Прекрасные сады замка Chateau de Villandry
Заканчивается зима, в воздухе уже чувствуется приближение весны. В преддверии начала садово-огородного сезона хочу поделиться своими впечатлениями от посещения замка-сада Вилландри.
Замок Вилландри (фр. Château de Villandry) отличается от других замков Луары своими удивительными трёхуровневыми садами, аналогов которым нет больше нигде в мире. Как и у всех замков, расположенных в долине Луары, у Вилландри долгая и интересная история. Например, 4 июля 1189 года в Вилландри (на тот момент — крепости Коломбье) Генрих II Плантагенет подписал так называемый «Голубиный мир». В XVI столетии Жан ле Бретон (личный секретарь Франциска I) снёс все древние постройки кроме центрального донжона и в 1536 году возвёл на их месте шикарный замок, что делает Вилландри последним ренессансным замком, относящимся к долине реки Луары.
Мне хотелось бы отметить бережное отношение современных владельцев замка к его истории, желании не только сохранить, но и воссоздать все, что было утрачено.
В 1906 году замок приобретает прадед сегодняшних владельцев доктор Иоахим Карвалло. Он отказывается от блестящей научной карьеры под руководством профессора Шарля Рише (Нобелевская премия по медицине 1913 года), чтобы посвятить свою жизнь исключительно Вилландри. Он спасает замок от разрушения и воссоздает сады по образцу сада XVI века, найдя первоначальный проект, созданный Андруа дю Серсо. Иоахим Карвалло был первым, кто решил открыть свой замок для широкой публики.
А теперь подробнее о замке-саде. Хотя сады лучше рассматривать во время неспешной прогулки по ним.
Сады расположены на трёх уровнях. На верхней террасе находятся Сад воды и Сад солнца. На средней террасе — орнаментальный декоративный сад, аптекарский сад и лабиринт в стиле эпохи Возрождения. На самом нижнем уровне раскинулся живописный сад-огород. Все уровни находятся на разной высоте, как бы углубляясь в некоторое подобие котловины. Это позволяет создать на каждом уровне собственную влажность воздуха и сохранить влагу во время летней жары. А пруды верхнего уровня служат источниками воды для полива и фонтанов более низких уровней.
Сад-огород (нижний уровень) — самая классическая часть Вилландри. Они типичны для эпохи Возрождения. Огород состоит из квадратных клумб с различным геометрическим рисунком. Квадраты засажены овощами разных цветов (синий лук-порей, красная капуста, зеленая ботва моркови и так далее), что придает вид разноцветной шахматной доски. Традиция такого сада-огорода восходит к Средним векам, когда монахи аббатств придавали грядкам геометрическую форму (чаще всего — форму креста). Розовые кусты на этих клумбах и символизируют монахов, склонившихся над своими грядками. Французские садоводы XVI века в этом саду объединили две традиции: монастырскую и итальянскую, декоративные элементы (беседки, фонтаны) и цветочные клумбы. Такие сады — декоративные огороды и описывал знаменитый архитектор XVI века Андруэ дю Серсо, а Хоаким Карвальо в начале XX века воссоздал их по старым эскизам.
Сейчас целая команда садовников трудится над созданием всей этой красоты. В саду каждый год проходят две сезонных посадки — весной и летом. И обязательно меняется расположение растений: с одной стороны, оно должно создавать гармонию цвета и форм, с другой — соответствовать требованиям трехлетнего цикла размещения культур, во избежание истощения почвы.
Несколько лет назад садовники Вилландри перешли на экологически чистые агротехнические методы, они больше не используют химические вещества при работах в саду. Используется перекопка и боронение, биологическая борьба с вредителями и так далее. Многие работы, например, поливка, автоматизированы. Но некоторые приходится выполнять полностью вручную, например: прополка вблизи посадок самшита (корни этих кустарников очень хрупкие). В садах ежегодно высаживается 250 000 цветов и овощных культур, при этом более 50% саженцев поступает из собственных теплиц.
Второй (средний) уровень расположен вровень с залами нижнего этажа замка и представляет собой Регулярный сад (Lejardind’ornement), состоящий из трех тематических площадок: Сад любви (Jardind’amour), Сад музыки (Jardindelamusique) и Сад лекарственных трав (Jardindessimples). Цветы и травы высажены среди коротко стриженых кустарников, образующих прихотливый орнамент.
Проектируя Сад любви, создатель парка хотел, чтобы живые изгороди олицетворяли виды любви. Их, по мнению автора, — четыре.
