Огурцы занимали лучшую солнечную часть огорода знаки препинания

Простое предложение
Урок 15. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях и приложениях

Цели: углубить представления об однородных членах; закреплять навыки различения однородных и неоднородных определений; показать синтаксическую роль определений- эпитетов.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Обсуждение упражнений учебника, выполнение заданий по морфологии причастия, подготовленных группой учащихся.)

III. Работа по теме урока

1. Беседа по вопросам, повторение

— Чем отличаются однородные определения от неоднородных?

Сравним два предложения.

Открыв дверь, я увидел чистую, аккуратную комнатку.

На всю неделю зарядил упорный осенний дождь.

В первом случае перед нами однородные определения. Они соединены между собой при помощи сочинительной связи, характеризуют предмет с одной стороны, произносятся с перечислительной интонацией, между ними можно вставить союз и: чистую и аккуратную комнатку. Оба определения выражены качественными прилагательными. Кстати, однородные определения часто (но не обязательно) бывают выражены именно качественными прилагательными. Однородные определения относятся непосредственно к определяемому существительному.

В случае неоднородных определений непосредственно к существительному относится только ближайшее из них, а другое — к словосочетанию, образованному определением и существительным. При этом перечислительная интонация отсутствует: осенний дождь (какой?) упорный. Обратим внимание, что ближайшее определение (осенний) выражено относительным прилагательным, а другое (упорный) — качественным. Они характеризуют предмет с разных сторон. Неоднородные определения могут характеризовать цвет и материал (бежевая кожаная куртка), размер и материал (маленькая железная дверь), цвет и местоположение (синие московские метели) и т. д.

Однородные определения могут представлять собой ряд однородных отличительных характеристик разных предметов.

Вдоль дороги шли хвойные, лиственные, смешанные леса.

В то же время однородные определения могут относиться к одному предмету, обозначая его различные признаки.

Тёплый, уютный халат словно прирос к Обломову.

Художественные, эмоциональные определения — эпитеты — обычно являются однородными.

И прочие нескладно, прикидываясь, что они шутят, подхватывают с грустной, безнадёжной удалью. (И. А. Бунин)

Ряд однородных определений может показывать усиление или уменьшение признака, т. е. создавать градацию.

Большая, средняя и маленькая матрёшки стояли рядком.

В ряду однородных определений может быть причастный оборот.

Грудь его широко дышит резким воздухом зари и запахом озябшего за ночь, обнажённого сада. (И. А. Бунин)

Некоторые случаи допускают двоякое толкование, поэтому очень важно разобраться в контексте.

Объясним постановку знаков препинания в следующих предложениях.

Дайте мне другую интересную книгу.

Дайте мне другую, интересную книгу.

В первом предложении определения неоднородные. Непосредственно к существительному относится только ближайшее из них, а другое — ко всему словосочетанию. Имеется в виду, что предыдущая книга тоже была интересной.

Второе предложение содержит не однородные, а пояснительные определения, между ними можно вставить союзы то есть, а именно. Имеется в виду, что предыдущая книга была неинтересной, а просят интересную.

2. Объяснительный диктант

1) Около родника зеленеет короткая бархатная травка. 2) Из окна доносились тихие мелодичные звуки. 3) Навстречу шла высокая, стройная девушка. 4) Прислушавшись, я уловил сдержанный, неясный шёпот. 5) Я всё ждал нового захватывающего приключения. 6) На это озеро садятся отдохнуть уставшие перелётные птицы. 7) Наступил дождливый, грязный, ненастный ноябрь. 8) Солнечные лучи играют на густой, сочной, росистой траве. 9) Огурцы занимали лучшую, солнечную часть огорода. 10) Все путешественники были одеты в одинаковые полярные костюмы. 11) Тёмные, неосвещённые окна домов смотрели неприветливо.

3. Практическое задание

— Сделайте синтаксический разбор предложения. Объясните значение существительных сени, дриады с помощью толкового словаря.

И сени расширял густые

Огромный, запущенный сад,

Приют задумчивых дриад.

Отметим смещение ударения в слове (запущенный вместо запу́щенный), продиктованное ритмом стихов; приложение к существительному сад, выраженное словосочетанием приют задумчивых дриад.

Сень (сени) — здесь покров, полог, укрытие, образуемые кронами деревьев, их ветвями, листвой. (Традиционно-поэтическое слово.)

Читайте также:  Материал для садового огорода

Дриады — в древнегреческой мифологии: лесные нимфы, покровительницы деревьев.

