- Общесоюзные нормативы для таксации лесов (утв. приказом Госкомлеса СССР от 28 февраля 1989 г. N 38)
- Глава I. Принципы разработки и построения единой для страны таксационной базы
- Глава II. Краткая характеристика лесного фонда СССР (табл. 1 — 13)
- Глава III Таксационное районирование лесов СССР
- Глава IV. Таксация отдельного дерева (табл. 14 — 24)
- Глава V. Таксация пробных площадей
- Глава VI Нормативы для лесоинвентаризационных работ (табл. 25 — 95)
- Глава VII. Выборочные методы таксации леса*(5) (табл. 96 — 110)
- Глава VIII Дешифрирование аэро- и космических снимков (табл. 111 — 117)
- Глава IX Ход роста древостоев (табл. 118 — 140)
- Глава X Прирост деревьев и древостоев (табл. 141 — 147)
- Глава XI Строение и товарная структура древостоев (табл. 148 — 169)
- Глава XII Таксация лесосек (табл. 170 — 176)
- Глава XIII Таксация заготовленной древесины и недревесных ресурсов леса (табл. 177 — 229)
- Глава XIV Перечень законодательных актов и директивных документов
Общесоюзные нормативы для таксации лесов (утв. приказом Госкомлеса СССР от 28 февраля 1989 г. N 38)
Глава I. Принципы разработки и построения единой для страны таксационной базы
Глава II. Краткая характеристика лесного фонда СССР (табл. 1 — 13)
Глава III Таксационное районирование лесов СССР
Глава IV. Таксация отдельного дерева (табл. 14 — 24)
Глава V. Таксация пробных площадей
Глава VI Нормативы для лесоинвентаризационных работ (табл. 25 — 95)
Глава VII. Выборочные методы таксации леса*(5) (табл. 96 — 110)
Глава VIII Дешифрирование аэро- и космических снимков (табл. 111 — 117)
Глава IX Ход роста древостоев (табл. 118 — 140)
Глава X Прирост деревьев и древостоев (табл. 141 — 147)
Глава XI Строение и товарная структура древостоев (табл. 148 — 169)
Глава XII Таксация лесосек (табл. 170 — 176)
Глава XIII Таксация заготовленной древесины и недревесных ресурсов леса (табл. 177 — 229)
Глава XIV Перечень законодательных актов и директивных документов
Общесоюзные нормативы для таксации лесов
(утв. приказом Госкомлеса СССР от 28 февраля 1989 г. N 38)
В общей системе мероприятий по совершенствованию учета и организации полного и рационального использования лесных ресурсов важное значение придается созданию единой для страны таксационной нормативной базы, от качества которой в значительной мере зависит точность лесоучетных материалов и правильность базирующихся на них прогнозных, проектных и плановых решений по организации и ведению лесного хозяйства и лесной промышленности.
Существенным недостатком действовавшего до 70-х годов таксационного нормативного хозяйства являлось то, что его формирование и обновление осуществлялись разрозненно и во многом стихийно, без единого плана и системы. Это явилось причиной того, что его основное содержание составляли нормативы для оценки только древесных ресурсов, состав которых по одним районам характеризовался обилием разнокачественных, несопоставимых, а порой и противоречивых данных, затруднявших правильный выбор и пользование ими, тогда как по другим, даже обширным районам, вследствие их слабой изученности таких нормативов было явно недостаточно. Что касается нормативно-справочных материалов, необходимых для учета и оценки недревесных ресурсов и других многочисленных полезностей леса, то они повсеместно практически отсутствовали.
В связи с этим в конце 70-х годов по инициативе ВНИИЛМа и ВО «Леспроект», одобренной Гослесхозом СССР, перед лесотаксационной наукой была поставлена проблема создания единой для страны и взаимоувязанной системы общесоюзных и районированных нормативов для таксации леса, что полностью отвечало требованиям Постановлений Верховного Совета СССР от 17.06.1977 г., ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20.08.1984 г., посвященных вопросам улучшения использования лесных ресурсов.
