Видеоматериалы. Занятие № 50.2 «Искуственные растительные сообщества»
Кинопособие содержит методический аппарат, обеспечивающий помощь учителю на всех этапах проведения уроков.
Растительным сообществом называют совокупность растений разных видов, которые живут совместно на однородном участке земной поверхности. Эти растения влияют друг на друга и взаимодействуют с окружающей средой, изменяя ее.
Тип учебного занятия; изучения и первичного закрепления новых знаний
Дидактическая цель; создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Формы проведения занятия; лекция, учебный фильм
Растительное сообщество. Искусственный растительный покров.. Природные зоны. Культуры зерновые, плодовые. Устойчивость растительных сообществ.
Вопросы для обсуждения
1.Назовите важнейшие признаки растительных сообществ.
2.В чем отличия между естественными и искусственными растительными сообществами? Приведите примеры естественных и искусственных растительных сообществ.
3.Чем объясняется устойчивость естественных растительных сообществ?
4.Как доказать взаимное влияние сосен в сосновом бору, дубов — в дубраве, елей — в ельнике?
Искусственные сообщества — это сельскохозяйственные поля, сеяные луга, огороды, сады, парки.
Искусственные растительные сообщества. Характер этих сообществ определяется практическими потребностями человека. На полях выращивают зерновые культуры (рожь, пшеницу, ячмень), картофель, лен, подсолнечник, на сеяных лугах — кормовые травы (клевер луговой, тимофеевку луговую, ежу сборную). В садах человек культивирует разнообразные плодовые деревья и кустарники (яблони, груши, сливу, смородину, крыжовник и др.), на огородах — разные овощи (огурцы, томаты, морковь, лук и др.).
Искусственные сообщества без помощи человека существовать не могут. Он обрабатывает почву, поливает и удобряет растения, борется с их болезнями, сорняками, насекомыми-вредителями (например, колорадским жуком на картофельных полях). Для повышения урожайности каждое культурное растение требует особого ухода. Картофель, например, окучивают, подсыпая землю к основаниям побегов. Молодые посевы моркови, свеклы, лука продергивают, чтобы эти овощи не росли слишком густо. Вьющиеся и высокие растения (фасоль, горох, томаты, иногда огурцы) подвязывают. Плодовые деревья (яблони, сливы, груши) и ягодные кустарники (малину, смородину, крыжовник) обрезают, удаляя сухие ветки и не дающие плодов побеги. Если человек прекращает уход за искусственными сообществами, они дичают и зарастают сорняками.
Источники информации: А.М. Былова, Н.И. Шорина, 1999 (209стр.)
Искусственные сообщества — это сельскохозяйственные поля, сеяные луга, огороды, парки.
Источник статьи: http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/videomateriali_zanyatie__502iskustvennie_rastiteln_124449.html
Докажите,что огород на приусадебном участке — это искусственное природное сообщество.
1)По расположению листьев. Женские растения образуют на стеблях красно-бурые четырехгранные коробочки.
2)К сидячим кишечнополостным.Это малоподвижный полип.Питание гетеротрофное, питается мелкими беспозвоночными — дафниями и другими ветвистоусыми, циклопами, а также олигохетами-наидидами.
1) отделы тела-голова, грудь, брюшко
2) 3 пар на грудном отделе.
3) 1. Количество видов насекомых превышает количество видов пауков
2.У пауков 8 ног, у насекомых – 6
3.Тело пауков состоит из двух отделов, у насекомых – из трёх
4.Только пауки способны производить паутину
5..Пауки вырабатывают яд, который предназначен для внешнего пищеварения.
6.Жизненный цикл насекомых проходит с превращениями – метаморфизмом, у пауков такое явление отсутствует
7.Нервная система, поведение и коммуникация насекомых организованы намного сложнее, чем у пауков.
