Огурцов карнавальная ночь продолжение

Советские Гринчи. Три главных «злодея» из популярных новогодних фильмов

Кто пытался «испортить Новый год» героям популярных советских кинокартин?

Советские Гринчи. Три главных «злодея» из популярных новогодних фильмов

В 2000 году в США вышел фильм «Гринч — похититель Рождества» с Джимом Керри в главной роли. Зелёное существо Гринч пытается похитить праздник у жителей сказочного городка Ктограда. На поверку оказывается, что Гринч — не такой уж и злодей…

В «новогодних блокбастерах» советского кино также есть свои «злодеи», мешающие главным героям. Как и Гринч, «злодеи» они довольно условные, не лишённые обаяния и даже в некоторой степени вызывающие сочувствие.

С уверенностью можно сказать, что без этих героев лучшие советские новогодние комедии не были бы столь популярными.

Так кто же они, «советские Гринчи»?

Товарищ Огурцов — «Карнавальная ночь»

Серафим Иванович Огурцов, директор Дома Культуры, к указанию «встретить Новый год весело» подошёл со всей серьёзностью, присущей отечественному чиновнику — доклад, лектор, классическая музыка. Однако «прогрессивная молодёжь» пошла поперёк мнения директора и устроила карнавал по своему сценарию…

Советские Гринчи. Три главных «злодея» из популярных новогодних фильмов

Кадр из фильма «Карнавальная ночь»

Если говорить откровенно, то товарищ Огурцов — вовсе не страшный бездушный монстр бюрократии, а забавный и нелепый человечек, чьё желание выслужиться перед вышестоящим начальством всё время загоняет его в нелепые ситуации. Конфликт между Огурцовым и главными героями комедийный, и с самого начала понятно, что напыщенный от своей важности директор обречён на поражение.

Интересный момент: «Карнавальная ночь» заканчивается обращением товарища Огурцова, который убеждает зрителей, что ко всему случившемуся он отношения не имеет. Как рассказывал режиссёр Эльдар Рязанов, во время первых показов картины киномеханики, не привыкшие к такому «постскриптуму», попросту останавливали плёнку раньше, считая, что фильм уже закончился.

Роль Огурцова блистательно сыграл Игорь Ильинский, чья карьера начиналась ещё в немом кино и которому подобные образы приходилось воплощать не в первый раз — чего стоит один товарищ Бывалов из «Волги-Волги».

Советские Гринчи. Три главных «злодея» из популярных новогодних фильмов

Кадр из фильма «Карнавальная ночь»

Спустя тринадцать лет после «Карнавальной ночи» история товарища Огурцова получит продолжение — сам Игорь Ильинский в качестве режиссёра снимет фильм «Старый знакомый», где его персонаж будет заниматься благоустройством городского парка и вновь столкнётся с «прогрессивной молодёжью». Однако у нового фильма очарования «Карнавальной ночи» уже не будет.

Ипполит — «Ирония судьбы, или С лёгким паром»

«Третий лишний» в истории врача Жени и учительницы Нади, которых пьянка в бане и особенности советского строительства свели вместе, является «злодеем» чисто условно. На самом деле он, скорее, пострадавший. Ипполит Георгиевич — серьёзный человек, успешный, обеспеченный (наличие собственной машины в СССР было признаком состоятельности), приходит в Новый год к невесте, чтобы вывести отношения на новый уровень.

Читайте также:  Мелотрия шершавая африканский огурец

Советские Гринчи. Три главных «злодея» из популярных новогодних фильмов

Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром»

И вот, когда он собирается предложить избраннице руку и сердце, он обнаруживает в её квартире, даже больше, в её постели нетрезвого мужика, который ничего внятно объяснить не может и несёт какую-то чушь.

Более того, вдруг выясняется, что его невеста очень быстро начинает проникаться симпатией к ночному гостю и уже через несколько часов отдаёт тому предпочтение.

А в чём на самом деле виноват Ипполит? Только в излишней вспыльчивости и в том, что «сердцу не прикажешь».

Недаром огромное количество советских женщин после первого показа «Иронии судьбы» прониклось симпатией к «брошенному» Ипполиту, а не к счастливчику Жене.

Во многом, конечно, в этом заслуга Юрия Яковлева, великолепно исполнившего эту роль. Не каждый актёр с именем и репутацией по велению режиссёра полезет под душ в шапке и пальто, как это сделал Яковлев. Кстати, легендарная фраза «О, тёпленькая пошла» не из сценария — её артист выдал прямо во время съёмки, крутя краны.

Между прочим, играть Ипполита должен был не Яковлев, а Олег Басилашвили, который, однако, не смог сниматься по личным обстоятельствам. Между тем, в картине Басилашвили всё-таки остался. Если присмотреться, то на фотокарточке, которую выбрасывает в окно Женя, на самом деле изображён Басилашвили, а не Яковлев.

