Ода русскому огороду анализ произведения
— так назвал свое произведение замечательный прозаик Виктор Астафьев. Предлагаем из этого его произведения несколько фрагментов. Целиком «Оду» можно прочесть в сборнике для молодой семьи «Живица», изданном «Молодой гвардией» в 1989 г.
«Огуречная гряда располагалась ближе к воротам, чуть в стороне от остальных гряд и почему-то поперек всего порядка. Ровными рядами, вроде ступеней на городской пристани, катились овощные гряды до середины огорода. На одной из них, самой доступной, чтоб ногами попусту другую овощь не мяли, пышно зеленело ребячье лакомство — морковка. Две-три гряды острились стрелами репчатого лука. Следом, опустив серые ребристые стебли, вкрадчиво шелестел лютый фрукт — чеснок. В стороне от тенистых мест, чтобы солнце кругло ходило, и от огурцов подальше — огурец и помидор не сопутники в роду-племени огородном — к лучинкам привязаны тощие-претощие дудочки с квелыми, аптечно пахнущими листьями. После прелой избяной полутеми, где росли они в ящиках и горшках, помидорные серенькие саженцы словно бы решали, что им делать — сопротивляться или помирать в этой простудной стороне? Но вокруг так все перло из земли, так ластилось к солнцу, что и помидорные дудки несмело наряжались в кружево листьев, пробно зажигали одну-другую бледную звездочку цветка, а вкусив радости цветения, помидорные дудки смелели, лохматились, зеленые бородавочки из себя вымучивали, после уж, под огородный шумок да под зеленый шепоток, обвешивались щекастыми кругляками плодов, и ну дуреть, ну расти — аж пасынковать их приходилось, обламывать лишние побеги и подпирать кусты палками, иначе обломятся, рухнут ветви от тяжести.
«Под дубком, дубком свилась репа клубком», вечно у нее лист издырявлен, обсосан — все на нее тля какая-то нападает, лохмотья иной раз одни останутся да стерженьки, но она все равно растет, выгуливает плотное тело, понимая, что радость от нее ребятишкам. Как-то отчужденно, напористо растет свекла, до поры до времени никем не замечаемая, багровеет, кровью полнится; пока еще шебаршит растрепанно, но тужится завязаться тугим узлом капуста. «Не будь голенаста, будь пузаста!» — наказывала бабка, высаживая квелую, блеклую рассаду непременно в четверг, чтобы черви не съели. Широко развесила скрипучие, упругие листья брюква, уже колобочком из земли начиная выпирать. Обочь гряд светят накипью цветов бобы, и сбоку же, не обижаясь на пренебрежительное к себе отношение, крупно, нагло и совершенно беззаботно растут дородные редьки.
За баней возле старой черемухи есть узенькая расчудесная гряда, засеянная всякой венчиной. То бабкин каприз — всякое оставшееся семя она вольным взмахом развеивала по «бросовой» грядке, громко возвещая: «Для просящих и ворующих!» У леса, спустившегося с гор и любопытно пялящегося через заднее прясло, темнела и кудрявилась плетями труженица картошка. Она тоже цвела, хорошо цвела, сиренево и бело, в бутонах цветков, похожих на герани, ярели рыженькие пестики, и огород был в пене цветов две целые недели. Но никто почему-то не заметил, как цвела картошка, лишь бабка собрала решето картовного цвету для настоя от грыжи. Люди ждут, не чем она подивит, а чего она уродит. Так в жизни заведено — от труженика не праздничного наряда и увеселений требуют, а дел и добра. Его не славословят, не возносят, но когда обрушивается беда — на него уповают, ему кланяются и молят о спасении.
В честь картошки надо бы поставить памятник в России. Поставлены же памятники гусям, спасшим Рим. В Австралии будто бы есть памятник овце. Последнему волку Европы скульптуру изваяли! Ну если уж картошке монумент неловко, неэтично воздвигать — плод все же, овощь, тогда тому, кто нашел этот плод в заморских землях, выделил его среди прочих диких растений, в Россию завез и, рискуя головой, внедрял на русской земле. Был ведь в старые, темные времена и картофельный бунт!