Источник статьи: http://otvet.ws/questions/9258466-dokazhite-chto-ogorod-na-priusadebnom-uchastke-eto-iskusstvennoe.html
«Искусственное сообщество — поле»
Подойдёт и взрослым и детям
Тема: Искусственное сообщество — поле
Цели: 1) закрепить знания учащихся о природных сообществах, отметить особенности природного сообщества – поля;
2) расширить знания учащихся об окружающем мире и профессиях, развивать умение видеть экологическую сторону в отношениях с природными объектами; развивать мыслительную деятельность (умение сравнивать, устанавливать взаимосвязи);
3) прививать интерес к изучению природы, способствовать воспитанию уважительного отношения к труду людей, бережного отношения к хлебу.
1. Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности.
— Здравствуйте ребята, надеюсь у вас хорошее настроение и можно начать урок! Сегодня присутствует много моих коллег, которые хотят посмотреть на работу учеников 4 класса.(Пожалуйста, поприветствуйте их!)
Начинаем мы урок,
Все ли слышали звонок?
Ждут открытия сегодня,
И с любыми трудностями,
Справитесь вы, тот час!
Я нацеливаю всех
Только на успех!
Что бы вы хотели пожелать друг другу? (Открыть что-то новое, помочь преодолеть трудности, чему – то научиться.) Я думаю, что у вас сегодня всё получится. Сегодня вы сидите по группам и впереди всех вас ждёт большая исследовательская работа …
2. Закрепление изученного материала.
На сегодняшнем уроке мы будем продолжать говорить о Сообществах, повторим изученный материал, узнаем что-то новое …
-Что называется природным сообществом?
Природное сообщество -это группа связанных между собой организмов, которые обитают на одной территории, влияют друг на друга и на окружающую среду.
Сейчас ребята прочитают отрывки из произведений ,ваша задача определить о каком природном сообществе в них говорится?
1) «На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных клёнов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берёз пожелтевшие лёгкие листья. От дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины» (И.Соколов – Микитов)
-О каком сообществе здесь говорится? ЛЕС.
2) «Здесь растёт ромашка, лютик едкий, клевер, кашка!
Что ещё? Гвоздика, смолка, колокольчик, хвощ, как ёлка.
А ещё? Кошачьи лапки, одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки, граммофончики-вьюнки» (Г. Лагедынь) .
-А это сообщество вам знакомо? ЛУГ
3) «Почти у самого берега плавают круглые листья, словно зеленые тарелочки, и между ними жёлтые твёрдые цветы. Это кубышки, их очень много. Одни совсем распустились, а есть такие, что как маленькие зелёные горшочки с трещинками». (А.Яшин)
-Что же это за сообщество? ОЗЕРО.
-Итак, лес, луг, озеро-это всё Природные сообщества .
-А какое более обширное понятие включает в себя природные сообщества?(Экосистема)
-Что такое экосистема? ЭКОСИСТЕМА, экологическая система, единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в к-ром живые и косные компоненты связаны между собой потоками в-ва и энергии.
-А что необходимо для жизни в любом сообществе? (Свет, тепло, воздух и минеральные вещества).
— Какие образуются связи в природных сообществах?
-Какие связи существуют в природном сообществе?(Растения предоставляют животным место для обитания, или убежище от врагов и непогоды.Многие животные используют растения для постройки своих жилищ .Насекомые опыляют цветы. Есть животные, которые распространяют плоды и семена растений; животные питаются растениями или другими животными.
-Как называются такие связи? (Пищевые цепи).
-Что это за цепи? (Растениями питаются растительноядные животные, а сами они служат пищей для плотоядных животных (хищников)).
— Почему именно растения являются первым звеном в цепи питания?
-А может ли эта пищевая цепь быть бесконечной?
Домой вам была задано прочитать материал о природном сообществе водоёме.
-Что относится к водоёмам?(Реки, озёра, пруды)
-Что такое озеро? (Озером называется замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении рельефа)
-Какие необходимы условия для жизни растений и животных в водоёме?
