Огород глагол неопределенной формы

Неопределенная форма глагола огород

«Неопределенная форма глагола». 4-й класс

Класс: 4

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: познакомить учащихся с неопределенной формой глагола.

Задачи урока:

  • Учить выделять глагол неопределенной формы.
  • Развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, логическое мышление, интеллектуальную способность, развивать умение правильно писать глаголы с – тся, – ться, обобщать, делать выводы, сравнивать
  • Воспитывать интерес к предмету, аккуратность в тетради.

Оборудование: карточки с заданиями, плакат со словами-глаголами

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие и готовность к уроку.

Вводное слово учителя:

Сегодня на уроке мы познакомимся с интересной темой. А сейчас запишите в тетрадях число, классная работа.И начнём свою работу с минутки чистописания.

II. Минутка чистописания.

На доске записаны слова с пропущенными буквами:

праз_ник, ст_лица, пас_бище, с_бака, _йцо, те_итория.

Учитель: Прочитайте написанные на доске слова. Сформулируйте к ним задания.

Дети: С данными словами можно выполнить такое задание: вставить пропущенные буквы, объяснить их написание.

III. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Начнем с повторения. Что вы знаете о глаголах?

Дети:

– Обозначает действие предмета

– Отвечает на вопросы: что делает? Что сделает? И др.

– Изменяется по временам, числам, лицам, родам в прошедшем времени.

На доске плакат со словами:

Ходит, любит, запоет, прочитал, учить

– какой частью речи являются все слова? (глаголы)

Учитель: какой глагол лишний? (учить. У этого глагола нельзя определить время, число)

– на какой вопрос отвечает глагол учить? (что делать?)

– Верно. Глагол учить стоит в неопределенной форме.

IV. Изучение нового материала.

Учитель: Прочитайте написанные на доске пословицы.

Дети:

Кто много желает, тот мало имеет.
Лишнего пожелать – последнее потерять.
Заставили козла огород стеречь.
Много желать – добра не видать.

Учитель: Разделите эти пословицы на части в зависимости от заложенного в них смысла.

Дети: В первую часть войдут такие пословицы:

  • Кто много желает, тот мало имеет.
  • Лишнего пожелать – последнее потерять.
  • Много желать – добра не видать.

(В них говорится о человеческой жадности.)

Ко второй части можно отнести пословицу:

  • Заставили козла огород стеречь.

(Ее смысл в том, что нельзя доверять какие-либо ценности тому, кто хочет их присвоить, взять себе.)

Учитель: Назовите имеющиеся в пословицах глаголы.

Дети: Желает, имеет, пожелать, потерять, желать, видеть, стеречь, заставили.

Учитель:

– Задайте вопрос к глаголам из 1 пословицы, определите их время и число (это глаголы неопределенного времени единственного числа).

– Задайте вопрос к глаголам из 2 и 3 пословиц пожелать, потерять, желать, не видать, стеречь. Определите время и число глаголов, отвечающих на вопросы что делать? Что сделать?

В глаголах, отвечающих на вопросы что делать? Что сделать? Время и число не определяются.

Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенная форма глагола. На что оканчивается неопределенная форма глагола?

Читайте также:  Как украшать свой огород

Дети. Глаголы в неопределенной форме оканчиваются на -ть, -ти, -чь.

– Какую схему можно составить по теме?

V. Работа по теме урока.

Чтение правила на странице 172

– Какие два способа проверки запомнили?

– Приведите примеры, запишите в тетради, обозначьте орфограмму.

VI. Физминутка.

– Я буду называть глаголы. Если вы услышите глаголы, которые отвечают на вопросы что делать?, что сделать? Нужно присесть и вытянуть руки вперед.

  • Гудеть, катает, лежит, уметь, кричал, танцевать, бежать, читал, рисовать, шумит.
  • Шил, вставать.

VII. Закрепление изученного.

Упр. 274 , выполняется по «шагам» в задании.

– чем различаются в написании глаголы каждого столбика?

– чем интересен суффикс -ся ? (Он всегда стоит на конце слова. Глаголы с суффиксом -ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека, на предмет).

– какую ошибку можно допустить при написании глаголов с суффиксом -ся?

– как избежать этой ошибки? (надо поставить вопрос к глаголу).

Работа у доски:

На доске записаны словосочетания глаголов с существительными.

– Замените каждое словосочетание глаголами в неопределённой форме и запишите:

  • Давать корм –
  • Сделать подарок –
  • Покрыть краской –
  • Сделать покупку –
  • Оказывать помощь –
  • Давать совет –
  • Одержать победу –
  • Чтение газеты –
  • Лечение ребенка –

Ответы: кормить, подарить, покрасить, купить, помочь, советовать, победить, читать, лечить.