Нежная любовь — сердца, разделенные по углам огнями любовного пламени. В центре – маски, которые надевались на глаза во время балов и позволяли вести любые разговоры от самых серьезных, до самых откровенных.
Непостоянная (мимолетная) любовь — четыре веера по углам символизируют легкость чувств. Между этими веерами расположены рога измены. В центре — любовные письма или записки, которые ветреная женщина шлет своему возлюбленному. Доминирующий цвет этого квадрата — желтый, цвет измены.
Страстная любовь — сердца, но на этот раз разбитые страстью. Массивы самшита запутаны и образуют лабиринт, также здесь присутствует намек на танец.
Трагическая любовь — рисунки представляют лезвия кинжалов и мечей, используемых на дуэлях, происходящих по причине соперничества в любви. Летом здесь цветут красные цветы — символ пролитой в борьбе крови.
Дальше, если смотреть из замка, располагаются живые рисунки, в которых узнается мальтийский крест, крест Лангедока и крест страны Басков.
Второй сад — Сад музыки — символизирует различные музыкальные инструменты в оркестре. Большие треугольники представляют собой лиры, рядом с которыми расположены арфы. Между лирами — подсвечники для освещения музыкальной партитуры.
Самый верхний (первый уровень) — это Водяной сад (Jardind’eau). Сад воды имеет классическую планировку в стиле Людовика XV с большим прудом в виде зеркала в центре. Из пруда берется вода как для поливки, так и для функционирования фонтанов.
Самый верхний в южной части замка — Сад солнца. Работы по его созданию были завершены нынешним владельцем замка Анри Карвальо весной 2008 года к 100 летнему юбилею начала воссоздания садов его прадедом Хоакином Карвальо. Сад солнца состоит из трёх частей. «Комнату облаков» образуют кустарники и растения с голубыми и белыми цветами. Фонтан в виде звезды окружает «солнечная комната», выдержанная в жёлтых и оранжевых тонах. И последняя «комната» — «детская» — игровая площадка для малышей среди яблонь.
Башня замка позволяет посмотреть на сад Вилландри с высоты птичьего полёта. Кроме того, отсюда открывается прекрасный вид на долину, по которой Луара и Шер протекают параллельно в течение почти пятнадцати километров. Этот пейзаж входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Может быть, кому-нибудь понравились садо-огородные идеи Вилландри? И на наших дачах появится частичка такой красоты.
* Фотографии частично взяты из интернета.
Мои предыдущие рассказы о замках можно посмотреть здесь:
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Как то пол годика назад много показывал вам замков долины Луары. Напомню вам что нибудь эффектное, остальное ищите по ссылке.
Примерно в 20 километрах к юго-западу от Тура расположен замок Вилландри, считающийся одним из украшений Турени. Когда-то здесь находилось обширное римское поместье «Villa Andriaca», отсюда и пошло название территории. Замок Вилландри, строительство которого в окончательном виде было закончено приблизительно в 1536 году, является последним из больших замков, которые были построены на берегах Луары в эпоху Ренессанса.
В 1000 году, местность по неизвестным причинам окрестили Colombier (франц. «голубятня»), впрочем, не навсегда – в 1639 историческое имя вернётся. Но в летопись непростых взаимоотношений Франции и Англии местная крепость попадёт именно под «птичьим» названием: 4 июля 1189 года, за несколько дней до смерти Генрих II Плантагенет подписал здесь так называемый «Голубиный мир» (Paix de Colombiers). Это унизительное соглашение с Филиппом-Августом ознаменовало победу Капетингов над своими английскими вассалами и переход в их распоряжение множества территорий, в том числе, и Турени. Намёк на пернатых остался и в том, как до сих пор называют местных жителей: Colombiens.
Согласно его требованиям, Генрих II, должен был отказаться от большей части своих владений во Франции в пользу Филиппа. К тому времени здоровье правителя Англии было сильно подорвано, и французский монарх, видя плохое состояние своего оппонента, предложил Генриху присесть. Но он отказался и продолжал стоять, поддерживаемый своей личной охраной. Несомненно, что его и без того печальное состояние ухудшилось, когда на переговорах он увидел своего сына, тогдашнего графа Пуату (и будущего короля Ричарда Львиное Сердце), вставшего в своей борьбе против отца на сторону злейшего врага – короля Франции. Преисполненный гневом, король Генрих II, поклялся жестоко отомстить Ричарду, но спустя 3 дня умер, проклиная собственного сына-предателя.
