Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
- создать условия для развития познавательной самостоятельности, коммуникативных и интеллектуальных способностей учащихся;
- повторить ранее изученный материал о правописании приставок;
- усвоить зависимость написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их значения;
- различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-;
- закрепить словообразовательные модели; совершенствовать навыки морфемного и словообразовательного разбора;
- развивать мышление учащихся путем организации нетрадиционных уроков.
компьютер; программа «Power Point», проектор.
Проверка домашнего задания.
Работа у доски по карточкам.
Солнце пригрело 2 землю и его лучи преобразили 2 все вокруг. 4 , 5
Работа с классом.
От существительных с предлогами образовать имена прилагательные, записать их, разобрать по составу.
БЕЗ ОБЛАКОВ БЕЗ КОНТРОЛЯ | БЕЗОБЛАЧНЫЙ − Каким способом вы образовали все слова? − Какие правила вспомнили при написании образованных слов? Проверка работы по карточке. Солнце пригрело землю, и его лучи преобразили все вокруг. (Повеств., невоскл., сложное, союзное, сложносочиненное) − Правильно ли разобраны на доске слова по составу? Проверка. Найти в каждой строчке четвертое лишнее слово и разобрать его по составу. ПОБЕЖАТЬ, ОТЪЕХАТЬ, ПРИГОТОВИТЬ, ПОДПИСАТЬ ПРЕДЛОЖИТЬ, ПРЕЛОМИТЬ, ПОДГОТОВИТЬ, ПОДЫГРАТЬ ОБЪЕХАТЬ, ПРИБИТЬ, ДОБАВИТЬ, ЗАПОМНИТЬ − А почему эти слова оказались «лишними» в каждой строке? − Можете ли вы объяснить правописание приставок в этих словах? − Давайте сформулируем и запишем тему урока. − Вы уже хорошо усвоили правописание приставок первой и второй группы. Приставки третьей группы ПРЕ- и ПРИ- самые трудные! − А почему эти приставки в одной группе? (у них самое основное для правописания – смысл!) Прежде всего научимся узнавать их в лицо. Знакомство с приставками. Выпишите только те слова, которые относятся к теме нашего урока. Приставки ПРЕ- и ПРИ- самые трудные. Почему? На этот вопрос вы ответите сами в конце урока. А пока поиграем. Игра первая: приставка или нет? Игра вторая: обозначьте в словах приставки ПРИ- и ПРЕ- Беспримерный, беспристрастный, достопримечательность, допризывник, боеприпасы, непривычный, непринужденный, бесприютный, непрерывный, неприметный, времяпрепровождение. − Что же может означать приставка ПРИ- ? Самый первый и самый легкий случай объясните сами. (Слайд 3) − Какое значение есть у слов: пришел, приехал, прибежал, прикатился, приблизился, притащился? − С какой приставкой написаны все эти слова? Учащиеся записывают в тетради-справочники первый вывод: Слова, обозначающие приближение, пишутся с приставкой ПРИ- Закрепление полученных знаний. Работа с карточками. Запишите слова, обозначающие:
Учитель. Приходить могут не только живые существа. О мысли говорят: пришла в голову, о догадке – придумал, а еще припомнил, приснилось. Приставку ПРИ- мы употребляем не только тогда, когда предмет приблизился сам, но и тогда, когда его приблизил кто-то: принес, привез, притащил. (Слайд 4) − Какое слово не имеет значения приблизился? Пришел, прибежал, приклеил, приплыл. − Люди часто присоединяют друг к другу разные вещи. Что только они не придумали для такой работы! Назовите слова с таким значением. − А теперь проверим, правильно ли вы их называли. (Слайд 5) Учащиеся записывают в тетради-справочники второй вывод: В словах со значением присоединения всегда пишется приставка ПРИ— Вот как об этом пелось в песенке из «Радионяни» − Многие предметы присоединяются к чему-либо не обязательно при помощи веревки или клея. Все, что движется, стремится к какой-то цели, в конце концов с о е д и н я т с я с ней. − Вспомните и вставьте в предложения нужные слова.