Советские Гринчи. Три главных «злодея» из популярных новогодних фильмов

Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром»

В 2007 году на экраны России вышла «Ирония судьбы. Продолжение», где вместе с другими героями оригинальной картины вернулся и Ипполит Георгиевич. Возвращение, как и в случае с товарищем Огурцовым, получилось не слишком успешным — постаревший Ипполит, по воле сценаристов, лишён прежнего обаяния и слишком обозлён на прошлое. Когда Ипполит пытается изгнать постаревшего Женю с криком: «Неудачник, вас здесь никто не ждёт!», он более всего за два фильма соответствует амплуа «злодея». И вряд ли это можно считать авторской удачей создателей картины.

Товарищ Сатанеев — «Чародеи»

Поскольку «Чародеи» — это современная новогодняя сказка, то и «злодей» в ней наиболее злодейский. Аполлон Митрофанович Сатанеев, заместитель директора НУИНУ, мечтает продвинуться по службе и заполучить в жёны молодую сотрудницу Алёну Санину, для чего активно строит козни и плетёт интриги.

При этом уровень «злодейства» Сатанеева сильно понижен тем, что сам он волшебством не владеет, а потому пытается манипулировать в своих целях более сильными магами.

Советские Гринчи. Три главных «злодея» из популярных новогодних фильмов

В итоге Сатанеев оказывается в сантиметре от успеха, но неумелое обращение с волшебной палочкой приводит его к краху, как и положено «злодею» из сказки. Правда, современный характер сказки выражается в том, что Сатанееву предлагается написать заявление «по собственному желанию».

Читайте также:  Желтеют маленькие огурцы на кустах

В основе «Чародеев» лежит повесть братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», однако никакого Сатанеева в книге нет и в помине. Любители творчества Стругацких наверняка разглядели в Сатанееве определённые черты книжного профессора Выбегалло.

Образу Сатанеева особый шарм придал сыгравший эту роль Валентин Гафт. Во всяком случае, Гафт-Сатанеев выглядит куда обаятельнее «злой» Алёны и Киры Анатольевны Шемаханской, которая, по сюжету, вроде бы и не отрицательный персонаж.

Советские Гринчи. Три главных «злодея» из популярных новогодних фильмов

Чего стоит одна перепалка Сатанеева с говорящим котом:

А драматичная попытка Сатанеева омолодиться «по рецепту Конька-Горбунка», завершающаяся фразой: «Обугливание — это немыслимо!».

В отличие от Ипполита, сострадания Сатанеев не вызывает, зато вызывает симпатию, как и многие другие сказочные злодеи. А ведь не будет злодеев — не будет и сказок, в том числе новогодних.

Андрей Сидорчик «АиФ» 23.12.14г

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

ПОЧЕМУ СПИН-ОФФ «КАРНАВАЛЬНОЙ НОЧИ» ОКАЗАЛСЯ НЕ ПРО ПРАЗДНИК НА ДВОРЕ?

Игорь Ильинский критически оценивал свою работу в кино, да что там критически!, комик большинство фильмов со своим участием пересматривать отказывался — ПОЧЕМУ УВИДЕВ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ СВОИ ФИЛЬМЫ, ИГОРЬ ИЛЬИНСКИЙ ПРОСИЛ ВЫКЛЮЧИТЬ ЭТОТ БАЛАГАН.

Даже работа в комедии Рязанова «Карнавальная ночь» Ильинского не удовлетворила, пусть он и признавал, — «фильм получился легким и веселым, был исключительно хорошо принят зрителями и прошел с большим успехом».

Не вполне понятно, почему при таком подходе Ильинский решил реанимировать персонажа «Карнавальной ночи» Огурцова, продолжив его приключения в фильме «Старый знакомый» (1969).

Может, пошел он на это из чистого любопытства, а двигателями проекта были сценаристы «Карнавальной ночи» Борис Ласкин и Владимир Поляков, жаждущие повторить успех и принесшие на студию сценарий о дальнейших перипетиях карьеры бюрократа Огурцова?

Или проект толкал Аркадий Кольцатый, снимавший фильм Рязанова в качестве оператора и конфликтовавший с молодым режиссером? В «Старом знакомом» Кольцатый занял режиссерское кресло наравне с Ильинским.

