Очистка_лесов_от_бытового_мусора

Очистка лесов от бытового мусора

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

от 2 ноября 2012 года N ЮД-03-54/12654

О порядке проведения мероприятий по уборке бытовых отходов и мусора, незаконно размещенных в лесах

Проведенный Рослесхозом анализ организации мероприятий по уборке бытовых отходов и мусора, незаконно размещенных в лесах, показал, что по данному вопросу отсутствует единство правоприменения. В связи с этим Федеральное агентство лесного хозяйства считает необходимым разъяснить данный вопрос.

В соответствии со статьёй 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 8 данного Федерального закона, а также статьям 14 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации, местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 131-ФЗ) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов — к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.

При этом в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения, в том числе земли лесного фонда.

Таким образом, полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, в том числе на территории земель лесного фонда, действующее законодательство относит к компетенции органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Однако в ряде случаев правоприменительная практика идет по пути возложения ответственности за уборку мусора на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области лесных отношений, опираясь на пункт 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым к санитарно-оздоровительным мероприятиям относится, в том числе, и очистка лесов от загрязнения, захламления и иного негативного воздействия. При рассмотрении данного вопроса следует отметить, что в соответствии со статьей 55 Лесного кодекса Российской Федерации очистка от захламления, как правило, проводится одновременно с другими мероприятиями (вырубкой погибших и поврежденных лесных насаждений и т.д.).

Читайте также:  Big_animal_world_лягушки_тропических_лесов

Таким образом, очистка лесов от захламления является лесохозяйственным мероприятием, не включающим работы по уборке и вывозу бытовых отходов антропогенного характера.

Учитывая изложенное, Рослесхоз считает, что полномочия по организации сбора, вывоза, переработки и утилизации отходов производства и потребления возложены на органы местного самоуправления и распространяются на всю территорию соответствующего муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, и не ограничиваются территорией проживания населения.

Электронный текст документа

подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:

Источник

Кто ответит за мусор в лесу

Сейчас ликвидировать стихийные свалки в лесных массивах некому и не на что

Кто ответит за мусор в лесу

Нацпроект «Экология» и госпрограмма «Развитие лесного хозяйства» не предусматривают мероприятий по очистке леса от бытового мусора. Кто отвечает за это, в законодательстве также не указано. На рассмотрении Госдумы находится законопроект о передаче полномочий по ликвидации свалок регионам. Но в комитетах Госдумы и Совета Федерации, занимающихся вопросами природопользования, считают, что за уборку леса должен нести ответственность федеральный Центр.

Помойки оказались вне закона

В России 25-30 процентов незаконных свалок приходится на территорию лесного фонда. Действующее законодательство предполагает, что убирать мусор должны те, кто его оставил, но найти виновников зачастую невозможно. В судебной практике этот вопрос решают неоднозначно. Если земля находится в аренде, то уничтожить свалку обязывают арендатора. А если участок бесхозный, то его по решению суда очищают региональные органы сферы лесных отношений или территориальные органы Росимущества. На деле выходит, что многие свалки так и остаются неубранными. Очевидно, что законодательного регулирования в этой сфере недостаточно.

«Помойки в лесу оказались вне закона, — сказал «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. — Муниципалитет не может убрать эту свалку, потому что это не его территория, а у Рослесхоза и подведомственных ему учреждений другие полномочия: они ухаживают за лесом, выдают санитарные путёвки, выращивают деревья».

Читайте также:  Малиновый_крем_со_сгущенкой

Где взять деньги

18 июня сенатор Александр Савин, депутаты от «Единой России» Александр Авдеев и Геннадий Скляр и Заксобрание Калужской области внесли в Госдуму законопроект о передаче регионам полномочий по ликвидации свалок на территориях, относящихся к лесному фонду, за исключением участков, предоставленных организациям и гражданам в бессрочное, безвозмездное пользование или аренду.

На какие деньги регионы будут убирать мусор? В Министерстве природных ресурсов и экологии считают, что нецелесообразно делать это за счёт субсидий, выделенных регионам на лесные полномочия, сказал замглавы ведомства Сергей Аноприенко на совещании в Совете Федерации 12 июля. «Если ещё и ликвидация несанкционированных свалок будет за счёт этих субсидий, будет совсем грустно», — считает он.

По экспертным оценкам, очистка одного гектара леса от стихийных помоек стоит 20 миллионов рублей. Такие данные привёл председатель Комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров. Сенатор уверен, что проблему нельзя решить без федеральных средств. «Вопрос со свалками потребует дополнительных источников финансирования. По-видимому, решать вопрос, об этом многие говорили, мы будем через федеральный проект «Чистая страна», — сказал Майоров на совещании 12 июля.

В Комитете Госдумы по природным ресурсам также уверены, что убирать мусор в лесу нужно за федеральный счёт. «Считаю, что передача ликвидации свалок на региональный уровень чревата отрицательными последствиями», — сказал Николай Николаев. Он отметил, что уже сейчас регионам не хватает денег на лесные полномочия, борьбу с пожарами. Эти полномочия финансируют в лучшем случае на 50 процентов. Два года назад парламентарии вместе с Рослесхозом разработали изменения в методику выделения средств регионам на лесное хозяйство, но эта схема осталась прежней. Её использование приводит к тому, что богатые лесом регионы получают меньше денег, чем территории, где лесов мало. Меньше всего средств выделяют Якутии, где сейчас бушуют лесные пожары, отметил Николаев.

Читайте также:  Болезнь_вызванная_несовершенными_грибами

Штрафы могут увеличить

Росту количества свалок в лесу способствуют и мизерные штрафы за выброс мусора в неположенном месте — 1-2 тысячи рублей. Ответственность за незаконные свалки следует ужесточить, считает Алексей Майоров.

Такие поправки в КоАП уже разработали в Мосгордуме совместно с Московской областной думой. Как сообщил «Парламентской газете» один из авторов проекта, глава комиссии Мосгордумы по госстроительству и местному самоуправлению Александр Козлов, существующие наказания абсолютно не пугают нарушителей. «В первую очередь страдает окружающая среда: леса, почвы, воды, живые организмы, страдают люди, проживающие в населённых пунктах, рядом с которыми сваливают грузовики мусора, страдают муниципалитеты, которые вынуждены изыскивать и тратить огромные средства для ликвидации нелегальных свалок и последствий ущерба природе», — отметил Козлов. По подсчётам Росприроднадзора, стоимость ликвидации даже самой маленькой свалки начинается от 10 миллионов рублей.

Законопроект предлагает повысить штрафы для людей, которые мусорят в неположенных местах, до 2-3 тысяч рублей, а за повторное нарушение — до 3-5 тысяч. Отдельные санкции хотят предусмотреть для тех, кто выбрасывает отходы из автомобилей, в том числе с грузовиков. В этом случае максимальный штраф для граждан составит 60-70 тысяч рублей, для предпринимателей — 80-100 тысяч и для организаций — 150-200 тысяч. Эти санкции коснутся тех, кто вывозит мусор в поля, леса, на обочины дорог, образуя незаконные свалки. Законопроект поддержало Правительство, а на рассмотрение Госдумы его планируют внести в осеннюю сессию, сообщил Александр Козлов.

Читайте нас в Дзен

Просмотров

17104

Источник

Оцените статью