5. Садово-парковое искусство Древнего Рима
Зародилось с I в. до н.э. по I в. н.э.. В Риме произрастают различные виды сосен, дубов, кипарис, платан, земляничное дерево, тополь, каштан съедобный, гранат, маслина, плодовые. Имеются виды, хорошо поддающиеся стрижке — буксус, лавр, мирт. Из цветочных — лилии, левкои, ирисы, тюльпаны, нарциссы, фиалки, гвоздики и др.
Именно в ландшафтном дизайне Древнего Рима появились перголы и крытые аллеи, часто стало применяться топиарное искусство (искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников). Свидетельством высокого развития ландшафтного искусства может являться тот факт, что на рубеже нашей эры родственник императора Августа Агриппа возвел в Риме большие термы(банные комплексы) с садами, построил около 700 бассейнов, 500 фонтанов и акведуки. Многие приемы создания регулярных садов, парков, работ с землей, растениями и водными конструкциями берут начало в античности и служат основой создания искусственной среды. Гористый рельеф Италии способствовал созданию чудесных террасированных садов эпохи Возрождения.
В Др. Риме устраивались следующие виды садов:
1.Священные рощи были связаны с религиозным культом. Так же как у греков, они имели источник, небольшой храм, часовню или алтарь.
2.Городские общественные сады устраивались при общественных сооружениях (театрах, термах) на площадях и были различных размеров. Сады с источниками или бассейнами имели аллеи и оформлялись рядовыми посадками деревьев, крытыми галереями с нишами для отдыха, украшались скульптурой. Городские частновладельческие сады были незначительны и подчинялись планировке дома.
3. Атриумно-перистильный тип жилого дома, в объеме которого находились внутренние дворы, окруженные колоннадой, оформленные скульптурой, кустарниками, цветами и снабженные водой. Размеры таких дворов были различны: 9Х20 (в доме Веттиев), 28Х22 (в доме Фавна). Стены галерей, окружавших двор, были украшены росписями с изображением растительных мотивов. Такие внутренние дворы получили название сада-перистиля.
4.Сады при виллах и дворцах имели различное назначение — от чисто хозяйственного до увеселительного. Последние устраивались на террасированных склонах, украшались цветами, фонтанами, скульптурой, различными архитектурными сооружениями. Террасы соединялись с помощью лестниц, однако, как и в Греции, лестницы еще не имели композиционного значения. Элементы сада размещались случайно.
5.Сад-ксист (плоский сад) имел вид партера и был связан с портиком дома.
6.Сад-ипподром заимствован из Греции. В Риме он утратил свое значение как место спортивных состязаний, но сохранил форму прямоугольника с одним закругленным концом. Сад-ипподром представляет собой плоское открытое пространство газона с цветами, обрамленное регулярными аллеями и стриженным кустарником. По периферии размещались фонтаны, беседки, цветники, древесно-кустарниковые композиции. Открытое пространство в центре давало возможность для их обзора.
Например, Вилла императора Адриана (117-138 гг. н.э.), располагавшаяся близ Рима и занимавшая обширную территорию. Сад был устроен на крутом террасированном склоне с перепадом высот 40 м и представлял собой своеобразный музей отдельных устройств и сооружений. Здесь имелись водоемы с гротами (нимфеи), бассейны, сад-ипподром, рощи-Академия, Ликей, сад Перикла и сад с водоемом и каналом. Около ипподрома на острове, окруженном каналом, имелся птичник. Здесь же размещался императорский дворец и многочисленные сооружения (библиотека, театр, колоннады, портики), возведенные со свойственным Риму размахом. Композиционной связи между этими устройствами не прослеживается.
В целом для садово-паркового искусства Древнего Рима характерны следующие черты:
— совершенствование приемов античной Греции и создание своих (фигурная стрижка, использование скульптуры в убранстве садов, пергол, аллей);
— создание новых типов садов (общественные сады, сады-перистили, сады при виллах, сады-ипподромы);
— отсутствие композиционного единства в садах.