В начале XVI-го столетия владельцем замка стал Жан ле Бретон, министр финансов при короле Франциске I. Помимо основного рода деятельности в сфере финансов и торговли, он обладал значительными архитектурными познаниями. Несколько лет он являлся руководителем строительных работ замка Шамбор. Будучи французским послом в Италии интересовался архитектурными нововведениями и ландшафтным дизайном.
Изначально деревня и поместье носили общее имя «Colombiers» («Голубиные насесты»). Жан ле Бретон счёл это название слишком обобщённым, и поскольку он был на хорошем счету при дворе короля, ему позволили поменять не только название деревни и замка, а также и собственное титульное произношение. Так Жан ле Бретон вскоре стал именоваться «Монсеньор де Вилландри».
В свою очередь замок должен был подчёркивать важное общественное положение своего владельца, поэтому Жан ле Бретон и его семья, не сомневаясь инвестировали значительные финансовые средства для облагораживания как самого замка, так и прилегающей территории. Доподлинно неизвестно, был ли Жан ле Бретон честным чиновником, или же наоборот был весьма изворотлив, но его не постигла позорная участь владельцев замков Азей –ле-Ридо и Шенонсо, лишившихся своего имущества. В 1619 году его внуку Бальтазару, был даже пожалован вельможный титул «Маркиза де Вилландри».
Потомки Жана ле Бретона сохранили Вилландри до 1754 года, когда замок стал собственностью маркиза де Кастеллан, королевского посла и выходца из очень известной семьи провансальской знати. По его приказу были сделаны пристройки в классическом стиле с обеих сторон переднего двора. Он же переделал интерьер замка, приспособив его к нормам комфорта XVIII века: украсил окна, добавил балконы, перекрыл стеной часть двора, чтобы разместить кухню.
Этот вид Вилландри сохранял до 1906 года. Сам замок представляет из себя три здания в форме подковы, обращенные к реке. Крестообразные рамы окон, мансарды, крутые скаты крыш образуют редкостно гармоничный комплекс. Не все удалось сохранить – так до нас не дошли круглые башенки с заостренными коническими крышами. В монументальной же архитектуре замка сказалось влияние более простого стиля, который позже называли стилем Генриха IV.
В XIX веке традиционный сад был разрушен, для того, чтобы создать парк вокруг замка в английском стиле (в стиле парка Монсо в Париже).
В 1906 году замок приобретает прадед сегодняшних владельцев доктор Иоахим Карвалло, возглавлявший Ассоциацию владельцев исторических памятников. Он отказывается от блестящей научной карьеры под руководством профессора Шарля Рише (Нобелевская премия по медицине 1913 года), чтобы посвятить свою жизнь исключительно Вилландри. Он спасает замок от разрушения и воссоздает сады по образцу сада XVI века. Найдя первоначальный проект, созданный Андруа дю Серсо, Карвалло воссоздал структуру парка, провел прямые дорожки, вдоль которых расположены газоны с цветами, высадил лаймовые аллеи, живые изгороди, искусно подстриженные садовниками, воспроизвел удивительные гербарии средневековых монахов.
Доктор фактически спас замок, который был на грани разрушения, и создал сады, полностью гармонирующие с архитектурой замка, выполненного в стиле эпохи Ренессанса, сады, которыми мы можем наслаждаться и по сегодняшний день.
Йоахим Карвалло был также основателем в 1924 году «Исторического Дома», первой ассоциации, которая объединила владельцев исторических замков. Он был первым, кто решил открыть эти памятники архитектуры для широкой публики.
Кликабельно 3000 рх , панорама
Замок Вилландри имеет несколько уникальных особенностей. Его двор не огорожен замковыми строениями, а напротив абсолютно открыт с внешней стороны. При такой конфигурации замок, абсолютно утрачивал защитные функции, и представлял собой уютный особняк, открывающий из своих окон великолепные виды на реку Шер. Жан ле Бретон решил сохранить главную башню старой крепости, подчёркивая тем самым принадлежность замка ещё к феодальному времени, органично вписав её в комплекс зданий эпохи Возрождения. Башенная винтовая лестница, была переделана так, чтобы полностью передать колорит XII века. В отличие от Версаля, построенного веком позже, кажущаяся строгая геометрия Вилландри, на самом деле не, что иное, как оптический обман, хотя при взгляде со стороны главные здания расположены относительно друг друга под прямыми углами.
