- Проект «Огород круглый год» проект (младшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Проектная деятельность в младшей разновозрастной группе «Огород — круглый год».
- Краткосрочный проект во 2 младшей группе «Сказочный огород» методическая разработка (младшая группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Проект «Огород круглый год»
проект (младшая группа) на тему
Проект предназначен для детей и родителей младших групп детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1ogorod.docx | 354.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 45 «Октябренок».
Составила: Савловская Л.Д.
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Формирование первоначальных экологических представлений у детей 1-ой младшей группы посредством создания мини-огорода на окне, огорода на участке для прогулок и непосредственно образовательной деятельности. Создание условий для познавательного развития детей, развития экологической культуры, для развития речи и творческих способностей в процессе разработки и реализации проекта.
1.Дать знания, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян.
2.Дать знания об овощах и фруктах.
3. Уточнить представления о труде взрослых, учить правильно, называть действия.
4. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
5. Получить положительные эмоции от полученных результатов.
6.Как на ветках березы, тополя, каштана, вишни смогут появиться листья?
7.Выяснить, что нужно растениям для роста и развития? Способы выращивания. Учить сравнивать семена и всходы растений, находить сходства и отличия.
8.Развивать интерес к развитию и росту растений.
9.Обогащать, расширять и активизировать словарь детей за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр.
10.Развивать связную речь через составление описательных рассказов о растениях: как сажали, появление всходов, способы ухода.
11.Развитие творческих способностей через продуктивную деятельность.
12.Воспитывать любознательность и наблюдательность.
13.Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
Основные направления проекта:
Работа с дошкольниками.
Работа с родителями.
1. Сформировать представления о растениях.
2. Сформировать первоначальные навыки экологически грамотного отношения к растительному миру.
3. Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия.
4. Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
5. Вовлечение в творческую деятельность.
6. Развитие познавательного интереса к природе.
7. Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.
1. Повышение уровня экологического сознания.
2. Активное участие в жизнедеятельности ДОУ.
1. Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.
2. Внедрение инновационных технологий
3. Личностный и профессиональный рост.
Продолжительность проекта : Долговременный 1 год.
План реализации педагогического проекта.
1.Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.
2.Разработка педагогического проекта
3. Проведение консультаций для родителей.
4.Подобрать фольклорный материал «Приговорки в огороде».
5.Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях)
6. Сбор материала необходимого для реализации проекта.
Сентябрь 2013год – 2014год
1.Беседы с родителями о труде в природе.
2.Проведение тематических занятий.
3. Изготовление поделок для выставки в домашних условиях.
4. .Сбор семян, необходимых для посадки.
5. Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
6.Участие в организации огорода в группе и на участке для прогулок (посадка различных овощей вместе с детьми дома).
7. Участие в выставке- конкурсе «Веселый город»
Сентябрь 2013год – 2014год
1.Проведение дидактических игр.
2.Чтение художественной литературы.
4. Помощь родителям в изготовление поделок для выставки.
5. Посещение выставки. 6.Организация предметно – развивающей среды по теме проекта. 7. Изготовление дидактических игр и пособий. 8. Организация огорода на окне в группе и на участке для прогулок.
1. Создание выставки.
2. Присуждение номинаций.
3. Посещение выставки.
1.Разработка методических рекомендаций по посадке и наблюдениям за репчатым луком и другими овощами.
2.Подобрать фольклорный материал «Приговорки в огороде».
3. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях)
4. Составление плана работы над проектом.
5. Сбор материала необходимого для реализации проекта.
6. Разработка конспекта нод, презентаций по планируемой теме.
6. Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
7. Изготовление дидактических игр и пособий.
8. Организация огорода на окне в группе и на участке для прогулок.
9. Организация выставки- конкурса.
2. Трудовые поручения
3.Чтение и заучивание приговорок, пословиц.
4. Рассматривание иллюстраций об овощах.
6. Рисование «Овощи», «Фрукты»
9.Посадка овощей дома с родителями.
10.Участие в оформлении огорода
11. Рассматривание семян посаженых растений
13. Вживание в игровую ситуацию: Приход персонажа — Чучелка
Взаимодействие с семьей.
1.Сбор семян, необходимых для посадки.
2. Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
3.Участие в организации огорода в группе и на участке для прогулок (посадка различных овощей вместе с детьми дома).
4. Участие в выставке — конкурсе «Забавный огород»
1. Подборка художественной литературы и иллюстраций.
2. Экологический уголок.
