- Огороду вела извилистая нерасчищенная дорожка
- Причастие
- Действительное и страдательное причастия.
- Причастия совершенного и несовершенного вида.
- Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени.
- Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
- Краткая форма страдательных причастий.
- Склонение причастий.
- Переход причастий в существительные и прилагательные.
- Правописание частицы не с причастиями.
- Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
- 1. Организационный момент
- 2. Орфографическая минутка
- 3. Актуализация знаний по теме
- 4. Обсуждение итогов групповой работы. Составление общей таблицы
- 5. Закрепление материала
- 6. Домашнее задание
- Литература
Огороду вела извилистая нерасчищенная дорожка
Причастие
Глаголы имеют особую форму—причастие. Например: работающий, работавший (от глагола работать); строящий, строивший (от глагола строить). Причастие — это такая форма глагола, которая обладает признаками как глагола, так и прилагательного.
Подобно прилагательному, причастие обозначает признак предмета. Но в отличие от прилагательного причастие обозначает такой признак предмета, который указывает на действие или состояние предмета; работающий человек, т. е. тот человек, который работает; спящий ребёнок, т. е. тот ребёнок, который спит.
Причастие имеет ряд признаков глагола: 1) причастие бывает настоящего и прошедшего времени: работающий —настоящее время, работавший — прошедшее время; 2) причастие может быть совершенного и несовершенного вида: работавший — несовершенный вид, поработавший — совершенный вид; 3) причастие может быть возвратным; моющийся; 4) причастие требует того же падежа, что и другие глагольные формы: читающий (что?) книгу; сравните: читать книгу, читаю книгу, читай книгу (но чтение книги).
С другой стороны, причастие имеет ряд признаков прилагательного: 1) причастие изменяется по родам и числам, как прилагательное: работающий, работающая, работающее, работающие (сравните: могучий, могучая, могучее, могучие); 2) причастие склоняется, как прилагательное: работающий, работающего, работающему и т. п.
В предложении основная роль причастия та же, что и прилагательного: оно обычно служит второстепенным членом предложения (определением).
Действительное и страдательное причастия.
Действительные причастия могут образоваться от глаголов как переходных, так и непереходных. Страдательные причастия образуются только от переходных.
Действительное причастие — это причастие, показывающее признак того предмета, который сам производит или производил действие: ученик, рисующий рисовавший, (или нарисовавший) картину.
Страдательное причастие — это причастие, показывающее признак того предмета, который испытывает действие со стороны другого лица или предмета: картина, рисуемая (или нарисованная) учеником.
Причастия совершенного и несовершенного вида.
Действительные и страдательные причастия сохраняют вид того глагола, от которого они образованы: читать—читающий, читавший, читаемый (несоверш. вид); прочитать—прочитавший, прочитанный (соверш. вид). При этом от глаголов несовершенного вида образуются причастия как настоящего, так и прошедшего времени. А от глаголов совершенного вида образуются только причастия прошедшего времени.
Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени.
I. Действительные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени при помощи суффиксов -ущ-(-ющ-) для глаголов 1-го спряжения, -ащ- (-ящ-) для глаголов 2-го спряжения.
1) Везут — везущий 2) Держ-ат—держащий
Работа-ют—работающий Вид-ят — видящий Бор-ют-ся — борющийся Стро-ят-ся — строящийся
II. Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределённой формы при помощи суффикса -вш-, если основа оканчивается на гласный звук, и суффикса -ш-, если основа оканчивается на согласный: читать— читавший, видеть — видевший, нести — нёсший.
Действительные причастия настоящего и прошедшего времени от возвратных глаголов сохраняют частицу -ся: борются—борющийся; бороться — боровшийся.
Падежные и родовые окончания причастий те же, что и у прилагательных.
Примечание. Причастия на щий(могущий,лежащий) проникли в литературный язык из старославянского языка. В древнерусском языке этим причастиям соответствовали причастия на -чий (могучий, лежачий), которые позже превратились в обыкновенные прилагательные, т. с. утратили значение времени действия. Поэтому в русском языке имеются такие пары: стоящий—стоячий, текущий — текучий, колющий — колючий. Первое слово каждой пары—старославянского происхождения, второе — русского.
Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Страдательные причастия образуются от переходных глаголов.
I. Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени при помощи суффикса -ем- для многих глаголов 1-го спряжения и суффикса -им- для глаголов 2-го спряжения: кита-ют, чита-ем-ый; видят, вид-им-ий.
Примечание. От некоторых глаголов 1-го спряжения страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффикса -ом: вед-ут, вед-ом-ый; влек-ут, влек-ом-ый. Эти причастия носят книжный характер.
II. Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределенной формы глагола:
а) при помощи суффикса -нн-, если основа неопределённой формы глагола оканчивается на -а(-я), -е: чита-ть —читанный; посея-ть — посеянный; виде-ть— виденный.