В горах и под горами, в болотах и песчаниках, на глине и камешнике, меж дерев и в новине на вспольях, на отвалах, на вырубках, на гарях, на всякой бросовой почве само собой вылазит на свет и живет растение, почти не требующее ухода и забот — прополи, окучь, и все дело. Есть места, где, задушенная дымом и сажей, никакая тварь не выживает, ничто не растет, даже крапива и всякая жалючая травка сдалась, картошка, набравши цвет, тут же его, почернелый, тряпичный, роняет, и все равно плод в земле наливается и кормит людей! Что есть, скажите, лучше этого растения? Хлеб? Да! Однако хлебу столь воздано! Сколько о нем спето! Так отчего же, почему же мы, российские люди, не раз, не два спасенные картошкой от глада и мора, забыли про нее? К слову сказать, воин наш, русский, многим обязан ей, родимой картошке! Где угодно готов это утверждать!
Фронтовые дороги длинные, расхлюпанные. Пушка идет или тащат ее; танк идет, машина идет, конь ковыляет; солдат бредет вперед на запад, поминая к разу кого надо и не надо. А кухня отстала! Все-то она отстает, проклятая, во все времена и войны отстает. Но есть солдату надо хоть раз в сутки! Если три раза, так оно тоже ничего, хорошо три-то раза, как положено. Один же раз просто позарез необходимо.
Глянул солдат налево — картошка растет! Глянул направо — картошка растет! Лопата при себе. Взял за пыльные космы матушку-кормилицу, лопатой ковырнул, потянул с натугой — и вот полюбуйся: розоватые либо бледно-синие, желтые иль белые, что невестино тело, картохи из земли возникли, рассыпались, лежат, готовые на поддержку тела и души.
Дров нету, соломы даже нету?! Не беда! Бурьян везде и всюду на русской земле сыщется. Круши, ломай через колено, пали его! И вот забурлила, забормотала картоха в котелке. Про родное ведь и бормочет, клятая! Про дом, про пашню, про огород, про застолье семейное. Как ребятишки с ладошки на ладошку треснутую картоху бросают, дуя на нее, а потом в соль ее, в соль и — в рот, задохнувшись горячим, сытным паром.
И нет уж никакой безнадежности в душе солдата, никакого нытья. Замокрело только малость в глазу, но глаз, как известно, проморгается!
Поел картошки солдат, без хлеба поел, иной раз и без соли, но все равно готов и может вперед двигаться, врагу урон наносить.
Случалось, воды нет. В костер тогда картошку, в золу, под уголья. Да затяжное это дело, и бдить все время надо, чтоб не обуглилась овощь, А когда бдить-то? В брюхе ноет, глаза на свет белый не глядят от усталости. Значит, находчивость проявляй — в ведро картошек навали, засыпь песочком либо землею, чтоб не просвистывал воздух, и через минуты какие-нибудь кушайте на здоровье продукт первой важности, в собственном пару! А то еще проще простого способ есть: насыпь полную артиллерийскую гильзу картох, опрокидывай ее рылом в землю, пистоном вверх, разводи на гильзе огонь, а сам дрыхни без опаски. Сколько бы ты ни спал, сколько бы ни прохлаждался — картофель в гильзе изготовится так, что и шкурку скоблить ножом не надо — сама отлупится.
Нет, я снова о памятнике речь завожу! Картошке, из которой люди наловчились по всему белу свету готовить с лишком две тысячи блюд, опоре нашей жизни — никакого внимания. По гривеннику всем людям труда — главным картофелеедам — собрать, и пусть самые талантливые художники, самые даровитые скульпторы придумают памятник! Тот, кто умеет сочинять гимны, должен найти самые торжественные слова, и самые голосистые певцы споют картошке гимн на самой широкой площади, при всем скоплении народа».
Урок литературного чтения по теме «Я никогда никого не буду убивать» (по отрывку из произведения В.Астафьева «Ода русскому огороду»). 4-й класс
Класс: 4
Тема урока: “Я никогда никого не буду убивать” (по отрывку из произведения В.Астафьева “Ода русскому огороду”).