!( Напечатать на 4 стола «Кроссворд»
Я знаю, что вы любите кроссворды и я вам его сегодня приготовила…На каждом столе лежит лист с кроссвордом «Обитатели водоёма». Пожалуйста, возьмите кроссворд и разгадайте его. Разгадываете только по вертикале. Опорное слово Болото . Да, а что такое болото и является ли оно водоёмом? ( Боло́то (также топь, трясина) — участок суши (или ландшафта), характеризующийся избыточным увлажнением, повышенной кислотностью и низкой плодородностью почвы, выходом на поверхность стоячих или проточных грунтовых вод, но без постоянного слоя воды на поверхности. Стоячие водоёмы).
Кроссворд «Обитатели водоема»
1.Растение с плавающими на поверхности водоема, листьями и желтыми цветами. Занесено в Красную Книгу.
2.Животное-грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на лопатку.
4.Растение, имеющее листья-стрелы с большими широкими наконечниками.
5. Грызун, хорошо плавает и ныряет.
6.Растение, часто называемое камышом, с мягким коричневым наконечником на стебле
Проверка!(Ответы:#Кубышка #Бобр #Головастик #Стрелолист #Ондатра.
— На какие группы можно разделить растения водоёма?
— Приведите пример пищевой цепи.
Сообщения о растениях водоёма Слайд — 2 (Кувшинка)Лыбина Т.
Сообщения о животных водоёма: Слайд — 3 (Ондатра)Егорова С.
Надводные растения водоёма камыш, стрелолист, рогоз,
тростник очищают воду от вредных веществ. Но сильное
разрастание этих растений приводит к замору рыб. Почему?
2.Ты идёшь по берегу озера и вдруг видишь: сидит здоровый, симпатичный птенец. Тихо сидит, ждёт, когда его накормят. Что ты сделаешь?
3.Из неисправного крана постоянно течёт вода. Школьники подсчитали, что за 1 минуту вытекает 8 литров воды — целое ведро! А сколько вытечет чистой воды в канализацию за перемену, которая длится 10 минут? За 1 час?
1 мин -8л 10мин-80л 1ч=60мин=480л
-Приведите примеры Цепи питания водоёма.
-Можно ли аквариум с его обитателями назвать сообществом?Почему?
(Можно, так как в нём созданы необходимые условия для жизни растений и животных .)
Мы знаем, что человек часто вмешивается в жизнь природного сообщества. К чему это может привести?
2) — «Матушка-природа» сегодня вновь прислала нам «цепь», но не питания. Посмотрите в конверте у каждой группы есть листок с красным восклицательным знаком
— Рассмотрите его внимательно, подумайте, что нам хотела рассказать «Природа» и как называется эта цепь?
(- Это «цепь загрязнения»).
— О чём она предупреждает?
Какие из высказываний вы бы отнесли к знаку «МИНУС», а какие – «ПЛЮС»?
Читает учитель (Дети показывают знаками»+» и «-»)
1. Мусорить на берегах. —
2. В водоёмы не бросать отходы.-
3. Не мыть машины в водоёмах.-
4. Не сбрасывать промышленные отходы.-
5. Вырубать леса по берегам водоёмов.-
6. Ограничить вылов рыбы.+
7. Не рыбачить сетями и во время нереста.+
8. Разрешить неограниченную рыбалку.-
9.Угли от костра сбрасывать в воду, чтобы не загорелся лес.-
— Что ещё вы можете предложить делать людям , чтобы экологическое равновесие в сообществе «Озеро» не нарушалось?
А теперь немного отдохнём. Слайд- 9
4.Сообщение темы и целей урока.
Итак мы продолжаем наш урок работать сегодня мы будем говорить не о природном, а об искусственном сообществе.
-Как вы думаете, что это за сообщество?(Созданное человеком) Правильно…
— Отгадайте Ребус.Какое слово зашифровано? Разгадайте слово.