1. Упражнения учебника.

2. Повторить тему «Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения», подготовиться к тесту.

Упражнения по теме «Однородные и неоднородные определения»

Упражнение 1.

Выпишите определение с главным словом, отмечая однородность постановкой запятой.

1) После сентябрьских грозовых дождей наступила холодная, ясная погода. 2) Над прибрежными пахучими травами вились несметные бледно-зелёные мотыльки. 3) Во мне эта песня будила странное, большое и жуткое чувство. 4) Концы накидки она мяла длинными смуглыми пальцами маленьких красивых рук. 5) Надвигался знойный, тяжёлый день.

Упражнение 2.

Найдите в предложениях однородные и неоднородные определения. Перепишите, подчеркивая их, и вставьте, где нужно, запятые.

1) Солнце низвергало на землю золотые сияющие потоки света (Шолохов). 2) Вдали виднелась небольшая березовая роща (Тургенев). 3) На огромном расстоянии разлегся город и тихо пламенел и сверкал синими белыми желтыми огнями (Короленко). 4) Она взглянула на него и улыбнулась но не веселой и радостной а испуганной жалостной улыбкой (Л. Толстой). 5) Около родника зеленеет короткая бархатная травка (Тургенев). 6) Молодая осина дрожала над головой лимонными нежными листьями (Паустовский). 7) Снежные сугробы подернулись тонкой ледяной коркой (Чехов).

Упражнение 3.

Выпишите сначала предложения с однородными, а затем – с неоднородными определениями.

1) Нивы печальные, снегом покрытые. 2) Её желание – видеть жизнь свободной, разумной, красивой. 3) У девушки была длинная чёрная коса. 4) Река уходила в золотые, синие от осени леса. 5) На ней было платье цвета золотистой луковой шелухи. 6) Вот передо мной широкая прямая дорога вдаль.

Упражнение 4.

Спишите предложения, определите, однородные или неоднородные в них определения.

1) Глубокая, дремучая старина окружала мое детство на слободке. (С. Маршак.) 2) Прошел серый пассажирский теплоход. (К. Паустовский.) 3) Шёл надоедливый октябрьский дождь. (К.Г. Паустовский.) 4) Снова потянулись длинные однообразные дни. (С. Щипачев.) 5) Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку. (К. Паустовский.) 6) Радостное, праздничное, лучезарное настроение распирало и мундир, казалось, становился тесен. (С. Серафимович.) 7) Было как-то по-хорошему грустно в этом маленьком уже тронутом поздней осенью саду. (Б. Горбатов.) 8) Алеша подал ему маленькое складное кругле зеркальце. (Ф. Достоевский.) 9) Я буду тогда обладать истиной вечной, несомненной. (И. Тургенев.)

Упражнение 5.

Запишите предложения. Найдите определения. Какие их них будут неоднородные? Обоснуйте свое мнение.

1) Молодые плодовые деревья росли очень тесно. 2) для гимназиста Поползухина наступили светлые безоблачные дни. 3) Сбежал к реке, попил из ладошек студёной енисейской водицы. 4) На длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики. 5) Навстречу мне плыл свежий студеный воздух. 6) В приотворенную дверь из соседней комнаты доносилось тихое ровное дыхание. 7) Осенью бабушка вернулась из лесу с большой круглой корзиной.

Упражнение 6.

Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить запятые.

1) Он родился в бедной крестьянской семье. 2) Ясная светлая задумчивая улыбка лежит на облаках. 3) Солнечные лучи играют на густой сочной росистой траве. 4) Любви невольной бескорыстной невольно предалась она. 5) Тяжелые холодные тучи лежали на вершинах гор. 6) Я видел женщину молодую прекрасную добрую интеллигентную. 7) В сундуке я нашел пожелтевшую написанную по-латыни грамоту. 8) Сквозь маленькое затянутое льдом оконце пробивался свет. 9) Алеша подал ему маленькое складное круглое зеркальце. 10) У него были большие рыбьи глаза. 11) Вокруг тянулась плоская унылая степь. 12) Послышался звонкий детский смех. 13.) Темные неосвещенные окна домов смотрели неприветливо. 14) Все уснуло крепким здоровым сном. 15) Был холодный осенний вечер. 16) На ветках висели крупные тяжелые капли. 17) Воспоминания — это живой трепещущий полный поэзии мир. 18) Огурцы занимали лучшую солнечную часть огорода. 19) Дул сухой горячий ветер. 20) Крепкий предрассветный сон сморил его. 21) В полях лежал влажный рыхлый и ослепительный снег. 22) Мы шли по тихой озаренной звездами тайге. 23) Одуряюще пахла омытая дождем молодая трава. 24) Толстой не мог писать, если перед ним не лежала хорошая чистая бумага. 25) Теплым летним утром отправился я в Львов. 26) Красные голубые желтые поднимаются к небу скалистые вершины. 27) Сильный порывистый ветер раскачивал деревья и гудел в лесу. 28.) В старом загородном парке тихо. 29) Медленно падает на землю желтый убитый осенью кленовый лист. 30.) Все путешественники были одеты в одинаковые полярные костюмы.

