Очистка полосы отвода от леса
ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)
ПОДЪЕЗДНАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА СО СПЛОШНЫМ ПОКРЫТИЕМ ИЗ СБОРНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПЛИТ
РАСЧИСТКА ПОЛОСЫ ОТВОДА ОТ ЛЕСА И КУСТАРНИКА С КОРЧЕВКОЙ ПНЕЙ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту — ТТК) — комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда предназначенный для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации в строительстве.
ТТК может использоваться для правильной организации труда на строительном объекте, определения состава производственных операций, наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по конкретно заданной технологии.
ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту — ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.
1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по расчистке полосы отвода под строительство подъездной автомобильной дороги от леса и кустарника с корчевкой пней.
Определён состав производственных операций, разработаны требования к контролю качества и приёмке работ, рассчитаны плановая трудоёмкость работ, потребность в трудовых, производственных и материальных ресурсах, описаны мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.
1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:
— строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);
— заводские инструкции и технические условия (ТУ);
— нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);
— производственные нормы расхода материалов (НПРМ);
— местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.
1.4. Цель создания ТТК — дать рекомендуемую нормативными документами схему технологического процесса работ по расчистке полосы отвода под строительство подъездной автомобильной дороги от леса и кустарника с корчевкой пней, для обеспечения их высокого качества, а также:
— снижение себестоимости работ;
— сокращение сроков строительства;
— обеспечение безопасности выполняемых работ;
— организации ритмичной работы;
— рациональное использование трудовых ресурсов и машин;
— унификации технологических решений.
1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства») по расчистке полосы отвода под строительство подъездной автомобильной дороги от леса и кустарника с корчевкой пней.
Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.
РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.
1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.
Порядок привязки ТТК к местным условиям:
— рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;
— проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;
— корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;
— пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;
— оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.
1.7. Типовая технологическая карта разработана для нового строительства и предназначена для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих на лесосечных работах, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по расчистке полосы отвода под строительство подъездной автомобильной дороги от леса и кустарника с корчевкой пней, с применением наиболее прогрессивных и рациональных решений по организации, технологии и механизации геодезических работ.
Технологическая карта разработана на следующие объёмы работ:
— общая площадь полосы отвода (26,48500+341500) — =27,54 га.
II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по расчистке полосы отвода под строительство подъездной автомобильной дороги от леса и кустарника с корчевкой пней.
2.2. Работы по расчистке полосы отвода под строительство подъездной автомобильной дороги от леса и кустарника с корчевкой пней, выполняются в одну смену, продолжительность чистого рабочего времени в течение 10-часовой смены составляет:
2.3. При расчистке полосы отвода под строительство подъездной автомобильной дороги от леса и кустарника с корчевкой пней, выполняют следующие производственные операции:
— восстановление и закрепление границ полосы отвода (просеки);
— устройство разделочных площадок;
— валка леса бензомоторными пилами;
— обрубка сучьев топорами и обрезка бензомоторными пилами;
— трелевка хлыстов на разделочную площадку на расстояние, до 300 м;
— корчевка пней с перемещением в кучи на расстояние до 5 м;
— срезка кустарника и мелколесья с корчевкой пней;
— погрузка пней и корней кустарника в тракторную тележку для последующей вывозки в специально отведенные места для захоронения или сжигания;
— очистка трассы от порубочных остатков;
— переработка порубочных остатков на технологическую щепу;
— раскряжевка хлыстов на сортаменты бензомоторными пилами;
— штабелевка круглых лесоматериалов на разделочной площадке;
— погрузка деловой древесины из штабеля на автомобили-лесовозы и транспортировка в места хранения для сдачи Заказчику.
