Ограда летнего сада ахматова

«Летний сад» А. Ахматова

Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,

Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.

В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.

И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.

И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.

А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.

Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.

И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.

Анализ стихотворения Ахматовой «Летний сад»

Образ сада нередко встречается в лирике Ахматовой. Причем речь идет о стихотворениях разных периодов. Эта особенность позволила Лихачеву назвать Анну Андреевну последним из поэтов, отводивших паркам и садам важнейшую роль в творчестве. По его мнению, в художественном мире Ахматовой сад ассоциировался с Эдемом, выступал в качестве символа «настоящего и счастливого бытия». Стихотворение «Летний сад», датированное 1959 годом, относится к поздней поэзии Анны Андреевны. В нем явно преобладают личные интонации автора. Перед читателями предстают воспоминания лирической героини. Посредством выбора глаголов и деепричастий – мерещится, шепчутся, помнят, любуясь – Ахматова демонстрирует, что прошлое в ее душе живее настоящего. Оно не забыто, по-прежнему актуально.

Летний сад в произведении связан с упомянутым выше Эдемом. Во-первых, через титульный образ – розы. Здесь стоит вспомнить концепцию рая, представленную в «Божественной комедии» Данте. В финале перед поэтом раскрывается «небесная Роза», представляющая собой местопребывание блаженных. Во-вторых, через упоминание ограды. Конечно, решетка Летнего сада отличается художественным совершенством, но в стихотворение Ахматовой она попала не только из-за красоты. Ограда – характерная черта райских садов. Она олицетворяет изолированность от греха, спасение. При помощи нее удается создать мир умиротворенный, спокойный, дружественный человеку.

В стихотворении Анны Андреевны есть пересечения не только с религиозными мотивами, но и русской поэзией. «Летний сад» полемизирует с поэмой «Соловьиный сад» Блока. В обоих случаях в центре текста оказывается сад с оградой и розами, при этом обе детали наделены символическим сверхсмыслом. Тем не менее, концептуально произведения различны. У Блока пространство сада противопоставляется реальности, оно совершенно несовместимо с обыденной жизнью. Ахматова предлагает читателям другой вариант. В ее стихотворении духовная реальность соединяется с эмпирической. Не только к Блоку обращается Анна Андреевна. Образ затопленной статуи отсылает к стихотворению Анненского «Я на дне, я печальный обломок…». Плывущий через века лебедь рождает ассоциации с «царскосельской» поэзией (Гумилев, Державин, Жуковский и так далее).

Читайте также:  Характеристика предприятия ооо сад

«Летний сад» – спокойное и мудрое произведение человека, у которого можно отнять все, но только не воспоминания о прошлом, о звуках и запахах, о давно ушедших людях.

Источник

🍀 Летний сад

Розы в летнем саду

Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.

В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.

И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.

И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.

А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.

Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.

И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.

Предыдущим мы анализировали стихотворение «Я умею любить», написанное Ахматовой в 17 лет на самой заре поэтической карьеры, сегодня же разберем стих «Летний сад», увидевший свет в 1959 году, когда Анне Андреевне уже 70 лет.

👀 Какие разные произведения, какая разная поэтесса – в 1906 году – это смелая девочка, которой кажется, что она разгадала загадку любви, а в 70 лет (1959 год) это покрытая сединой женщина, ищущая, но не способная найти, скрытый от глаз источник света жизни.

Зрелость противостоит молодости, практика жизни теории, признание надеждам.

Возвращение в сад юности

☝ В стихотворении «Летний сад» Анна Ахматова описывает сад в Царском Селе, где прошла её молодость, где пробежали лучшие годы, где рождалась и умирала любовь.

Умудренная опытом, поэтесса желает снова оказаться в этом саду и увидеть розы, которые в 17 лет цветут другим цветом и пахнут иначе. Героиня желает заглянуть в глаза царскосельских статуй, помнящих её молодой и хочет услышать скрип корабельных мачт в душистой тиши царственных лир.

Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.

Попытка вернуться воспоминаниями в Летний сад – это ностальгия по молодости, не ведавшей границ и готовой пешком перейти горы ради поцелуя или нежного взгляда. Это воспоминание любви и песнь ей с колокольни зрелости, с небосвода достигнутых страстей и разлук, поцелуев на века и встреч на минутку.

Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.

😢 Признаемся, что источник жизненного света, маячок любви, светлячок счастья, как были недостижимы в полной мере в юности, так и не приелись в зрелости. Тайна лишь чуть-чуть приоткрылась, поцеловала в краешек губ и скрылась в сумерках белой питерской ночи.

Читайте также:  Мой обустроить сад своими руками

Анализ троп и жанра

✔ Стих «Летний сад» написан в жанре элегии и имеет смежную рифмовку (сад – оград; молодой – водой). Рифмы женские (века) и мужские (двойника).

В качестве средств выразительности Ахматова использовала несколько олицетворений:

✔ Единственная метафора «лебедь плывет сквозь века».