Слова с такими значениями продолжают появляться в языке. Например, когда наш космический корабль впервые благополучно опустился на поверхность Луны, возникло слово прилунился. Определите, какие из приведенных слов не имеют смысла присоединения. Объясните их. (В случае затруднения обращайтесь к толковому словарю!) Запомните, как они пишутся.
Найдите «ошибкоопасные» места в выделенных словах. Определите, какие из этих слов объяснены неправильно. Объясните их сами. Запомните, как они пишутся.
Приблизиться и присоединиться можно очень ненадолго, не насовсем. (Слайд 6) Слова с этим значением тоже пишутся с приставкой ПРИ-. Запишите в тетради-справочники. К словам, имеющим смысл присоединения, относятся слова, обозначающие добавление к чему-то:
Третье значение приставки ПРИ- вы сейчас выясните сами. (Слайд 7) Если пирог в духовке не совсем сгорел, а только немножечко, мы говорим … пригорел. Мама намазала царапину йодом и прижгла ранку. Проветривая комнату, вы немного открыли окно – приоткрыли. Запись в тетради-справочники. Если что-то делается не до конца, не очень сильно, немного или ненадолго, такие действия называют неполными, незаконченными. Слова, их обозначающие, пишутся с приставкой ПРИ- . В любое время суток красив наш вокзал. (Слайд 8) − А как можно назвать:
Запись в тетради-справочники: приставка ПРИ- обозначает нахождение около чего-то: привокзальный, придорожный, пристанционный, приусадебный, пригородный, пришкольный. − Определите, какие из данных слов не имеют значения неполного, незаконченного действия: приоткрыл, пристроил, приступил, приумолк, приснился, привстал, приветствовал, пригорел, придумал, пристегнул. − В следующих словах объясните значение приставки ПРИ- . Слова, где объяснить это значение трудно, запишите во второй столбик: прибывать, приколотить, придавить, приструнить, приручить, придвинуть, приголубить, приварить, приволжский, причудливый, приметный, приусадебный. − Во многих словах значение приставки не выражено. Мы часто будем встречаться с такими словами. Объяснить их правописание при помощи правила нельзя. Их нужно просто запомнить. Учащиеся записывают этот вывод в тетради-справочники. Продолжим наши наблюдения. Все было бы хорошо с приставкой ПРИ- , если бы не было приставки ПРЕ-. (Слайд 9) Но она есть, и давайте при помощи приставки ПРЕ- образуем новые слова:
очень хорошенький − прехорошенький. − Вы сами убедились: ПРЕ- − значит «очень». НО! … понаблюдаем. (Слайд 10) Определите, в каких словах нет приставки ПРЕ- с таким значением:
− Подумайте, какое значение имеет приставка ПРЕ- в этих словах. − Образуйте сами слова с таким значением приставки:
(непременное, беспрерывный, предание, преступник) (Слайд 11)
Диктант-игра «Четвертый лишний».
Используя данные слова и словосочетания, попробуйте составить предложения или напишите целый рассказ о космическом полете в бескрайний космос. Беспредельный, неисследованный, приготовления, приборы, принять горизонтальное положение, перегрузки, преодолеть притяжение Земли, приступить, непрерывно, беспримерный, преломление солнечных лучей, приближение, причудливая природа, пребывание, приземлиться. Домашнее задание. Составить опорный конспект по теме «Правописание приставок». Тема урока: «Правописание приставок пре- и при-«. Урок-практикумТема урока: «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Урок-практикум». Цель урока: отработка навыков правописания приставок третьей группы Задачи:
Ученики должны: Знать: о зависимости написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их лексического значения, о правописании слов с неясным значением приставок ПРЕ- и ПРИ-. Уметь: определять лексическое значение приставки ПРИ-: «приближения, прибавления», «присоединения», «неполноты действия», «территориальной близости» и значение приставки ПРЕ-, близком к слову «очень» и приставке «пере-»; различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-; находить в тексте, подбирать слова по смыслу, употреблять в речевой ситуации. Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний Методы: коммуникативно-ситуативные, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, продуктивные, практические. Оборудование урока: таблица третьей группы приставок, карточки с текстом для творческого диктанта, учебный материал на электронном носителе. I этап. Актуализация знаний 1. Разминка. Мини-тест Задание: назвать приставки.