Шифровка « олпе». (ПОЛЕ)
В словаре Ожигова вот,что говорится о значении этого слова:
1.Безлесая равнинная территория
3.Площадка,оборудованная для чего-либо (например, футбольное поле);
4.Район боевых действий(например, поле битвы);
5.Свободная от письма, печати полос вдоль края листа в тетради, книге и т.д.
Мы будем говорить о поле как об участках пашни.
— Сегодня вы узнаете ещё об одном природном сообществе-поле, а также о том, чем оно отличается от других, познакомитесь с его обитателями.
Посмотрите на картину И.Шишкина «Рожь»
-Как вы думаете, на какое сообщество похоже сообщество поле? (Луг)
Правильно, но к окончанию урока мы должны увидеть четкое различие между этими двумя сообществами….
5. Изучение нового материала.
— Вы уже знаете разные страны, умеете находить их на карте. Я хочу пригласить вас в одну удивительную страну, которая есть во многих уголках Земли, но ни на одной карте вы её не видели.
(РЕБУС) «АГРОС» — слышали вы о такой стране? Где жители засыпают осенью, а просыпаются только весной. Где зреют булки и пряники, леденцы и каши, где рождаются масляные реки и микстурные ручейки.
(КАРТА ) «АГРОС» — так древние греки называли поле. Но не всякое, где растёт любая трава-мурава. Агрос – это страна, созданная человеком, и он решает, кого там поселить. Постоянная прописка даётся только культурным растениям. Сейчас это огромные территории , а когда-то в давние времена крохотным было первое поле. Прошли тысячи лет, чтобы страна обзавелась новыми жителями, которые пришли из лесов, степей, из разных стран. Люди узнавали полезные растения и переселяли их на поля.
— Посмотрите на карту, на ней видно , откуда пришли к нам многие культурные растения.
— Какая часть света больше других подарила миру культурные растения. А как вы думаете, почему? Вспомните, какие растения нам подарили другие части света?
6. Закрепление нового материала.
— Разные растения выращивают на полях: Человек использует их в пищу,для изготовления волокон и как кормовые культуры для скота.
Зерновые пщеница, кукуруза
овощные культуры Слайд 15-16
Для изготовления волокон ,масла, сахара Слайд -18 .
Их используют в пищу, как корм скоту Слайд 19
От того какие растения произрастают на полях зависит, какие обитатели могут там поселиться. Давайте попробуем заселить поля.
( РАБОТА В ГРУППАХ).
— Сейчас вы будете работать в группах,в каждой группе в конце работы вы должны выбрать консультанта, которые в конце урока расскажут о вашей работе.
Итак, у нас будут работать группы: (СЛОВАРНАЯ РАБОТА)
Отксерокопировать названия групп!
1 группа АГРОНОМЫ – специалисты в области сельского хозяйства(Работа с гербарием)
2 группа ЭКОЛОГИ – учёные, которые изучают взаимодействие людей и окружающей природы.
3 группа ТЕХНОЛОГИ – специалисты по переработке культурных растений, зерновых культур.
4 группа ФЕНОЛОГИ – учёные, которые изучают влияние смены времён года на жизнь растений и животных.
АГРОНОМЫ (Работа с гербарием)
Задание:- Рассмотрите зерновые культуры, определите особенности их строения.
— Рассмотрите эти растения.
— Какой у них корень, стебель?
— Что является плодом?
— Сравните колоски пшеницы и ржи. Сходство и различие? Обратите внимание на колос, зёрна, ость. (ОСТЬ – тонкий длинный волосок – отросток на колосе).
Проверка: по 1 человеку от группы
РОЖЬ – колос с зёрнами, на каждом зерне – ость.
. ПШЕНИЦА — зерновки крупные в колосе, без остинок.