Цели.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Сегодня я хочу познакомить вас с отрывком из произведения Виктора Петровича Астафьева. Знакомо ли вам это имя? (Высказывания детей)
С десяток честных и умных книг, переведённых на многие языки мира, написал Виктор Петрович. Все его произведения – это ода русской земле, это гимн человеческой доброте. Детские годы связаны с рекой Енисей, рыбалками, ночёвками в лесу. Многое пришлось пережить Астафьеву, прежде чем он стал писателем. В семь лет он потерял маму (она утонула в реке), потом смерть дедушки, годы в детском доме. Самые светлые воспоминания о детстве связаны с бабушкой Екатериной Петровной. Она научила его любить и прощать, быть милосердным. А потом была война, тяжёлое ранение, трудные голодные послевоенные годы, и работа, работа… Но трудности не сломили Виктора Петровича. Он много писал, его произведения удостоены Государственной премии. Своими произведениями он боролся за сохранение и продолжение всего лучшего, что было, есть и будет в человеке.
Предлагаю прочитать отрывок из произведения В.П.Астафьева “Ода русскому огороду”.
Как вы думаете, о чём или о ком будет этот отрывок?
Ученики высказывают свои предположения.
Я прочту первую строку из этого отрывка: “Ласточка с ликованием носилась над рекой…” Изменилось ли ваше мнение?
Ученики говорят, что в рассказе герой – ласточка.
Составление кластера (предположения детей, что может произойти с ласточкой, учитель фиксирует на доске, обсуждение возможного сюжета).
3. Медленное чтение с остановками.
1 часть. Слуховое восприятие (читает учитель).
Ласточка с ликованием носилась над рекой, взмывала вверх, к облакам, падала на воду, кружилась над домами, над лесом, над горами, вспархивала во дворы, сделав вид, что совсем она случайно угодила, стремглав неслась по улице над самой дорогой, щебеча… всех извещая, что прилетела она из дальних стран и так стремилась к родной сибирской деревушке, прошла сквозь такие расстояния, беды и бури, что совершенно теперь счастлива, и, отпраздновав возвращение, порезвившись в радости, сразу же возьмётся за дело, отремонтирует гнёздышко под застрехой, высидит детей и станет ловить комаров и мошек, и пусть люди не беспокоятся, что она всё будет играть, играть и совершенно потеряет голову.
Ответы на вопросы:
- Что узнали про ласточку?
- Каким одним словом можно выразить настроение ласточки?
- Ваши предположения о дальнейших событиях.
2 часть. Самостоятельное чтение с подчёркиванием слов, определяющих настроение.
Не потеряла ласточка голову и помнила о своём назначении. Думала о будущих птенцах. И всё же… всё же счастье возвращения ослепило её. Она охмелела и забылась. А маленьким и беззащитным существам никогда не следует забываться.
Обсуждение подчёркнутых слов. Дети почувствовали тревогу, отметили, что должно что-то произойти печальное.
3 часть. Самостоятельное чтение.
Прищурив меткий глаз, мальчик метнул камень и сшиб белогрудую ласточку над огородом. Дрожа от охотничьего азарта, он схватил птичку с гряды, услышал ладонями, как часто, срывисто бьётся крохотное сердце в перьях. Клюв открывался беззвучно, круглые глаза глядели на мальчика с ужасом, недоумением и укором…
Обсуждение ответов на вопросы:
- Что произошло?
- Зачем мальчик так поступил?
- Почему автор не называет его имени?
4 часть. Чтение вслух (читает один ученик, остальные следят по тексту).
В руку перестало тыкать, глаза птички подернулись туманцем вечного сна, головка опала. Раскрывая ногтями скорбно сжатый клюв, мальчик пускал в него тёплую слюну, пальцами поднимал голову, крылья птички, подбрасывал её, надеясь, что пичужка снова полетит, но птичка скомкано опадала на землю и не шевелилась.