б) При помощи суффикса -енн-(-ённ-), если основа неопределённой формы глагола оканчивается на согласный звук или на и (причём суффикс -и- опускается): унес-ти — унесённый; запеч-ь— запечённый; раскраси-ть — раскрашенный; освети-ть — освещенный; убеди-ть —убеждённый; прослави-ть— прославленный.
При этом у глаголов 2-го спряжения происходят чередования звуков (с—ш, з—ж, т — ч — щ, д—ж—жд, в—вл и т. д.).
в) От некоторых глаголов страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффикса –т- мы-ть — мытый; ви-ть — витый; мя-ть — мятый; трону-ть — тронутый; тере-ть— тёртый; запере-ть — запертый; мо-мо-ть — молотый; коло-ть — колотый.
Примечания. 1. К глаголам группы в) относятся глаголы 1-го спряжения, если основа неопределённой формы оканчивается на и, ы, у, о, а также я (а), чередующееся с н или м: ви-ть — витый, мы-ть — мытый, трону-ть— тронутый, коло-ть — колотый, мя-ть (мн-у) — мятый, сжа-ть (сожн-у, сожм-у) — сжатый.
2. У глаголов, основа неопределённой формы которых оканчивается на -ере-, конечное е основы пропускается: тере-ть — тёртый.
Таблица образования причастий.
Краткая форма страдательных причастий.
Страдательные причастия имеют две формы — полную и краткую: прочитанный — прочитан; открытый — открыт.
Полная форма причастий в предложении обычно бывает определением. Краткая форма страдательных причастий не склоняется и служит в предложении сказуемым.
Сравните: 1. Шумит опутанный туманом лес. —Лес окутан туманом. (Слово окутанный — определение, а слово окутан — сказуемое.) 2. Дети подошли к открытой двери. —Дверь открыта. (Слово открытой — определение, а слово открыта — сказуемое.)
Страдательные причастия краткой формы образуются при помощи суффикса -я- или реже -т-.
В отличие от причастий полной формы в кратких причастиях одно н: прочитанная книга — книга прочитана, выкрашенные полы — полы выкрашены.
Склонение причастий.
Причастия полной формы имеют такие же падежные окончания, как и «прилагательные.
Таблица склонения возвратных причастий настоящего времени.
Так же склоняются причастия прошедшего времени: сражавшийся, сражавшегося, сражавшемуся и т. п.
Переход причастий в существительные и прилагательные.
Причастие может употребляться в значении обычного существительного или прилагательного. Например, в предложениях: 1. Трудящиеся СССР радостно встречают празаник Первого мая, 2. Учащиеся готовятся к весенним испытаниям — слова учащиеся и трудящиеся имеют значение существительных.
Причастие, которое переходит в прилагательное, утрачивает значение времени и обозначает постоянное свойство предмета. Особенно часто переходят в прилагательные страдательные причастия прошедшего времени. Например: печёный хлеб, гружёная баржа. Такие причастия не имеют при себе пояснительных слов. Страдательные причастия без приставок, превратившиеся в прилагательные, пишутся с одним н. Например, раненый зверь (сравните: раненный пулей зверь); печёный хлеб (сравните; хорошо выпеченный хлеб).
Страдательные причастия с приставками всегда пишутся через два н (-НН-): замороженный, усиленный, раскалённый, избранный, воспитанный. Причастия с суффиксом -ованн-ый, даже если они перешли в прилагательные, также пишутся с двумя сорганизованный коллектив, квалифицированный работник.
Правописание частицы не с причастиями.
Частица не с причастиями в полной форме пишется раздельно, если причастие имеет при себе пояснительное слово.
Частица не с причастиями пишется слитно, если причастие не имеет при себе пояснительных слов.
К огороду вела извилистая нерасчищенная дорожка.
На нескошенном лугу пестрели цвети..
Недопитый стакан молока стоял на столе. К огороду вела извилистая, никем не расчищенная дорожка.
На лугу, ещё не скошенном колхозниками, пестрели цвети.
Не допитый ребёнком стакан молока стоял на столе.
С причастием в краткой форме отрицание не пишется раздельно: Работа не окончена. Нужные материалы ещё не собраны.
Примечания. 1. При пояснительных словах, обозначающих степень (крайне, совсем, совершенно, очень, весьма, чрезвычайно и др.), не с причастием пишется слитно, например: совершенно нерешённый вопрос, крайне необдуманный поступок.
2. Если не входит в состав усилительных отрицаний—далеко не, отнюдь не, вовсе не и других, стоящих перед причастием, то отрицание не пишется раздельно, например: далеко не обдуманное решение, вовсе не решённый вопрос.