3. Методический инструментарий: конспекты занятий, сценарии праздников и развлечений, картотека дидактических игр, презентации и т.д.
4. Технические средства: компьютер, музыкальный центр, проектор и т.д.
1.Рассматривание иллюстрации с изображениями овощей и фруктов
2.Беседы на тему: «Что растет в огороде, а что в саду».
3.Рассматривание натуральных овощей и фруктов. 4.Дидактические игры: «Угадай, что съел?» «Лото», «Домино», «Половинки», «Найди такой же», «Кубики», «Пазлы», «Чудо мешочек », «Что, где растет», «Что растет на огороде?», «Назови растение», «Что лишнее?» ,«Вершки , корешки», «В саду, в огороде, на грядке», «На что похоже?», «Чудесный мешочек» «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Ботаническое лото», «Лото Дары лета», «Что сажают в огороде», «Чья это тень», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Угадай на вкус», «Угадай по запаху», «Четвертый — лишний», «Занимательные квадраты», «Игра в слова». 5.Лепка «Репка». 6.Рисование и раскрашивание гуашью картинок с изображениями овощей и фруктов.
7.Рисование карандашами «Морковка», «Огурец» и т.
8.Сюжетно-ролевая игра: «Вот сварили мы компот», «Ждем гостей».
9. Кукольный спектакль «Репка».
10. Пальчиковые игры: «Очищаю апельсин», «Мы капусту рубим», «Страшный случай», «Вышел дед в огород» и т.д.
11. Чтение загадок про овощи и фрукты, сказок («Репка», «Пых», «Бабушкин огород» и т.д.), стихов («Не мешайте мне трудиться», «Баба сеяла горох», «Посадили мы капусту» и т.д.). 12 . Инсценированные песни «Огородная-хороводная» музыка Б. Можжевелова
слова А. Пассовой
13.Подвижный игры: «Покорми зайчика», «Найди морковку», «Собери урожай», «Поймай ягодку», «Прыг-скок в огород», «Овощи в корзинку», «Догони такой то овощ» и т.д.
14. Изготовление альбомов «Овощи», «Фрукты», «Огород».
15.Картотека « Труд в природе»
16. Создание огорода на окне.
17. Посадка огорода на участке для прогулок. Рассматривание овощей, наблюдения за растениями, растущими на «огороде».
18.Проведение нод с детьми «Овощи», «Фрукты», «Ягоды».
19.Показ презентаций «Овощи», «Фрукты», «Ягоды
20.Проведение выставки-конкурса «Забавный огород».
Проектная деятельность в младшей разновозрастной группе «Огород — круглый год».
Мария Малахова
Проектная деятельность в младшей разновозрастной группе «Огород — круглый год».
Актуальность проекта: Дети дошкольники в младшей группе имеют недостаточное представление об овощах, о том, где они растут, как за ними ухаживать, и их роли в сохранении и укреплении здоровья. Чтобы решить эту проблему был создан проект «Огород – круглый год». Этот проект имеет познавательно-исследовательский характер, где дети сами, исследуя, узнают много нового для себя.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята.
Цель: Расширять и обогащать знания детей об овощах и фруктах; учить различать и правильно называть овощи и фрукты по цвету, форме, характерным особенностям; способствовать развитию зрительного восприятия.
• дать представление детям о значении понятия «овощи», «фрукты»;
• дать представление детям об уходе за растениями, об основах экологии;
• учить называть и узнавать корнеплоды по их внешнему признаку;
• развивать познавательные способности детей;
• воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности.
1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян.
2. Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия.
3. Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
4. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
Тип проекта: познавательно – исследовательский;
Участник проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители.
Сроки проекта: март-май
Этапы проекта:
На подготовительном (организационном)этапе были решены следующие задачи:
• подбор информации (загадки, стихи, песни);
• чтение сказки для малышей «Как появились овощи и фрукты»;
• чтение художественной литературы об овощах и фруктах – русские народные сказки «Вершки – корешки», «Репка»;
• тематические игры, посвященные овощам и фруктам –«Что к чему?», «Узнай фрукт и овощ по описанию»;
• проведение беседы с родителями о необходимости участия их в проекте;
• подготовка почвы, семян и лотков.
В период исследовательского этапа (реализации проекта)с детьми проводились следующие мероприятия:
— чтение стихотворения С. Я. Маршака «Однажды хозяйка с базара пришла…»
— организация и проведение НОД по ХЭР (рисованию): «Однажды хозяйка с базара пришла…» (с использованием трафаретов).
