Поправочный коэффициент к нормам расхода топлива
Понижающий коэффициент на линейные нормы расхода топлива
- Работа на дорогах I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности с высотой над уровнем моря 300 м. — до 15%.
- В том случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются.
- При применении одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.
Формулы для расчета расхода топлива
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D),
где Qн — расход топлива
Hs — базовая норма расхода топлив на пробег
S — пробег автомобиля
D — поправочный коэффициент
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) + Hот x T
Qн — расход топлива, л;
Hs — базовая норма расхода топлива с учетом рекомендуемой загрузки пассажиров;
S — пробег автобуса, км;
Hот — норма расхода топлив при использовании штатных независимых отопителей на работу отопителя (отопителей), л/ч;
T — время работы автомобиля с включенным отопителем, ч;
D — поправочный коэффициент
Грузовые бортовые автомобили, фургоны, тягачи
Qн = 0,01 x ( Hs + Hg x Gпр) x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D)
Hs — базовая норма расхода топлива с рекомендуемой нагрузкой
Hg — норма расхода топлив на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т.км ;
Gпр — собственная масса прицепа или полуприцепа, т;
Qн — нормативный расход топлива, л;
S — пробег автомобиля или автопоезда, км;
Hsan — норма расхода топлив на пробег автомобиля или автопоезда снаряженном состоянии без груза;
D — поправочный коэффициент
Qн = 0,01 x( Hs + Hw x (Gпр + 0,5q)) x S x (1 + 0,01 x D) + Hz x Z,
Qн — нормативный расход топлив, л;
S — пробег автомобиля-самосвала или автопоезда, км;
Hs — транспортная норма с учетом транспортной работы (с коэффициентом загрузки 0,5), л/100 км;
Hw — норма расхода топлив на транспортную работу автомобиля-самосвала и на дополнительную массу самосвального прицепа или полуприцепа, л/100 т x км;
Gпр — собственная масса самосвального прицепа, полуприцепа, т;
q — грузоподъемность прицепа, полуприцепа
Hz — дополнительная норма расхода топлив на каждую ездку с грузом автомобиля-самосвала, автопоезда, л;
Z — количество ездок с грузом за смену;
D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение)
к норме, %.
Спецавтомобили, где основная работа выполняется в период стоянки
Qн = (0,01 x Hsc x S + Ht x T) x (1 + 0,01 x D)
Qн — нормативный расход топлив, л;
Hsc — норма расхода топлив на пробег, л/100 км (в случаях, когда спецавтомобиль предназначен также и для перевозки груза, индивидуальная норма рассчитывается с учетом выполнения транспортной работы:
S — пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;
Hт — норма расхода топлив на работу специального оборудования (л/ч) или литры на выполняемую операцию (заполнение цистерны и т.п.);
T — время работы оборудования (ч) или количество выполненных операций;
D — поправочный коэффициент
Узнайте, как уменьшить простой легкового транспорта и спецтехники в 2,5 раза из реального кейса «Газпромнефть-Ямала». Получите кейс в удобном мессенджере.
Источник
Норм расхода топлив лес
НОРМЫ
расхода горюче-смазочных материалов на механизированные
работы, выполняемые в лесном хозяйстве
Общие положения
В состав сборника «Нормы расхода горюче-смазочных материалов на механизированные работы, выполняемые в лесном хозяйстве» вошли индивидуальные нормы расхода ГСМ на основные виды работ: лесокультурные (работа в питомниках, корчевка пней на вырубках тракторными агрегатами, сплошная обработка почвы под лесные культуры, питомники и сельскохозяйственные культуры, посев и посадка леса, агротехнический и лесоводственный уход); лесозащитные работы (опрыскивание, опыление и аэрозольная обработка лесных культур); лесохозяйственные работы (рубки ухода в молодняках, при прореживании, проходных и санитарных рубках, трелевка древесины); гидромелиоративные и лесоосушительные работы, строительство дорог (работы по подготовке трасс под лесоосушительную сеть, работы по устройству лесоосушительной сети на подготовленной трассе); противопожарные мероприятия; транспортные работы.
Индивидуальная норма расхода горюче-смазочных материалов — это норма расхода топлива машиной конкретной марки на производство единицы работы (продукции) или за единицу рабочего времени, применительно к определенным условиям производства работы.
