Ограда летнего сада медуза

Легенды об ограде Летнего сада — решётка Летнего сада: «одно из чудес мира» в Петербурге

Решётка Летнего сада / Фото / Veta foto.spbland.ru

Санкт-Петербург с момента своего основания в 1703 году окутан «мглою» многих легенд и мифов. Более красивого, утончённого, романтичного и в тоже время мистичного города в мире нет. Почти каждая достопримечательность Северной столицы обладает харизматичностью и уникальной историей, а также хранит хотя бы одну тайну.

Среди многочисленных загадок града Петрова не последнее место занимает Летний сад — старейший и самый любимый парк петербуржцев и гостей, которые непременно захаживают сюда, откуда бы они ни прибыли и что бы они на планете Земля ни видели, — Летний сад не перестаёт тянуть к себя как магнитом и вызывать восторги.

Один только его элемент — старинная ограда уже насобирала горы восторгов, а что говорить про другое в Летнем саду — скульптуры, например, и аллеи, и т.д. Но мы поговорим о красивейшей решётке Летнего сада — одного из символов Санкт-Петербурга. Поэт К. Н. Батюшков отметил:

Взгляните на решётку Летнего сада, которая отражается зеленью высоких лип, вязов и дубов! Какая лёгкость и какая стройность в её рисунке.

В 1824 году учёный-минералог Д. И. Соколов писал:

набережные Петербурга и решётка Летнего сада могут быть причислены к чудесам мира!

Действительно, изящный рисунок решётки, композиция, соблюдение пропорций — всё это позволяет отнести ограду Летнего сада, пусть не к самым чудесным «чудесам света», но однозначно к самым выдающимся образцам классицизма, знаменитым, изысканным и многозначительным произведениям искусства, которые только создавались за все времена во всём мире.

Ограда многогранна в своём исполнении и лаконична в утончённом образе, без китча и чрезмерных деталей — ей выпала честь, не заслоняя вид на сам роскошный Летний сад и на прекрасную панораму Невы, наоборот, только бесконечно подчёркивать великолепие Санкт-Петербурга.

История Невской ограды Летнего сада

Построена ограда в Летнем саду была по указу Екатерины II в 1770-х. Авторство этого уникального шедевра доподлинно неизвестно, но современные исследователи склоняются к мысли, что создателями ограды были архитекторы Петр Егоров и Юрий Фельтен, занимавшийся проектированием каменных набережных Невы.

В распоряжении от 7 июня 1770 года говорится, что поскольку:

первого сада наличная к Неве реке сторона по случаю исправления каменного берега ныне без решётки, почему в тот сад всякого звания люди свободно летом и зимой входят и опасно, что нехорошего состояния от людей не могло причиниться в том саде какого-либо вреда и похищения как уже перед сим плитки и покрадены, да и вид от Невы безо всего нехороший: зимой и совсем в тот сад пущать не для чего того ради приказали: заархитектору Фоку и ранга подпорутчинского Вуншу сделать прожект каким наилучшим образом в том первом саду от Невы реки решётку сделать надлежит учиня надобным к тому материалам смету и представить в Контору немедленно.

Юрий Фельтен сделал деревянную модель и составил описание к ней в январе 1771 года. Архитектор указал все размеры каменных частей будущей ограды, задав тем самым общие пропорции сооружения. Ограда удлинилась за счёт сноса в северо-западной части сада второго Летнего дворца.

Читайте также:  Отопительные приборы для сада

Напротив 3-х главных аллей были поставлены трое ворот. В 1772 году, когда Фельтен начал педагогическую деятельности, непосредственным наблюдателем за ведением работ был архитектор Пётр Егоров.

Авторство ограды до сих пор вызывает споры у историков, поскольку помимо Фельтена и Егорова в документах упоминаются имена и других архитекторов, таких как Жан-Батист Валлен-Деламот, Иван Фок, Даниил Бунш. Направленный 10 сентября 1770 года И. И. Бецким Екатерине II документ гласит:

Её Императорское Величество изустно указать мне соизволила по берегу Невы реки у первого сада сделать по апробованному Её Величеством чертежу железною решётку с воротами на каменном фундаменте с столбами и цоколем дикого камня из суммы берегового строения. Во исполнение того именного Её Императорского Величества высочайшего указа упомянутая Контора по тому чертежу и учинённой архитектором Фельтеном смете (кои при сем прилагаю) оную решётку сделать и нужные на то материалы и прочее стараться ныне заблаговременно заготовлять, дабы будущею весною в самое дело той решётки вступить можно было.