Читайте также:  Зеленый квас для огорода

Упражнение 7.

Спишите текст, расставляя недостающие запятые.

Между тем солнце ещё немножко поднялось над горизонтом. Теперь море сияло уже не сплошь а лишь в двух местах. На самом горизонте горела длинная сияющая полоса а в медленно набегающих волнах вспыхивали десятки ярких режущих глаза звёзд. На всём же остальном своём громадном пространстве море светилось нежной грустной голубизной августовского штиля. Петя залюбовался морем. Сколько бы ни смотреть на море, оно никогда не надоест. Оно всегда разное новое невиданное. Оно меняется каждый час на глазах. То оно тихое светло-голубое в нескольких местах покрытое серебристыми почти белыми полосками штиля. То оно ярко-синее пламенное сверкающее. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым шерстяным, точно его гладят против ворса.

Упражнение 8.

Найдите в предложениях однородные или неоднородные определения. Расставьте недостающие знаки препинания.

1) После праздника он обречёт себя на долгую будничную жизнь (Гончаров). 2) Но и вечером, в этом душном томлении воздуха, в этом лунном пронзительном луче есть что-то тревожное (Гончаров). 3) В Чуди мы увидели длинные загороженные каменными массивными заборами улицы с густыми прекрасными деревьями (Гончаров). 4) Отважные рыбачьи лодки тоже скрылись по бухтам (Гончаров). 5) Омытый дождями молодой месяц светлой прорезью покоился на западной окраине неба (Шолохов). 6) И дождь поспешный молодой закапал невпопад (Твардовский). 7) Ему совестно было высказывать все свои новые масонские мысли (Л. Толстой). 8) Над степью, заслонив солнце, в зените стояла вздыбленная ветром густо-лиловая градовая туча (Шолохов). 9) Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой (Гоголь). 10) Алёша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце (Достоевский). 11) Усталые измокшие под дождём вахтенные матросы мечтали о смене (Станюкович). 12) У нас в доме являлся иногда старичок, запачканный мешковатый неловкий странный донельзя (Достоевский). 13) Летом немногие из китайцев ходят в остроконечных соломенных шапках, похожих на крышку от суповой миски (Гончаров). 14) Холодный металлический свет мелькнул на тысячах мокрых листьев (Гранин). 15) Всё-таки в этом тоне звучала боязливая рабская нота (М. Горький). 16) Старуха закрыла свинцовые погасшие глаза (М. Горький).

Упражнение 9.

Распространите предложения, используя данные в скобках определения. Подумайте, нужна ли запятая между определениями. Прокомментируйте свое решение.

1) Под одним из кленов стояла ветхая скамья на заржавленных ____________________ лапах (чугунных).
2) Запущенный ____________________ парк с непролазной гущей орешника вызывал уныние (липовый).
3) Осенью часто налетают порывистые __________________ ветры (холодные).
4) Ксендз носил черное ____________________ пальто (длиннополое).
5) Сутулый человек был одет в серый _______________ костюм (тонкий).
6) Он поднялся по витой _____________________ лестнице (железной).
7) Мы напились холодной __________________________ воды (вкусной).
8) Книга обладает колоссальной ____________________________ силой (притягательной).
9) Большая _______________________ тень виднелась рядом с домом (черная).
10) Этот человек ходил все лето в желтоватом ______________________ кафтане немецкого покроя (полотняном).

Упражнение 10.

Спишите текст, вставьте на месте пропусков однородные или неоднородные определения. Подчеркните волнистой линией однородные определения.