Интересно пересечение двух инверсий:

«Я к розам хочу» и «где лучшая в мире стоит из оград».

Первая акцентирует внимание на глаголе «хочу», вторая выделяет из строки существительное «ограда», которая стоит преградой между желанием и его реализацией.

Также отметим в стихе эпитеты:

  1. Царственные липы.
  2. Белые ночи.
  3. Тайная любовь.
  4. Душистая тишь.
  5. Единственный сад.

☝ Стихотворение является попыткой Ахматовой ностальгировать и в мыслях ещё раз побывать в юности, где её ждет летний сад с первыми поцелуями и ответами на вопросы жизни.

Читает Алла Демидова

ТОП русской поэзии

  • ✔ Анна Ахматова
  • ✔ Александр Блок
  • ✔ Валерий Брюсов
  • ✔ Иосиф Бродский
  • ✔ Иван Бунин
  • ✔ Константин Бальмонт
  • ✔ Зинаида Гиппиус
  • ✔ Николай Гумилёв
  • ✔ Сергей Есенин
  • ✔ Николай Заболоцкий
  • ✔ Михаил Лермонтов
  • ✔ Владимир Маяковский
  • ✔ Осип Мандельштам
  • ✔ Владимир Набоков
  • ✔ Николай Некрасов
  • ✔ Борис Пастернак
  • ✔ Игорь Северянин
  • ✔ Федор Тютчев
  • ✔ Афанасий Фет
  • ✔ Марина Цветаева

Источник

О какой «лучшей из оград» пишет в своём стихе А.Ахматова?

Тут не о чем думать, да и не надо: это — решетка Летнего сада.

Анна Андреевна пишет уверенно, что совершенно творение Фельтена;

Пушкина также она уважала, Питером он вдохновлялся немало —

сколько читательских поколений

помнят: гулял там Онегин Евгений.

Свое лирическое, с легкой грустью стихотворение «Летний сад» одна из самых ярких и талантливых поэтесс Анна Ахматова написала в 1959 году. На момент написания этого стихотворения поэтессе исполнилось семьдесят лет. Стихотворение проникнуто грустью о прожитых годах, о молодости, о том, чего уже не вернёшь.

Она вспоминает о тех годах, когда была молода и беззаботна, полна надежд и мечтаний. Впереди — старость, чувства угасают и остаются лишь воспоминания. Молодость — самое лучшее время жизни, но туда не вернёшься. Она противопоставляет образы прошлого и образы настоящего. Это её любимый старый Петербург и современный на то время Ленинград. Сад, который описывает Ахматова — это райский сад Эдем. Это место, где нет печали и забот. Там тихо и спокойно, там есть полная свобода, но попасть туда, вернуться в прошлое, можно только в мыслях. Это таинственное место, где можно вздохнуть лёгкий ветер свободы и радости. Там «шепчутся белые ночи», все горит «перламутром и яшмой», но для всех людей таинственно скрыт источник света. Только в этом Эдемском саду мысленно можно почувствовать себя свободной и счастливой.

Читайте также:  Школьный сад питомник розница

Источник

Стихотворение Анны Ахматовой «Летний Сад». Какого значение слово «Свет» в конце стиха?

Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.

В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип. /92/

И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.

И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.

А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.

Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.

И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.

Что она имела в виду говоря про «Свет» и что означает, что «Света источник таинственно скрыт» ?

Я считаю, что Ахматова имеет в виду «Божий свет». То есть не прямое значение слова, а божественный свет. Несмотря на свою красоту и загадочность, летний сад — темное царство. Так же свет слово «свет» может означать истина, правда.

Ох, Ахматова всегда так темнит!. . Ну, шествие теней, белые ночи, что шепчутся о тайной любви — это все ее воспоминания. Раз есть тени, значит, должен быть свет, но поскольку все это в ее памяти и воображении, то и свет здесь таинственный и неземной. Потому его источник таинственно скрыт.
Никакого философского и аллегорического смысла слово СВЕТ здесь, по-моему, не несет.

У Ахматовой, как у символистки в тот период творчества, нет существительных и вообще образов, которые не несли бы дополнительную смысловую нагрузку. Отталкиваться в этом стихотворении, я думаю, надо от подражания Блоку (соловьиный сад, прекрасная дама, розы и т. д.) , а также от стихотворных образов символистов. Метаферическое изображение — статуи под невскою водой, такой словесный океан отражений, где корабельные мачты, плывёт лебедь, вода как связующее звено и символ времени (плывёт сквозь века) .Ассоциативные образы: тайна, загадка, отражение в воде и отражение в виде двойника. Логика Ахматовой сложна, потому что на чувствах построена. Движение направляется от тени (темноты) к свету, а свет — любовь, жизнь, горячий огонь и блеск (И все перламутром и яшмой горит) . Источник жизни скрыт, он есть, от него всё живое — это некое Божественное начало. Его никто не знает, но чувствует, именно от него и свет любви и жизни.

Источник

Оцените статью