В архитектурном отношении замок Вилландри – яркий представитель позднего французского Ренессанса и последний из замков на побережье Луары, построенный в этот период. Никаких намёков на Италию и Средневековье, здесь царит чисто французский стиль, предвосхищающий то, что впоследствии назовут стилем Генриха IV. В основу конфигурации замка заложен принцип симметрии, но чтобы ансамбль в целом не создавал ощущения монотонности, окна главного жилого корпуса не выровнены точно по средней его части, а крылья здания немного отличаются по длине и располагаются под разными углами. На нижнем этаже находятся столовая и кухня, здесь же можно увидеть макет замка. Выше располагаются несколько комнат, открытых для посещения, и галерея, где представлены произведения искусства испанских реалистов. С третьего этажа можно пройти в древний донжон и полюбоваться красивым видом на дворцовые сады и долину Шер.
Хотя садами лучше любоваться во время неспешной прогулки — это отдельная достопримечательность. Хоакин Карвальо воссоздавал их по образу и подобию садов 16 и 18 столетий.
Сады расположены на трёх уровнях. На верхней террасе находятся Сад воды и Сад солнца, на средней – орнаментальный декоративный сад, лабиринт в стиле эпохи Возрождения и аптекарский сад. На самом нижнем уровне раскинулся живописный сад-огород.
Окруженный липами Сад воды имеет классическую планировку в стиле Людовика XV с большим прудом в виде зеркала в центре. Струи фонтанов в саду напоминают королевские лилии.
Самый верхний в южной части замка — Сад солнца. Работы по его созданию были завершены нынешним владельцем замка Анри Карвальо весной 2008 года к 100 летнему юбилею начала воссоздания садов его прадедом Хоакином Карвальо. Сад солнца состоит из трёх частей. «Комнату облаков» образуют кустарники и растения с голубыми и белыми цветами. Фонтан в виде звезды окружает «солнечная комната», выдержанная в жёлтых и оранжевых тонах. И последняя «комната» — «детская» — игровая площадка для малышей среди яблонь.
Часть орнаментального декоративного сада, которая является как бы продолжением гостиных замка, называется Садами любви. Искусно подстриженный кустарник и цветы в четырех квадратах представляют различные формы этого чувства: Мимолётную, Страстную, Нежную и Трагическую любовь. С левого края, если смотреть на Сады любви с бельведера, можно увидеть три креста – Мальтийский, Баскский и Лангедокский, а также стилизованные лилии.
С другой стороны канала находится вторая часть декоративного сада — «музыкальный» салон, где форма стриженого кустарника напоминает некоторые струнные инструменты (лира, арфа), музыкальные ноты, канделябры для освещения партитуры.
Девять квадратов одинакового размера с различным геометрическим рисунком на нижнем уровне – это сад-огород, созданный по идеям знаменитого Андруэ дю Серсо.
Квадраты засажены овощами различных цветов: синий лук-порей, красная капуста и свёкла, зеленая ботва моркови, перец, баклажаны и другие; а также плодовыми деревьями, саженцами шиповника и цветами.
Французские садоводы XVI века объединили две традиции: монастырскую (монахи часто придавали грядкам геометрическую форму, часто форму креста) и итальянскую (декоративные элементы: беседки, фонтаны и цветочные клумбы). Такие сады-декоративные огороды и описывал знаменитый архитектор XVI века Андруэ дю Серсо, а Хоаким Карвальо в начале XX века воссоздал их.
В здании восстановлена обстановка XVIII в. С башни замка открывается вид на долины Луары и Шера. Подняться на крышу просто необходимо, чтобы иметь возможность окинуть взором все сады Вилландри.
Оригинальность Вилландри заключается не только в архитектурной новаторской концепции, но и также в использовании ландшафта, благодаря которому около замка выращены сады непревзойденной красоты, и которые находятся в полной гармонии с природой и камнем.
Иоахим Карвалло и его жена коллекционировали испанскую живопись XVII века – «золотой век» испанской живописи. И когда в 1906 году они приобрели Вилландри, то одной из целей было обретение места для коллекции, которая тогда приобрела большую известность. Вилландри владеет примерно 50 картинами и сегодняшние владельцы стремятся восстановить первоначальное собрание. Все произведения живописи относятся к испанскому реалистическому течению – великолепному сочетанию фламандских и итальянских образцов.
Одна из самых удивительных достопримечательностей замка – это Арабский потолок. Он был привезен из дворца князей де Македа, построенном в XV веке в Толедо. Этот дом имел 4 угловые гостиные, в каждой из которых был купол с деревянными разноцветными позолоченными кессонами. Дворец был разрушен в 1905 году.