— рассматривание иллюстраций, на тему «овощи», «фрукты»;
— организация и проведение НОД по ХЭР (аппликации): «Лук – зелёный друг»;
— организация и проведение НОД по ХЭР (лепке): «Овощи большие и маленькие».
— организация и проведение познавательно-исследовательской деятельности «Посадка лука», чеснока, редиса и гороха.
— уход за посаженными растениями (полив, рыхление почвы).
— подбор и чтение художественной литературы, загадок по теме «овощи», «фрукты» и использованием презентаций;
— организация и проведение дидактических игр для закрепления знаний об овощах и фруктах: «Чудесный мешочек», «Четвертый лишний», «Что необходимо для приготовление супа», «Свари компот», «Узнай фрукт и овощ по описанию», «Вершки – корешки», «Что к чему?».
— инсценировка песни: «Огородная — хороводная», музыка Б. Можжевелова слова А. Пассовой
— оформление огорода в стиле «Весёлого огорода», где живут бабушка и дедушка. Они «выращивают» овощи на грядке. Дети в игровой форме знакомятся с бытом и хозяйством, обитателями сельского двора, с орудиями труда, сельскохозяйственной техникой, наблюдение за ростом растений.
Дети участвовали в трудовой деятельности: трудовая деятельность детей выражается в посадке лука, чеснока и гороха, а также в поливке и уходу за растениями. Дети сажают растения под руководством воспитателя, также проводилось рассматривание и называние овощей растущих на огороде (лук, чеснок, горох, редис). Беседа о том, что растениям необходим уход.
На этапе исследовательского проекта была решена также задача коммуникативной деятельности, которая позволила детям больше общаться и обсуждать новые знания об окружающем мире и экологии.
Работа с родителями:
— предложить родителям посадить вместе с ребенком свой «Огород на окне», для закрепления знаний о растениях (овощах, которые можно вырастить).
— предложить родителям совместно с детьми сделать поделки из овощей и принести на выставку в детский сад.
На заключительном этапе в детском саду была проведена выставка поделок из овощей и фруктов и показан огород, который был выращен.
Методическое обеспечение проекта:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015. – 64с.
2.Интернет ресурс: http://help-stud.ru/pedproekt_sab_i_ogorod.php
3. Ульева Елена. Энциклопедия для малышей в сказках. Все, что ваш ребенок должен узнать до школы. / Елена Ульева. – 4-е издание. – Ростов н/Д: Феликс, 2015. – 95, [1] с. : ил. – (Моя Первая Книжка).
Краткосрочный проект во 2 младшей группе «Сказочный огород»
методическая разработка (младшая группа)
Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazochnyy_ogorod_kratkosrochnyy_proekt_2_ml_gr.docx | 35.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад «Планета детства» комбинированного вида
СП комбинированного вида «Колокольчик»
Краткосрочный проект во 2 младшей группе на тему «Сказочный огород»
Составили: Калядина Н.М,
ПРОЕКТ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Вид проекта: познавательно — исследовательский, творческий.
Продолжительность: 3 месяца (март, апрель, май).
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.
Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
1. Расширить знания детей о культурных растениях.
2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, цветы, горох);
3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
5. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ.
6. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление)
7. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
8. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
9. Развивать познавательные и творческие способности.
1. Дети познакомятся с культурными растениями.
2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
4. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
5. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
6. Создание в группе огорода на подоконнике.
Этапы работы над проектом:
1 этап — подготовительный (март).
В группе детского сада разбили огород на подоконнике. Изготовили таблицы-указатели с названиями растений (датой посадки и первых всходов). Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах.
2 этап — исследовательский (апрель).
Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения – земля, растения – вода, растения – человек.
В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.
3 этап — заключительный (май).
Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформили выставку рисунков «Овощи со «Сказочного» огорода».
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный.
Беседа с детьми о «Сказочном огороде».
Цели: Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у детей по созданию условий для реализации проекта.
Консультация для родителей огород на подоконнике «Сказочный огород»
Цели: Просвещать родителей по данной теме.
Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.
Цели: Создать условия для реализации проекта «Сказочного огорода».
2 этап – основной.
Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.
Цели: Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.
НОД «Овощи и их польза»
Цели: Познакомить с интересными представителями мира овощей.
2-я неделя марта
Практическая деятельность: посадка томатов, перцев, лука, гороха, салата, цветов.
Цели: Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.
2-я неделя марта
Опыт – наблюдение за ростом томатов, перцев, лука, семян цветов, гороха, салата,
Цели: Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна.
