- Покупка участка возле железной дороги: что стоит учитывать?
- Принципы, которыми регулируется отведение участка, расположенного недалеко от магистрали железной дороги
- Земли железнодорожного транспорта — территории, для которых предусмотрен особый режим
- Характеристики земель этой категории
- Земли транспорта и ограничения
- Как они тут живут? (рядом с железной дорогой)
- Сад у дороги
Покупка участка возле железной дороги: что стоит учитывать?
Одним из самых раздражающих факторов возле дома любой владелец сразу назовет или скоростную магистраль, или железную дорогу. Раздражение, постоянная усталость, шум и пыль — вот спутники проживания на такой территории. И это не говоря уж о тех юридических проблемах, связанных с владением таким участком.
Содержание статьи:
И, останавливая свой выбор на не совсем благоприятной зоне проживания, стоит озаботиться сведением вредных факторов такого выбора к нулю — и, прежде всего, это касается юридических последствий.
Принципы, которыми регулируется отведение участка, расположенного недалеко от магистрали железной дороги
Руководствуясь главными принципами права и закона, благодаря которым регулируются вопросы земельных отношений в России, ЗКодекс РФ четко обозначил категории и целевое назначение, на которые принято разделять земельные наделы и территории. Этот вопрос четко прописан в статье 42 ЗК, устанавливающей, что режим регулирования ресурсов земельного назначения (так же как и их использования) зависит и целиком основан не на чем ином, как на их целевом назначении: а это означает, что регуляция режима земли определяется также и ее категорией.
Основываясь на нормах, регулирующих отношения в сфере пользования землей, земли транспорта можно считать землями промышленности. В общей совокупности к такой категории земельных территорий закон относит и земли промышленности, транспорта, а также радиовещания — словом, все территории особого, специального назначения, которые отмечены как таковые в ЗКодексе России. Основываясь на этом, они представляют собой особую подкатегорию земель специальной категории — промышленных территорий. И этот статус позволяет применять в процессе определения способа и регуляции использования земель этого вида общие нормы законодательства, относящиеся к подобным землям — но учитывая те особенности, которые предусмотрены для территорий, представляющих земли транспорта.
Земли железнодорожного транспорта — территории, для которых предусмотрен особый режим
Земли транспорта — совершенно отдельная категория, которая наделена особым режимом и порядком регулярного использования, а, значит, ее регулированием тоже осуществляется особыми правилами.
Специальные нормы закона (а именно, статья 2 ФЗакона «О железнодорожном транспорте в РФ») устанавливают, что землями железнодорожного транспорта признаются территории, использующиеся для определенного рода функционирования организаций, имеющих отношение к транспорту на железной дороге. Сюда же включаются территории, имеющие прямое отношение к полосам отвода, а также охранным зонам, расположенным на железной дороге.
Охранными зонами закон определяет те территории земли, которые способствуют обеспечению сохранности и прочности — словом, свойств, имеющих прямое отношение к объектам железной дороги и транспорта.
В такие зоны закон включает также территории, обладающие подвижной почвой и находящиеся вплотную к землям, чьим назначением называют размещение объектов железной дороги и защита путей — прежде всего, от негативных воздействий.
Особое значение имеет и полоса отвода — это участки, которые прилегают к путям железной дороги, а также те, чьим предназначением является размещение станций, устройств водоотвод и укрепления, защитных лесопосадок вдоль путей, а также других объектов транспорта.
Закон вполне дозволяет передачу земельных участков, которые свободны и располагаются на полосе отвода (и в пределах транспортных земель железной дороги) в аренду как физическим, так и юридическим лицам. Но такая аренда возможно лишь в случаях и с целью, строго указанной в законодательных актах — для сельхозиспользования, складирования грузов, оказания услуг и других целей: но при условиях полного соблюдения правил безопасности движения, прописанных в законах.
В соответствии с Постановлением Правительства от 12.10.2006 года «О порядке установления и использования полос отвода» регулируется и порядок использования подобных полос и охранных зон.
Этот порядок относительно новый — и, руководствуясь им, земли могут забираться у города и даваться в аренду. Это может означать, что совсем скоро какой-нибудь гаражный кооператив легко окажется на участке железной дороги.
Характеристики земель этой категории
Анализируя законодательные и нормативные акты, регулирующие отведение земель указанной категории, можно определить следующие характеристики таких участков:
- Участок предоставлен организациям, относящимся к железнодорожному транспорту для бесперебойного их функционирования и стабильной деятельности.
