74. Лес как объект правовой охраны.
В соответствии с Лесным кодексом РФ объектами лесных отношений являются: лесной фонд РФ; участки лесного фонда; права пользования ими; леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими; древесно-кустарниковая растительность. Объекты лесных отношений используются и охраняются с учетом многофункционального значения лесов и признания их основным средством производства в лесном хозяйстве.
Управление лесами осуществляет специально созданная Федеральная служба лесного хозяйства РФ.
все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений;
земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью.
Границы лесного фонда определяются методом отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий. Участками лесного фонда являются участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель.
лесные земли – земли, которые покрыты лесной растительностью и не покрыты ею, но предназначены для ее восстановления, т. е. вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувши-мися лесными культурами и др.;
нелесные земли – земли, которые предназначены для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями и др.
иные земли, расположенные в границах лесного фонда (занятые болотами, каменистыми россыпями и другие неудобные для использования земли).
Разделение лесного фонда по группам лесов и разграничение лесов 1–й группы по категориям защищенности осуществляется в соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями. На особо защитных участках лесов возможно запрещение рубок главного пользования.
К лесам 1–й группы относятся леса, основное назначение которых – выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Леса 1–й группы разделяются на категории защитности.
Леса 2–й группы – леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей; леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.
Леса 3–й группы – леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. При заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов. Разделяются на освоенные и резервные леса.
75. Особенности правового режима лесов.
Государственное регулирование эколого-правового режима лесопользования — это исполнительно-распорядительная деятельность органов по рациональному использованию лесов, их охране и защите, воспроизводству и повышению продуктивности для удовлетворения различных потребностей народного хозяйства и населения, а также усилению полезных природных свойств лесов.
Различается регулирование эколого-правового режима лесопользования со стороны государства и внутрихозяйственное управление со стороны лесопользователей.
Государственное регулирование является формой осуществления функций, вытекающих из содержания права государственной собственности на леса. Оно подразделяется на общее и специальное. Государственное
регулирование в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов осуществляется Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными государственными органами.
Органами отраслевой (ведомственной) компетенции по регулированию эколого-правового режима лесопользования являются Федеральная служба лесного хозяйства 1 и ее территориальные органы К ним относятся органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации, лесхозы, национальные парки, лесоустроительные организации, базы авиационной охраны лесов Эти органы обеспечивают реализацию государственной политики в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов
В системе органов лесного хозяйства имеется аппарат государственной лесной охраны РФ, который осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденным для него Положением Он наделяется правами по предупреждению и пресечению нарушений лесного законодательства
В Лесном Кодексе закреплена компетенция Российской Федерации и ее субъектов в сфере регулирования лесных отношений Определена также компетенция органов местного самоуправления в этой сфере
Основными функциями регулирования эколого-правового режима лесопользования являются государственный учет лесного фонда, лесной кадастр, лесной мониторинг, государственная лесная охрана, лесоустройство, организация восстановления лесов и лесоразведения, государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, разрешение споров о лесопользовании
Ведение государственного учета лесов и государственного лесного кадастра
Для организации рационального использования лесов, их воспроизводства, охраны и защиты, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечения долговременными сведениями о лесном фонде органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, организаций, граждан проводится государственный учет лесов и ведется государственный лесной кадастр по единой системе. В ходе составления сводного учета лесов одновременно учитываются и земли лесного фонда
В ст. 43 Лесного Кодекса сказано, что мониторинг лесов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях эффективного управления в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов и повышения их природоохранных функций Структура, содержание и порядок осуществления лесного мониторинга устанавливается совместно федеральным органом управления лесным хозяйством и государственным органом охраны окружающей среды Российской Федерации.
Источник
Лес как объект правовой охраны.
Правовое понятие леса определено Лесным кодексом РФ – лес представляет собой совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.
Юридическое понятие «лес», основывающееся на анализе сферы действия лесного законодательства и содержания института права лесопользования, может быть определено как совокупность всех растительных организмов, древесных, кустарниковых, травянистых и других растений (мхов, лишайников и т.п.) *.
Следует уточнить, что речь идет о совокупности названных видов, произрастающих в пределах земель лесного фонда Российской Федерации; в лесах, не входящих в лесной фонд, расположенных на землях обороны; городских лесах; древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях:
• сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;
• транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);
• населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);
• водного фонда (на полосах отвода каналов);
Таким образом, лесное законодательство регулирует отношения по использованию и охране лесной и древесно-кустарниковой растительности как на землях лесного фонда, так и на иных землях.
В свою очередь, в состав земель лесного фонда входят два вида земель – лесные и нелесные.
К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные).
К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли) (ст. 8 ЛК РФ).
Согласно гл. 2 ЛК объектами лесных отношений являются:
— лесной фонд, к которому отнесены все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), участки лесного фонда;
— леса, не входящие в лесной фонд (расположенные на землях обороны и землях городских поселений), их участки;
— древесно-кустарниковая растительность, расположенная на:
— землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;
— землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);
— землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);
— землях водного фонда (на полосах отвода каналов);
Глава 9 ЛК устанавливает, что в соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями производятся разделение лесного фонда по группам лесов и разграничение лесов первой группы по категориям защитности.
При этом к лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Эти леса разделяются на следующие категории защитности:
— запретные полосы лесов по берегам рек, озер и иных водных объектов;
— запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб;
— защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального и регионального значения;
— леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей среды;
— леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов;
— леса первого и второго поясов санитарной охраны источников водоснабжения и др.
К лесам второй группы относятся:
— леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей;
— леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение;
— леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.
Третью группу составляют леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение, которые делятся на освоенные и резервные леса.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник