Объемно пространственная композиция сада

Объемно-пространственная структура объектов ландшафтного искусства

Организованное пространство — это среда для жизни и деятельности человека, подчиненная материальным и духовным запросам общества. Безграничное пространство — «великая пустота», по определению Демокрита,— не может быть воспринято органами чувств человека. Пространство постигается нами при наличии в нем материальных тел, при условии той или иной степени материального ограничения. Ландшафтный арх. Дж. Саймондс (США) говорил: «Искусство и умение проектировать местность постигается проектировщиком, когда он впервые осознает, что имеет дело не с площадями, а с объемами и пространствами». Творческий метод ландшафтного искусства, опираясь на экологические свойства осваиваемого объекта, подходит к его оценке с позиций 3 пространственных категорий: пространство (собственно территория) и его составляющие — плоскость (поверхность земли на различных формах рельефа) и объем (насаждения, сооружения, объемно выраженный рельеф).

Соотношение типов пространственной структуры

Участки закрытых, полуоткрытых и открытых пространств по своим размерам и общей площади, а так- же размещению в структуре парка определенным образом соотносятся друг с другом. Это соотношение определяется требованиями психофизиологической комфортности среды для человека. Решение задач по созданию благоприятного микроклимата парковой среды зависит от климата района, в котором организуется парк. Так, в южных районах необходима защита от солнца и летнего зноя, поэтому здесь предпочтение отдается закрытым пространствам насаждений, создающим тень и прохладу. Площадь открытых пространств незначительна. Они, как правило, невелики, посетителей наиболее привлекает их затененная часть, опушка формируется рыхлой — продуваемой, способной обеспечить необходимую аэрацию и таким образом избежать застоя перегретого воздуха. В северных районах, наоборот, предпочтительнее участки, освещенные солнцем и защищенные от неблагоприятных северных ветров. Поэтому здесь значительную часть, а иногда и большую, занимают открытые пространства полян, более прогреваемые, чем массивы насаждений. В северной, а также в северо-западной части поляны имеют плотную опушку, защищающую от холодных ветров.

Композиции открытых пространств (полян и партеров)

Открытые пространства являются одними из наиболее важных структурных элементов парков. В регулярных парках это прежде всего партеры, в пейзажных — поляны. Партер — это декоративная композиция, расположенная на горизонтальной плоскости, выполняемая из растений, инертных материалов и воды. В качестве растительного материала используются газон, цветы, низкостригущийся кустарник. Инертным материалом служат песок, березовый уголь, битое стекло, толченый кирпич, черепица. В композицию партеров включаются бассейны, фонтаны, скульптура, вазы, кадочные растения и фигурно стриженные растения (буксус, тисе, кизильник, туя, в России использовалась ель).

Читайте также:  Товары для сада усадьба

Источник

Пространственные формы в ландшафтном искусстве, их свойства и соотношения

Композиция (от лат. compositio — расположение, составление, соединение) означает построение произведения искусства. В ландшафтном искусстве композицию можно определить как расположение пространственных форм паркового объекта в определенном сочетании, образующем гармоническое единство организуемого пространства.

Пространственные формы включают плоскости — поверхность земли, (с газоном, цветниками, покрытием), а также элементы рельефа, водное зеркало, стены леса, ограждения и др. и объемы — древесные массивы, группы, отдельно стоящие деревья и кустарники, архитектурные сооружения, скульптура.

Взаимосвязь пространства, плоскости и объема определяется объемно-пространственной композицией и выражает общие закономерности формирования парковой среды.

Пространственные формы в ландшафтном искусстве имеют ряд свойств, которые необходимо учитывать при решении композиционных задач. Они аналогичны свойствам, выделенным в архитектуре, также оперирующей пространственными формами. Сюда входят: геометрический вид формы, величина, масса, фактура, положение в пространстве, цвет и освещенность.

Соотношения пространственных форм по их свойствам представляют собой средства композиции. Важнейшими из них являются: единство и соподчиненность, пропорции, законы линейной и воздушной перспективы. Они определяют соотношения пространственных форм по положению в пространстве, величине, цвету, освещенности и т. д. Сюда же входят такие приемы, как симметрия, асимметрия, равновесие, ритм, контраст, нюанс, масштабность и т. д.

Единство композиции (по классификации А. Вергунова)
Единство композиции (по классификации А. Вергунова): А — создание доминанты: 1 — поляна, 2 — водоем, 3 — сооружение; Б — функция: 1 — спортивный парк, 2 — ботанический сад, 3 — детский сад; В — ландшафтный фактор: 1 — водоемы, 2 — рельеф, 3 — равнина; Г — планировочное единство сооружений, планировки, насаждений

Все эти свойства и их соотношения тесно связаны между собой, и выделить среди них главные и второстепенные, а тем более разделить их, практически невозможно. Они неразрывно связаны с парками как произведениями ландшафтного искусства. Каждое из этих свойств или их соотношений отражает одну сторону общей взаимосвязи, частей целого паркового комплекса или его составляющей части (района, участка, узла), а также любого другого объекта озеленения. Значение этих свойств и их соотношений в композиции определяется в каждом конкретном случае. Однако в целях лучшего изучения они рассматриваются раздельно.