2-я неделя марта
(бархатцы, перец, томаты, циннии, львиный зев).
Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.
3-я неделя марта
Труд в уголке природы.
Цели: Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла)
3 -я неделя марта
Опыт – наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.
Цели: Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).
3-я неделя марта
Рассматривание цветочных семян
Цели: Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное.
3-я неделя марта
Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие».
Цели: Закреплять классификацию растений по ценности для людей.
3-я неделя марта
Дидактическая игра «Цветочный магазин».
Цели: Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других, называть его; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.
1-я неделя апреля
Наблюдения: «Растут ли наши растения?»
Цели: Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.
3-я неделя апреля
Оформление дневника наблюдений.
Цели: Зафиксировать наблюдение за растениями.
3-я неделя апреля
Цели: Подготовить клумбы к высадки рассады цветов, формировать интерес к результату своего труда.
4-я неделя апреля
3 этап – заключительный.
Итоговая беседа «Сказочного огорода на подоконнике переносится на участок детского сада».
Цели: Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада.
Выставка рисунков « Овощи с нашей грядки»
Цели: Закрепить знания овощей
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с культурными растениями.
2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
4. Дети увидели многообразие посевного материала.
5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
6. В группе был создан огород на окне.
7. Дети стали более уважительно относиться к труду.
Дневник наблюдений «Сказочный огород»
И в деревне, и на даче Все сажают огород Потому, что витамины Нужны людям круглый год. А петрушка, лук, укроп Зимой на их окне растет. Что смогли же на окне вырастить мы с вами? Это Вы увидите – посмотрев все сами. Это наш огород, здесь растут томаты и лук Они помогут от недуг. Луковица золотая Круглая, литая. Есть у неё один секрет – Нас спасет она от бед: Даст он супу аромат, Станет суп вкусней стократ. Наш зеленый огород Нас прокормит целый год. Мы его сажали вместе – было очень интересно.
Приложение Сказки Сказка «О Зеленом Огурчике» Жил – был зелёный Огурчик. Скучно ему стало на своей грядке, и решил он отправиться в путешествие. Проходя мимо соседей своей грядки, встретил он Горошинку. – Куда путь держишь? – поинтересовалась она. – Да вот решил на белый свет посмотреть, – ответил Огурчик. – Возьми меня с собой, – попросила Горошинка. – Пойдём, – согласился Огурчик. И отправились они дальше вдвоём. Ведь вместе веселее путешествовать. Шли они, шли и встретили куст картофеля. Стоит он и горько – горько плачет. – Что случилось? – спросил зелёный Огурчик. – Прилетел колорадский жук, отложил на листочке моего куста яйца, из них скоро выйдут личинки и будут, меня есть, – сказал, не переставая плакать, Картофель. – Как мы можем тебе помочь? – поинтересовались путешественники. – Возьмите лейку с разведёнными в ней химикатами, полейте меня, яйца погибнут, а колорадский жук на куст уже больше не сядет. К осени вырастет много вкусных, крупных клубней картофеля. Так они и сделали. Картофель поблагодарил Огурчика и Горошинку, и они пошли дальше. Вскоре они услышали крик о помощи: – Помогите. Это кричала Капуста. Она рассказала им, что от сильного ветра оторвалась доска от забора и если её не прибить на место, то, гуляющие рядом с огородом, козы проберутся в огород и полакомятся свежими зелёными листочками капусты. Оказав помощь капусте, наши путешественники отправились дальше в путь. Подойдя к грядке моркови, они увидели, как огромная полевая мышь готовилась пообедать спелыми оранжевыми корнеплодами. Зелёный Огурчик и Горошинка оказали помощь и моркови – прогнали мышь. Стало темнеть и Огурчик с Горошинкой подумали, что им пора возвращаться домой. Но в это время они увидели стаю шумных воробьёв, которая приближалась всё ближе и ближе. Они бросились искать себе убежище и услышали: – Прячьтесь сюда. Они спрятались под большими листьями капусты. Воробьи их не заметили и пролетели мимо. Тем временем зелёный Огурчик и Горошинка благополучно вернулись домой.