- Такие участки относятся к участкам федерального значения — и предоставляются они лишь одному субъекту хозяйствования — «Росссийские железные дороги» в аренду.
Все остальные учреждения, предприятия (в т.ч и государственные) получают их на праве постоянного (что означает бессрочного) использования.
И даже в таких случаях следует обратить внимание, что не всегда можно будет иметь возможность построить на таком участке индивидуальную постройку.
Поэтому следует заранее побеспокоиться и уточнить, не существует ли каких-либо ограничений на застройку (если таковая планируется). Потому что преодолевать ограничения либо сносить уже построенное здание будет намного тяжелее и неприятнее.
Земли транспорта и ограничения
В случае, если закон четко устанавливает запрещение на приобретение земли и ее определенной категории в собственность, такие участки могут быть предоставлены на праве аренды. Такие запреты обычно действуют в отношении земельных участков, которые изъяты из оборота, либо являются ограниченными в оборотоспособности — и все они четко прописаны в законодательных актах.
Отсюда можно сделать вывод, что любая территория, на которую накладываются ограничение, распределяется на два типа:
- Земли, на которых запрещены постройки (в т.ч. и строительные).
- Земли, на которых постройки дозволены, но лишь при соблюдении строгих норм и требований (например, санитарная зона автомобильных и железных дорог).
Средние размеры такой территории могут составлять до 500 метров.
Не стоит забывать, что, руководствуясь основными принципами законодательства, владелец объекта недвижимости обладает исключительным и эксклюзивным правом приобретения в собственность того участка, на котором такой объект располагается.
При этом следует учесть главный принцип земельного закона — единство судьбы участком земли и объектов, с ними связанных.
Зная все эти нюансы, вы без труда разрешите проблему: стоит ли приобретать участок, стоящий недалеко от железной дороги и как это сделать с наименьшими потерями.
Источник статьи: http://pravo-doma.ru/zemlya/pokupka-uchastka-vozle-zheleznoj-dorogi-chto-stoit-uchityvat.html
Как они тут живут? (рядом с железной дорогой)
Всегда удивляюсь тому, как способен человеческий организм приспосабливаться к неблагоприятным факторам. Где только и в каких условиях не живут наши сородичи, но сегодня я хочу уделить внимание людям, чьи жилые дома находятся в непосредственной близости от железной дороги.
Вроде и страна у нас не маленькая, есть куда строиться и расширяться, но почему-то часто налеплены и частные домики, и большие многоэтажные коробки совсем рядом с железнодорожными путями.
И живут же люди в таких условиях. И год, и два, и десятилетиями. Как живут? Лично мне не очень понятно.
К примеру, я, хоть и живу не в 50-100 метрах, но тоже недалеко от железной дороги (600 метров), довольно часто испытываю дискомфорт от такого соседства.
Хотя за 20 лет жизни в этом месте, вроде как давно уже не должна реагировать на звук движущихся составов. Но нет, ночью довольно часто слышен гул движущихся грузовых составов. А летом, при открытом окне, вообще бывает уснуть проблематично.
В такой ситуации что уж говорить о людях, которые вынуждены жить буквально через дорогу, в 30 метрах от железнодорожных путей.
Разговаривала как-то со знакомой, жившей несколько лет в таком неприятном соседстве. По ее словам, семья сначала спать ночами вообще не могла, казалось, будто поезд в дом въезжает, но со временем привыкли, хотя, конечно, полноценно все-равно не отдыхали. В итоге переехали в более благоприятное место.
Возможно, что и так, но привычка, отнюдь, не полезная, тем более, что ночью поезда, двигаясь в пределах городской черты, еще и звуковые сигналы подают часто, видно, так положено правилами.
Не знаю, действует ли сейчас это положение, но в СНИП от 2003 года было указано о запрете строить дома менее, чем в 100 метрах от железной дороги, а если есть специальный шумопоглощающий забор, то расстояние можно уменьшить до 50 метров.
Не думаю, что постоянный стресс от шума, особенно если вы уже уснули ночью, способствует хорошему самочувствию даже взрослого человека. А ведь часто в таких условиях вынуждены жить и дети.
Плюс к этому, еще далеко не все поезда для передвижения используют электроэнергию. Можно встретить и такие вот (фото ниже) чадящие паровозики. Все их угарные выхлопы осаждаются на приусадебные участки, а жители потом кушают «экологически чистые», выращенные на собственных огородах овощи и фрукты.