Сейчас три потолка их этого дворца сохранены в крупнейших международных музеях. Ну а четвертый был привезен Иоахимом Карвалло в замок Вилландри в виде 3600 частей. Потребовался год, чтобы вновь сложить это головоломку. Этот испано-мавританский потолок в стиле мудехар был создан мавританскими мастерами для испанских владельцев и являет собой смешение декоративно-значимых элементов христианского и мавританского искусства. Францисканские бечевки, раковины Святого Жака из Компостеля, орнамент из цветов и геральдики суверенов объединяются с лепниной, позолотой и арабской вязью.
В столовой находится интересный камин, чья труба выполнена в виде пальмы.
Главное, ради чего стоит ехать в Вилландри, – это, несомненно, его сады. В них высажено 1150 лип, а общая длина живых изгородей составляет примерно 52 км. Ежегодно в садах пересаживается 250 тысяч саженцев цветов и овощей. Прополка происходит полностью вручную, чтобы не повредить очень хрупкие корни самшита. Цветы посажены таким образом, чтобы каждый сорт цвел в свой сезон, сменяя другие.
Ле Бретону, выполнявшему миссию посла Франциска I в Италии, довелось увидеть множество садов, в том числе виллы д’Эсте и Ланте, спланированных знаменитыми мастерами итальянского Возрождения, садами, органично сливавшимися с архитектурой зданий, выполнявшими своего рода роль аккомпанемента к ним. Эти итальянские сады характеризовались строгими геометрическими линиями и ярко выраженным архитектоническим решением. Основанные по итальянской модели, французские сады занимают, однако, большие площади, делают ненужными крепостные стены и как бы уменьшают внешние объемы зданий. Их широкие аллеи окаймлены цветущими партерами, контуры которых подчеркнуты изгородью из подстриженного кустарника. Сады Вилландри как нельзя лучше отвечают этим требованиям.
Сады разбиты в трех уровнях. Самый верхний – первый уровень – это Водяной сад (Jardin d’eau). Навеянный классицизмом, он размещается вокруг большого водяного пространства, созданного во форме зеркала Людовика XV. Зеркало — это пруд с редкими водяными растениями. Из пруда берется вода как для поливки, так и для функционирования фонтанов. Водяной сад – идеальное место для неспешных размышлений в жаркую погоду.
Второй уровень, лежащий на одном уровне с залами нижнего этажа, представляет собой Регулярный сад (Le jardin d’ornement), состоящий из трех тематических площадок: Сад любви (Jardin d’amour), сад музыки (Jardin de la musique) и Сад лекарственных трав (Jardin des simples). Цветы и травы высажены среди коротко стриженых кустарников, образующих прихотливый орнамент.
Проектируя Сад любви, создатель парка хотел, чтобы живые изгороди олицетворяли виды любви. Их, по мнению автора, четыре.’
Нежная любовь – сердца, разделенные по углам огнями любовного пламени. В центре – маски, которые надевались на глаза во время балов и позволяли вести любые разговоры от самых серьезных, до самых откровенных.
Непостоянная (мимолетная) любовь – четыре веера по углам символизируют легкость чувств. Между этими веерами расположены рога измены. В центре – любовные письма или записки, которые ветреная женщина шлет своему возлюбленному. Доминирующий цвет этого квадрата – желтый, цвет измены.
Страстная любовь – сердца, но на этот раз разбитые страстью. Массивы самшиты запутаны и образуют лабиринт, также здесь присутствует намек на танец.
Трагическая любовь – рисунки представляют лезвия кинжалов и мечей, используемых на дуэлях, происходящих по причине соперничества в любви. Летом здесь цветут красные цветы – символ пролитой в борьбе крови
Дальше, если смотреть из замка, располагаются живые рисунки, в которых узнается мальтийский крест, крест Лангедока и крест страны Басков.
Второй сад — Сад музыки – символизирует различные музыкальные инструменты в оркестре. Большие треугольники представляют собой лиры, рядом с которыми фигурируют арфы. Между лирами – подсвечники для освещения музыкальной партитуры.
Третий сад — Сад лекарственных трав. Как и в средневековых садах, он располагается между огородом и церковью. Сад насчитывает более 30 видов пряных, лекарственных и ароматических трав. Все эти травы наши предки считали полезными для семейной жизни. Все их вы сможете опознать благодаря табличкам.