ЯЧМЕНЬ – колос, на зёрнах очень длинные остинки
Помимо культурных растений, выращиваемых людьми есть сорниковые растения. С которыми люди, работающие на полях борются различными способами с примением химических веществ, физическим способом.. Сорняки заглушают культурные растения, поглощая из почвы большое количество воды и питательных веществ, выделяя из корней в почву вредные вещества, лишая их света и т. д.; всё это снижает урожай, а в ряде случаев приводит к гибели посевов.
ЭКОЛОГИ (работа с учебником, с. 85-87) – Определите «положительных» и «отрицательных героев», которые действуют на поле.
ФЕНОЛОГИ (в конвертах карточки по цвету)
– Составьте народные пословицы.
.
Проверка Слайд 26 ! Хлеб –всему голова.
Учитель: Русские люди всегда с особым почтением относились к хлебу, называли его «хлебушко», «батюшка». Хлеб – наше богатство! Берегите его!
Слайд -29 (Обитатели поля)
ТЕХНОЛОГИ (индив. листы) — Определите, какие продукты питания получают из основных зерновых культур
Слайд 29-40 _ Какие есть злаки и какие есть каши
— Вредителей полей надо уничтожать. +ЦЕПИ ПИТАНИЯ (по карточкам с изображением и названием культурных растений, вредителей, сорняков, хищных птиц).
злаки — жуки — птицы подсолнух – подсолнечниковая огнёвка
злаки — грызуны — птицы злаки – мыши – совы
овощи — гусеницы — птицы картофель – колорадский жук
бобовые — насекомые — насекомые горох – тли – божья коровка
– Вот и закончилось наше путешествие по стране Агрос. Обходя её владения, вы познакомились со многими растениями и животными полей.
— Итак, вы узнали, чем сообщество ПОЛЕ отличается от всех остальных? (Его создал человек, и засеял культурными растениями ,если он не будет ухаживать, то оно перестанет существовать, т.е. это ИСКУССТВЕННОЕ ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО).
-Чем искусственное сообщество пле отличается от природного сообщества луг?
– Что интересного узнал я на уроке?
– За что я могу похвалить себя, товарищей и учителя?
– Какое задание предложил выполнить дома по теме урока?
Возможные домашние задания:
составить кроссворд по теме урока;
подготовить сообщение о растениях поля;
по всей теме составить проблемные вопросы;
провести “Спринт-опрос” по понятиям.
— Заинтересовало ли вас знакомство с его обитателями? Вы можете самостоятельно продолжить это знакомство (из дополнительной литературы можно узнать подробно о растениях-переселенцах, о лекарственных растениях, технических культурах, злаках, овощных культурах, о друзьях поля и вредителях…)
9. Домашнее задание:стр.83-87 чт.Раб. тетр. стр.
Перло́вая крупа́ — крупа, производится из ячменя (растение семейства злаковых). В том числе из перловой крупы делается перловая каша. Существует несколько разновидностей: Перловка — целое зерно, прошедшее первичную откатку, с которого снята в основном ость (отруби). Используется для каш, супов, начинок. Голландка — целое зерно, скатанное до шарика, целиком освобожденное от ости. Быстро варится, каша из него получается более нежной консистенции, чем из перловки. Ячневая крупа мелкорубленая (наподобие манной) перловая крупа. Используется для каш и кашиц, в том числе для русской национальной каши — коливо.
Из проса — пшено,
Кукурузную кашу: полента (или мамалыга)
Из овса — овсяная и хлопья «Геркулес
из ячменя — ячменная, которая в зависимости от способа обработки делится на перловую и ячневую;
из гречихи — ядрица и продел;
из проса — пшено, которое может быть шмагованное, толченое, дранец и дробленое.
Боло́то (также топь, трясина) — участок суши (или ландшафта), характеризующийся избыточным увлажнением, повышенной кислотностью и низкой плодородностью почвы, выходом на поверхность стоячих или проточных грунтовых вод, но без постоянного слоя воды на поверхности.Стоячие водоёмы
Источник статьи: http://infourok.ru/iskusstvennoe-soobschestvo-pole-1978086.html