2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексной бригадой, состоящей из специализированных механизированных звеньев, имеющих в своем составе следующие машины и механизмы: бензиномоторная пила МП-5 «Урал-2Т Электрон» (=5 л.с., =11,7 кг); валочный гидроклин КГМ-1А (Р=3,5 кг, грузоподъемность Q=5000 кг); бензомоторная пила STIHL MS 180-14 (=2,0 л.с., Р=3,9 кг, =35 см); бесчокерная трелевочная машина ЛП-18А на шасси трелевочного трактора ТТ-4М (=110 л.с., объем трелюемой пачки до =9 м) с гидравлическим захватом ЛТ-154А (грузоподъемность =2 т, =5,0 м); автомобиль лесовоз УРАЛ-43204-41 (=230 л.с., =14,0 т) с лесовозным прицепом—роспуском модели 90681А (объем грузовой платформы V=18 м) и гидравлическим манипулятором ОМТЛ-70.02 (ПЛ 70-02) (=1,41 т, =7,3 м); лесопогрузчик челюстной ЛТ-188 на базе трактора ТТ-4 (=4,0 т); навесной кусторез КОГ-2,3 на тракторе ТДТ-55 (ширина захвата 2,3 м, =6 см, П=0,4 га/час); бульдозер Б170М1.03ВР (=4,28 м, =1,31 м); корчеватель-собиратель Т10К-01 устанавливается вместо бульдозерного отвала на трактор Б-170 (предназначен для удаления пней, мелколесья и камней, =2,5 м, до 45 см); измельчитель веток Heizohack HM 5-400 (прицепной к трактору МТЗ-1221); челюстной погрузчик сучьев Kramer Allrad 850 (=61 л.с., =2350 кг); колесный трактор МТЗ-1221 «Белорус» (=130 л.с.) с прицепом тракторным, самосвальным 2ПТС-4,5 (=4,5 т).
Рис.1. Бензопила МП-5 «Урал-2Т»
Источник
Расчистка полосы отвода
Обслуживание автомобильных дорог включает в себя уход за дорогой, полосой отвода, а также дорожными сооружениями. Расчистка полосы отвода заключается в рассредоточении полосы земли от крупного камня, кустарников, деревьев, а также пней. Их убирают на определенную ширину, учитывая внешние бровки боковых резервов или водосточных канав, прибавляя метр в каждую сторону от бровки. На оставшейся части дорожной территории ограничиваются уборкой кустарников и леса, которую проводят выборочно.
Расчистка полосы отвода от леса ведется круглый год. Работы бывают двух видов:
- зимние (заканчивается валкой, трелевкой и вывозом леса);
- весенние (включает выкорчевывание растительности).
Вырубку мелколесья и срез кустарника проводят до валки леса для удобства проведения работ. Вырубка леса проводится в основном для осушения сырого грунта.
Камни в зависимости от размера удаляют методом дробления.
По завершению работ в одной части дороги следующий участок уже подготавливается для расчистки.
Методы расчистки полосы отвода
В наше время требования законодательства по охране природы при расчистке полосы отвода автодороги ожесточаются и должны учитываться в обязательном порядке. Расчистка дорожной полосы от леса — это наиболее трудоемкая работа по подготовке дорожной зоны. Лес является ценным природным продуктом, используемым в строительстве и промышленности.
Существуют такие методы расчистки полос, как:
Очевидно, что использование ручного труда все менее рационально в наши дни.
При бульдозерной расчистке полосы отвода разрушается плодородный верхний слой почвы и формируются крупные раскорчеванные валы. Последствия таковы – нарушение естественного тока поверхностных и грунтовых вод, а также усиление эрозии водной и ветровой почв.
Множество ограничений имеет и химический способ расчистки отвода. Этот метод запрещено использовать возле водоемов, населенных пунктов, пастбищ и других объектов, а также во избежание нарушения плодородных условий.
Метод мульчирования сегодня – это лучший метод для расчистки полосы отвода автомобильной дороги как с экономической, так и с экологической точки зрения.
Метод мульчирования
В процессе расчистительных работ запрещено складировать отходы, лесоматериалы, выкорчеванные пни за границами отвода. Специально предусмотренные места для временного складирования отходов и указание путей вывоза, вариантов сбыта или переработки должны быть спланированы еще на этапе подготовки к работам. Технология корчевки пней способом мульчерным (механизированным) при расчистке полосы отвода сократит затраты на ее проведение, исключив вывоз и утилизацию порубочных остатков, а также выкорчевывание пней. Требования законодательства по охране природы также будут выполнены.
Что же такое мульчеры? Это измельчители для расчистки полосы отвода от леса. Экономия их использования заключается в двух пунктах:
- они срезают ненужную древесно-кустарниковую растительность, измельчают и равномерно перемешивают ее с верхним слоем почвы за одну технологическую операцию, тем самым исключая расходы на вывоз и утилизацию порубочных остатков.
- само приобретение и эксплуатация лесной фрезы (навесного измельчителя) намного дешевле, чем стоимость бульдозера (корчевателя).
Экологическая безопасность использования метода мульчирования согласуется с лесным кодексом РФ, так как один из разрешенных способов утилизации порубочных остатков – это измельчение и разброс щепы по поверхности почвы.
Мульчирование благодаря экономической, экологической и пожарной безопасности получает все большую популярность.
Источник