Читайте также:  Розы для сада красные

Соотношения форм по величине (высоте, ширине, длине). Размеры величин выражаются, как правило, в метрической системе, а их отношения — целочисленными и иррациональными величинами. Совокупность соотношений, подчиненных определенной композиционной зависимости, образует пропорции, которые рассматриваются ниже.

Соотношение форм по геометрическому строению. Геометрический вид формы в зависимости от отношения величин, измеряемых по трем координатам, может рассматриваться как объемный, плоскостной и линейный.

Объемная форма характеризуется относительным равенством величин по трем координатам. Наиболее типичные объемные формы — куб, шар.

Плоскостная форма характеризуется относительным равенством величин по двум координатам при подчиненной (малой величине) третьей координате (квадрат).

Линейная форма характеризуется преобладанием одного какого-либо измерения над двумя другими, предельно малыми по величине.

Геометрический вид формы при прямолинейном или криволинейном характере имеет следующие предельные состояния: линия — окружность, плоскость — цилиндрическая поверхность. По аналогии с рядом линейных форм можно построить ряд поверхностей от плоскостной до цилиндрической (замкнутой) формы. Эти формы имеют свои аналоги в парковом ландшафте — объемы массивов и групп, плоскости газона, цветников, стены леса, линии дорог, рабаток, бордюров. Их соотношения определяют глубину пространства, пластичность опушки, ритмический строй пейзажей.

Соотношения форм по положению в пространстве. Здесь имеются в виду положения форм по отношению друг к другу и наблюдателю в трехмерном пространстве парка. Эти соотношения составляют основу пространственной композиции.

Композиции форм в пространстве бывают трех видов: фронтальная, объемная и глубинно-пространственная. Фронтальная композиция, как правило, одноплановая, может быть развернута в ширину, составляющие ее формы носят плоскостной характер, глубинные перспективы не выражены. В объемной композиции формы ярко выражены во всех трех измерениях. В глубинно-пространственной они организуются в глубокие перспективы, их раскрытие идет постепенно.

Читайте также:  Золотой ключик частный сад

Соотношение форм здесь имеет наиболее важное значение, поскольку в парках преобладают глубинно-пространственные композиции. Их восприятие в сильной степени определяется законами линейной и воздушной перспектив, использование которых можно отнести к средствам ландшафтной композиции.

Соотношения форм по фактуре. Под фактурой понимается характер поверхности предметов. В ландшафтном искусстве учитывается фактура растительности — деревьев, кустарников, поверхности газона и цветников, а также фактура горных пород — скал, геологических обнажений и др.

В оценке древесных растений фактура рассматривается как составная часть, характеризующая архитектонику кроны (вместе с силуэтом и структурой). При этом выделяют следующие типы: грубая (дуб), средняя (вяз, липа), тонкая (ива, береза).

Соотношения форм по цвету. Композиционное построение пейзажей невозможно без учета цвета. Парковая среда насыщена цветом растений, неба, поверхности земли, сооружений, покрытий. Цвет является одним из важных средств художественной выразительности композиции и фактором, влияющим на восприятие человеком внешней среды. Учет и использование сезонных и возрастных изменений цвета растений, определение цветовой гаммы пейзажей, колорита цветников с учетом расстояния от видовых точек — основная задача при цветовой организации паркового пространства.

В весеннее, летнее и осеннее время окраска древесных растений слагается из цвета листьев, ветвей, стволов, цветков и плодов, а в зимнее, позднеосеннее и ранневесеннее время цветовой тон определяется окраской ветвей и стволов. Вечнозеленые растения занимают значительное место в колорите пейзажа в течение круглого года (пихта, ель, сосна, можжевельник, в южных широтах используется широкий ассортимент вечнозеленых лиственных и хвойных).

Цветочное оформление с ранней весны до поздней осени обогащает парковый пейзаж или любой другой объект зеленого строительства.

Газоны представляют собой основной фон для древесных и цветочных растений. Газонные травы в зависимости от подбора ассортимента, местных условий в течение вегетационного периода, по мере роста и развития растений с мая по сентябрь варьируют по оттенкам зеленого цвета: от теплых до холодных тонов.

Источник: Ландшафтное искусство. Боговая И.О., Фурсова Л.М. Агропромиздат, Москва. 1988

Источник

Оцените статью