– Дописать в предложения глаголы неопределенной формы

  • На уроках нельзя (что делать?) –
  • Книги надо (что делать?) –
  • Друзья готовы всегда (что сделать?) –

Надо глаголы заставить
Думать и нам отвечать, где Ь нужно ставить,
Где поскорей исключать.

VIII. Самостоятельная работа.

Работа по карточкам

– Замените глаголы фразеологическими выражениями

Защищать
Помочь
Замолчать
Наказать
Дремать
Бездельничать
Медлить
Не замечать
тянуть время
клевать носом
смотреть сквозь розовые очки
считать ворон
прикусить язык
стоять горой
подать руку
снять голову

IX. Выставление оценок за работу на уроке.

Поскольку, вы сегодня очень хорошо работали, я думаю, все получат хорошие оценки.

За работу у доски:

За работу на уроке:

Я очень вами довольна! Молодцы, ребята! Спасибо вам!

X. Домашнее задание.

упр.6,с.181. Выучить правило.

XI. Итог урока.

– С какой орфограммой познакомились?

– Как будете отличать глаголы в неопределённой форме от других глаголов?

Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/628564

Что такое инфинитив – что он обозначает, как образуется и что про него надо знать

Он отвечает на вопросы «что делать?» и «что сделать?».

Инфинитив – это глагол, который отвечает на вопросы «что делать?» или «что сделать?». Другие его названия: начальная форма глагола, неопределенная форма глагола. Все три правильные.

Примеры инфинитивов: (что делать?) делать, играть, воевать, грустить, ныть; (что сделать?) сделать, вызволить, съесть, спеть, сыграть, отвоевать.

Что означает инфинитив

Он называет действие, как и любой глагол: учиться – то есть получать знания; вспоминать – то есть пытаться воспроизвести в памяти детали какого-то события из прошлого.

Инфинитив может быть совершенного или несовершенного вида. То есть он показывает, есть у действия «предел» или нет. Сравните: читать, играть, звать, танцевать – все эти действия «бесконечные». А вот прочитать, сыграть, позвать, станцевать – здесь уже четко чувствуется «конечность», ограниченность какая-то, то есть у действия есть «предел».

Инфинитив может указывать на возвратность и невозвратность. Возвратность – когда есть «-ся»: умыться, побриться, причесаться – то есть я направляю действие на самого себя, возвращаю его на себя. Невозвратность – когда нет «-ся»: умыть, побрить, причесать – действие направлено на кого-то.

Читайте также:  Мой огород консервирование овощей

Больше инфинитив ничего не обозначает и ни на что не указывает. У него нет времени, лица, числа. Сравните: пел, пою, поет, пела, пели и петь – личные формы глагола указывают на время, лица, числа, а инфинитив «петь» такой информации не дает.

Инфинитив – неизменяемое слово. В словосочетаниях с зависимым инфинитивом тип связи – всегда примыкание.

Как делать морфемный разбор инфинитива

Надо сразу выделить «-ть» или «-ти». В большинстве учебников русского это окончания, в некоторых других (например, у Бабайцевой) – суффикс. Спросите у своего учителя, как выделять и выделяйте так до 11 класса.

Все то, что остается после «-ть» и «-ти» – это основа инфинитива. В ней вам надо выделить корень, подобрав однокоренные слова. Примеры:

  1. Играть (игра, игры) – корень «-игр-».
  2. Танцевать (танец, танцы) – корень «танц-».
  3. Воевать (воjую, воjна) – корень «воj-».

То, что останется между корнем и окончанием – это суффикс. В слове «воевать» – «-эва-», играть – «-а-», «танцевать» – «-ева-».

Этот суффикс называется суффиксом основы инфинитива.

Есть несколько инфинитивов, которые оканчиваются на «-чь»: печь, беречь, стеречь. «-Чь» у них входит в состав корня. То есть корнем будет все слово.

Как подчеркивать инфинитив в предложении

Он может быть любым членом предложения. Смотрите:

  1. Курить – здоровью вредить. Курить – подлежащее, так как отвечает на вопрос «о чем говорится в предложении?», «вредить» – сказуемое, отвечает на вопрос «что говорится о подлежащем?».
  2. Я хочу спать – «спать» входит в состав составного глагольного сказуемого.
  3. Она умоляла меня остаться – «остаться» здесь – дополнение, потому что относится к другому лицу – не ко ней, а ко мне. Умоляла (о чем?) остаться.
  4. У меня есть дикое желание съесть торт – «съесть» – несогласованное определение. Желание (какое?) съесть торт.
  5. Я иду на речку ловить рыбу – «ловить» – обстоятельство цели, потому что «иду (для чего? с какой целью?) ловить рыбу».