Источник: Грамматика русского языка. Часть 1-я. Фонетика и морфология. Учпедгиз. 1946 год
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
Класс: 7
Ключевые слова: причастие , НЕ с причастиями , метод кейсов , правописание причастий
Цели:
- повторить особенности причастия как части речи;
- повторить написание отрицательной частицы НЕ с прилагательными и глаголами, показывая условия выбора этой орфограммы в причастиях;
- сформулировать правила написания НЕ с причастиями в ходе наблюдения над лингвистическим материалом, привлекая знания правописания НЕ с глаголами и прилагательными;
- отработать на практике новую орфограмму.
Задачи:
Образовательные:
- различать частицу НЕ, приставку НЕ и НЕ в составе корня;
- применять полученные знания на практике;
- формировать умение анализировать лингвистический материал;
- развивать орфографическую зоркость.
Развивающие:
- развивать умение формулировать тему урока, цели;
- развивать умение выдвигать гипотезу, подбирать аргументы, делать вывод, оформлять связное высказывание по теме;
- развивать умение самостоятельно добывать новые знания, привлекая к решению проблемы уже имеющиеся.
Воспитывающие:
- воспитывать культуру поведения при групповой и самостоятельной работе;
- воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Орфографическая минутка
Не участвовал в драке, бурно негодовать, не слышатся шорохи; не широкая, а узкая река; не широкое, но длинное платье; говорить неправду, очень недобрый взгляд, далеко не высокий дом, незнакомый человек, вовсе не лёгкое задание, отнюдь не интересная книга, ученик недоумевали, путь не близок, а далёк; ничуть не весёлый разговор, нелепый разговор.
— Какое орфографическое правило мы повторить в ходе словарного диктанта?
— Вспомните, как пишется отрицательная частица НЕ с прилагательными и глаголами?
— Почему мы взяли только эти части речи?
— Что нового мы должны узнать?
3. Актуализация знаний по теме
Метод кейсов. Класс делится на группы по 4–5 человек. На выполнение задания даётся 10 минут.
Представьте, что вы являетесь членами Орфографической комиссии Института русского языка им. В.В.Виноградова РАН. Вам поручили составить учебное пособие для школьников с правилами написания отрицательной частицы НЕ с причастиями. Вы с коллегами уже подобрали лингвистический материал для анализа. Остался последний этап — составить таблицу с правилами. Обсудите таблицу с коллегами и запишите свои выводы.
Бурно негодующий; трава не скошена; письмо не распечатано; нерешаемая задача; неубранные книги; не встреченный мною друг; далеко не решённый вопрос; не заклеенное, а распечатанное письмо; ненавидящий ложь; дорожки не расчищены; не знающий усталости студент; вовсе не продуманное решение; недомогавший ребёнок; крайне необдуманное решение.
Учащиеся анализируют лингвистический материал, составляют таблицу с правилами написания частицы НЕ с причастиями, подбирая свои примеры и используя материалы карточки с заданием.
4. Обсуждение итогов групповой работы. Составление общей таблицы
НЕ слитно
НЕ раздельно
1.С полными причастиями, если нет зависимых слов: неубранные книги.
1. С полными причастиями, если есть зависимые есть от них слова: не встреченный мною друг.
2. С причастиями, образованными от глаголов, которые без не не употребляются: негодующий, ненавидящий.
2. С причастиями, при которых есть противопоставление: не выдуманная, а реальная история.
3. При пояснительных словах весьма, крайне, очень, совершенно, обозначающих степень качества: крайне необдуманное решение.
3. С краткими страдательными причастиями: письмо не распечатано, дорожки не расчищены.
4. Если есть слова отнюдь не, вовсе не, далеко не: отнюдь не проверенные данные.
5. Закрепление материала
Применение составленных правил написания частицы НЕ с причастиями на практике и синтаксический разбор предложения.
Неосвещённая часть леса выглядела сумрачно.
Ветер шевелил на деревьях листья, ещё не успевшие облететь.
Спишите, раскрывая скобки.
1. К огороду вела извилистая, никем (не) расчищенная дорожка. 2. На (не) скошенном лугу пестрели цветы. 3. (Не) допитый стакан молока стоял на столе. 4. На столе лежал (не) закрытый дневник. 5. Кругом благоухал зелёный лес, (не) тронутый деятельностью человека. 6. Слышится гром, (не) раскатывающийся, а глухо рокочущий. 7. На берегу чернела (не) перевёрнутая, а сдвинутая на песок лодка. 8. Я (не) мог оторвать взгляд от чудесной реки, (не) сравнимой решительно ни с чем.
6. Домашнее задание
Выучить таблицу с правилами, упражнение по учебнику.
Литература
1. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций. — 8-е изд. — М.: Просвещение, 2014. — 176 с.
2. Львова С.И. Секреты русского словообразования: учебное пособие для учащихся 7–9 классов общеобразоват. учреждений. — М.: Мнемозина, 2011. — 271 с.
3. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование. — 8-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2012. — 496 с.