации и застройщики, согласно акту комиссии, обязаны включать в сметы стоимость работ по пересадке декоративных и плодовых деревьев и кустарников на территориях школ, больниц, детских дошкольных учреждений и жилых микрорайонов.

Стоимость работ по восстановлению (восстановительная стоимость) ухоженных газонов, дорожек, площадок, садово-паркового оборудования, растительного грунта цветочно-питомнических хозяйств взыскивается в размере 100%.

Из практики работ по садово-парковому строительству Ленинграда, стоимость работ по восстановлению уничтоженных деревьев и кустарников взыскивалась в следующих размерах:

• за самовольную вырубку, а также за гибель деревьев и кустарников вследствие непринятия охранных мер и халатного отношения к зеленым насаждениям — 100 %;

•за частично поврежденные деревья и кустарники — в процентах по восстановительной стоимости соответственно размеру и характеру повреждения;

• за вынужденное удаление деревьев и кустарников, связанное с застройкой, прокладкой подземных коммуникаций, реконструкцией и ремонтом сооружений — 70 % от общей суммы;

• за вынужденную пересадку деревьев и кустарников — 35 % от общей суммы стоимости пересаживаемых растений.

В случае гибели пересаженных деревьев и кустарников взыскивается дополнительно 35 % полной восстановительной стоимости.

Восстановительная стоимость за удаление и пересадку насаждений определяется на основе специальных таблиц, в которых приведены данные по различным видам деревьев и кустарников в зависимости от их качественного состояния.

Служба садово-паркового хозяйства (соответствующий отдел при Управлении жилищно-коммунального хозяйства) осуществляет надзор за сохранностью и соблюдением правил содержания объектов ландшафтной архитектуры на территориях любого подчинения.

В Москве существует специальный административный отдел, инспектирующий зеленые насаждения, контролирующий ведение работ по строительству и эксплуатации.

Инспекция руководствуется постановлениями, решениями и распоряжениями городского Управления жилищно-коммунального хозяйства, приказами и указаниями той организации, к которой она принадлежит, инструкциями и правилами по озеленению, содержанию и охране зеленых насаждений.

Служба инспекции садово-паркового хозяйства выполняет следующие обязанности:

• ведет борьбу с самовольными вырубками, хищением и порчей зеленых насаждении, дорог, площадок, садово-паркового оборудования;
• готовит заключения по отводу участков объекта под застройку и прокладку наземных и подземных коммуникаций в соответствии с проектами детальной планировки;
• согласовывает удаление, пересадку и формовочную обрезку деревьев и кустарников в установленном порядке;
• визирует разрешение на производство работ в зоне объекта ландшафтной архитектуры после оплаты восстановительной стоимости;
• контролирует соблюдение правил охраны объекта и условия согласования процесса строительства строительными организациями;
• участвует в комиссии по приемке в эксплуатацию объектов капитального строительства и ремонта;
• проверяет факты, приведенные в письмах и жалобах граждан по вопросам компетенции службы, принимает меры по исправлению недостатков и готовит ответ;
• участвует в проведении квартальных проверок по качеству содержания всех объектов ландшафтной архитектуры с участием владельца территории, представителей штаба благоустройства и общества охраны природы с одновременным контролем ведения учета площадей объектов и подготовкой сводного отчета по их состоянию в городе или поселке;
• оказывает техническую и консультационную помощь административным органам, предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам по вопросам содержания и сохранности зеленых насаждений, дорожек, площадок, МАФ и оборудования;
• проводит свою работу в тесном контакте с административными комиссиями, владельцем объекта ландшафтной архитектуры и Всероссийским обществом охраны природы.

Инспекционная служба садово-паркового хозяйства имеет право:

• получать разрешение от владельцев на беспрепятственный вход на все территории, имеющие зеленые насаждения, для контроля их содержания;
• приостанавливать производство работ в установленном порядке до устранения нарушения, если строительная организация нарушила условия согласования, указанные в строительном разрешении, или правила охраны зеленых насаждений в зоне строительства;
• составлять акты на незаконную порубку, порчу, проведение неразрешенных и неоформленных работ на территории с зелеными насаждениями или непринятие элементарных мер по их уходу для передачи их в органы, определяющие необходимость привлечения нарушителей к административной или уголовной ответственности.

Источник: Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры. Теодоронский В.С.

Источник статьи: http://landscape.totalarch.com/protection_of_objects_of_landscape_architecture

Оцените статью