Есть ли инфинитивы в других языках

Да. Например, в английском: «love», «to love» – любить, «cry», «to cry» – плакать. В предложениях в зависимости от контекста этот глагол можно переводить как в начальной, так и в личной форме: «I love you» – «Я люблю тебя» – личная форма. «He makes me cry» – «Он заставляет меня плакать» – «плакать» здесь инфинитив, хоть и без «to».

В немецком глаголы в неопределенной форме – это глаголы с -en: machen – делать, studieren – изучать («штудировать»). Если -en нет, значит глагол в личной форме: «Ich mag lehren» – «Я люблю учиться». «Mag» – личная форма (люблю, мне нравится), «lehren» – инфинитив (учиться).

Почему инфинитив еще называют начальной, или неопределенной формой глагола

Неопределенной – потому что он кроме вида и возвратности ничего не обозначает. Не определено, какого он времени, числа, лица. Ничего непонятно, в общем.

Начальной – потому что от инфинитива начинается образование разных других форм глагола. Смотрите: Читать – читаjэт (глагол в настоящем времени) – читаjущий (причастие); видеть – видел (глагол в прошедшем времени); позвать – позвав (деепричастие).

Латинское слово infinitivus так и переводится – неопределенный.

Читайте также:  Огород это имя существительное

Источник статьи: http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/chto-takoe-infinitiv

Тема: Неопределённая форма глагола.

Подойдёт и взрослым и детям

Тема: Неопределённая форма глагола.

Уточнить представления учащихся о неопределённой формы глагола как начальной.

Развить умение находить глаголы неопределённой формы.

На доске написаны слова:

Прочитать, дружить, жечь, навещать, беречь.

— Что общего в словах? (Это глаголы неопределённой формы.)

-На какие две группы можно разбить глаголы? ( Одни глаголы отвечают на вопросы что сделать, а другие на вопрос что делать?) ( Одни глаголы оканчиваются на – ть ; а другие на – чь .)

-Напишем сочетания– ть, – чь.

— Составьте и запишите цепочки из данных сочетаний.

Прочитайте пословицы. Когда так говорят?

Много желать – добра не видать.

Заставили козла огород стеречь.

— Спишите. Подчеркните глаголы в неопределённой форме. Поставьте к ним вопросы.

— В пословицах часто употребляются глаголы неопределённой формы, так как то, о чём говорится в пословицах, относится ко всем людям, поэтому не нужно указывать на лицо, число и время.

— Вспомните пословицы, где есть глаголы неопределённой формы.

-Назовите глаголы с суффиксами – ть, – чь.

— Определите морфологические признаки глагола: заставили ( Глагол прошедшего времени, множественного числа.)

Словарно – орфографическая работа

— Расшифруйте слово. (ФОЙЕ)

— Объясните смысл слова.

-Что можете сказать о слове? (Это несклоняемое неодушевлённое существительное среднего рода.)

— Составьте предложение со словом. Запишите слово в словарик.

IV . Работа по теме урока.

Спишите и подчеркните глаголы неопределённой формы.

Ворона стала всем баранку протягивать.

Лучше хорошо поступать, чем хорошо говорить.

Не на пользу книги читать, если только вершки в них хватать.

Топай, Мишка, хлопай, Мишка,

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперёд и вниз.

Улыбайся и садись.

V . Закрепление изученного

Творческая работа. (Работа в парах)

Работая в парах, замените фразеологические обороты глаголами неопределённой формы.

Глазом не моргнуть, задать баню, бельмо на глазу, витать в облаках, дрожать как осиновый лист, считать ворон.

-О чём говорили на уроке?

— Что можете рассказать о глаголах неопределённой формы?

VII . Домашнее задание

Запишите три пословицы, в которых будут глаголы неопределённой формы.

Почему подростки хотят работать и как подросткам правильно зарабатывать: психологический и юридический аспект

2 – 4 марта 2021г 19:00 (МСК)

Свидетельство каждому участнику

Скидка на курсы для всех участников

В этой работе я даю детям представление о неопределённой форме глагола, как о начальной форме. Развиваюумения находить глаголы неопределённой формы. Воспитываю умение общаться друг с другом.

Учащиеся учатся работать с фразеологическими оборотами,заменяют их одним словом. Отгадывать словарные слова с помощью шифра. Учатся мыслить, рассуждать.

Номер материала: ДБ-1484527

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Оцените статью