Предупредительные и объяснительные диктанты
материал по русскому языку на тему
Методика проведения и подборка предупредительных и обяснительных диктантов по русскому языку для начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predupreditelnye_i_obyasnitelnye_diktantydiktanty.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Объяснительные, предупредительные диктанты
по основным изучаемым темам
Это такой вид упражнений, когда объяснение орфограмм и пунктограмм проводится до записи в тетрадях. Он может проводиться в двух вариантах: с показом текста (зрительный) и без показа текста (слуховой). В классе со слабой подготовкой следует отдавать предпочтение первому варианту. При проведении зрительного предупредительного диктанта предложение или слова с орфограммами записываются на доске, затем разбираются, после этого написанное на доске закрывается – и учащиеся под диктовку пишут слова или предложение. Затем текст открывается, учащиеся сверяют его со своей записью и исправляют допущенные ошибки.
При слуховом предупредительном диктанте перед записью текста учащиеся устно повторяют правила орфографии и пунктуации, на которые проводится диктант. Трудные случаи разбираются вместе с учителем. Затем следует запись под диктовку. Предупредительный диктант позволяет произвести двойную проверку. На обратной стороне доски диктант вместе с классом пишут два ученика – один сильный, другой слабый. После диктанта проверяем сначала работу сильного ученика, потом учащиеся сверяют ее со своей записью в тетрадях, и только потом класс проверяет то, что написал слабый ученик, и исправляет его ошибки на доске. Таким образом, работа над каждой орфограммой проводится многократно.
Учитель диктует текст по предложениям, а учащиеся записывают в тетрадях. После записи один из учеников читает свою запись и объясняет орфограммы и пунктограммы, остальные следят за своими тетрадями и исправляют допущенные ошибки. Такое упражнение повышает самостоятельность учащихся и повышает у них фонематический слух. Объяснительный диктант позволяет провести на уроке индивидуальную работу с учеником. Учителю требуется заранее подобрать такие примеры, в которых учащиеся допускают наибольшее количество ошибок, а при проверке спрашивать именно тех, для кого эти ошибки характерны.
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
Школьники шли рядом по полю. Они собирали колоски. Вдруг Юра увидел гнездышко. В гнезде лежали сухая травка и мягкие стебельки. Это было гнездышко жаворонка. Эта птичка вьет гнездо во ржи.
Весной пестрый дятел прилетел к березке. Он пробил в коре дырочку и стал пить сок. На вкус березовый сок сладкий. На сладкий сок к дятлу прилетают и приползают лесные гости.
Холод сковал землю. Зимние ветры гуляли в макушках деревьев. Снежные шапки укрыли дубки. С берез сыпался иней. Под ногами хрустел снег. Снегири прыгали по шишкам елей. На снегу был виден звериный след.
Был теплый летний день. Я бродил по берегу реки. У самого берега появилась гибкая «палочка». Она легко извивалась. Это оказалась змея. Она тихо выползла на сушу, полежала несколько минут на песке. Вот змея подняла головку, осмотрелась. Все было в порядке. Она быстро скрылась в сухой травке.
В субботу наш класс ходил в поход. Стояла чудесная погода. Ярко светило солнце. Тихо набегал легкий ветерок.
Впереди овраг. Там трудный спуск. Группа ребят пошла в обход. Все встретились на опушке леса.
Низкие тучи закрыли небо. Полетели первые снежинки. Но вот хлопьями пошел снег. Быстро заметало дорожки и тропинки. Мы поспешили домой.
Яростные порывы ветра утихли. Встало солнце. Окрестные места сразу изменились. Ожило озеро. Радостно защебетали птицы.
Резкими порывами налетал ветер. Он яростно гнул к земле деревья и кусты. Под ногами хрустнула сухая ветка. Наступили холода. Чувствовалось приближение зимы.
Октябрь был холодный и ненастный. Тесовые крыши почернели. Трава в саду полегла. Над лугами тащились рыхлые тучи. Сыпался дождь. Пастухи перестали гонять в луга стадо. До весны затих пастуший рожок.
Теплый воздух. Высокое солнце. Звонко поют синицы. Они торопят весну. Радостный звон слышу в небе. Это летят на родину птицы. Вот свистнул дрозд. Над опушкой пролетел крупный кулик.
(По Г. Королькову)
Ночью была вьюга. Дул яростный ветер. К утру стало тихо. Охотник стоял на краю леса. Он осматривал местность. Через дорогу катился белый комок. Это был молодой заяц. Охотник свистнул. Заяц остановился, поднял уши и бросился в кусты.
(По Г. Скребицкому)
Правописание безударных гласных в корнях слов.
Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли. Далеко внизу синела вода. Молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Лебедь опустился на воду. Море покачало его. На востоке краснела заря. Месяц и звезды стали бледнее. Лебедь открыл глаза, вздохнул, вытянул шею, взмахнул крыльями и полетел.
Тропинка ведет в лес. Лучи солнца заиграли на зеленых полянах. Под деревьями дрожат солнечные зайчики. От цветов пестрит в глазах. Раздались веселые песни зяблика. Звонко прокричала иволга. Молодой зайчик выбежал на пыльную дорогу. На лужайке игриво резвились лисята. Чутко следила хитрая мамаша за своими детьми.