И, наконец, третий уровень – Огород (Рotager), площадь которого 12,5 тыс кв. м. Он состоит из 9 квадратных грядок одинакового размера, но с разными геометрическими мотивами. Эти квадратные грядки засажены овощами, цвета которых сочетаются между собой (синий цвет лука-порея, красный цвет капусты и свеклы, зеленый нефрит морковной ботвы), чтобы создать впечатление разноцветной шахматной доски. Овощные посадки перемежаются с яблоневыми и грушевыми деревьями, ветви которых образуют шпалеры аллей.
Фонтаны, первоначально предназначавшиеся для орошения, составляют дополнительный элемент украшения этого зеленого пейзажа. Перед растениями установлены информационные таблички с объяснением их символических значений: капуста – распущенность, тыква – плодовитость и т.д. Кроме того, они информируют о лечебных свойствах каждого растения.
Происхождение овощного сада восходит к Средневековью. Монахи в своих аббатствах любили располагать овощи в геометрических формах. Многочисленные кресты огорода Вилландри напоминают нам об этих монастырских корнях. Чтобы оживить сады, монахи добавляли розы. Посаженные симметрично, они, по старой традиции, символизируют монаха, вскапывающего овощной участок.
Итальянское влияние привносит в этот монастырский огород декоративные элементы: фонтаны, обвитые зеленью беседки, садовые грядки с цветами. Французские садоводы XVI века объединяют два этих течения – монастырское французское и итальянское и создают сад, который требовался им для роз и новых овощей, привезенных из Америки. Называют они это «декоративный огород». Именно это и было в проекте дю Серсо, на основе которого Карвалло создал современный огород.
Каждый год производится две посадки: одна весной, остающаяся с марта по июнь, вторая — летом, остающаяся с июня по октябрь. Каждый год используется примерно 40 видов овощей, относящихся к восьми ботаническим семействам. Здесь нельзя встретить картофеля, который является анахронизмом для сада XVI века. Расположение овощей меняется при каждой посадке при соблюдении, с одной стороны, необходимости гармоничного сочетания цвета и формы и, с другой стороны, садоводческих требований, в соответствие с которыми необходимо 3-летнее чередование посадок, чтобы не истощать почву. Орошение осуществляется вкопанной автоматической системой поливки.
За огородом открывается перспектива деревни с колокольней романской церкви. Огород, возможно, самая необычная часть садового ансамбля Вилландри с большими многокрасочными партерами, составленными из овощей и фруктовых деревьев. Подобная планировка восходит к временам далекой древности. В XVI в. были созданы первые ботанические сады, в которых выращивались редкие растения, происходившие из стран Америки, неизвестные до той поры. Растения помещали в декоративные сады, где проводилось наблюдение за их развитием и акклиматизацией. Сад-огород Вилландри придерживается этой старинной традиции.
Не стоит забывать и о традиционных для Франции розах. Их очень много, они разноцветные и очень красивые. А передать словами стоящий в воздухе запах – невозможно, это что-то божественное. Хочется вдыхать аромат, стоящий в воздухе, полной грудью. Стоять и вдыхать. Фантастика!
Ради посещения этих уникальных садов приехать в Вилландри просто необходимо! В замке проводятся различные фестивали цветов. С расписанием событий вы можете ознакомиться на официальном сайте замка. Владельцы замка, наследники доктора Карвалло, скончавшегося в 1936 году, открыли в Вилландри школу садовых мастерво, существующую и по сегодняшний день.
Совет: не забудьте захватить с собой хлеб. В остатках рва, некогда окружавших замок, плавают весьма прожорливые рыбки!
- Взрослые: замок и сады – €9,5; сады – €6,5;
- Взрослые с аудиогидом: замок и сады – €12,5; сады – €9,5;
- Сокращенный вариант: замок и сады – €5,5; сады – €4
- Сокращенный вариант с аудиогидом: замок и сады – €8,5; сады – €7
- Группа мин. 15 человек: замок и сады – €7; сады – €4,5
- Группа мин. 15 человек с аудиогидом: замок и сады – €10; сады – €7,5
Сады открыты каждый день, весь год, с 9:00 до 18:00.
Связаться с администрацией замка можно:
Tel : 02 47 50 02 09
Fax : 02 47 50 12 85
источники
http://www.cult-turist.ru
http://www.castlesguide.ru
http://france-guide.livejournal.com
http://www.castle-france.ru
http://castles-europe.ru
А я вам конечно же еще напомню про несколько эффектных замков: Алькасар в Сеговии (Alcázar de Segovia) или вот в Австрии Хоэнверфен (Hohenwerfen Castle)