Работы по изготовлению «железной решётки кузнечною и слесарною работою под краску с тремя воротами» начались весной 1771 года. В 1773—1777 годах на тульском заводе купца Денисова были выкованы — 32 звена кованой решётки, больших ворот в центре и двух малых, справа и слева. Решётку изготовили тульские мастера кузнечных дел. Среди её создателей в истории остался известен мастер Ивашенцев.

Также для ограды было изготовлено 36 столбов из крупнозернистого карельского гранита, доставленного из Финляндии. С 1772 по 1777 год, 5 лет мастера из села Путилова, Шлиссельбургского уезда, выезжали посменно в столицу: вытёсывали гранитные колонны, лещадки, базы, цоколи.

В 1782—1783 годах мастера изготовили гранитные вазы и урны и завершили их установку. Несмотря на большое наводнение, которое к несчастью случилось в городе на Неве 21 сентября 1777 года, строительство ограды было закончено уже в 1784 году.

Легенды про ограду Летнего Сада

Немало легенд Летнего сада связано с его необычайной красоты оградой. При Екатерине Великой и её содействии была поставлена кованая решетка с необычным геометрическим орнаментом и позолоченными розетками, которые поддерживают 36 гранитных колонн, украшенные вазами.

Ограда, созданная в стиле классицизма, настолько гармонична, что приводила в изумление не только горожан, но и заезжих иностранцев. Любопытно, но с решёткой Летнего сада связывается одна из самых популярных городских легенд: некогда.

То ли при Екатерине, то ли после неё, некий богатый англичанин, наслышанный о красотах Петербурга, мечтал побывать в этом далёком городе и однажды решился отплыть от родных берегов, чтобы увидеть самому, так ли прекрасен город, о котором столь много рассказывают?

Читайте также:  131 сад невского района

Долго ли мало ли, плыл он по холодным водам на своем судёнышке и в одну из самых светлых белых ночей кинул якорь близ Летнего сада. Выйдя на палубу и увидев перед собой мерцающие вдали огни, красивейшую решётку сада, сквозь которую виднелись живописные дорожки и изящные скульптуры, он долго стоял в немом изумлении перед открывшейся глазам картиной, а после повелел понять якорь и, не сходя на берег, плыть домой.

На вопрос капитана, отчего он не хочет спустить трап, путешественник ответил, что ему нет смысла дальше видеть Петербург, так как он не верит, что сможет увидеть нечто более прекрасное, чем сад и его живописная ограда.

Ещё одна легенда гласит, что решётку Летнего сада в 1930-е годы хотели приобрести американцы, предлагая за этот шедевр сотню паровозов, но им это не удалось. Наконец, третья легенда связана с сокровищем, которое хранит ограда. Говорят, что одно из её звеньев сделано из чистого золота. Только вот какое, определить невозможно. Может быть, вам удастся?

Больше подробностей о Летнем саде в аудиогиде, а также про легенды Летнего сада.

Источник

Летний сад . Решетка со стороны Невы

фото

Великолепное творение русского классицизма — Решетка Летнего сада создавалась в 1770-1784 гг. арх. Ю. М. Фельтен, П. Е. Егоров. На высоком гранитном цоколе установлены 36 гранитных колонн, увенчанных поочередно урнами и вазами. Между колоннами расположены железные звенья в виде копий, выполненные тульскими мастерами.

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

В 1783-1787 гг. берег Невы был расширен путем подсыпки и были устроены гранитные набережные Невы и Фонтанки. Чтобы ликвидировать контраст между нарядным обрамлением невского берега и не имевшей архитектурного оформления северной границы Летнего сада, было решено возвести здесь ограду.

Сооружение ограды со стороны Невы, начатое в 1770 г., завершилось в 1784 г. Ограда была построена по проекту выдающегося арх. Ю. М, Фельтена, ближайшим помощником которого был «заархитектор» П. Е. Егоров.