СЛЕВА НАПРАВО: ЛЕКТОР НЕКАДИЛОВ (СЕРГЕЙ ФИЛЛИПОВ), ЖЕНА ОГУРЦОВА (ТАМАРА НОСОВА), САМ ОГУРЦОВ, ЗАВОТДЕЛОМ (МАРИЯ МИРОНОВА), УЧЕНЫЙ АНОХИН ВЫДАЕТ СЕБЯ ЗА ИНОСТРАНЦА (НИКОЛАЙ РЫБНИКОВ)

Кроме Огурцова Ласкин и Владимиров оставили в сценарии еще парочку старых знакомых: секретаршу, на которой чиновник женился и лектора про звездочки Некадилова, которого он взял в заместители. В обеих фильмах снялся и Феликс Яворский, но не уверен, что он сыграл одного и того же персонажа.

Согласно картине, Огурцов прежний чиновник от культуры и новое его задание, — организовать современный парк отдыха.

По выходу в прокат фильм собрал 26 миллионов зрителей. Конечно это не шло в сравнение с 48 миллионами «Карнавальной ночи», но в 1970-ом «Старый знакомый» уверенно рвал кассу. Однако, его быстро забыли. За двадцать лет «Старый знакомый» лишь раз мелькнул по ЦТ, — 26 декабря 1973 года.

НИКОЛАЙ РЫБНИКОВ ВМЕСТО ГУРЧЕНКО (картинка с сайта domkino.tv)

Кажется, основная ошибка, заметная уже на уровне сценария, — нет героини, подобной молодой Гурченко. В качестве главного антагониста Огурцова выступает лысеющий ученый Анохин в унылом исполнении растерявшего обаяние молодого рабочего Николая Рыбникова (КАРЬЕРА В ОБЪЯТИЯХ РАБОЧЕГО ПАРНЯ).

Читайте также:  Консервы из огурцы на зиму

На самом деле, это не концептуальная ошибка, просто авторы Ласкин и Владимиров, как и в случае с «Карнавальной ночью», поймали важнейший посыл. Если первый их фильм утверждал новые песни расцветающей оттепели, гарантируя дорогу молодости и любви, то «Карнавальная ночь» десять лет спустя констатировала застой. Огурцов работает по прежнему, он деятелен, увлечен и, о, ужас!, вполне уместен в той реальности, которая его окружает. С этим может не согласиться ученый Анохин, художница в исполнении хорошенькой Натальи Селезневой, возлюбленный художницы, но они болтаются на такой периферии сюжета, что их мнение не важно. Главную скрипку играет завотделом культуры горисполкома (Мария Миронова), ровесница Огурцова, со спокойным доброжелательством присматривающая за его инициативой; продолжающий чудесадить ровесник Огурцова лектор Некадилов; режиссер Эдуард Самецкий (Владимир Этуш), внешне шестидесятник в хемингуэевском свитере, но безнадежно исхалтурившийся, готовый за бюджет сделать любую дешевку.

картинка с сайта samcult.ru

Разница между весельем «Карнавальной ночи» и серостью «Старого знакомого» особенно видна при сравнении двух кульминаций, — концертов. Первый фильм обогатил советскую эстраду песнями про хорошее настроение, пять минут, Танечку. В «Старом знакомом» бродит с гитарой физик в исполнении Владимира Ферапонтова, исполняющий песни, не способные задеть зрителя.

Сложно вспомнить и концертные номера, а ведь видел я «Старого знакомого» буквально неделю назад. Встреча Нового года выродилась в «День водолаза». Появился Моргунов в качестве ведущего мероприятия (совершенно несмешной), цыганский хор с певицей Пашковской и плясуньей Леонтенко (ДРОЖЖИНА И ВДОВА БАТАЛОВА: ИХ КИНО), пропрыгал танцор Шубарин. Мимо, все мимо. Только не к месту совершающий действа с лодкой лектор Некадилов да бухгалтер (Эммануил Геллер — САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ КИНОКОМЕДИИ НЕЗАМЕТНОГО КОМИКА) с вопросом «Во что это выльется?», вызывают вялое подобие улыбки.

В финале Огурцов вроде пообещал зрителю вернуться, гарантируя продолжение приключений бюрократа. Не срослось. Даже хорошая касса не смогла уберечь от общего ощущения, что картина не сложилась, а если и сложилась, то не о том. Получилось не о победительном празднике, сделанном на коленке усилием самодеятельности, а о закате эпохи, где заштампованная бюрократия рулит, и не так уж он плох Огурцов, честно говоря. Цыгане пляшут, водолазы картинно ныряют, зрители с трибун рукоплещут. Громкая музыка и иллюминация. Чего еще надо?

Справедливости ради заметим, что римейк «Карнавальной ночи», снятый самим Рязановым 50 лет спустя, был раскритикован даже поклонниками режиссера.

А старый фильм с Ильинским таки занял достойное место в эфирной сетке, как картина, позволяющая хотя бы поностальгировать о времени, которое казалось скучным, а нынче выглядит стабильным.

Источник

Оцените статью