«Веселый огород» Это короткая сказка про овощи. Однажды щенок шел по огороду и повстречал его обитателей. Но только не знал, как кого зовут. Нужно помочь щенку узнать про жителей чудесного огорода. Сначала песик увидел зеленое и пупырчатое существо Кто это? Так это же огурец, настоящий бравый удалец. Дальше он повстречал красного красавца. Он был спелый, сочный и немного толстощекий. Это же синьор помидор! А вот и дама деловая, в сто шуб она одета. И летом ей ни капельки не жарко. Это капуста, которая никак не может согреться. А кто это солнцу выставил свой бочок? Он не загорел, а лишь немного побелел. Да это же лежебока-кабачок. Дальше он прошелся, и увидел разноцветные кусты. Это были сладкие перцы разных цветов: красного, оранжевого, желтого и зеленого. Повидал он и девицу, у которой коса все время на улице, а сама она сидит в темнице. Кто это? Конечно же, морковка. Вот теперь щенок знает, кто проживает на веселом огороде. Его населяет замечательный народ.
«Сказка про овощи» (смешная) Посадил дед репку. И ждал, что она вырастет большая-пребольшая. Пришло время. Стал дед репку копать. Тянет-потянет. А тут слышит, что овощ с ним разговаривает. — Дедуля, ну какая же я тебе репка, я же красная морковка с зелеными кудрявыми волосами! — Вот чудеса, — говорит дед, — а где же я репку посадил? Не помню. Полезай ко мне в корзину, на суп пригодишься, а пока вместе будем искать. Идет он дальше по огороду. Тянет-потянет. — Ой, осторожней со мной, я же не репка, а свекла, — ответила деловито бордовая дама. — Как же так, — говорит дед, — опять перепутал. Вот я старый болван. Ну пойдем и ты со мной, на борщ понадобишься. Идет он дальше. — Ты, наверно, репка, — обратился дед к очередному овощу. — Кто, я? Нет, что ты. Я картошка. — Вот дела, — пробормотал дедушка, — ох, старость — не радость. Слеповат, да с памятью проблемы. Как же мне репку отыскать? — Да вот же я, — воскликнула репка, — сколько вас всех можно ждать? Сижу тут, скучаю одна. — Наконец-то, — обрадовался дед. Хотел было вытянуть, да уж и правда большая-пребольшая репка уродилась. Наверное, надо звать бабку, внучку и других.
«Спор овощей» Это осенняя сказка про овощи. Жили-были старик со старухой. Дед по вечерам смотрел телевизор, а бабушка вязала ему носки. Скучно им стало так жить. Решили обзавестись огородом. Целыми днями на нем возились. Им очень нравилось, что время быстро пролетало и стало совсем не скучно. Пришло время сеять семена. Такое серьезное дело дед не доверил бабке. Сам поехал на базар, все купил. Решил бабулю не звать, а сам семена посеять. Но споткнулся, и все семена рассыпались по огороду. Пришел дед домой угрюмый. И говорит: «Как же теперь отыскать, где морковка, а где свекла!» «Не беспокойся, дед, — сказала бабка, — придет пора, сами догадаемся». Вот и осень наступила, пора собирать урожай. Смотрят старик со старухой, а овощи удались все такие красивые, спелые. Вот только спорят они друг с другом, кто из них лучше и полезней. — Я помидор, из меня получается вкусный томат. Я лучше всех. — А я всех полезней. Я — лук, спасаю от всех недуг. — А вот и нет. Я тоже витаминами богата. Я — тыква сладкая и очень вкусная, а еще я очень яркая и красивая. — Не одна ты красотой блещешь. Я — морковка красная, девица я прекрасная. Полезная и вкусная, всем очень нравлюсь. Долго спорили овощи, пока дед с бабкой не сказали: «Все вы главные, важные и полезные. Всех вас соберем, никого на грядке не оставим. Кто-то в кашу пойдет, кто-то в суп, а многие из вас и сырые съедобные и очень вкусные. Обрадовались овощи, засмеялись и захлопали».
Игра-сказка «Фрукты и овощи» Наглядный материал: картинки с изображением овощей. Воспитатель рассказывает: — Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к ней горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много желающих оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышаться такие же звуки, что и в моём пооммиидоорр». — Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв? Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, карртоофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору. Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: «Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частейи в моём».
— Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся?
Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора.
— Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают.
— Как помочь им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско?
Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться одинаковые звуки (лук, свекла)». Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах — названиях овощей, сравнить их звуковой состав.
— Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! — заключает воспитатель.
Распределение плодов по цвету
Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое — с жёлтым, а третье — с зелёным. Игровой персонаж (например, грибок) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко-красный (помидор) и т.д.
«Кого чем угостим?»
Цель: Знать, чем питаются животные и птицы.