2. Беседа по вопросам: – Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (О приставках ПРЕ- и ПРИ-.) II этап. Целеполагание Запись темы урока. III этап. Повторение теоретического материала 1. Работа с опорой на таблицу «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-».
Устный рассказ по таблице: каждое положение таблицы сопровождается практическим выполнением заданий, предложенных учителем. Приставка ПРИ-. 1) Значение «приближения» Приставка ПРЕ-. Задание: выписать слова с приставкой ПРЕ- из данного стихотворения:
– О каком значении приставки ПРЕ- говорится в стихотворении? 2. Речевая ситуация: один из ваших товарищей болен. Как бы вы могли рассказать ему о том, что было на уроке? Составьте устное монологическое высказывание. 3. Трудные случаи написания. – Скажите, пожалуйста, все ли слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- можно объяснить? IV этап. Закрепление материала 1. Работа с учебником (номера упражнений даны по учебнику русского языка под редакцией М.М.Разумовской, 2006 г.): упр. № 282 (устно) Определите, какие значения имеют приставки ПРЕ- и ПРИ- в данных словах.
(= «пере») | Прехорошенький Прескучный Преградить Прервать | |||||||
при- | («неполнота действия») («присоединение») | Приоткрыть Придержать Приумолкнуть Приросли Придвинуть Приехать |
2. Словарный диктант по картинкам
Один ученик у доски.
Задание: записать слова в составе словосочетаний.
1) Какой глагол: ПРЕБЫВАТЬ или ПРИБЫВАТЬ – можно использовать для описания рисунка? (прибывать)
2) Этому мальчику одна книга очень нравится, другую он читает без интереса. Подберите к рисункам прилагательные-антонимы с приставкой ПРЕ- (преинтересная книга, прескучная)
3) Какие глаголы с приставкой ПРИ- можно использовать для описания поезда? (прибывает, приезжает)
4) Вспомните глаголы с приставками, обозначающими неполноту действия, которыми можно воспользоваться для описания рисунков (присесть, приоткрыть, приподнять)
5) Подберите слово, близкое по значению к глаголу здороваться(приветствовать)
3. Работа в рабочей тетради
Задание: Вставьте в слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- пропущенные буквы.
1) Час обеда пр…ближался, топот по двору раздался.
2) Там о заре пр…хлынут волны на брег песчаный и пустой…
3) Кто-то терем пр…бирал да хозяев поджидал.
4) Пирожок лишь разломила да кусочек пр…кусила.
5) Вмиг тогда мой петушок
Пр… подымет гребешок…
6) Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех пр…ветствует Дадон…
7) «Здравствуй, князь ты мой пр…красный!
Что ты тих, как день ненастный?»
8) …А князь в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море пр…летел.
– Проверьте, правильно ли вы вставили буквы?
Оценивание (без ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2-3 ошибки – «3»).
– Из каких произведений взяты эти строки? («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»)
– Кто автор этих строк? (А.С.Пушкин.)
4. Словарная работа
– В двух предыдущих заданиях было использовано слово «приветствовать». Сейчас мы с вами поработаем с этимологией данного слова.
– Что такое этимология? (Этимология (с греч.) – раздел языкознания, в котором изучается происхождение и история слов.)
– Какой словарь нам необходимо открыть? (Этимологический словарь.)
– Открыли этимологический словарь в справочнике.
Презентация. Слайд 9
Записываем: приветствовать (общеславянское) – образовано от слова vetiti «говорить».