В нормы расхода топлива на работу машин не включаются: расход топлива на капитальный ремонт машин (включая доставку своим ходом до места капитального ремонта машины и обратно до потребителя, испытания и обкатку капитально отремонтированных составных частей машины, обкатку машины после капитального ремонта перед пуском в эксплуатацию), потери топлива при хранении и транспортировании нефтепродуктов и на другие ремонтно-хозяйственные нужды, не связанные с осуществлением непосредственно технологического процесса.
В нормы расхода топлива не включаются затраты топлива, вызванные отступлением от принятой технологии, нарушением режима работы, несоблюдением требований к качеству поставляемого топлива и другие нерациональные затраты.
Кроме того, в норму расхода топлива тракторами не включены расходы топлива на переезды от места стоянки машин к месту работы в начале и конце смены, а также переезды от участка к участку в течение смены, превышающие, в общей сложности, 10 км.
В тех случаях, когда действующие в отдельных хозяйствах местные нормы расхода топлива ниже приведенных в настоящем сборнике типовых норм, то действующие местные нормы должны быть сохранены.
УКАЗАНИЯ
по применению норм расхода горюче-смазочных материалов
1. Нормы расхода топлива механизмами на механизированных работах, выполняемых в лесном хозяйстве, в основном, рассчитаны в весовых единицах (кг) на единицу выполненных работ (га, км).
В случае необходимости перевода норм расхода топлива и горюче-смазочных материалов в объемные единицы измерения (литры) следует использовать следующее соотношение:
V — расход топлива и ГСМ, литры;
G — расход топлива и ГСМ, кг;
Y — плотность топлива, кг/л (для дизельного топлива — 0,825, для бензина — 0,74).
Определение плотности нефтепродуктов (топлива, масел) и приведение плотности к фактической температуре осуществляется по ГОСТ 3900-85 «Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности» и производится с помощью нефтеденсиметра (ареометра).
Ниже приводится плотность жидкого топлива и смазочных масел при +20 °С.
Таблица 1
Плотность автомобильного и дизельного топлива
и смазочных масел при +20°С
Топливо и смазочные материалы
Источник
РАСЧЕТ ЗАТРАТ НА ТОПЛИВО, СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Затраты на жидкое топливо и смазочные материалы для трелевочных тракторов и машин на их базе, лесовозных автопоездов и хозяйственных автомобилей, челюстных погрузчиков и другой техники определяют по нормам расхода и действующим оптовым ценам на топливо с учетом транспортных расходов по его доставке от пункта получения до основного склада топливно-смазочных материалов леспромхоза (лесхоза). Удельный расход топлива указан в справочниках и технических характеристиках.
Нормы расхода топлива и смазочных материалов подразделяются на индивидуальные и групповые. Норма расхода — это плановый показатель расхода горюче-смазочных материалов на производство единицы продукции или выполнения работы по прогрессивной технологии при рациональной организации производства.
Индивидуальная норма расхода дизельного топлива, бензина, видов масла (моторного, трансмиссионного, индустриального, гидравлического и др.) и смазок (пластических и др.) — это норма (плановый показатель), устанавливаемая для конкретного вида работы в определенных климатических, почвенно-грунтовых, лесорастительных и других условиях. Она используется для определения расхода топлива при расчетах с машинистами (трактористами, операторами и т. д.) и расчета групповых норм.
Групповая норма расхода топливно-смазочных материалов — это средневзвешенная норма их расхода, установленная на единицу работы (например, на 1000 м 3 древесины) с учетом структуры парка, технического состояния машин и планируемого объема производства продукции. Она разрабатывается для различных уровней управления (лесопункт, леспромхоз и т. д.) на основе индивидуальных норм.
Таким образом, индивидуальные нормы расхода формируются по технологическим объектам (маркам машин, автомобилей), а групповые — по экономическим (предприятию, объединению и т. д.). Расход топливно-смазочных материалов на единицу продукции или работы планируется в весовых (граммах, килограммах, тоннах) или объемных (литрах) единицах. В индивидуальных и групповых нормах не учитывается расход топливно-смазочных материалов, вызванный отступлением от принятой технологии выполнения работ, режимов эксплуатации оборудования, несоблюдением требований к качеству топлива, видов масла и смазок.