Мальчик выкопал стеклом могилку в тени черёмухи, устелил её палыми листьями, завернул ласточку в тряпицу и закопал. “Шило-мотовило под небеса уходило, по-бурлацки певало, по-солдатски причитало…” -вспомнилось ему бабушкино присловье. Вспомнилось, как стояла она на крыльце, глядя из-под ладони на ликующую ласточку, и крестилась: “Вот ещё одно лето ласточка на крылышках принесла…”.
Вопросы для обсуждения:
5 часть. Слуховое восприятие (читает учитель)
Долго и неподвижно сидел мальчик под черёмухой над маленькой могилкой птички, не мог понять смерть, но чёткая мысль всё же вызрела в нём…
Запишите предложение, которое может служить концом рассказа. Ученики работают самостоятельно.
Авторский стул (дети по очереди садятся на стул перед классом и читают своё предложение).
Чтение авторской концовки: “Я никогда никого не буду убивать” (запись открывается на доске).
Свободные высказывания детей по уроку, о произведении.
- Как жаль, что ничего нельзя изменить!
- Наверное, этот мальчик всю жизнь помнил о своём поступке.
- Я верю, что он никого не будет убивать.
- А те, кто убивают, не думают о своих поступках.
- Жизнь одна и у животных, и у человека.
Возвращение к кластеру.
Домашнее задание по выбору: написать отзыв или нарисовать рисунок к произведению.
Урок внеклассного чтения в 6 классе по произведению В.П.Астафьева «Ода русскому огороду»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок внеклассного чтения по произведению В. П. Астафьева «Ода русскому огороду» (отрывок)
Цели урока познакомиться с биографией и творчеством В. П. Астафьева, работать над содержанием произведения; развитие памяти, мышления, воображения, внимания, речи, читательского интереса, расширение лексического запаса и формирование культуры речи. воспитывать духовно-нравственные качества, любовь к природе, внимательное отношение к ней, чувство сострадания, ответственности.
Виктор Петрович Астафьев Астафьев в детском доме. 1943 год. Маленький Витя
Природа – не только источник жизни. Она и воспитатель души. В. П. Астафьев.
Ласточка с ликованием носилась над рекой, взмывала вверх, к облакам, падала на воду, кружилася над домами, над лесом, над горами, вспархивала во дворы, сделав вид, что совсем она сюда случайно угодила, стремглав неслась она из дальних стран и так стремилась к родной сибирской деревушке, прошла сквозь такие расстояния, беды и бури, что совершенно опять счастлива и, отпраздновав возвращение, порезвившись в радости, сразу же возьмется за дело, отремонтировав гнездышко, высидит детей и станет ловить комаров и мошек, и пусть люди не беспокоятся, что она все будет играть и играть и совершенно потеряет голову. Прищурив меткий глаз, мальчик метнул камень и сшиб белогрудую ласточку над огородом. Дрожа от охотничьего азарта, он схватил птичку с гряды, услышал ладонями, как часто, отрывисто бьется крохотное сердце в перьях. Клюв открывался беззвучно, круглые глаза смотрели на мальчика с ужасом, недоумением и укором. В руку перестало тыкать, глаза птички поддернулись туманцем вечного сна, голова опала. Раскрывая ногтями скорбно сжатый клюв, мальчик пускал в нее теплую слюну, пальцами поднимал голову, крылья птички, подбрасывал ее, надеясь, что пичушка снова полетит, но птичка скомкано опадала на землю и не шевелилась. Мальчик выкопал стеклом могилку в тени черемухи, устелил ее палым листьями, завернул ласточку в тряпицу и закопал. «Шило-мотовило под небеса уходило, по-бурлацки певало, по-солдатски причитало. «, — вспомнилось ему бабушкино присловие. Вспомнилось, как стояла она на крыльце, глядя из-под ладони на ликующую ласточку, крестилась: «Вот еще одно лето нам ласточка на крыльях принесла. » И не переставая улыбаться, тыкала концом платка в уголки глаз. Долго и недвижно сидел мальчик под черемухой над маленькой могилкой птички, не мог понять смерть, но первая четкая мысль все же вызрела в нем: «Я никогда никого не буду больше убивать».
1. Какова главная мысль рассказа? 2. Что значит здоровье души?