Практическая реализация проблемы осуществлена в X-XII пятилетках в рамках планов НИР с участием всех НИИ отрасли, ряда вузов и предприятий ВО «Леспроект».
В общем виде задача формулировалась так: осуществить критическую переоценку (с позиций и требований сегодняшнего и завтрашнего дня), упорядочить и усовершенствовать всю систему действующих в стране лесотаксационных нормативов. Необходимо было исключить из употребления все лишнее, некачественное; отобрать лучшее, полезное и разработать недостающее. Следовало также определить зоны действия отдельных нормативов, найти и описать причины и следствия географических различий в росте, продуктивности, строении и товарной структуре древостоев, установить количественные параметры статических и динамических связей между природной обстановкой и таксационной характеристикой лесов отдельных регионов страны.
Конечной целью этих работ явилось разделение всей лесной площади страны на отдельные лесотаксационные районы с разработкой по каждому из них полного комплекта научно обоснованных, отвечающих современным и перспективным требованиям нормативно-справочных материалов для таксации лесного и лесосечного фонда, оформленных в виде отдельных лесотаксационных справочников.
Настоящий справочник общесоюзных нормативов для таксации леса подготовлен Всесоюзным ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским институтом лесоводства механизации лесного хозяйства (головной институт по проблеме) с участием ВО «Леспроект», Ленинградской ордена Ленина лесотехнической академии и Украинской сельскохозяйственной академии. В него включены разработанные в процессе исследований и прошедшие опытно-производственную проверку, а также наиболее общие нормативно-справочные материалы, общее число которых превышает 300 наименований.
Разработка всей системы общих и районированных нормативов осуществлена на основе подготовленных ВНИИЛМом и утвержденных Гослесхозом СССР (15.06.1982 г.) «Указаний по порядку подготовки единой для страны системы общесоюзного и районированных лесотаксационных справочников», которые регламентировали общие принципы построения нормативной базы, требования к самим нормативам, определили содержание и структуру общесоюзного и типовую схему построения региональных справочников.
Общим итогом явилось создание серии следующих лесотаксационных справочников:
I. Справочник для таксации лесов СССР (ВНИИЛМ).
II. Справочники нормативов для таксации леса по районам:
1. Северо-Запад европейской части СССР (ЛТА).
2. Северо-Восток европейской части СССР (АИЛиЛХ).
3. Центр и юг европейской части РСФСР (ВНИИЛМ).
5. Украинская ССР и Молдавская ССР (УкрСХА).
6. Белорусская ССР (БелНИИЛХ).
7. Южная Прибалтика (ЛитНИИЛХ).
8. Латвийская ССР (НПО «Силава»).
9. Северный Кавказ (КФ ВНИИЛМ).
11. Западная и Восточная Сибирь (ИЛиД).
12. Казахская ССР (КазНИИЛХ).
13. Средняя Азия (СредазНИИЛХ).
14. Дальний Восток (ДальНИИЛХ).
15. Сахалин и Камчатка (ДальНИИЛХ).
III. Сортиментные и товарные таблицы по районам:
1. РСФСР (7 справочников, ВНИИЛМ, зональные НИИ и вузы).
2. Украинская ССР и Молдавская ССР (УкрСХА).
Сортиментные и товарные таблицы в связи с их большим объемом, относительно самостоятельным назначением и широкой областью применения по ряду районов (РСФСР, Украинская ССР и Молдавская ССР, Казахстан, Кавказ) изданы отдельно. Их разработка осуществлена на основе подготовленных ЛТА и ВНИИЛМом и утвержденных Гослесхозом СССР (18.06.1980 г.) «Требований к сортиментным и товарным таблицам для таксации древостоев».
Общее число включенных в справочники нормативно-справочных материалов различного назначения составляет около 2000 наименований.