Познакомимся с этимологией ещё одного слова.
Презентация. Слайд 10
Пресмыкаться (заим. из старославянского языка) – производное от смыкатися «ползать». В древнерусском языке смокъ – змей.
– Кого называют пресмыкающимися?
– Составьте предложения с данными словами. Запишите.
5. Работа с текстом.
Творческий диктант
Задание дифференцированное: вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- и выполнить задания к тексту.
1 группа (сильные, карточки красного цвета)
1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
2. Определить тип речи (повествование). Доказать.
В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.
2 группа (средние, карточки зелёного цвета)
1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
2. Определить тему текста. (Об удавах. Об интересном случае из жизни пресмыкающихся.)
В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.
3 группа (слабые, карточки синего цвета)
1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок.
Слова для справок: прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.
2. Озаглавить текст.
В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.
Окончательный вариант.
В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.
Задание для всех:
1. Определите значение приставок ПРЕ- и ПРИ- в использованных нами в данном тексте словах.
2. Выполните морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».
V этап. Тест
1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.
1) ПРИшить – «присоединение»
2) ПРИоткрыть – «неполнота действия»
3) ПРИморский – «близость к чему-либо»
4) ПРЕуспевать – «неполнота действия»
2. В какой строке все слова пишутся с И:
1) пр…образовать, пр…волжский, пр..близить
2) пр… смотреться, пр…ключение, пр…готовит
3) пр…городный, пр…ставить, пр…кратить
4) пр…обрести, пр…ятный, пр…подаватель
3. В какой строке все слова пишутся с Е:
1) пр…ладить, пр…влечь,пр…забавный
2) пр…увеличить, пр…мудрый, пр…неприятный
3) пр…сесть, пр…винтить, пр…спокойный
4) пр…брежный, пр…ползти, пр…градить
4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.
1) пр…следовать, пр…льщать, пр…крутил
2) пр…делать, пр…образиться, пр…грады
3) пр…храмывал, пр…вести, пр…расти
4) пр…подняться, пр…ключение, пр…лететь
5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-.
1) пр…красная, пр…рвать, пр…бежать
2) пр…зрение, знаки пр…пинания, пр…пятствие
3) пр…милый, пр…добрый, пр…восходить
4) пр…глушить, пр…задуматься, пр…сложная
1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.
1) ПРИпаять – «присоединение»
2) ПРИсесть – «приближение»
3) ПРИшкольный – «близость к чему-либо»
4) ПРЕувеличить – равно значению «очень»
2. В какой строке все слова пишутся с И:
1) пр…гнать, пр…хорошенький, пр…топывать
2) пр…винтить, пр…ехать, пр…строить
3) пр…одолеть, пр…седать, пр…пухнуть
4) пр…мирить, пр…мёрзнуть, пр…огромный
3. . В какой строке все слова пишутся с Е:
1) пр…выкать, пр…вратить, пр…клеить
2) пр…неприятный, пр…интересный, пр…рвать
3) пр…нарядить, пр…усадебный, пр…терпевать
4) пр…града, пр…дорожный, пр…тронуться
4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.
1) пр… крываешься, пр…зирать, пр…личный
2) пр…баутка, пр…вивка, пр…рода
3) пр…открыть, пр…давить, пр…ползти
4) пр…метный, пр…вратить, пр…чудливый
5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-.
1) пр…стиж, пр…зидент, пр…мьера
2) пр…противный, пр…злой, пр…отличный
3) пр…уральский, пр…возносить, пр…возмочь
4) пр…весёлый, пр…теснять, пр…надлежать
Ответы:
I вариант: 1. 4), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 3)
II вариант: 1. 2), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 2)
VI этап. Домашнее задание
Творческая работа: написать сказку о приставках ПРЕ- и ПРИ-.
VII этап. Итог урока
– О чём мы говорили на уроке?
– Что нового узнали?
Оценка деятельности учеников. Выставление отметок.