Традиции римского садово-паркового искусства нашли свое дальнейшее развитие в итальянских садах эпохи Возрождения, а затем и в регулярных парках Европы.
Источник
Императорские городские сады Древнего Рима
В Риме, в начале периода империи, рождается новый тип садов, имевших статус дарения властей римскому народу, или остававшихся в собственности императоров, членов их семей и ближайших друзей, но открытых для посещения и становившихся популярными местами досуга и развлечений свободных римских
граждан. Занимая большие территории вокруг исторического (республиканского) ядра города, они просуществовали до самого падения Римской империи, имея ряд стилистических особенностей, отличавших их от загородных садов при римских императорских и частных виллах. Западные искусствоведы применяют по отношению к ним термин «общественные парки». В отечественном искусствознании они не были предметом самостоятельного подробного анализа, который делает автор статьи на основании письменных греческих и латинских источников и немногих сохранившихся архитектурных фрагментов.
- 1. Ожегов С. С. История ландшафтной архитектуры.Москва: Архитектура-С, 2004. 231 с.2. Дормидонтова В. В. История садово-парковыхстилей. Москва: Архитектура-С, 2004. 208 с.3. Suetonius. Vita Caesarum. London: W. Heinemann;Cambridge: Harvard Univ. Press, 1959. Vol. 1. 497 p.4. Светоний. Жизнь двенадцати цезарей / пер. с лат.М. Л. Гаспарова. Москва: Наука, 1964. 376 c.5. Bowe P. Gardens of the Roman World. Los Angeles:Paul Getty Museum, 2004. 176 p.6. Wood S. Horti in the City of Rome: emulation andtranscendence in the Late Republic and Early Empire //Proceedings of the Nineteenth annual theoretical Romanarchaeology conference / ed.: A. Moore, G. Taylor, E. Harris,P. Girdwood, L. Shipley. Oxford: Oxbow Books, 2010. P. 75–90.7. Cicero. Philippicarum liber II // Cicero. Orationes / ed.by G. Long. London: Whittaker and Co, 1858. Vol. 4. P. 478–530.Repr.: Charleston (SС): Nabu Press, 2010.8. Цицерон. Вторая филиппика против Марка Антония / пер. с лат. В. О. Горенштейна // Цицерон. Речи. Москва.Изд.-во АН СССР, 1962. Т. 2. С. 285–319.Императорские городские сады Древнего Рима74 Вестник СПбГИК № 1 (42) март · 20209. Аппиан. Римская история / пер. с древнегреч.С. П. Кондратьева. Москва. Наука, 1998. 726 с.10. Appian’s Roman History. Cambridge: Harvard Univ.Press; London. W. Heinemann, 1964. Vol. 3. 567 p.11. Dio’s Roman History: in 9 vols: with an Engl. transl.London: W. Heinemann; New York: The Macmillan CO, 1916.Vol. 4, lib. 41–45. 524 p.12. Тацит. Сочинения: в 2 т. / пер. с лат. А. С. Бобовича.Москва: Науч.-издат. центр Ладомир, 1993. Т. 1. Анналы.Малые произведения. 444 с.13. Плутарх. Лукулл / пер. с древнегреч. С. С. Аверинцева // Плутарх. Сравнительные жизнеописания: в 2 т.Москва: Наука, 1994. Т. 1. С. 549–584.14. Dio’s Roman History: in 9 vols: with an Engl. transl.London: W. Heinemann; New York: The Macmillan CO, 1955.Vol. 6, lib. 51–55. 492 p.15. Epistolae Senecae ad Paulum et Pauli ad Senecam«quae vocantur» /ed. C. W. Barlow. New York: Amer. acad. inRome, 1938. 