В действительности, «картинка», созданная этим паровозом была намного удручающей, «газанул» он аккурат возле меня, но так быстро сфотографировать я это действо, конечно, не успела.
Вот так и получается, вроде везут поезда нужные всей стране грузы, уголь, лес, бензин, а люди вынуждены приспосабливаться к постоянному шуму и выхлопам. Кто может, перебирается в лучшие условия, а остальные так и живут, стараясь привыкнуть к сложившимся обстоятельствам. Вот такая она, наша жизнь!
Если статья вызвала у вас какие-то размышления или дополнения, добро пожаловать в комментарии. Делитесь своими историями, будем рады.
Еще больше статей о жизни в Сибири читайте здесь:
Дочитали до конца — поставьте уже и лайк. Вам не трудно, а нам приятно.
Делитесь публикацией в своих соцсетях
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/puti_dorogi/kak-oni-tut-jivut-riadom-s-jeleznoi-dorogoi-5de66cd616ef9000ae6540eb
Сад у дороги
Бывает так, что дачный участок расположен вблизи автомобильной или железнодорожной магистрали. Чаще всего при этом страдают владельцы пригородных коттеджей, решившие всей семьей жить «на свежем воздухе», совмещая загородную жизнь с относительной близостью к месту работы. Зачастую весь «букет» загрязнений от такого соседства не могут выявить и специализированные лаборатории, а промышленные способы очистки рассчитаны на удаление только отдельных загрязнителей.
Дорога крайне негативно влияет на посадки, находящиеся по ее обочинам. Они первыми принимают «удар» автотранспорта по окружающей среде.
Если участок выходит на крупную магистраль с плотным движением транспорта, это уже проблема. Постоянный мощный шумовой фон, вибрация, выхлопные газы, пыль… Неудивительно, что все чаще и чаще приходится замечать на деревьях и кустарниках пятнистые или почерневшие листья, обрезать в саду неожиданно усохшие ветви, иногда и целиком удалять поврежденные растения.
Само асфальтовое дорожное покрытие тоже оказывает вредное воздействие на здоровье, в его состав входят и некоторые тяжелые металлы, и нефтепродукты. То, как в жару над асфальтированной дорогой «плавится» воздух, видели, наверное, все. При нагревании от трения колес или просто от солнца вредные вещества испаряются и попадают в дыхательные пути, в почву и воду.
Железнодорожный транспорт потребляет большое количество различных видов топлива (угля, газа, дизельного топлива, бензина и др.), поэтому рядом со станциями и узлами железных дорог загрязнения превышают допустимые нормы. В состав выбросов входят углеводороды, нефтепродукты, окислы серы и наиболее опасные тяжелые металлы: свинец, кадмий, медь, никель, цинк, хром, марганец. Прилегающая к железной дороге территория загрязняется металлической пылью от стирания чугунных тормозных колодок. При промышленных перевозках разносятся угольная и рудная пыль, соль, нефтепродукты, их сдувает ветром, иногда происходит утечка из вагонов и цистерн.
Вблизи ж/д полотна земля зачастую бактериально заражена – ежегодно из пассажирских вагонов на каждый километр пути выливается до 200 кубометров сточных вод, содержащих патогенные микроорганизмы, и выбрасывается до 12 тонн сухого мусора.
Существует опасность загрязнения электромагнитными излучениями. Если электрические поля почти полностью блокируются естественными преградами (рельефом местности, деревьями, постройками), то магнитные поля способны проникать через них.
При сплошном покрытии пылью листья не могут испарять воду, растения погибают. Соли тяжелых металлов, оседая на листьях, угнетают растения. Появляются признаки мутаций: уродливые двойные почки, изменение форм листьев, цветов, плодов. Сернистый газ из бензиновых выхлопов, попадая в клеточный сок, образует в нем сильные кислоты, которые отравляют растения. У деревьев и кустарников замедляется рост, скручиваются листья, в них появляются мелкие дырочки. Загрязнение медью сказывается на росте растений, цинком – приводит к хлорозу и отмиранию листьев, кобальтом – к уродливому развитию. Свинец вызывает появление темно-зеленых листьев, скручивание старых листьев. У деревьев и кустарников подавляется рост побегов на стороне, обращенной к источнику загрязнения, что приводит к образованию асимметричной кроны. У плодово-ягодных пород страдает урожайность, не говоря уже о качестве плодов.
