Одежда_посуда_овощи_фрукты

Методика «Классификация предметов»

Цель: Определение способности классифицировать предметы.

Материал: Набор карточек с предметными изображениями, предполагающими категориальную классификацию, — одежда, овощи, фрукты, животные, транспорт (игрушки, одежда, овощи, фрукты, животные, растения, посуда, мебель, транспорт.)

Инструкция: «Разложи картинки на столе – что к чему подходит. Назови каждую группу предметов. Как, одним словом можно назвать картинки?».

Ход выполнения задания: Ребёнку предлагаются разложить 20 (16, 12, 8) карточек на 5 групп предметов (4 группы, 3 группы, 2группы соответственно). Названия групп и их количество не называются. Затем предлагается назвать каждую группу предметов обобщающим словом.

— самостоятельно раскладывает группы предметов по отвлеченным категориям – 3 балла;

— называет обобщающее слово (за каждое обобщение) – 1 балл;

— раскладывает предметы по ситуативно-функциональному признаку – 0.5 балла;

— задания не понял, хаотично манипулирует картинками – 0 баллов.

Методика «Четвёртый лишний».

Цель: Оценка процессов образно-логического мышления, умственных операций анализа, обобщения, абстрагирования.

Материал: 5 карт с изображением набора из 4 предметов, один из которых не может быть обобщён с другими по общему с ним существенному признаку. Испытуемому предлагаются 5 карт различной тематики: 1) овощи – фрукты; 2) игрушки – учебные вещи; 3) одежда – обувь; 4) домашние – дикие животные; 5) транспорт – мебель.

Инструкция: «Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет лишний. Почему? Как назвать, одним словом остальные предметы?».

Ход выполнения задания: Ребёнку предлагаются последовательно 5 карт Ему необходимо выбрать лишний предмет и обосновать свой выбор. Полный ответ ребёнка по каждой карте вносится в протокол.

Читайте также:  Хайнань_какие_фрукты_есть

Норма выполнения: Дети 5 лет справляются с заданием в действенном плане, обобщая сходные предметы на функциональном уровне и определяя лишний предмет способом противопоставлением (это игрушка, а это не игрушка). Дети 6 лет в обоснование сходства и различия вводят отдельные отвлечённые категории, частота которых возрастает к 7 годам.

— обобщает по существенному признаку методом исключения – 2 балла;

— обобщает по ситуативно–функциональному признаку методом исключения – 1 балл;

— употребляет обобщающее слово при объяснении своего выбора – 1 балл за каждое слово;

— самостоятельно обобщает по несущественному признаку, использует помощь – 0.5 балла;

— задания не понял – 0 баллов.

Методика «Последовательные картинки».

Цель: Выявление способности устанавливать причинно-следственные связи и отношения между объектами и событиями.

Материал: Серии сюжетных картинок (от 2 до 6 картинок в серии).

Инструкция: «Сложи картинки по порядку и составь по ним рассказ».

Ход выполнения задания: Ребёнку предлагается рассмотреть картинки, разложить их в смысловой последовательности и составить рассказ.

Норма выполнения: Дети 5 лет справляются с серией из 3-4 картинок; при увеличении количества картинок наблюдается тенденция к увеличению пробных действий с ними. Дети в 6-7 лет справляются с сериями из 6-8 картинок, устанавливают причинно-следственные связи, составляют рассказ с элементами фантазирования.

— картинки разложены по порядку с первого раза – 3 балла;

— картинки разложены правильно, но не с первого ряда, потребовалась

дополнительная стимулирующая и организующая помощь – 2 балла;

— при раскладывании картинок допущена ошибка в последовательности действий, но при стимулирующей помощи ошибка исправлена – 1 балл;

— при раскладывании картинок допущена ошибка, и даже при стимулирующей помощи ребёнок её не видит – 0.5 балла;

— ребенок не понял задание – 0 баллов.

Читайте также:  Удалили_почку_какие_фрукты_можно_есть

— рассказ составлен с первого раза – 3 балла;

— при составлении рассказа ребёнок затруднялся в выборе слов, не мог найти слова.

Используя наводящие вопросы – 2 балла;

— рассказ составить не смог, ограничился перечислением предметов или действий – 0.5 балла;

— не понял задания – 0 баллов.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

Показатели речевого развития ребенка 3-4 лет

— Различать и называть существенные детали и части предметов (у платья – рукава, воротник, пуговицы и т.п.), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая и т.п.), местоположение предмета (за окном, высоко, далеко и т.д.); — Понимать обобщающие слова: одежда, посуда, овощи, фрукты, птицы, мебель и т.п.; — Согласовывать прилагательные с существительными в роде, падеже, числе; употреблять предлоги (в, на, около, за, под); — Употреблять в речи в форме единственного и множественного числа имена существительные, обозначающие животных и их детенышей (утка – утенок – утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, книг, слив и т.п.); — Слышать и понимать заданный вопрос, отвечать на него, говорить в нормальном темпе; — Говорить «спасибо», здороваться, прощаться, желать спокойной ночи; — С помощью взрослого, инсценировать отрывки из знакомых сказок; — Читать наизусть потешки и небольшие стихи, рассказывать о содержании иллюстраций, рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге и вопросы взрослого; называть произведение, прослушав отрывок из него.

Оставьте свой комментарий

Автор в друзьях: 1

Источник

Одежда посуда овощи фрукты

Понедельник, 11 сентября 2023

14.3.3. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)

Методические рекомендации:

Читайте также:  Овощи_фрукты_круг_пнг

При обучении пониманию существительных используются сначала предметы, затем их изображения на фотографиях, картинках. На начальном этапе для обучения выбирают предмет, который часто встречается ребенку в быту. Педагог кладет на стол предмет и просит ребенка: «Дай кружку» (слово «кружка» выделяется голосом и интонацией). Если ребенок выполняет просьбу — его поощряют, комментируя: «Умница, ты дал кружку!», если затрудняется выполнить — ему оказывают помощь (взрослый своей рукой берет руку ребенка так, чтобы рукой ребенка взять кружку и вложить ее во вторую свободную руку взрослого). Ребенка учат отличать этот предмет от других. Например, если в качестве предмета используется кружка, то вторым предметом является кубик. На стол помещают два предмета на равном расстоянии от ребенка, просят дать кружку. Если ребенок без ошибок дает предмет из двух, добавляют третий предмет (до 5-ти), предметы меняют местами. Сначала ребенок учится понимать название конкретного предмета (белая кружка с синей полосой). Для формирования обобщенного образа слова используются различные по внешнему виду кружки (разного цвета, размера и т.д.). Затем учат соотносить реальный предмет с его изображением. Педагог показывает и называет ребенку реальный предмет («это кружка»), показывает и называет фотографию/картинку/пиктограмму (« и это кружка») и кладет изображение к реальному предмету. Затем дает картинку ребенку и просит: «положи туда, где кружка» (ребенок кладет картинку рядом с реальным предметом). После этого добавляется второй предмет и ребенок должен положить картинку «кружка» к соответствующему предмету, выбрав из двух (до 5-ти). Когда ребенок научился соотносить предмет с его изображением, он учится выбирать изображение названного предмета из изображений других предметов.

Медиа

Источник

Оцените статью