164 p. (Papers et Monographs of the AmericanAcademy in Rome; vol. 10).16. Frontinus. The Strategems and the Aqueducsof Rome / with an Engl. transl. by C. E. Bennett. London:W. Heinemann; New York: G. P. Putmans Sons, 1925. 484 p.17. Philo Alexandrinus. Legatio ad Gaium // PhilonisAlexandrini opera quae supersunt. Berlin: G. Reimeri, 1925.Vol. 6. P. 121–147.18. Aelius Lampridius. Antoninus Heliogabalus // TheScriptores Historiae Augustae / with an Engl. transl. D. Magie.Cambridge: Harvard Univ. Press; London: W. Heinemann, 1993.Vol. 2. P. 104–177.19. Julius Capitolinus. Marcus Antoninus // The ScriptoresHistoriae Augustae: with an Engl. transl. Cambridge: HarvardUniv. Press; London: W. Heinemann Ltd, 1991. Vol. 1. P. 431–459.20. Richardson L. A New Topographical Dictionary of AncientRome. Baltimore: John Hopkins Univ. Press, 1995. XXXIV, 458 p.21. Liverani P. I giardini imperiali di Roma // Il giardinoantico da Babilonia a Roma. Scienza, arte e natura: (cat. dellamostra, Firenze, Limonaia del Giardino di Boboli 8 magg. –28 ott. 2007). Firenze, 2007. P. 86–97.22. Bernard A. Am Birnbaum. Gärten und Papks imantiken Rom, in den Vesuvstädten und Ostia. Mainz: Verl. Filippvon Zabern, 1996. 159 S.23. Поршнев В. П. Садово-парковое искусство птолемеевского Египта // Вестник Санкт-Петербургскогогосударственного университета культуры и искусств. 2017.№ 2 (31). C. 26–29.24. Гораций. Сатиры. Кн. 1, 8 // Гораций. Полное собрание сочинений / пер. с лат. Ф. А. Петровского. Москва;Ленинград: Academia, 1936. С. 232.25. Horatius. Satyrarum. Lib. 1, 8 // Q. Horatii Flacci operaomnia. Oxonii: J. Parker et Soc., 1867. P. 139.26. Chronographus anni CCCLIIII // Monumenta Hermaniae historica. Auctorum antiquissimorum. Berolini: BeroliniApud Weidmannos, 1892. T. 9, vol. 1. S. 13–196.27. Discriptio XIIII regionum urbis Romae //Topographie der Stadt Rom in Altertum von H. Jordan. Berlin:Weidmannsche Buchh., 1871. Bd 2. S. 539–574.28. Tribellius Pollio. Gallieni duo // The ScriptoresHistoriae Augustae: with an Engl. transl. Cambridge:Harvard Univ. Press; London: W. Heinemann Ltd, 1998.Vol. 3. P. 16–62.29. Flavius Vopiscus. Divinus Aurelianus // The ScriptoresHistoriae Augustae: with an Engl. transl. Cambridge: HarvardUniv. Press; London: W. Heinemann Ltd, 1998. Vol. 3. P. 192–293.30. Аммиан Марцеллин. Римская история / пер. с лат.Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни. 2-е изд. Санкт-Петербург.Алетейя, 1996. 576 с.31. Corpus inscriptionum Laninarum. Berolini: Apud G.Reimer, 1882. Vol. 6, p. 2. VIII, 1746 p.32. Corpus inscriptionum Laninarum. Berolini: Apud G.Reimer, 1876. Vol. 6, p. 1. LXVI, 873 p.33. Pliny. Natural History: with an Engl. transl. Cambridge:Harvard Univ. Press; London: W. Heinemann Ltd, 1961. Vol. 5,lib. 17–19. 544 p.34. Страбон. География / пер. с древнегреч. Г. А. Стратановского. Москва: Науч.-изд. центр Ладомир, 1994. 944 с.35. Strabonis Geographica / rec. A. Meineke. Lipsiae:Sumptibus et typis B. G. Teubneri, 1877. Vol. 1, lib. 1–6. XII,396 p.
Источник