Построение нормативной базы осуществлено на системной основе с учетом как общих закономерностей, так и региональных особенностей роста и продуктивности лесов. Это значит, что все нормативы, как общие, так и местные, построены в одном масштабе, они сопоставимы между собой в рамках единой системы, т.е. местные нормативы рассматриваются как частные случаи общих.
Как правило, во все справочники включены только научно обоснованные и прошедшие опытно-производственную проверку нормативы, рассмотренные и рекомендованные к внедрению в производство учеными советами институтов-разработчиков, научно-техническими советами ВО «Леспроект», областных (краевых) управлений и республиканских министерств лесного хозяйства. Все они одобрены Координационным советом и утверждены Госкомлесом СССР.
Создание и внедрение единой для страны таксационной нормативной базы позволяет:
— упорядочить применение имеющихся и разработку недостающих таксационных нормативов;
— повысить точность таксации леса и лесоучетных материалов (на 10-30%) и качество базирующихся на этих материалах лесоустроительного проектирования, лесохозяйственного планирования и прогнозных расчетов;
— освободить производство, в частности лесоустройство, от трудоемких и дорогостоящих работ по проверке, оценке точности и обоснованию применяемых нормативно-справочных материалов;
— улучшить организацию и повысить эффективность дальнейших научных исследований по изучению роста, продуктивности и товарной структуры древостоев за счет рационального планирования районов и объемов исследований, исключения лишних работ и их дублирования.
Экономический эффект от внедрения всего комплекса включенных в справочники нормативов по ряду объективных причин не поддается численной оценке. Однако по некоторым наиболее важным нормативам такую оценку можно осуществить. По расчетам ряда институтов (БелНИИЛХ, ДальНИИЛХ, КазНИИЛХ, ЛТА, НИИгорлес и др.), даже неполный суммарный эффект от внедрения лишь части разработанных вновь нормативно-справочных материалов составляет 0,15-0,3 руб. на 1 га таксируемой площади. При среднем ежегодном объеме лесоинвентаризационных работ в стране 47-50 млн га этот эффект только за счет уточнения лесоустроительных данных составляет 10-12 млн руб. По данным ДальНИИЛХ и КазНИИЛХ, внедрение только новых сортиментных и товарных таблиц дает экономический эффект соответственно по Дальнему Востоку — 890 тыс. руб. и Казахстану — 1,152 млн руб. ежегодно.
Следует отметить, что совершенствование лесотаксационных нормативов — процесс непрерывный. Подготовка и издание названной серии справочников знаменует собой завершение лишь определенного этапа исследований, который, однако, не означает, что все уже сделано и проблема решена окончательно. Надо иметь в виду, что до настоящего времени почти половина лесов нашей страны в лесотаксационном отношении все еще остается неизученной.
Внимание исследователей должно быть привлечено к поиску, выявлению и моделированию причинно-следственных связей и закономерностей роста и развития древостоев, позволяющих разрабатывать не только лесоучетные нормативы, но и предложения по совершенствованию управления процессами роста древостоев с целью повышения их продуктивности и качества. Большая работа предстоит также по разработке методов и нормативов для комплексной оценки лесных ресурсов, включая всю фитомассу древостоев, недревесную продукцию и другие многочисленные полезности леса.
Введение, главы I, III, IV, V, IX, X написаны Загреевым В.В., глава II — Гусевым Н.Н., главы VI, XIII, XIV — Загреевым В.В., Гусевым Н.Н., глава VII — Швиденко А.З., глава VIII — Сухих В.И., глава XI — Мошкалевым А.Г., глава XII — Мошкалевым А.Г., Загреевым В.В. по материалам авторов, указанным в заголовках к справочным материалам, пояснениях к ним и списке литературы.
Общая компоновка, согласование и научное редактирование всех глав и разделов справочника выполнено докт. с.-х. наук В.В. Загреевым.
Обозначения, сокращения и единицы измерения встречающихся в справочнике показателей
Источник