Здоровые деревья умеют защитить себя от вредителей. Однако под влиянием загрязненного воздуха снижается жизнеспособность деревьев, они не могут противостоять своим врагам. Ослабленные ветви и стволы легко ломаются под тяжестью снега и порывами ветра. Деревья обычно умирают медленно. Если в норме обычно хвоя елей и пихт не опадает 7–10 лет, у больных же деревьев, ближе к стволу, она начинает постепенно осыпаться, и крона становится все более прозрачной. Больные лиственные деревья теряют листву, у них часто расслаивается кора.
Вблизи оживленных трасс иногда можно видеть странную форму у веток придорожных деревьев – беспорядочные скопления мелких побегов, похожие на густые метлы. Их так и называют – «ведьмины метлы». Чаще всего уродливые разрастания появляются на кленах и березах.
Автомобильные выхлопы губительны для большинства хвойных деревьев. У них буреет и осыпается хвоя, редеют кроны и засыхают верхушки. В зоне, непосредственно примыкающей к дороге, не выживут ель канадская, большинство видов сосен и можжевельников, пихта сибирская.
Разнотравье более чувствительно к загрязнению, чем злаки. Поэтому если на участке растет трава и мало полевых цветов, скорее всего, земля поражена. Чрезвычайно чувствительна к выхлопным газам традесканция. Окраска ее тычинок меняется с синей на розовую при увеличении загрязнения воздуха.
Если участок граничит с пыльной проселочной дорогой, хорошо посадить растения, у которых имеются липкие, морщинистые, шершавые или опушенные листья, которые будут улавливать пыль. Такие растения нужно иногда поливать сильной струей воды, чтобы смыть пыль с их листьев. Учтите, что с морщинистых листьев намного легче смыть пыль, чем с опушенных.
Доступный садоводам метод – очистка почвы с помощью растений — фиторемедиация не только способствует удалению из почвы загрязнителей, но и повышает ее плодородие. Растения испаряют воду листьями, работая как насос, выкачивающий из почвы при помощи корней растворы различных веществ. Загрязняющие вещества остаются в надземной части и корнях растений, постепенно накапливаясь. Некоторые декоративные травянистые растения способны очищать почву. Алиссум (Alyssum) накапливает никель, армерия (Armeria) – цинк и свинец, некоторые молочаи (Euphorbia) и седумы (Sedum)– кадмий и никель, фиалка (Viola) – цинк, пион (Paeonia) – свинец и никель. Ближе к дому устройте газон, обладающий общим фитонцидно-терапевтическим действием. Для этого посадите многолетние ароматические травы, например мелиссу, мяту, тысячелистник, клевер. При скашивании этих культур в воздух будет выделяться огромное количество биологически активных веществ, оказывающих благотворное влияние на человеческий организм.
Кусты иссопа цветут обильно и длительно, издают густой горьковатый аромат из-за высокого содержания эфирного масла, который действует как прекрасный дезодорант.
Вдоль дорожки высадите оздоровительные бордюры из фитонцидных и декоративных растений — монарды, душицы, тимьяна, полыни, гвоздики. Все они имеют множество сортов, вариегатных форм.
Очищать почву можно, создавая «дикие» разнотравные лужки. Причем, чем больше будет разнообразие растений на этом лужке, чем меньше он будет походить на классический «английский» газон, тем эффективнее он будет очищать почву и воздух участка от разных загрязнителей.
Он может быть небольшой – если участок мал. Куст лещины, рябинка, несколько березок, ив, а под и перед ними — тимофеевка (Phleum_pratense), лисохвост (Alopecurus pratensis), ежа (Dactylis glomerata), мятлик (Poa pratensis). Добавьте дягиля (Angelica archangelica) и купыря лесного (Anthriscus sylvestris), дикой морковки (Daucus carota) и тмина (Carum carvi), перемешайте с подмаренником (Galium album), чиной (Lathyrus sylvestris), горошком (Vicia craca), оттените лесной геранью (Geranium sylvaticum), разбавьте смолкой (Viscaria vulgaris), кукушкиными слезками (Brisa media), клевером (Trifolium), ясноткой (Lamium album), колокольчиками (Campanula patula) и тысячелистником (Achillea millefolium), не помешает валериана (Valeriana officinalis) и мята (Mentha longifolia).
Все они растут в нашем регионе, их можно принести просто с лесной поляны, и очень скоро ваш сад зажужжит, застрекочет, зацветет, а почва будет очищаться.
Глава из книги «САД У ДОРОГИ. КОПИЛКА САДОВЫХ СОВЕТОВ»
Источник статьи: http://sadovodka.ru/posts/8894-sad-u-dorogi.html