УЛЕТАЮТ ГУСИ
Идет дождь. С ветром. То моросящий, то _______, _______, _______. В мокром _______ небе кричат улетающие на юг гуси, кричат ночью и днем, иногда так высоко, что их в дожде и не видно, а то совсем низко, над самым лесом. И тогда кажется, что их вместе с облаками несет к югу порывистый _______ ветер. Кланяются вслед осины и березы, машут ветками. С веток срываются красные и _______ листья и летят за гусями. Вместе с листьями летит стайка зябликов. Начинаешь путать, где зяблики и где листья. Но вот зяблики улетели, а листья, обессилев, падают на _______ _______ от тяжелых дождей траву, на грязную и _______ дорогу, на рябые _______ лужи. За березняком снова слышатся крики гусей. Ветер уносит к югу еще одну гусиную стаю. (А.Зимин)
(Авторские определения: крупный, хлесткий, холодный, серый, северный, желтый, рыжий.)

Читайте также:  Огород 228 тик ток

Тест по теме «Однородные и неоднородные определения»

1. Данный признак не является характерным для однородных определений:

1) характеризуют предмет с одной стороны;
2) произносятся с перечислительной интонацией;
3) можно поставить союз и, если определения соединены бессоюзной связью;
4) характеризуют предмет с разных сторон.

2. Укажите однородные определения (знаки препинания не расставлены):

1) белые голубые шары;
2) старый дубовый пол;
3) новая шелковая блузка;
4) большой чёрный камень.

3. Укажите неоднородные определения (знаки препинания не расставлены):

1) Мрачный угрюмый взгляд;
2) Глиняные деревянные игрушки;
3) Старый господский дом;
4) Красные синие флаги.

4. Укажите пример с пунктуационной ошибкой:

1) Вечерний лёгкий свет алеет на полях.
2) Прошлогодняя дорожная колея заросла ромашкой.
3) Ранним майским утром на прибрежных лугах гаснут огоньки маячков.
4) В прохладный июльский день я сидел на берегу и любовался рекой.

5. В каком предложении нужно поставить запятую?

1) Мимо станции промчался длинный товарный поезд.
2) Этот маленький карманный фонарик удобен для туриста.
3) Возле поликлиники росли старые стройные берёзы.
4) На свежем снегу нетрудно было заметить заячьи беличьи следы.

6. Какое слово надо подобрать к словосочетанию фарфоровая посуда, чтобы определения стали однородными?

1) старая;
2) разбитая;
3) фаянсовая;
4) белая.

7. В каком предложении есть неоднородные определения (знаки препинания не расставлены)?

1) Мы выезжаем на великолепную сияющую под солнцем поляну.
2) Из деревни доносились торжествующие крики выпущенных на волю петухов.
3) В дальнем углу комнаты стояло пузатое ореховое бюро.
4) Пышно цвели холодной высокомерной красотой георгины.

8. В каком предложении есть неоднородные определения (знаки препинания не расставлены)?

1) Она действительно походила на молодую стройную гибкую березу.
2) Вдруг конское тревожное ржание раздалось во тьме.
3) Это был прекрасный хотя и несколько печальный город.
4) Радостное праздничное лучезарное настроение охватило меня.

9. В этом предложении между однородными определениями надо поставить запятую.

1) И вот, озаряя ухабы, взлетел раскалённый светящийся солнечный шар.
2) Давно-давно закат, чуть млея, чуть горя, померк над сонными весенними полями.
3) Меж круглых рыхлых облаков невинно небо голубеет.
4) У окошка, выходящего на восток, ветка тополя уже выбросила бледно-жёлтые клейкие листочки.

10. В этом предложении определения неоднородные, запятыми не разделяются.

1) Погода была холодная ветреная, так что сугробы намело выше окон.
2) Ласточки летали в розовеющем вечернем воздухе.
3) Тянет гарью сухой от костра распалённого жаркого.
4) Не было ни одной тучки, вследствие чего небесный свод казался голубой хрустальной чашей.

11.Однородными определениями осложнено предложение:

1) Настали темные, тяжелые дни.
2) Щеки румяны, и полны, и смуглы.
3) Желтые дубовые заросли стояли в росе.
4) На рейде стоял французский линейный корабль.

12.Неоднородные определения есть в предложении:

1) Рука была морщинистая, бледная, худая.
2) Был серенький, промозглый, ветреный день.
3) Вдали просека перерезалась высокой железнодорожной насыпью.
4) В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум.

13. Укажите, где надо поставить запятые в предложении

Тут были (1) яркая гвоздика (2) и красные (3) оранжевые (4) и желтые лилии. (В. Арсеньев)
1) 3. 2) 1, 2. 3) 2, 3. 4) 2, 3, 4.

Оцените статью