Ведущий перебрасывает мяч детям и называет объект (животное, птица), а дети отвечают и возвращают мяч ведущему. Например, воробей – крошки и семечки; синица — сало; корова – сено; кролик – морковка; кошка – мышка, молоко; белка – шишка, ягоды и так далее.
Игра «Хорошо – плохо»
Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях.
Воспитатель или педагог предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.
Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану).
Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый,
полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.
Вариант игры: какие слова подходят к овощу (фрукту и т.д.)
Цель : Упражнять в умении использовать знания о растениях, сравнивать плод дерева с его листьями.
На фланелеграф выкладываются две ветки: на одной – плод и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья растений. (Например, листья крыжовника, а плоды груши). Ведущий задаёт вопрос: «Какие плоды созревают, а какие нет?». Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.
Подвижная игра «Вкусный обед»
• Развивать умение ориентироваться в пространстве, быстро действовать по сигналу;
• Учить ритмично двигаться под музыку – Музыка;
• Закреплять знания о профессии повара, продуктах, содержащихся в кулинарных блюдах, разновидности витаминов – Познание;
• Формировать навыки безопасного поведения во время бега – Безопасность;
• Формировать начальные представления о здоровом образе жизни (есть овощи и фрукты, содержащие витамины) – Здоровье;
• Формировать самостоятельность в расстановке и уборке физкультурного инвентаря – Труд;
• Воспитывать доброжелательное отношение со сверстниками, умение взаимодействовать в коллективе сверстников – Социализация;
• Воспитывать желание общаться со взрослым в двигательной деятельности, поддерживать интерес к подвижной игре с речевым сопровождением – Коммуникация.
Ребята, скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Все завтраки обеды?
Педагог: Где работает повар?
Дети: В детском саду, школе, столовой, кафе.
Педагог: Каким должен быть повар?
Дети: Знать много рецептов, сильным, любить свою профессию, опрятным.
Педагог: Нам с вами сейчас предстоит приготовить обед из овощей и фруктов. Чем полезны овощи и фрукты?
Дети: В них есть витамины.
Педагог: Какие витамины вы знаете?
Педагог : Мы приготовим борщ. Из чего варят борщ?
Педагог: А еще сварим компот. Какие продукты нужны для компота?
Дети: Фрукты (яблоки, груши, абрикосы, виноград)
Педагог: Игра, в которую мы сейчас поиграем, называется «Вкусный обед». Можно я буду поваром, а вы – возьмёте на себя роли овощей и фруктов. Выберите себе медальон, наденьте и рассмотрите его.
Дети выбирают медальоны, взрослый надевает поварской колпак и фартук.
Педагог: Я напоминаю вам правила игры:
1. Под музыку скачем поскоками. С окончанием музыки все продукты бегут к своим кастрюлям — обручам: красный обруч – в нем варится борщ, синий обруч – в нем готовится компот.
2. Во время бега соблюдайте дистанцию друг с другом, не наталкивайтесь друг на друга, не создавайте опасных ситуаций;
3. Повар похвалит те продукты, которые быстро и правильно найдут свою кастрюлю.
Педагог: Продукты собрались вокруг повара и взялись за руки:
Дети встают вокруг взрослого, берутся за руки и идут по кругу, произнося слова:
Ты, наш повар, не ленись!
За обед скорей берись.
Ты почисти нас быстрей,
Чтобы был обед вкусней.
Приготовишь ты сейчас:
Вкусный борщ, компот из нас.
После окончания слов под музыку двигаются подскоками в разных направлениях. С окончанием музыки бегут к кастрюлям – обручам.
Педагог: Проверьте себя и своих товарищей, правильно ли вы заняли место!
И я проверю, все ли вы продукты правильно положили в борщ и в компот. Вы правильно приготовили блюда. А теперь нужно быстро выбрать себе пару и обменяться медальонами.
Дети меняются медальонами друг с другом, игра повторяется сначала.
Оценка педагогом деятельности детей:
Педагог: Весело мы с вами поиграли. Вы отлично справились с заданием повара. Показали хорошие знания об овощах и фруктах, умеете безопасно бегать. Мне понравилось ваше общение, когда вы обменивались медальонами.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.
Воспитатель говорит, что она — мама Тучка, а ребята — её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.
Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
«Какого растения не стало?»
На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.
Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле — кисти рук опускают вниз.
Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
— Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
— На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?
На Столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое-либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зелёный» — это могут быть картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика, ящерицы и т.д. Или: «влажный» — вода, роса, облако, туман, иней и т.д.
«Угадай, что в руке»
Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.
Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).