В справочной литературе нормы расхода дизельного топлива для дрелевочных машин приведены в кг на 1 м 3 древесины при работе их на трелевке леса, а при использовании их на подготовительно-вспомогательных, нижнескладских и других работах, не связанных с трелевкой, — в кг/ч. Нормы расхода учитывают расстояние и способ трелевки, грунтовые условия и средний объем хлыста.
Расход дизельного топлива по норме (qm) на трелевку 1 м 3 древесины определяют по формуле:
где Нm — норма расхода дизельного топлива на трелевку 1 м 3 древесины на расстояние 1 км, кг; Кm — коэффициент, учитывающий изменение расхода топлива в зависимости от расстояния трелевки; Lm — среднее расстояние трелевки, км.
Установиv нормированный расход дизельного топлива, моторного масла, трансмиссионного масла и пластичной смазки на форвардер МЛ — 131.
Норма расхода дизельного топлива на 1м 3 при среднем объеме хлыста 0,24 м 3 : зимой — 0,507, летом — 0,456 кг или в среднем (0,507+0,456)/2 = 0,48 кг/м 3 . Коэффициент Кm при расстоянии трелевки до 150 м (в среднем 0,1 км) принимаем 1,75.
Норма расхода дизельного топлива на 1м 3 составит = 0,08 кг.
На весь объем работ (270000 м 3 ) — = 21600кг = 21,6 т.
Расход моторного масла для двигателя (4 %) — 0,864 т; моторного масла для гидросистемы (2 %) — 0,432 т; трансмиссионного масла (1 %) — 0,216 т; пластичной смазки (0,8 %) — 0,173 т.
Индивидуальная норма расхода топлива для автомобильного транспорта — это норма расхода топлива автомобилем данной марки на 100 км пробега. Для плановых расчетов групповые нормы расхода топлива определяются, как правило, расчетно-аналитическим методом на основе индивидуальных норм. В отдельных случаях групповые нормы расхода топлива на планируемый период можно разработать также исходя из соответствующих норм базисного периода с учетом достигнутых прогрессивных показателей удельного расхода и планируемых организационно-технических мероприятий по его экономии.
В состав показателей, используемых для нормирования расхода автомобильного бензина и дизельного топлива, входят нормативные коэффициенты (надбавки и снижения), учитывающие влияние различных природно-климатических и эксплуатационных факторов, не учтенных в индивидуальных нормах, на расход топлива автомобилей.
Для грузовых бортовых автомобилей, автомобилей повышенной проходимости, специализированных автомобилей, седельных тягачей с полуприцепами и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, линейные нормы установлены без учета расхода топлива на выполнение транспортной работы. Для остальных автомобилей — с учетом этого расхода.
Норма расхода топлива (Qm) для грузовых автомобилей и тягачей с полуприцепами определяется по формуле:
где Нл — линейная норма расхода топлива на 100 км пробега автомобиля, л; S — общий пробег автомобиля, км; Hw — норма расхода топлива на каждые 100 т-км транспортной работы (для карбюраторных двигателей — 2 л, для дизельных — 1,3 л); W — выполненная транспортная работа, т * км; — алгебраическая сумма предусмотренных нормами надбавок или снижений с учетом особых условий работы автомобилей, %.
Определить расход топлива по норме для сортиментовоза ЗИЛ-130. Среднее расстояние вывозки — 35 км. Планируемый грузооборот на вывозке леса — 7938 тыс. т-км; общий пробег- 1856 тыс. км. Линейная норма расхода топлива на 100 км — 34,5 л (= 25,5 кг). Величина надбавки за работу на вывозке леса до основной дороги К = 10 %.
Расход топлива по норме составит:
Расход масел и смазок (QM) по нормам находят из выражения:
где Qm — расход топлива по норме на выполненный автомобилем объем работ, л; Нм — норма расхода масел, л (смазок, кг) на 100 л топлива; К — коэффициент, учитывающий время нахождения автомобилей в эксплуатации (для автомобилей, находящихся в эксплуатации до 3 лет, К = 0,5; от 3 до 8 лет — К = 1,0; свыше 8 лет — К = 1,2).
Находим нормированный расход (К= 1):
· моторного масла = 22 тыс. л. или 19,8 т;
· трансмиссионного = 2,75 тыс. л. или 2,5 т;
· специального = 0,92 тыс. л. или 0,8 т;
Полученные результаты сводим в табл. 5.1.
Расчет расхода и стоимости топлива, масел и смазок
Виды топлива, масел и смазок
Источник