С неба падал мокрый снежок. Ребята выбежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Коля слепил снеговика с метлой в руке и ведром на голове. Женя выстроила снежный домик с ледяными окошками. У Толи получился хороший Дед Мороз. Он был с белой бородой и зеленой елочкой в руке. А рядом стояла Снегурочка.
Правописание безударных гласных в приставках
Высоко над землей дом у иволги. Она подвесила маленькую корзиночку к ветке березы. Корзиночку птичка сплела из стеблей, волосков, шерстинок.
Чомга построила дом на воде. Гнездо птицы из болотной травы. Она плывет на гнезде, как на плоту.
Зинька была маленькая синичка. Весь день она перелетала с места на место. Она прыгала по ветвям и крышам домов. К вечеру Зинька присмотрела пустое дупло. Оно было под крышей, над окном. В гнезде лежал мягкий пух. Первый раз Зинька заснула в тепле.
Гуси стояли около кормушки. Вот вышла бабушка с ведром. Гуси закричали на разные голоса. Бабушка дала им корм. Тут прибежали куры. Таня принесла горстку овса. Девочка посыпала овес курам в сторонке от гусей. Вдруг раздалось мычание из коровника. Это корова Милка просит есть.
(По В. Воронковой)
Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
За ночь сильно похолодало. Настало ясное морозное утро. Ты проснулся и посмотрел в окно. Все оно покрыто чудным узором. Вот длинная ветвь. Вот распустился на стекле цветок. Как появились эти узоры?
(По Д. Тихомирову)
В цветнике расцвел розовый куст. Роза распустилась в прекрасное майское утро. На ее лепестках утренняя роса оставила чистые прозрачные слезинки. Вокруг все было так прекрасно! Все обдувалось свежим утренним ветерком. Лучи сияющего солнца упали на лепестки розы. Она склонила чудесную головку. Роза разливала вокруг тонкий свежий запах.
В глубоком овраге лежит снег. А над теплой поляной кружат лимонницы. Их желтые крылья спорят со старым белым снегом. Появляются первые весенние цветы – ветреница, мать-и-мачеха. Вот вспыхнули калужницы и купавы. А вот зацвела душистая черемуха. Белое и желтое проходят через всю весну. В середине лета они сводятся в одном чудесном цветке – ромашке.
Пришла зима. Лес притих, насторожился. Белой скатертью покрылись поляны. Блестящий иней лежит на деревьях и кустах. Тяжело приходится в зимнем лесу благородному оленю. Трудно бродить в поисках пищи по глубокому снегу. Питается он веточками деревьев. Олень прислушивается к каждому звуку. Вот упала с могучей ели шапка снега. Наступает тишина.
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/06/13/predupreditelnye-i-obyasnitelnye-diktanty
Тема. Деепричастие как часть речи
Цели: дать понятие о деепричастии как части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; расширить речевую компетентность учеников.
Методические приемы: объяснительный диктант, объяснения учителя, повторение изученного, работа над исправлением речевых ошибок.
I. Лингвистическая разминка
Выровнять грядку, ориентироваться на местности, отразить атаку, представить в воображении, перевести с английского языка, прекратить сеанс, рассказывать шёпотом, претендовать на премию, повлечь непредсказуемые последствия, поразить зрителей, \ улыбаться окружающим, привезти на поезде, присутствовать на приеме, тренироваться на стадионе, приравнять части уравнения.
Дополнительное задание: обозначить вид глаголов (совершенный — с, несовершенный — н.)
II. Изучение темы «Деепричастие как часть речи»
1. Слово учителя.
Мы закончили большую, сложную тему — «Причастия». В начале разговора о причастии упоминалась сходная с ним по звучанию : часть речи, которую мы начнем изучать сегодня — это деепричастие.
Часть «дее» означает близость этой части речи к действию, I то есть к глаголу. Подберем слово, в которое тоже входит «дее дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что
и деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие. Сравним два предложения (запишем их на доске и в тетрадях): Маки осыпались и роняли на землю лепестки. Маки осыпались, роняя на землю лепестки.
— Какое из этих предложений точнее, выразительнее?
— Как выражены действия в этих предложениях? (В первом предложении — однородными сказуемыми — осыпались и роняли, во втором — сказуемым осыпались и добавочным действием роняя. Употребление однородных сказуемых не совсем точно: понятно, что одно сказуемое подразумевает другое, второе кажется излишним. Предложение с добавочным действием делает картину более образной, дополняет ее, добавляет выразительности.
Вы уже поняли, что добавочное действие выражено новой для нас частью речи — деепричастием.
Глагольные признаки деепричастия налицо: деепричастия обозначают добавочное действие, образуются от глаголов, как и глаголы, имеют вид. Определим его. Поставим вопрос от глагола.
(Осыпались что делая? -роняя — несовершенный вид.)
Мы видим, что деепричастие связано в предложении с другими словами <роняя что? - лепестки; роняя куда? - на
Рассмотрим другое предложение:
Монета упала, звеня и подпрыгивая.
Определим добавочное действие. (Упала что делая? звеня и подпрыгивая — однородные деепричастия не имеют зависимых слов.)
— Какой еще вопрос можно поставить к деепричастию? (Как?)
— Для какого члена предложения характерен такой вопрос? (Для обстоятельства.)
— Какая часть речи чаще всего отвечает на вопрос «как?» (Наречие.)
Вывод: кроме глагольных признаков, деепричастие имеет и наречные признаки; оно не изменяется, в предложении служит обстоятельством.
2. Изучение теоретического материала учебника (с. 73-74).
III. Выполнение упражнений
1. Упражнение 159: комментированное письмо. Обратим внимание на запятые, уже поставленные в тексте.
— Какова роль этих знаков препинания? (Выделительная.)
2. Упражнение 160: устно.
3. Упражнение 161: работа над исправлением речевых ошибок.
Комментарий. Обратим внимание учеников на то, что именно
в предложениях с деепричастиями очень часто допускаются речевые ошибки, призовем их быть осторожнее и внимательнее с деепричастиями.
Запомним: и основное, и добавочное действия (глагол-сказуемое и деепричастие-обстоятельство) относятся к одному и тому же действующему лицу.
В некоторых предложениях употребление деепричастий невозможно. При исправлении ошибок обычно приходится пользоваться синтаксической синонимией.
Запишем исправленные варианты:
2-е предложение: Открываясь, дверь громко скрипнула. Или: Открывая дверь, я услышал громкий скрип. Или: Открывавшаяся, дверь громко скрипнула.
4-е предложение: Заканчивая чертёж, я сломал карандаш. Или: Когда я заканчивал чертеж, у меня сломался карандаш.
Ошибка в том, что основное и добавочное действие относятся к разным действующим лицам. Получается, что чертеж заканчивал карандаш.
5-е предложение: Возвращаясь домой, я попал под дождь. Или: Когда я возвращался домой, шел дождь.
8-е предложение: Прочитав рассказ, я подумал, что он слишком грустный. Или: Прочитанный рассказ показался мне слишком грустным.
2. Выбрать из любых школьных учебников предложения с деепричастиями и записать их, обозначив вид деепричастий.
Источник статьи: http://studopedia.org/4-169562.html
Урок по русскому языку.: « Деепричастие как часть речи»
план-конспект урока (русский язык, 7 класс) по теме
Дать понятие о деепричастии как части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; расширить речевую компетентность учащихся; воспитывать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_deeprichastie_kak_chast_r.doc | 15 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-презентация по русскому языку
в 7 классе на тему: : « Деепричастие как часть речи»
Цели: дать понятие о деепричастии как части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; расширить речевую компетентность учащихся; воспитывать
Методические приемы : объяснительный диктант, объяснения учителя, повторение изученного, работа над исправлениями речевых ошибок.
Оборудование: проектор, презентация урока.
Выровнять грядку, ориентироваться на местности, отразить атаку, представить в воображении, перевести с английского языка, прекратить сеанс, рассказывать шепотом, претендовать на премию, повлечь непредсказуемые последствия, поразить зрителей, улыбаться окружающим, привезти на поезде.
Дополнительное задание: обозначить вид глаголов (совершенный – с, несовершенный – н.)
2. Изучение темы « Деепричастие как часть речи»
1 Мы закончили большую, сложную тему – «Причастия». В начале разговора о причастии
Упоминалась сходная с ним по звучанию часть речи, которую мы начнем изучать сегодня- это деепричастие.
Часть «Дее-» означает близость этой части речи к действию, т.е. к глаголу. Подберем слово, которое тоже входит «Дее-»: дееспособный, т.е. способный к действию.
Сравним 2 предложения «Маки осыпались и роняли на землю лепестки». «Маки осыпались, роняя на землю лепестки».
-Какое из предложений точнее, выразительнее?
-Как выражены действия в этих предложениях?
(в первом предложении — однородными сказуемыми- осыпались и роняли, во втором – сказуемым осыпались и добавочным действием –роняя. Предложение с добавочным действием делает картину более образно.)
Глагольные признаки деепричастия: налицо- деепричастия обозначают добавочные действия, образуются от глаголов, имеют вид. Запишем второе предложение: «Монета упала, звеня и подпрыгивая».
Вывод. Кроме глагольных признаков, деепричастие имеет и наречные признаки: оно не изменяется, в предложении служит обстоятельством.
2. Изучение теоретического материала учебника (стр.73-74)
3. Выполнение упражнений.
1. Упражнение 159; комментированное письмо- какова роль знаков препинания? (выделительная)
2. Упражнение 160; устно.
3. Упражнение 161: работа над исправлением речевых ошибок.
Запишем исправленные варианты: «Открываясь, дверь громко скрипнула. Или: Открывая дверь, я услышал громкий скрип. Или: Открывшаяся дверь, громко скрипнула.
4. Домашнее задание
Повторить теоретический материал по учебнику. Упражнение 163.
Индивидуальное задание: Выписать из газет и журналов предложения с деепричастиями.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/02/02/urok-po-russkomu-yazyku-deeprichastie-kak-chast-rechi