Ограда Летнего сада создавалась 15 лет. Ее металлические звенья выкованы на Тульском заводе купца Денисова. Цоколь и колонны, увенчанные урнами и вазами, вырублены из финского гранита. Благородство пропорций решетки, лаконичность рисунка, сочетание металлических частей с гранитом и позолотой ставят ее в ряд лучших произведений классицизма.

Арх. Ю. М. Фельтен предложил интересное решение, в котором удачно сочетался мотив колонн, восходящий к петровским галереям, со сквозной кованной решеткой, что также перекликалось с характером трельяжей. Классически стройные колонны, увенчанные вазами, вырублены из пютерлакского гранита и покоятся на массивном цоколе. Их монументальность оттеняется графически четким рисунком решетки, завершенной золочеными копьями и листьями аканта и связанной золочеными же розетками, которые проходят по средней высоте стержней. Совершенны по своей завершенности и утонченному изяществу створы ворот. В них «вписаны» выполненные из металла силуэтные изображения античных ваз с золочеными цветами. Ворота венчаются крутыми спиралями и пальметтой, что придает створам особую легкость. Ограда Летнего сада удивительно хороша и по своим пропорциям, и по соотношению камня и металла – массивности первого и легкости кованных вертикалей второго, — и по цветовой гамме. Розовато-серый гранит и золоченые детали гармонируют с «линиями», будто бы прочерченными графитом, звеньев. Ограда не заслоняет ни вид на сад, ни панораму на Неву и прекрасно читается на фоне зелени и серебристо-свинцовых вод реки и отраженного в ней северного неба. ([ 197 ], С.46-48, Наталия)

Читайте также:  Выращивание глицинии в саду

После покушения Д. В. Каракозова на Александра II (4 апреля 1866 г.), в 1867 г. в невской ограды сада, у главных ворот, где прозвучал выстрел, возвели часовню в память о чудесном спасении царя. Композиция решетки Летнего сада была нарушена. При установке часовни часть решетки была снята.

В 1920-х гг. американские бизнесмены предлагали Совнаркому за решеку Летнего сада несколько (100?) паровозов. Нарком просвещения А. В. Луначарский от имени правительства отказался от такой сделки.

Н. А. Синдаловский в книге «Легенды и мифы Санкт-Петербурга» со ссылкой на книгу Г. Гермонт «Решетки Летнего сада и его окрестностей» 1938 г. пересказывает легенду о богатом англичанине, который наслышанный о красоте Петербурга, на склоне лет заявил, что ему необходимо увидеть ограду Летнего сада и Стрелку Васильевского острова. В пору белых ночей его яхта вошла в Неву и бросила якорь напротив Летнего сада. Очарованный сказочной красотой северных шедевров, англичанин отказался сойти на берег, заявив, что в этом нет смысла, т.к. более прекрасного он уже не сможет увидеть. После этого яхта снялась с якоря и взяла курс на Англию.

Источник

Архитектура Петербурга в деталях: маскароны

KudaGo продолжает серию виртуальных экскурсий, во время которых мы знакомимся с бессменными городскими обитателями и изучаем архитектурные детали. Сегодня мы расскажем о масках и маскаронах, без взглядов которых не обходится ни одна прогулка по Петербургу.

Маскарон: как он появился и зачем нужен?

Маскарон — это скульптурная деталь в виде лица человека или головы животного, выполненная барельефом или горельефом. Слово пришло из терминологии архитектурной декорации и происходит от «маски» (позднелатинское mаscus, masca — дух, призрак). У маскаронов в Древней Греции была сакральная функция — оберегать храмы, источники и дороги и защищать святые места от тёмных сил. Первые маскароны-гаргулии носили устрашающий характер, позже лица стали комическими, нейтральными или романтическими.

Древние храмы защищала голова горгоны Медузы, которая отражала зло. Водные источники оберегали головы речного бога Ахелоя, который превращался в разных существ. Дороги охраняли столпы с головами покровителя путников Гермеса.

Маскарон с горгоной

Театральными масками украшали саркофаги: считалось, только в смерти человек обретает истинное лицо. С погребальным сюжетом связана и львиная маска, которая олицетворяла превращение человека в иное существо.

Источник

Оцените статью